В каких случаях надо делать два суджуда перед концом молитвы
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
-
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: 12 дек 2010, 12:51
- Контактная информация:
В каких случаях надо делать два суджуда перед концом молитвы
Ассаляму аляйкум уа рахмату Аллах уа баракатух.
Я знаю, что за совершение каких-либо ошибок перед концом молитвы нужно сделать два ракаата.
Меня интерсует в случае каких ошибок надо совершать два ракаата перед концом молитвы?
В каких случаях надо делать два ракаата перед концом молитвы?
Я знаю, что за совершение каких-либо ошибок перед концом молитвы нужно сделать два ракаата.
Меня интерсует в случае каких ошибок надо совершать два ракаата перед концом молитвы?
В каких случаях надо делать два ракаата перед концом молитвы?
Re: В каких случаях надо делать два ракаата перед концом мол
Саджда ас-сахyа (земные поклоны для искупления ошибок в намазе)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Поистине, многие мусульмане неведомы о положении «суджуд ас-сахуа» в намазе. Некоторые из них оставляют «суджуд ас–сахуа» в том месте, где является обязательным сделать его. Некоторые же делают его в том месте, где не надо его делать. Некоторые делают его до саляма (приветствия) тогда, когда его нужно сделать после саляма. Некоторые же делают его после саляма тогда, когда его нужно сделать до саляма. А некоторые делают салям в правую сторону, затем делают «суджуд ас–сахуа», после чего читают слова ташаххуда (ат-тахиият), молитва за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), читаемая после ташаххуда и слова мольбы, обращаемой к Аллаху после последнего ташаххуда перед произнесением приветствия. Затем после всего этого делают салям в правую и в левую сторону, заявляя о том, что такой вид «суджуд ас–сахуа» пришло от пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если действительно такой вид «суджуд ас-сахуа» пришло от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то пусть предоставят этот хадис с его цепочкой достоверности. Тогда мы непременно примем его и будем его осуществлять. По причине всего этого я хочу с дозволения Всевышнего Аллаха составить небольшую статью на эту тему, надеясь на Всевышнего Аллаха, что Он даст пользу посредством этого труда для Своих верующих рабов. Прошу Всевышнего Аллаха благословить нашу работу, принять наш труд и сделать его искренним ради Его Благородного Лика!
Хвала Всевышнему Аллаху. Мир и благословение Аллаха Его посланнику Мухаммаду и его семье.
Что такое суджуд ас-сахуа?
«Суджуд ас–сахуа» – это два земных поклона, которых совершает молящийся для того, чтобы исправить сделанную ошибку в намазе по причине забывчивости.
О том, когда и в каких местах совершают суджуд ас-сахуа
Уважаемые мусульмане! Суджуд ас–сахуа иногда совершают до саляма, а иногда после.
До саляма совершают в двух местах:
Первое место: Если молящийся что-то упустил в намазе, забывая, то он доводит свой намаз до конца и делает суджуд ас-сахуа, затем произносит приветствие. Но если упустил умышленно, то намаз в таком случае не действительный, намаз совершает заново, не делая суджуда ас-сахуа. А если молящийся забыл и сразу же вспомнил до того, как покинул место, то он совершает то, что забыл, не делая суджуд ас-сахуа.
Например: Человек после второго земного поклона на втором ракате начал подниматься на третий ракат, забыв прочесть первый ташаххуд, после чего он вспомнил до того, как подняться на третий. То воистину, такой человек утверждается сидя и читает ташаххуд. Затем дочитывает намаз, не делая суджуд ас-сахуа. Но если, же молящийся вспомнил тогда, когда поднялся на третий ракат и начал читать уже суру, то у такого человека отпадает ташаххуд, он дочитывает свой намаз и делает суджуд ас-сахуа до того, как даст салям в правую и в левую сторону.
Довод этому является хадис от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые передали имам Бухари и имам Муслим от Абдуллы ибн Бухайна (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) молился с ними зухр (полуденная молитва), не читая ташаххуд на втором ракате, сразу поднялся на третий ракат. Люди поднялись за ним тоже. Затем, когда он дошел до четвертого раката и начал читать ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него (ташаххуд), то люди ждали, когда он произнесет приветствие (салям). После чего он, не давая саляма, произнес такбир (Аллаху Акбар) и сделал суджуд ас-сахуа до того, как произнести салям. Затем произнес салям.
Второе место: Если молящийся засомневался, не зная, какое дело наиболее вероятное, то он берет то, в чем глубоко убежден, а это – самое меньшее. Затем дочитывает намаз и делает суджуд ас-сахуа до того, как произнесет салям, после чего произносит салям.
Например: Человек читает намаз аср (послеполуденная молитва), затем засомневался в ракате, второе ли это или третье? И не знает, какой наиболее вероятный, второе или третье? То воистину, он делает его вторым, читая первый ташаххуд. Затем дочитывает два раката и делает суджуд ас-сахуа, после чего произносит приветствие.
Или человек засомневался, присоединился ли он к имаму тогда, когда он (имам) был в руку (в поясном поклоне) или он не успел присоединиться. И он не в состоянии определить, какой из них наиболее вероятный. То он основывается на том, в чем убежден, а это то, что он не успел присоединиться. Затем, он совершает суджуд ас-сахуа до того, как произнесет салям. После чего произносит слова приветствия.
Довод этому служит хадис, который передал имам Муслим от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас засомневался в намазе и не знает, сколько прочитал три ракатов или четыре? Пусть оставит сомнение и основывается на том, в чем убежден. Затем пусть совершит суджуд ас-сахуа до того, как произнесет салам».
Что касается суджуда ас-сахуа, которая бывает после саляма, то она тоже совершается в двух местах:
Первое место: Если в намазе произошел излишек по причине забывчивости. Как, например, человек прочитал зухр пять ракатов, и вспомнил только тогда, когда был в ташаххуде. Тогда он дочитывает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него, затем произносит приветствие и делает суджуд ас-сахуа, после чего опять произносит салям. А если же он вспомнил, что сделал излишек в намазе только, после произнесения саляма, то он совершает суджуд ас-сахуа и произносит слова приветствия. Но если он вспомнил излишек тогда, когда он находился в пятом ракате, читая суру, то он садится, не смотря, в каком положении он находился, и читает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него, затем произносит приветствие и делает суджуд ас-сахуа, после чего произносит приветствие.
Довод этому является хадис, которые передали имам Бухари и имам Муслим от Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует), прочитал зухр пять ракатов. После чего ему сказали: «Разве намаз был прибавлен?». Затем он (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Что случилось?». Ему сказали: «Ты прочитал пять ракатов». После чего он (да благословит его Аллах и приветствует), сделал суджуд ас-сахуа, затем произнес приветствие.
В этом хадисе пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершил суджуд ас-сахуа после саляма, так как ему напомнили, что он сделал излишек только тогда, когда он уже завершил намаз, произнеся салям. Затем, когда он узнал, что сделал излишек, сделал суджуд ас-сахуа, после чего произнес приветствие.
