Страница 1 из 1

Дом мусульман

Добавлено: 04 мар 2016, 21:34
sultan
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Дом мусульман

Дом или квартира — это место обитания человека, где он расслабляется и отдыхает от повседневных дел. Вот почему Всевышний Аллах, упоминая о благах, которые Он даровал Своим рабам, говорит:

«Аллах сделал для вас дома жилищами. Он также сделал для вас жилища из шкур домашнего скота, которые не обременяют вас, когда вы отправляетесь в путь или делаете привал. Он даровал вам утварь и всякие предметы из шерсти, пуха и волоса, чтобы вы пользовались ими до определенного времени» (Сура ан-Нахль, аят 80).

Сказал шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании к этому аяту:

“Всевышний напомнил людям о Своей милости по отношению к ним, призвав их ответить на нее благодарностью. Он научил людей строить дома и возводить дворцы и прочие строения, которые защищают их от жары и холода. Наряду с этим они оберегают людей, их потомство и имущество от посторонних взоров. Люди строят в своих домах комнаты, которые они используют в различных целях. Дома помогают людям уберечь от неприятностей свое имущество и свои семьи, а также приносят им иную пользу. А из шкур, шерсти, пуха или волос домашних животных рабы Аллаха изготавливают шатры, которые не обременяют их, когда они отправляются в путь или делают привал. Они не обкладывают шатры камнями и глиной, потому что они даже без этого защищают людей и их провиант от жары, холода и дождя. Из шерсти, пуха и волос домашней скотины люди также изготавливают посуду, ковры, одеяния, корзины и многое из того, что приносит им пользу в мирской жизни. Совершать это людям удается только благодаря тому, что Аллах покорил им земные блага”.
См. "Тафсир ас-Са’ди", 227.

Просторный дом является частью мусульманского счастья, как передано в хадисе от Нафи ибн Абд аль-Харриса, да будет доволен им Аллах, который говорил: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Счастье мусульманина заключено в хорошем соседе, комфортном средстве передвижения и просторном жилище»”. См. Ахмад, №15409. Оценен как "сахих" шейхом аль-Албани в "Сахих аль-джами’", 3029.

В другом хадисе со слов Са’да ибн Аби Уаккъаса, да будет доволен им Аллах, сообщается что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Три вещи являются причиной счастья и три вещи являются причиной несчастья! Что касается причин счастья, то это: Праведная жена, которая радует тебя, посмотрев на нее, и которой можно доверять в твое отсутствие касательно нее самой и твоего имущества. Хорошее, быстрое верховое животное, которое не будет отставать от твоих спутников. И просторный дом с множеством комнат. А из числа несчастий: Жена, на которую посмотрев, ты расстраиваешься, которая причиняет тебе вред своим языком, и которой ты не можешь доверять в отношении нее и твоего имущества в отсутствии. Медлительное верховое животное, которое если станешь подгонять, оно тебя утомит и отстанет от твоих спутников. И тесный дом, в котором мало комнат». См. аль-Хаким 2/162. Хадис хороший. "Сахих аль-джами’", 3056.

А в другой передаче посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поведал о четырёх вещах: сообщается от Са‘да ибн Аби Уаккаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Счастье заключается в четырех вещах: праведной жене, просторном жилище, праведном соседе и удобном средстве передвижения. Несчастье также заключается в четырех вещах: плохом соседе, плохой жене, тесном жилище и плохом средстве передвижения». См. Ибн Хиббан. "Сахих", №4032. Ахмад. "Муснад", №1448. Хадис достоверный. Шейх аль-Албани в "ас-Сахиха", 282.