Примечание: Приветствие в правую и в левую сторону, не закончив полностью намаз, считается излишком в намазе. Если молящийся умышленно произнес приветствие, не докончив полностью намаз, то намаз в таком случае не действительный. А если он забыл и вспомнил только после длительного времени, то он заново прочитывает намаз. Но если он вспомнил после небольшого времени, как две или три минуты, то он дочитывает намаз, после чего произносит приветствие, затем совершает суджуд ас-сахуа и произносит салям.
Довод этому служит хадис, которые передали имам Бухари и имам Муслим от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует), молился с ними зухр или аср, после чего, не докончив намаз произнес приветствие на втором ракате. Затем быстро вышел из дверей мечети, после чего они сказали: «Намаз уменьшился». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стоял около бревна мечети, опираясь на нее, как будто был сердитый. После чего стал мужчина и сказал: «О, посланник Аллаха! Ты забыл или намаз был сокращен?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Не забыл, и не был сокращен». Мужчина сказал: «Да, вероятно ты забыл». После чего пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал сподвижникам: «Правда ли то, что он говорит?». Они сказали: «Да». Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), вернулся и дочитал то, что оставил из своего намаза, после чего произнес приветствие. Затем совершил суджуд ас-сахуа и сделал салям.
Второе место: Если молящийся засомневался, но знает, какой из двух дел наиболее вероятный, то он берет, что считает у себя наиболее вероятным. Затем дочитывает свой намаз, произнеся приветствие, после чего совершает суджуд ас-сахуа и произносит салям.
Например: Человек молится зухр, после чего засомневался в ракате, второй ли это или третий, однако наиболее вероятный у него то, что это третий ракат. То воистину, он делает его – третьим. Дочитав последний четвертый ракат, он произносит приветствие, затем совершает суджуд ас-сахуа, после чего опять произносит приветствие.
Довод этому является хадис, которые передали имам Бухари и имам Муслим со слов Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас засомневался в своем намазе, пусть ищет правильное, затем дочитывает намаз. После чего пусть произнесет приветствие и совершит суджуд ас-сахуа».
Уважаемые мусульмане! Что касается того, когда объединяются сразу два забвения, одно забвение произошло в том месте, где нужно совершить суджуд ас-сахуа до произношении приветствия, а другое произошло в том месте, где нужно совершить суджуд ас-сахуа после произношении приветствия, то ученые говорят, что в таком положении, суджуд ас-сахуа в основном совершают до произношении приветствия.
Например: Человек читает намаз зухр, затем, не читая первый ташаххуд на втором ракате, стал на третий ракат. После чего сел на третьем ракате, думая, что это второй ракат. Затем вспомнил, что он на третьем ракате. То воистину, он встает и дочитывает последний четвертый ракат и делает суджуд ас-сахуа, после чего произносит приветствие.
Этот человек оставил первый ташаххуд, у которого суджуд ас-сахуа совершается до приветствия. Также он сидел на третьем ракате, излишествуя в сидении, у которого суджуд ас-сахуа совершается после приветствия. В таком положении в основном суджуд ас-сахуа совершается до приветствия. Аллах лучше знает!
О том, как совершают суджуд ас-сахуа те, которые следуют за имамом.
Если имам забыл, то является обязательным для тех, которые следуют за имамом, следовать за ним в суджуде ас-сахуа. Так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, имам для того, чтобы следовали за ним, не противоречите ему. Если он произнесет такбир (Аллаху Акбар), то и вы произнесите его. Если он совершит руку’ (коленопреклонение), то и вы совершите. Если он скажет: «СамиаЛлаху лиман хамида» то скажите: «Раббана уа лакал хамд». Если он совершит суджуд (земной поклон), то и вы совершите его. Если же он будет молиться сидя, то и вы все молитесь сидя». Имам Бухари (657) и имам Муслим (412).
Без разницы, если имам совершит суджуд ас-сахуа до саляма или после, то является обязательным для тех, которые стоят за ним, следовать за имамом, кроме того, кто опоздал и упустил часть намаза. Он не следует имаму в суджуде ас-сахуа, так же, как не произносит приветствия с имамом, так как он опоздал и упустил часть намаза. Поэтому он совершает то, что упустил и произносит приветствие. Затем совершает суджуд ас-сахуа, и потом произносит приветствие.
Например: Человек присоединился к имаму на последнем ракате тогда, когда имаму надлежит совершить суджуд ас-сахуа после саляма. Когда имам произнесет салям, то пусть он (человек, который присоединился к имаму на последнем ракате) станет и совершит то, что упустил, не делая суджуд ас-сахуа с имамом. Затем, если он завершил то, что упустил, то произносит приветствие и совершает суджуд ас-сахуа.
Если человек, молясь за имамом, забыл произнести какие-то мольбы, но при этом не упустил ничего из ракатов, то нет на нем суджуда ас-сахуа. Поскольку, если он совершит суджуд ас-сахуа, то этим самым он противоречит имаму и нарушает следование. Так как сподвижники (да будет доволен ими Аллах) оставили первый ташаххуд в то время, когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) забыл его прочитать на втором ракате. Но, не смотря на это, сподвижники поднялись вместе с ним, соблюдая следование и отсутствие противоречия.
Но если человек, молясь за имамом, упустил что-то из ракатов и забыл произнести какие-то мольбы, то не отпадает от него суджуд ас-сахуа.
Например: Человек, молясь за имамом, забыл произнести: «субхана раббийял ‘Азым» в руку’, и ничего не упустил из намаза, то нет на нем суджуда ас-сахуа. Но если упустил что-то из намаза, как один ракат или больше, то совершает суджуд ас-сахуа до того, как произнесет салям.
Другой пример: Человек молится с имамом – намаз зухр. Когда имам поднялся на четвертый ракат, то он (человек) сел, думая, что это последний ракат. После чего, когда узнал, что имам встал, тогда и он встал. В таком положении, для человека, который молится за имамом, нет на нем суджуда ас-сахуа, если он ничего не упустил из намаза. А если же упустил один ракат или больше, то совершает то, что упустил, затем совершает суджуд ас-сахуа, после произнесения саляма. Поскольку, когда имам поднялся на четвертый ракат, он сидел, что является излишком в намазе.
Прошу Аллаха, чтобы Он нам помог в понимании Его Книги и сунны Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). И помог, чтобы мы явно и тайно совершали дела в соответствии с тем, что требует от нас Его Книга и сунна Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и прошу Его, чтобы Он сделал наш конец благим.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Поистине, многие мусульмане неведомы о положении «суджуд ас-сахуа» в намазе. Некоторые из них оставляют «суджуд ас–сахуа» в том месте, где является обязательным сделать его. Некоторые же делают его в том месте, где не надо его делать. Некоторые делают его до саляма (приветствия) тогда, когда его нужно сделать после саляма. Некоторые же делают его после саляма тогда, когда его нужно сделать до саляма. А некоторые делают салям в правую сторону, затем делают «суджуд ас–сахуа», после чего читают слова ташаххуда (ат-тахиият), молитва за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), читаемая после ташаххуда и слова мольбы, обращаемой к Аллаху после последнего ташаххуда перед произнесением приветствия. Затем после всего этого делают салям в правую и в левую сторону, заявляя о том, что такой вид «суджуд ас–сахуа» пришло от пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если действительно такой вид «суджуд ас-сахуа» пришло от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то пусть предоставят этот хадис с его цепочкой достоверности. Тогда мы непременно примем его и будем его осуществлять. По причине всего этого я хочу с дозволения Всевышнего Аллаха составить небольшую статью на эту тему, надеясь на Всевышнего Аллаха, что Он даст пользу посредством этого труда для Своих верующих рабов. Прошу Всевышнего Аллаха благословить нашу работу, принять наш труд и сделать его искренним ради Его Благородного Лика!
Хвала Всевышнему Аллаху. Мир и благословение Аллаха Его посланнику Мухаммаду и его семье.
Что такое суджуд ас-сахуа?
«Суджуд ас–сахуа» – это два земных поклона, которых совершает молящийся для того, чтобы исправить сделанную ошибку в намазе по причине забывчивости.
О том, когда и в каких местах совершают суджуд ас-сахуа
Уважаемые мусульмане! Суджуд ас–сахуа иногда совершают до саляма, а иногда после.
До саляма совершают в двух местах:
Первое место: Если молящийся что-то упустил в намазе, забывая, то он доводит свой намаз до конца и делает суджуд ас-сахуа, затем произносит приветствие. Но если упустил умышленно, то намаз в таком случае не действительный, намаз совершает заново, не делая суджуда ас-сахуа. А если молящийся забыл и сразу же вспомнил до того, как покинул место, то он совершает то, что забыл, не делая суджуд ас-сахуа.
Например: Человек после второго земного поклона на втором ракате начал подниматься на третий ракат, забыв прочесть первый ташаххуд, после чего он вспомнил до того, как подняться на третий. То воистину, такой человек утверждается сидя и читает ташаххуд. Затем дочитывает намаз, не делая суджуд ас-сахуа. Но если, же молящийся вспомнил тогда, когда поднялся на третий ракат и начал читать уже суру, то у такого человека отпадает ташаххуд, он дочитывает свой намаз и делает суджуд ас-сахуа до того, как даст салям в правую и в левую сторону.
Довод этому является хадис от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые передали имам Бухари и имам Муслим от Абдуллы ибн Бухайна (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) молился с ними зухр (полуденная молитва), не читая ташаххуд на втором ракате, сразу поднялся на третий ракат. Люди поднялись за ним тоже. Затем, когда он дошел до четвертого раката и начал читать ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него (ташаххуд), то люди ждали, когда он произнесет приветствие (салям). После чего он, не давая саляма, произнес такбир (Аллаху Акбар) и сделал суджуд ас-сахуа до того, как произнести салям. Затем произнес салям.
Второе место: Если молящийся засомневался, не зная, какое дело наиболее вероятное, то он берет то, в чем глубоко убежден, а это – самое меньшее. Затем дочитывает намаз и делает суджуд ас-сахуа до того, как произнесет салям, после чего произносит салям.
Например: Человек читает намаз аср (послеполуденная молитва), затем засомневался в ракате, второе ли это или третье? И не знает, какой наиболее вероятный, второе или третье? То воистину, он делает его вторым, читая первый ташаххуд. Затем дочитывает два раката и делает суджуд ас-сахуа, после чего произносит приветствие.
Или человек засомневался, присоединился ли он к имаму тогда, когда он (имам) был в руку (в поясном поклоне) или он не успел присоединиться. И он не в состоянии определить, какой из них наиболее вероятный. То он основывается на том, в чем убежден, а это то, что он не успел присоединиться. Затем, он совершает суджуд ас-сахуа до того, как произнесет салям. После чего произносит слова приветствия.
Довод этому служит хадис, который передал имам Муслим от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас засомневался в намазе и не знает, сколько прочитал три ракатов или четыре? Пусть оставит сомнение и основывается на том, в чем убежден. Затем пусть совершит суджуд ас-сахуа до того, как произнесет салам».
Что касается суджуда ас-сахуа, которая бывает после саляма, то она тоже совершается в двух местах:
Первое место: Если в намазе произошел излишек по причине забывчивости. Как, например, человек прочитал зухр пять ракатов, и вспомнил только тогда, когда был в ташаххуде. Тогда он дочитывает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него, затем произносит приветствие и делает суджуд ас-сахуа, после чего опять произносит салям. А если же он вспомнил, что сделал излишек в намазе только, после произнесения саляма, то он совершает суджуд ас-сахуа и произносит слова приветствия. Но если он вспомнил излишек тогда, когда он находился в пятом ракате, читая суру, то он садится, не смотря, в каком положении он находился, и читает ташаххуд и другие мольбы, которые идут после него, затем произносит приветствие и делает суджуд ас-сахуа, после чего произносит приветствие.
Довод этому является хадис, которые передали имам Бухари и имам Муслим от Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует), прочитал зухр пять ракатов. После чего ему сказали: «Разве намаз был прибавлен?». Затем он (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Что случилось?». Ему сказали: «Ты прочитал пять ракатов». После чего он (да благословит его Аллах и приветствует), сделал суджуд ас-сахуа, затем произнес приветствие.
В этом хадисе пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершил суджуд ас-сахуа после саляма, так как ему напомнили, что он сделал излишек только тогда, когда он уже завершил намаз, произнеся салям. Затем, когда он узнал, что сделал излишек, сделал суджуд ас-сахуа, после чего произнес приветствие.
Примечание: Приветствие в правую и в левую сторону, не закончив полностью намаз, считается излишком в намазе. Если молящийся умышленно произнес приветствие, не докончив полностью намаз, то намаз в таком случае не действительный. А если он забыл и вспомнил только после длительного времени, то он заново прочитывает намаз. Но если он вспомнил после небольшого времени, как две или три минуты, то он дочитывает намаз, после чего произносит приветствие, затем совершает суджуд ас-сахуа и произносит салям.
Довод этому служит хадис, которые передали имам Бухари и имам Муслим от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует), молился с ними зухр или аср, после чего, не докончив намаз произнес приветствие на втором ракате. Затем быстро вышел из дверей мечети, после чего они сказали: «Намаз уменьшился». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стоял около бревна мечети, опираясь на нее, как будто был сердитый. После чего стал мужчина и сказал: «О, посланник Аллаха! Ты забыл или намаз был сокращен?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Не забыл, и не был сокращен». Мужчина сказал: «Да, вероятно ты забыл». После чего пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал сподвижникам: «Правда ли то, что он говорит?». Они сказали: «Да». Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), вернулся и дочитал то, что оставил из своего намаза, после чего произнес приветствие. Затем совершил суджуд ас-сахуа и сделал салям.