Сказал шейх ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах: “Иногда могут встречаться дома, машины или жёны, которые являются несчастливыми, и Аллах по Своей мудрости сделал так, что находящийся с ними испытывают потери или боль и т.д. В этом случае, нет ничего неправильного в том, чтобы продать этот дом, и переехать в другой, и возможно Аллах заложит благо в тот дом, в который вы переедете. Передано от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Несчастье в трех: дом, женщина и лошадь». Некоторые машины могут быть несчастливыми, некоторые жены могут быть несчастливыми, и некоторые дома могут быть несчастливыми. Если человек видит это, то ему следует понять, что это по причине предопределения Аллаха и Аллаха по Своей мудрости предопределил, что этот человек переедет в другое место. И Аллаху известно лучше”. См. "Фатауа аль-'Акъида", 303.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники сами занимались строительством
“Первым шагом, который предпринял после этого (поселения в Медине) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало строительство мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он велел возвести ее на том самом месте, где опустилась на колени его верблюдица. Этот участок земли пророк, да благословит его Аллах и приветствует, купил у двух мальчиков-сирот, которым он принадлежал, и сам принимал участие в строительстве, перенося кирпичи и камни и произнося при этом такие слова:
«О Аллах, нет жизни, кроме как в мире вечном,
прости же ансарам и мухаджирам!»

Это придавало сил его сподвижникам, занятым на строительстве, и один из них сказал:

“Поистине, если станем мы сидеть, когда пророк работает,
будет это с нашей стороны делом, сбивающим с пути!”

Раньше на этом месте находились могилы многобожников и какие-то развалины, росли пальмы и заросли терновника. По велению пророка, да благословит его Аллах и приветствует, могилы и развалины были срыты, а деревья и кустарник – вырублены. Стволы деревьев поставили в киблу мечети, ориентированную на Иерусалим, дверные косяки мечети сделали из камня, а стены возвели из кирпича и глины. Крышу мечети перекрыли голыми пальмовыми ветвями, столбами служили стволы пальм, а пол посыпали песком и мелкими камешками. В мечети сделали три двери, длина ее от киблы до задней стены составляла сто локтей и такой же или чуть меньше она была по ширине, а глубина фундамента мечети равнялась примерно трем локтям. К мечети были пристроены помещения из камня и кирпича, крыши которых были перекрыты пальмовыми стволами и ветвями, а предназначены они были для жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переехавшего туда после завершения строительства из дома Абу Аюба”.
См. Ибн аль-Къайим, "Зад аль-Ма‘ад", 2/56.
Обращение к Аллаху с мольбой
Предписано просить у Господа просторный дом, по причине хадиса от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал ду'а Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Аллах, прости мне грехи, сделай мой дом просторным и благослови меня в том, что Ты дал мне». См. ат-Тирмизи, 3500. Хадис хороший. "Сахих аль-джами’", 1265.
Призывание благословения на что-либо новое
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас женится или наймёт себе прислугу, пусть скажет:

“Аллаhумма, инни ас-алю-кя хайра-hа ва хайра ма джабальта-hа ‘аляй-hи, ва а’узу би-кя мин шарри-hа ва шарри ма джабальта-hа ‘аляйhи!”

اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْـأَلُـكَ خَيْـرَهَا، وَخَيْـرَ مَا جَبَلْـتَهَا عَلَـيْهِ، وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ شَـرِّهَا، وَشَرِّ مَا جَبَلْـتَهَا عَلَـيْهِ
“О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе её и благе того, для чего Ты её создал, и прибегаю к Тебе от зла её и от зла того, для чего Ты её создал!”

Если же человек купит верблюда, пусть возьмётся за верхушку его горба и скажет то же самое». См. Абу Давуд, 2160; Ибн Маджах, 1918. "Сахих ибн Маджах", 1/324.
Украшение дома
Нет ничего порицаемого в том, что мусульмане облагораживают свои дома разнообразными цветами, расписными покрывалами и другими дозволенными украшениями. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?”»
(Сура аль-А’раф, аят 32).

Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мечеть была построена из необожжённого кирпича, её крыша была сделана из голых пальмовых ветвей, а столбы – из стволов пальм. Абу Бакр ничего не добавил к ней, что же касается ‘Умара, то он расширил её, построив новое здание по образцу существовавшего при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он использовал необожжённые кирпичи и голые пальмовые ветви и поставил новые деревянные столбы. Затем (эту мечеть) перестроил ‘Усман, значительно расширивший её. Он возвёл стены из украшенных узорами камней (, покрыв их) известью, и поставил каменные колонны с узорами, а крышу покрыл тиком». См. "Сахих аль-Бухари", 446.

Но также Аллах в Коране предостерегает нас от расточительства и называет транжиров братьями шайтанов, потому что шайтаны любят, когда бросаются деньгами и расходуют их не на благие цели.

Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, о том что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Одна постель для мужчины, одна для его жены, третья для гостя, а четвертая для шайтана». См. "Сахих Муслим", 2084.

Учёные сказали, что смысл этого хадиса в том, что не стоит брать что-либо (в том числе кровати) больше необходимости, иначе это будет высокомерием и отвлечением на мирские блага.
Чистота в доме и побуждение к ней
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, побуждал людей содержать свои дома в чистоте, чтобы они символизировали чистоту, поскольку Ислам — это религия чистоты. Отличительной чертой мусульманина является чистоплотность, которая приближает человека к Всевышнему. Так, ат-Табарани передал от Са’да его слова восходящие к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Очищайте ваши дворы, ибо, поистине, иудеи не очищают свои».
См. "аль-Аусат", 2/11. Шейх аль-Албани в "Джильбаб аль-маръатиль-муслима", 101. Иснад хороший.

В другом же хадисе передают со слов Абу Мусы аль-Ашари, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чистота – это половина веры». См. "Сахих Муслим", 1/203.
Чистота и награда за неё

“Чистота является необходимым условием поклонения и знаком любви к Аллаху Всевышнему. Вселяя уверенность в проявляющих смирение мусульман, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил, что все действия верующего по поддержанию чистоты своего тела и своей одежды в процессе подготовки к тайной беседе с его Гоcподом представляют собой одно из важных и ясных проявлен воздействия веры, поскольку поступая так, верующий выражает покорность велению Господа и отвечает на призыв Аллаха, сказавшего:

«O люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас...» (Сура аль-Бакъара, аят 21).

И сказал Аллах Всевышний: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь» (Сура аль-Маида, аят 6).

Всевышний Аллах также сказал: «Одежды свои очищай!» (Сура аль-Муддассир, аят 4).

И верующий выполняет это, перенося затруднения, чтобы предстать пред Аллахом Всевышним чистым и богобоязненным, благоухающим и не утратившим тот прекрасный образ, который придал ему Аллах, что обязательно вызовет к нему любовь Всемогущего и Великого Аллаха, ведь Он сказал:

«...“Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся”» (Сура аль-Бакъара, аят 222)”. См. "Сорок хадисов имама ан-Науауи" с комментариями, хадис №22.
Запрет на использования в доме золотой и серебренной посуды, а также чистого шелка

Сообщается, что Умм Саляма сказала, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В животе (такого человека) который пьёт из серебряного сосуда, будет шуметь пламя ада!» См. "Сахих аль-Бухари", 5634; "Сахих Муслим", 2065.

В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим сообщается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…который ест или пьёт из золотых и серебряных сосудов…».

Также сообщается, что Хузайфа сказал: “Поистине, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил нам носить (одежду из) шёлка и дибаджа1, пить из золотых и серебряных сосудов и сказал: «(Всё это) предназначено для них2 в мире этом, а для нас – в мире вечном»”. См. "Сахих аль-Бухари", 5831; "Сахих Муслим", 2067.

В другой версии этого хадиса, приводимой в обоих "Сахихах", сообщается, что Хузайфа сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не носите шелков и дибаджа, не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте с (золотых и серебряных) блюд»”.