Второе место: Если молящийся засомневался, но знает, какой из двух дел наиболее вероятный, то он берет, что считает у себя наиболее вероятным. Затем дочитывает свой намаз, произнеся приветствие, после чего совершает суджуд ас-сахуа и произносит салям.
Например: Человек молится зухр, после чего засомневался в ракате, второй ли это или третий, однако наиболее вероятный у него то, что это третий ракат. То воистину, он делает его – третьим. Дочитав последний четвертый ракат, он произносит приветствие, затем совершает суджуд ас-сахуа, после чего опять произносит приветствие.
Довод этому является хадис, которые передали имам Бухари и имам Муслим со слов Абдуллы ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) который рассказывал о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас засомневался в своем намазе, пусть ищет правильное, затем дочитывает намаз. После чего пусть произнесет приветствие и совершит суджуд ас-сахуа».
Уважаемые мусульмане! Что касается того, когда объединяются сразу два забвения, одно забвение произошло в том месте, где нужно совершить суджуд ас-сахуа до произношении приветствия, а другое произошло в том месте, где нужно совершить суджуд ас-сахуа после произношении приветствия, то ученые говорят, что в таком положении, суджуд ас-сахуа в основном совершают до произношении приветствия.
Например: Человек читает намаз зухр, затем, не читая первый ташаххуд на втором ракате, стал на третий ракат. После чего сел на третьем ракате, думая, что это второй ракат. Затем вспомнил, что он на третьем ракате. То воистину, он встает и дочитывает последний четвертый ракат и делает суджуд ас-сахуа, после чего произносит приветствие.
Этот человек оставил первый ташаххуд, у которого суджуд ас-сахуа совершается до приветствия. Также он сидел на третьем ракате, излишествуя в сидении, у которого суджуд ас-сахуа совершается после приветствия. В таком положении в основном суджуд ас-сахуа совершается до приветствия. Аллах лучше знает!
О том, как совершают суджуд ас-сахуа те, которые следуют за имамом.
Если имам забыл, то является обязательным для тех, которые следуют за имамом, следовать за ним в суджуде ас-сахуа. Так как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, имам для того, чтобы следовали за ним, не противоречите ему. Если он произнесет такбир (Аллаху Акбар), то и вы произнесите его. Если он совершит руку’ (коленопреклонение), то и вы совершите. Если он скажет: «СамиаЛлаху лиман хамида» то скажите: «Раббана уа лакал хамд». Если он совершит суджуд (земной поклон), то и вы совершите его. Если же он будет молиться сидя, то и вы все молитесь сидя». Имам Бухари (657) и имам Муслим (412).
Без разницы, если имам совершит суджуд ас-сахуа до саляма или после, то является обязательным для тех, которые стоят за ним, следовать за имамом, кроме того, кто опоздал и упустил часть намаза. Он не следует имаму в суджуде ас-сахуа, так же, как не произносит приветствия с имамом, так как он опоздал и упустил часть намаза. Поэтому он совершает то, что упустил и произносит приветствие. Затем совершает суджуд ас-сахуа, и потом произносит приветствие.
Например: Человек присоединился к имаму на последнем ракате тогда, когда имаму надлежит совершить суджуд ас-сахуа после саляма. Когда имам произнесет салям, то пусть он (человек, который присоединился к имаму на последнем ракате) станет и совершит то, что упустил, не делая суджуд ас-сахуа с имамом. Затем, если он завершил то, что упустил, то произносит приветствие и совершает суджуд ас-сахуа.
Если человек, молясь за имамом, забыл произнести какие-то мольбы, но при этом не упустил ничего из ракатов, то нет на нем суджуда ас-сахуа. Поскольку, если он совершит суджуд ас-сахуа, то этим самым он противоречит имаму и нарушает следование. Так как сподвижники (да будет доволен ими Аллах) оставили первый ташаххуд в то время, когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) забыл его прочитать на втором ракате. Но, не смотря на это, сподвижники поднялись вместе с ним, соблюдая следование и отсутствие противоречия.
Но если человек, молясь за имамом, упустил что-то из ракатов и забыл произнести какие-то мольбы, то не отпадает от него суджуд ас-сахуа.
Например: Человек, молясь за имамом, забыл произнести: «субхана раббийял ‘Азым» в руку’, и ничего не упустил из намаза, то нет на нем суджуда ас-сахуа. Но если упустил что-то из намаза, как один ракат или больше, то совершает суджуд ас-сахуа до того, как произнесет салям.
Другой пример: Человек молится с имамом – намаз зухр. Когда имам поднялся на четвертый ракат, то он (человек) сел, думая, что это последний ракат. После чего, когда узнал, что имам встал, тогда и он встал. В таком положении, для человека, который молится за имамом, нет на нем суджуда ас-сахуа, если он ничего не упустил из намаза. А если же упустил один ракат или больше, то совершает то, что упустил, затем совершает суджуд ас-сахуа, после произнесения саляма. Поскольку, когда имам поднялся на четвертый ракат, он сидел, что является излишком в намазе.
Прошу Аллаха, чтобы Он нам помог в понимании Его Книги и сунны Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). И помог, чтобы мы явно и тайно совершали дела в соответствии с тем, что требует от нас Его Книга и сунна Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и прошу Его, чтобы Он сделал наш конец благим.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Re: В каких случаях надо делать два ракаата перед концом мол
Ва алейкум ас салям ва рахмату Ллахи ва баракатух.
Наверное, имеете в виду два сажда?Я знаю, что за совершение каких-либо ошибок перед концом молитвы нужно сделать два ракаата.
Меня интерсует в случае каких ошибок надо совершать два ракаата перед концом молитвы?
Также тут на форуме есть: https://whyislam.to/forum/viewtopic.php?f=21&t=457ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗЕМНЫХ ПОКЛОНАХ, ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ДОПУЩЕННЫХ В НАМАЗЕ ОШИБОК
Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословения господину всех посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам!
Многие мусульмане часто задают вопросы о том, что делать, если в намазе допущена ошибка. Подобных ошибок не может избежать ни один человек, поэтому знание этого вопроса обязательно для каждого мусульманина. Следует отметить, что по этому поводу разные ученые высказывали различные мнения, и для того, чтобы обстоятельно изучить этот вопрос, в первую очередь, необходимо узнать, что говорится об этом в священной Сунне, т.е. хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
1. Абдуллах ибн Бухейна рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними полуденный намаз зухр, после первых двух рак‘атов не сел [для ташаххуда], а встал. Люди встали вслед за ним. Когда намаз уже заканчивался и люди ожидали слов приветствия (т.е. слов “ас-саламу алейкум ва рахматуллах”), он, сидя, возвеличил Аллаха (т.е. сказал: “Аллаху акбар”), совершил два земных поклона, а затем произнес слова приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.)
2. Абу Хурейра рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая с ними один из дневных намазов (т.е. полуденный намаз зухр или послеполуденный намаз ‘аср), совершил всего два рак‘ата. Затем он встал и подошел к доске, находящейся в передней части мечети, и положил на нее руку. Среди молящихся находились Абу Бакр и Умар, но и побоялись сказать что-либо. Те, кто спешил, начали выходить из мечети, спрашивая друг друга: «Разве намаз стал короче?» Мужчина, которого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) называл Зу-ль-йадейн (из-за того, что у него были длинные руки,) сказал ему: «О Посланник Аллаха! Ты совершил ошибку по забывчивости или намаз стал короче?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я ничего не забыл, и намаз не стал короче». Но Зу-ль-йадейн сказал: «Нет, ты действительно забыл». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил еще два рак‘ата, произнес слова приветствия, затем возвеличил Аллаха и совершил земной поклон так, как делал это обычно или немного дольше, затем поднял голову (т.е. сел) и возвеличил Аллаха, затем еще раз положил голову наземь и возвеличил Аллаха, совершив земной поклон, как он обычно делал это или дольше, затем он поднял голову и вновь возвеличил Аллаха. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Бейхаки, Малик и др.) Одного из передатчиков этого хадиса Мухаммада ибн Сирина спросили: “Произнес ли он слова приветствия после поклонов для исправления ошибки?” Он ответил: “Я не помню, чтобы Абу Хурейра говорил о них, но Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес их и после того, как совершил поклоны для исправления ошибки”. Эта добавка приводится у аль-Бухари, Муслима и др.
3. Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Если один из вас засомневался в намазе, не зная, сколько рак‘атов он совершил: три или четыре, то он должен отбросить сомнения и опираться на то число рак‘атов, в которых он уверен (т.е. на минимальное. В данном случае – три рак‘ата.). Затем ему следует совершить два земных поклона до произнесения слов приветствия. Если он совершит в результате этого пять рак‘атов, то два поклона доведут его намаз до четного числа рак‘атов. Если же он совершит намаз правильно, то эти поклоны будут унижением для шайтана». (Этот достоверный хадис передал Муслим).
4. Ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как-то совершил с ними намаз, а когда он произнес слова приветствия, люди сказали ему: «О Посланник Аллаха, неужели намаз изменен?» Он спросил: «А в чем дело?» Они сказали: «Ты совершил то-то и то-то». Тогда он обратился лицом к Кибле и совершил два земных поклона, а после произнес слова приветствия. Затем он повернулся к нам лицом и сказал: «Если намаз будет изменен, то я непременно сообщу вам. Я – всего лишь человек, такой же как и вы. Я забываю, так же как и вы. Поэтому, когда я забываю что-то, напоминайте мне. Если кто-либо из вас станет сомневаться в намазе, то пусть опирается на то, в чем он уверен, и доведет намаз до конца, а затем совершит два земных поклона». (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим).
В этом хадисе не сообщается, когда следует совершать земные поклоны: до произнесения слов приветствия или после этого. А в хадисе, который Ибн Хузейма признал достоверным и который передали Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи от племянника Али ибн Абу Талиба Абдуллаха ибн Джа‘фара, говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто станет сомневаться в намазе, пусть совершит два земных поклона после того, как произнесет слова приветствия».
5. Абдуллах ибн Мас‘уд рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая полуденный намаз, совершил пять рак‘атов. Его спросили: «Намаз стал длиннее?» Он сказал: «Нет, а в чем дело?» Люди сказали: «Ты совершил пять рак‘атов». Тогда он совершил два земных поклона после слов приветствия. (Этот достоверный хадис передали аль-Бухари и Муслим.)
6. Имран ибн Хусайн рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая намаз, допустил ошибку и совершил два земных поклона. Затем он прочел ташаххуд и произнес слова приветствия. (Этот хадис передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и др. от Аш‘аса ибн Абд аль-Малика аль-Хамрани от Мухаммада ибн Сирина от Халида аль-Хазза от Абу Кулабы от Абу аль-Мухаллиба от Имрана ибн Хусайна.)
Это лишь несколько хадисов о земных поклонах для исправления ошибки.
Имам Ахмад сказал, что известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ошибался в намазе в пяти случаях: он завершил намаз, состоящий из четырех рак‘атов, однажды после двух, а также после трех рак‘атов, однажды он удлинил намаз, а однажды укоротил его, а также однажды забыл прочесть ташаххуд после второго рак‘ата.
Существует также много слабых и недостоверных хадисов на эту тему, например, хадис Саубана о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «При каждой ошибке надо совершать два земных поклона после произнесения слов приветствия». Этот хадис со слабым иснадом (т.е. цепочкой передатчиков) передали Абу Дауд и Ибн Маджа. В его иснаде есть Исма‘ил ибн Аййаш, о котором есть противоречивые высказывания ученых, изучающих передатчиков хадисов. Поэтому такой хадис нельзя использовать в качестве аргумента.
Из этих хадисов видно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) иногда допускал ошибки в намазе, после чего совершал земные поклоны либо до произнесения слов приветствия, либо после этого.
Все мусульманские ученые единодушны в том, что совершать земные поклоны для исправления ошибки в намазе обязательно, т.е. ваджиб. Тем не менее между учеными есть и небольшие разногласия. Некоторые из них считали, что молящийся имеет право сам выбирать, совершать земные поклоны до или после слов приветствия.
Имам Малик считал, что если молящийся упустил что-либо, то должен совершить земные поклоны до слов приветствия, а если прибавил, то после них.
Ученые ханифитского мазхаба считали, что земные поклоны следует совершать после слов приветствия, а после них – читать ташаххуд.
Имам аш-Шафи‘и говорил, что, в целом, земные поклоны следует совершать до слов приветствия. Все ученые пытались опираться на известные им хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и правильно истолковать хадисы иного толка. Так, например, имам аш-Шафи‘и считал, что хадисы о том, что земные поклоны надо совершать после слов приветствия, были аннулированы, т.е. мансух. Ибн Кудама писал, что имам аз-Зухри сказал, что при своей последней ошибке в намазе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил земные поклоны до слов приветствия. Однако это не достаточный аргумент для утверждения, что поступать иначе нельзя, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и прежде делал и то, и другое.