[1] - Дибадж - название дорогой материи на шёлковой основе. Данный запрет касается только мужчин.
[2] - Имеются в виду неверные.
То, чем запрещено пользоваться в быту, нельзя использовать и в качестве сувениров или украшений
Ибн Кудама сказал: «Запрещение в хадисе равно относится как к мужчине, так и к женщине, так как причиной такого запрета является расточительство, тщеславие и оскорбление чувств малоимущих. Ношение золота и шелка было разрешено женщинам с тем, чтобы они могли украшать себя для своих мужей; это исключение, которое не распространяется на другие предметы. Кто-то может сказать: “Если причина, которую вы привели, верна, тогда утварь, сделанная из рубина и других драгоценных камней, также должна быть запрещена, т.к. они еще более дороги (чем золото и серебро)”, а мы ответим на это: “Малоимущие не знакомы с такими вещами, и их чувства не будут оскорблены, даже если они увидят, что богатые пользуются ими. Более того, редкость таких вещей не делает их общедоступными, из-за чего не ведется разговор об их запрете”». См. "аль-Мугни", 8/323.
О правиле удовлетворения естественных потребностей
Спросили у шейха ибн аль-‘Усеймина, да смилуется над ним Аллах, о направлении на Каабу во время удовлетворения естественных потребностей, и он ответил: “Расходятся обладатели знания в данном вопросе на несколько мнений. Так, одни считают, что запрещено быть направленным в сторону Каабы, если только есть преграда. Это основывается на хадисе Абу Аюба, да будет доволен им Аллах, который говорил, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас станет справлять нужду, то пусть не поворачивается в сторону Каабы не лицом, не спиной, а в сторону востока или запада». (См. "Сахих аль-Бухари", 144). Сказал Абу Аюб: "Когда мы вступили в Шам, то нашли там уборные, стоявшие перед Каабой. Мы изменили это, да простит нас Аллах, построив над ними постройки" (т.е. они создали преграду между Киблой и справляющими нужду). Это можно, т.к. ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: "Однажды когда я забрался на крышу нашего дома, то увидел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присевшего на два необожженных кирпича по своей нужде и повернувшегося в сторону Шама" (Иерусалима). (См. "Сахих аль-Бухари", 145).

Другие говорят об общем запрете справлять нужду в направлении Каабы, все равно в помещении это или нет. Это основывается на хадисе от Абу Аюба, который был приведен ранее, а на хадис бин ‘Умара они отвечают следующее:

1. События, рассказанные в этом хадисе, предшествовали запрету;
2. Запрет более силен и верен, чем разрешение;
3. Хадис от Абу Аюба рассказывает о словесном наказе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а хадис от бин ‘Умара — о конкретном поступке.

Поэтому надо взять правило со словесного хадиса, а с хадиса, ведь человек (и Пророк, мир ему и благословение Аллаха) мог по какой-то частной причине нарушить его, мог и забыть. Моё мнение по этому вопросу состоит в следующем: запрещено мусульманину справлять нужду в сторону Каабы ровно как на открытой местности, так и на закрытой (в помещении). Что же касается направлением спины, то это дозволяется в частном случае в помещении, хотя лучше этого не делать”.
Ссылка

А в завершении хотелось бы привести хадис, в котором сообщается, что Укба бин Амир сказал: (Однажды) я спросил: “О посланник Аллаха, что (может привести к) спасению?”, - (на что пророк, мир ему и благословение Аллаха,) ответил: «Придерживай свой язык (чтобы сказанное тобой не обернулось) против тебя1, (считай) дом твой (достаточно) просторным для тебя2 и плачь о грехах твоих». Передал ат-Тирмизи; См. "Сахих аль-джами’", 1392, "Сильсиля сахиха", 890. "Сахих ат-Тирмизи", 2406.

[1] - То есть: говори лишь то, что принесёт тебе пользу в обоих мирах и не сможет тебе повредить.
[2] - Это значит: занимайся такими делами, которые потребуют твоего присутствия дома и будут препятствовать твоему общению с посторонними людьми. В данном случае имеются в виду различные виды поклонения Аллаху Всевышнему.


И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам, и всем тем, кто искренне последовал за ними.



Список литературы:

1. Священный Коран;
2. ‘Абдур-Рахман ас-Са‘ди, "Тафсир ас-Са‘ди";
3. Мухаммад ибн Исма‘ил аль-Бухари, "аль-Джами‘ ас-Сахих";
4. Муслим ибн аль-Хаджадж ибн Муслим, "аль-Муснад ас-Сахих";
5. Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Науауи, "Сорок хадисов";
6. Ибн аль-Къайим аль-Джаузия, "Зад аль-Ма‘ад";
7. Ибн Къудама аль-Макъдиси, "аль-Мугни";
8. Мухаммад Насыруддин аль-Албани, "Сахих аль-джами’";
9. Мухаммад Насыруддин аль-Албани, "Джильбаб аль-маръатиль-муслима";
10. Мухаммад Насыруддин аль-Албани, "Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха";
11. Мухаммад Насыруддин аль-Албани, "Сахих Сунан Ибн Маджах";
12. Мухаммад ибн Салих ибн аль-‘Усаймин, "Фатауа аль-'Акъида".