Что касается взглядов ученых ханифитского толка и хадиса Имрана ибн Хусайна под номером 6, то этот хадис слабый, т.е. да'иф, и об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ирва аль-Галиль» (2/128). Несмотря на то, что все его передатчики (иснад этого хадиса приведен выше) заслуживают доверия, этот хадис противоречит другим достоверным хадисам. Такой хадис называется шазз (отклоненный). Ибн Хиббан сказал, что Мухаммад ибн Сирин передавал от Халида аль-Хаззы только один этот хадис. При этом только в нем сообщается, что Халид упоминал о чтении ташаххуда после слов приветствия. Ученики Халида – Шу‘ба, Вахиб, Ибн Алиййа, ас-Сакафи, Хашим, Химад ибн Зейд, Йазид ибн Зари‘ и др. – не упоминали об этом. Поэтому даже ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, но странным, т.е. гариб. А имам аль-Бейхаки назвал его слабым. Таким образом, чтение ташаххуда Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) после слов приветствия не установлено!
В перечисленных нами хадисах есть еще одно сложное обстоятельство. В хадисах Ибн Мас‘уда (под номером 4) и Абдуллаха ибн Джа‘фара говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел при сомнениях в намазе совершать земные поклоны после слов приветствия, а в хадисе Абу Са‘ида – до них. Имам ас-Сан‘ани говорил, что и то, и другое разрешено. Но шейх аль-Мубаракфаури, многие ученые ханбалитского мазхаба и др. приверженцы хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) считают, что между хадисами нет противоречий. В случае, когда молящийся сомневается и совершенно не может вспомнить, в каком же рак‘ате он находится, он должен опираться на меньшее число рак‘атов и совершить земные поклоны до слов приветствия. Об этом говорится в хадисе Абу Са‘ида. Если же молящийся помнит, какой рак‘ат он совершает, но в его душу закралось легкое сомнение, то он не должен обращать на него внимание, завершить намаз и совершить два земных поклона после слов приветствия, а затем еще раз повторить слова приветствия. Это сообщается в хадисах Ибн Мас‘уда и Абдуллаха.
Итак, мы вкратце рассмотрели этот обширный вопрос и мнения некоторых ученых. О наиболее достоверном и объективном из них мы до сих пор умалчивали, а это – мнение имама Ахмада ибн Ханбала. Он сказал о рассматриваемых нами земных поклонах: “Иногда их следует совершать до слов приветствия, иногда – после, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)”. Он также сказал: “Если бы не хадисы о том, как поступал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), то я посчитал бы, что эти земные поклоны надо совершать до слов приветствия, потому что они относятся непосредственно к намазу и завершать их надо до слов приветствия. Но я считаю, что в тех случаях, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал земные поклоны после слов приветствия, их следует совершать после, а во всех остальных случаях – до слов приветствия”.
Это – позиция объективного верующего, который руководствуется учением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и ставит его решение превыше своих суждений и своей логики.
Из всего сказанного видно, как сложно ученым найти правильное решение и разобраться в большом количестве достоверных и слабых хадисов. Поэтому мусульманин обязан опираться на те мнения, которые подкрепляются хадисами и не противоречат им. Такое мнение по любому вопросу обязательно существует, поскольку Аллах обещал сохранить Свою религию вплоть до Судного дня. Но для того, чтобы мы сами не стали причиной искажения истинного шариата Аллаха, мы обязаны прислушиваться к словам ученых и не выносить самостоятельных решений, а тем более не распространять их среди людей. Для этого, в заключение, мы изложим, как должен поступать мусульманин в каждом конкретном случае и будем основываться на всех имеющихся хадисах.
1. Земные поклоны для исправления ошибок обязательны:
- если человек по невнимательности добавил поясной или земной поклон, если он прежде времени встал для чтения “Фатихи”, или сел для чтения ташаххуда, или прежде времени произнес слова приветствия;
- если он допустил ошибку, изменяющую смысл слов намаза;
- если он по невнимательности пропустил один из ваджибат намаза, например, ташаххуд после двух первых рак‘атов или слова “аллаху акбар” (эти слова в самом начале намаза пропускать нельзя, иначе намаз не принимается) и т.п.;
- если он, находясь в намазе, засомневался в числе совершенных рак‘атов или земных поклонов.
2. При совершении ошибки совершается только два земных поклона, даже если ошибок было несколько.
3. Если молящийся преднамеренно не совершит земные поклоны для исправления ошибки, то его намаз не засчитывается, и его следует повторить. Об этом сказал имам Ибн Кудама в “аль-Мугни”.
4. В земных поклонах для исправления ошибки, т.е. суджуд ас-сахв, следует говорить то же, что и в обычных земных поклонах в намазе. Земные поклоны суджуд ас-сахв одинаково обязательны и совершаются одинаково как в обязательных, так и в дополнительных намазах.
5. Если молящийся встал на лишний, например, пятый, рак‘ат, то он должен прервать его и вернуться в необходимое положение без слов “аллаху акбар”, затем довести намаз до конца, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, затем еще раз произнести слова приветствия.
6. Если он завершил намаз, не сделав одного или более рак‘атов, а затем ему напомнили об ошибке, то он должен встать и совершить пропущенное число рак‘атов, прочесть ташаххуд, затем произнести слова приветствия, затем совершить суджуд ас-сахв, а затем еще раз произнести слова приветствия.
7. Если он забыл, что должен был совершить суджуд ас-сахв, и вспомнил об этом вскоре после того, как закончил намаз, то он должен совершить эти земные поклоны, независимо от того, говорил после намаза или нет. Но если прошло много времени (например, он уже вышел из мечети, или продолжил заниматься своим делом, или потерял ритуальную чистоту), то земных поклонов совершать не надо, и его намаз считается законченным.
8. Если ошибку совершил имам, то земной поклон должны совершать и молящиеся за ним. Если же ошибся кто-либо из молящихся за имамом, то его ошибка смывается правильными действиями имама. В этом случае земные поклоны суджуд ас-сахв не совершаются.
9. Если молящийся, находясь в намазе, сомневается в числе совершенных рак‘атов, то он опирается на меньшее их число, в котором он уверен, и совершает суджуд ас-сахв до произнесения слов приветствия. Если же сомнения приходят после завершения намаза, то на них не следует обращать никакого внимания.
10. Если он по ошибке добавил лишний фарз намаза, а это – слова “аллаху акбар” в самом начале намаза, стояние для чтения “Фатихи” по мере возможности, чтение “Фатихи”, поясной поклон, выпрямление после него, земные поклоны, сидение между ними, сидение для чтения заключительного ташаххуда, чтение заключительного ташаххуда, слова “ас-саламу алейкум ва рахматуллах” и др. – то должен совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия (естественно, после суджуд ас-сахв надо еще раз произнести слова приветствия). Если же молящийся добавил фарз намаза сознательно, то его намаз неверен.
11. Если он пропустил фарз намаза и вспомнил об этом до того, как дошел до этого фарза в следующем рак‘ате (например, пропустил поясной поклон руку‘ в первом рак‘ате и вспомнил об этом до того, как совершил руку‘ второго рак‘ата), то необходимо вернуться к пропущенному фарзу и довести намаз до конца, совершив суджуд ас-сахв до слов приветствия. Если же он вспомнил об этом, когда уже совершил этот же фарз следующего рак‘ата, то рак‘ат, в котором был пропущен фарз не засчитывается. Его следует повторить и совершить суджуд ас-сахв после слов приветствия. Помните, что это правило распространяется только на фарзы намаза (см. пункт 10). Оно не относится к тем случаям, когда пропущены ваджибаты или суннаты намаза. В этих случаях возвращаться к пропущенному элементу намаза нельзя. Подобное действие также нарушает намаз. Поэтому мусульманин должен хорошо знать, что относится к фарзам, а что к ваджибатам, суннатам и т.д.
12. Если молящийся пропустил ташаххуд после двух первых рак‘атов, но не успел выпрямиться , то он должен вернуться, сесть и прочесть ташаххуд, а затем просто довести намаз до конца. Если же он уже выпрямился, то садиться для чтения ташаххуда нельзя, а следует совершить суджуд ас-сахв до слов приветствия. Также суджуд ас-сахв до слов приветствия совершается, если молящийся пропустил один из ваджибатов намаза, например, не сказал слов “аллаху акбар” во время движений или слов “сами‘аллаху лимян хамидах, раббана ва лякаль хамд” после поясного поклона руку‘, не прочел зикров при поясных или земных поклонах и т.д.
13. Если молящийся совершил ошибки, которые требуют от него совершения суджуд ас-сахв как до слов приветствия, так и после них, то он должен совершать суджуд ас-сахв до слов приветствия.
14. Если имам ошибся в фарзах намаза, то молящиеся за ним не должны следовать его ошибке и обязаны сказать “субханаллах”, чтобы имам исправился. Если же имам пропустил ташаххуд после двух рак‘атов и уже выпрямился, то молящиеся за ним должны подчиниться имаму.
15. Если молящийся ошибся и совершил суджуд ас-сахв не в нужном месте, то ничего страшного в этом нет, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам совершать и то, и другое.
Разногласия в этом и других вопросах, касающиеся мусульманского права, т.е. фикха, не должны выливаться в противоречия и конфликты между мусульманами. Подобные разномнения заставляют нас глубже изучать законы нашего Господа и сильнее стремиться быть похожими на нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Те, кто искал истину, получат за это вознаграждение Аллаха, даже если они ошиблись, поэтому мы обязаны снисходительно относиться друг к другу. Помните, дорогие братья, что даже великие ученые говорили, что нет ничего страшного, если человек не знает, когда надо совершать тот или иной поклон суджуд ас-сахв. А Аллаху об этом ведомо лучше!
Да дарует вам Аллах великую награду за приверженность дороге Его верного Посланника! Хвала Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду и его праведным последователям!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аль-Мугъни, имам Ибн Кудама ад-Дамашки
2. Зад аль-Ма‘ад, имам Ибн Каййим аль-Джаузиййа
3. Субуль ас-Салам, имам Мухаммад ас-Сан‘ани
4. Булугъ аль-Марам, имам Ибн Хаджар аль-Аскалани (с комментариями аль-Мубаракфаури)
5. Ируа аль-Галиль, шейх Мухаммад аль-Албани
6. Ад-Дурар аль-Мадыййа, имам Мухаммад аш-Шаукани
7. Усуль аль-Манхадж аль-Ислами, шейх Абд ар-Рахман аль-‘Аббир
8. Аль-Фатауа аль-Мухимма, шейх Абд аль-Азиз ибн Баз и др.
9. Аркан аль-Ислам уа аль-Иман, шейх Мухаммад Зину
Re: В каких случаях надо делать два ракаата перед концом мол
Ас-саляму ‘аляйкум!
Братья, подскажите, относится ли слово "Амин" после Аль-Фатихи к арканам или ваджибатам намаза?
Братья, подскажите, относится ли слово "Амин" после Аль-Фатихи к арканам или ваджибатам намаза?
Re: В каких случаях надо делать два ракаата перед концом мол
Ва аляйкум ассалям!
Произнесение «Амин» после суры «аль-Фатихи» вообще - является сунной. Также и произнесение «Амин» после суры «аль-Фатихи» в намазе относится к «желательным» действиям намаза, т.е. НЕ «рукн» и НЕ «ваджиб», а «суннат».
Произнесение «Амин» после суры «аль-Фатихи» вообще - является сунной. Также и произнесение «Амин» после суры «аль-Фатихи» в намазе относится к «желательным» действиям намаза, т.е. НЕ «рукн» и НЕ «ваджиб», а «суннат».
Re: В каких случаях надо делать два суджуда перед концом мол
ДжазакаЛлаху хайран, брат за быстрый ответ.
Re: В каких случаях надо делать два суджуда перед концом мол
Ас-саламу алейкум!
Если сомневаешься в количестве ракатов, но больше уверенности в одном из вариантов, то нужно совершать саджу саху после приветствия. Если я засомневался в числе земных поклонов, и вижу наиболее вероятным один из вариантов, почти на уверен, что совершил, скажем, 2 сахуа, но в мою душу закралось лёгкое сомнение, что мне делать? Опираться на меньшее число и совершить суджуд саху перед таслимом или опираться на то, в чём я больше уверен и совершить суджуд саху после таслима? (по аналогии с сомнениями в количестве ракатов, или такая аналогия недопустима?)
Если сомневаешься в количестве ракатов, но больше уверенности в одном из вариантов, то нужно совершать саджу саху после приветствия. Если я засомневался в числе земных поклонов, и вижу наиболее вероятным один из вариантов, почти на уверен, что совершил, скажем, 2 сахуа, но в мою душу закралось лёгкое сомнение, что мне делать? Опираться на меньшее число и совершить суджуд саху перед таслимом или опираться на то, в чём я больше уверен и совершить суджуд саху после таслима? (по аналогии с сомнениями в количестве ракатов, или такая аналогия недопустима?)
Re: В каких случаях надо делать два суджуда перед концом мол
Ва аляйкум ассалям!
Если «почти уверен», то в расчёт принимается именно это, а «легкое сомнение» не в счёт. Далее, в случае когда вы вообще одержимы сомнениями, т.е. они одолевают вас периодически на протяжении долгого времени, то сомнение откидывается, даже если оно одинаковое в пользу обоих вариантов.
Что касается совершения «меньшего» количества земных поклонов (т.е. один вместо двух) - это означает , что данный ракаат недействительный,и поэтому вы добавляете ещё один ракаат и в конце молитвы два суджуда саху - за «дополнение», т.е. к примеру молитву из 4-х ракаaтов вы выполнили фактически из 5-и, один из которых был недействительным по причине недостатка «рукна» намаза, а именно одного суджуда, как в вашем случае.
Если «почти уверен», то в расчёт принимается именно это, а «легкое сомнение» не в счёт. Далее, в случае когда вы вообще одержимы сомнениями, т.е. они одолевают вас периодически на протяжении долгого времени, то сомнение откидывается, даже если оно одинаковое в пользу обоих вариантов.
Что касается совершения «меньшего» количества земных поклонов (т.е. один вместо двух) - это означает , что данный ракаат недействительный,и поэтому вы добавляете ещё один ракаат и в конце молитвы два суджуда саху - за «дополнение», т.е. к примеру молитву из 4-х ракаaтов вы выполнили фактически из 5-и, один из которых был недействительным по причине недостатка «рукна» намаза, а именно одного суджуда, как в вашем случае.
Re: В каких случаях надо делать два суджуда перед концом мол
С Салаф форума http://salaf-forum.com/viewtopic.php?f=58&t=78&hilitНо если прошло много времени (например, он уже вышел из мечети, или продолжил заниматься своим делом, или потерял ритуальную чистоту), то земных поклонов совершать не надо, и его намаз считается законченным.
В ответ на то, что делать если имам совершил молитву в три раката (вместо четырёх) и забыл сделать саджа сахва
А что если время после такой или подобной ошибки прошло длительное время, до какого времени можно сделать саджда сахуа по невнимательности, и после какого нужно переделывать намаз с начала?
Ученые высказывали много мнений на этот счет, многие ученые говорили, что доделать оставленные рака'аты и сделать саджда сахуа в подобной ситуации можно лишь тогда, когда это забывший сделает сразу. Однако они высказывали различные мнения относительно определения длительного времени, как например до того, как человек вышел из мечети и т.п.
Я кстати следовал этому мнению ученых, так как не знал иного. Но джазаху-Ллаху хайран брату sunniy, который указал на мнение сильное очень шейхуль-ислама в этом вопросе.
‘Имран ибн Хусайн рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сделал молитву ‘аср и совершил приветствие после трех рака’атов, а затем зашел к себе домой. Тогда к нему пошел человек по имени аль-Хирбакъ, который был длинноруким, и сообщил ему о том, что произошло. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к людям и спросил: «Правду ли он говорит?!» Они сказали: “Да”. Тогда он доделал один рака’ат и произнес слова приветствия, затем сделал два саджда (сахуа) и снова произнес таслим.Муслим 574.
В этом хадисе ясно сказано, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пошел к себе в дом.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “От имама Ахмада передается и другое мнение, что он (имам) совершает саджда сахуа даже если вышел из мечети и отдалился от нее. И это также мнение аш-Шафи’и, и оно наиболее правильное! Поистине, установление для этого какого-либо места или времени не имеет основы в шариате! И продолжительность времени не уточнено, и длинный промежуток или короткий, не имеют определенного определения в обычае людей, чтобы к этому возвращаться, и нет на это шариатского довода!” См. “Маджму’уль-фатауа” 23/43.
Поэтому в подобной ситуации, или когда имам забыл сделать саджа сахуа, ему следует сделать их когда вспомнит, и не следует переделывать весь намаз.
Re: В каких случаях надо делать два суджуда перед концом мол
1. Если я совершил ошибку в намазе, но не знал, есть ли необходимость делать саджу сахва. А поскольку у меня не было уверенности делать ли саджа сахва, то я их не совершил. Потом я спросил не форуме и узнал, что всё-таки нужно делать саджа сахва. Но уже прошло некоторое время (1 день или больше, я совершал другие намазы). Мне нужно сделать эти саджа сахва? (и нужно ли совершать омовение если я нарушил его?)
2. Если после второго раката (в намазе из двух ракатов) сел по в положение «Мутаваррика» а не «ифтираш» но сразу же исправился – нужно ли делать саджа сахва?
3. Если во время чтения первого ташаххуда ошибся на одну букву и не исправив продолжил намаз «Ашхаду алля иляха илля-ЛлахИ» вместо «Ашхаду алля иляха илля-ЛлахУ»
нужно ли совершать саджа сахва?
4. Если по забывчивости начал читать ваджибат намаза еще раз, например, дуа от четырёх вещей второй раз или такбир (например, «Аллахума, инни аузу…» но сразу же остановился – является ли обязанностью совершить саджа сахва?
ДжазакаЛлаху хайран, брат за терпение и ответы. Меня иногда одолевают сомнения и знание фикха – защита от них, поэтому я и спрашиваю в таких подробностях, потому что когда точно знаешь, что поступаешь правильно, даже если не уверен, то Аллах отдаляет сомнения от тебя.
2. Если после второго раката (в намазе из двух ракатов) сел по в положение «Мутаваррика» а не «ифтираш» но сразу же исправился – нужно ли делать саджа сахва?
3. Если во время чтения первого ташаххуда ошибся на одну букву и не исправив продолжил намаз «Ашхаду алля иляха илля-ЛлахИ» вместо «Ашхаду алля иляха илля-ЛлахУ»
нужно ли совершать саджа сахва?
4. Если по забывчивости начал читать ваджибат намаза еще раз, например, дуа от четырёх вещей второй раз или такбир (например, «Аллахума, инни аузу…» но сразу же остановился – является ли обязанностью совершить саджа сахва?
ДжазакаЛлаху хайран, брат за терпение и ответы. Меня иногда одолевают сомнения и знание фикха – защита от них, поэтому я и спрашиваю в таких подробностях, потому что когда точно знаешь, что поступаешь правильно, даже если не уверен, то Аллах отдаляет сомнения от тебя.
Re: В каких случаях надо делать два суджуда перед концом мол
1. Если речь идёт об исправлении ошибки (к примеру из-за оставления ваджиба, но НЕ оставлении рукна), то в случае продолжительности промежутка необходимость выполнения суджуда сахву, согласно мнению некоторых учёных отпадает - viewtopic.php?p=13905" target="_blank" target="_blank. Согласно другому мнению исполняет суджуд сахву когда вспомнит или узнает, даже если прошло много времени.
Также по мнению большинства учёных не исполнение суджуда сахву по забывчивости или незнанию не влияет на действительность намаза.
Если же речь идёт о недостатке рукна, тогда его следует добавить и подкрепить суджудом сахву.
2. Ничего не нужно, даже если не исправился, даже если специально - это суннаты.
3. Не нужно.
4. Не нужно.
Чтение дуа «Аллахума, инни аузу…» согласно мнению большинства учёных относится не к ваджибатам намаза, а к суннатам.
- viewtopic.php?f=21&t=3832" target="_blankТакже по мнению большинства учёных не исполнение суджуда сахву по забывчивости или незнанию не влияет на действительность намаза.
Если же речь идёт о недостатке рукна, тогда его следует добавить и подкрепить суджудом сахву.
2. Ничего не нужно, даже если не исправился, даже если специально - это суннаты.
3. Не нужно.
4. Не нужно.
Чтение дуа «Аллахума, инни аузу…» согласно мнению большинства учёных относится не к ваджибатам намаза, а к суннатам.
- viewtopic.php?f=21&t=4197" target="_blank
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: BingBot, PetalBot и 2 гостя