Есть ли в Коране противоречия?!

Исламская Апологетика
Зуль-Кифль
Сообщения: 511
Зарегистрирован: 17 май 2010, 02:58
Контактная информация:

Есть ли в Коране противоречия?!

Непрочитанное сообщение Зуль-Кифль »

Есть ли в Коране противоречия?!
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословения нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

На форум нашего сайта пришло письмо от одного из читателей (Abu Halid) с просьбой опровергнуть слова некоторых христиан, которые заявляют, что в Священном Коране имеются противоречия. На форуме сайта «WhyIslam» (Почему Ислам) был дан ответ, но сейчас мы решили выставить его как отдельную статью, дабы он был полезен и другим посетителям нашего сайта.

Вопрос № 1

Abu Halid писал: 1) Мухаммад говорит, что мир был построен за 6 дней (7:54), (10:3) , (11:7) , (25:59) , (32:4) , (50:38) , (57:4) И вдруг утверждает (41:9,10,12) Скажи Мухаммад : Неужели вы веруете в Того , что создал землю в течение двух дней, и ровняете с Ним других ? Ведь это Он-Господь (обитателей) миров. 41:10 И Он воздвиг над землей прочные горы , дал ей благословение и поровну распределил на ней пищу для страждущих на четыре дня . 41:12 Он завершил это , сотворив семь небес за два дня , и каждому небу внушил в откровении его обязанности. Мы окрасили нижние небо светильниками для охранения. Так предопределил Великий, Ведающий . 2+4+2=8 - получается в этих аятах мир создавался не за 6, а за 8 дней.

Ответ:

В указанных аятах говорится, что:

1) земля была создана за 2 дня,

2) горы и распределение пищи – за 4 дня

3) небеса – за два дня.

А весь процесс сотворения произошёл за 6 дней.

Разве в каком-то из этих аятов говорится, что каждый последующий период начинался только после окончания предыдущего? Разве эти периоды не могли сосуществовать? Разве Аллах не мог создавать горы и небеса одновременно или землю и горы одновременно?

Вопрос № 2

Abu Halid писал: 2) В (31:10) говорится что небеса созданы безо всякой опоры. А в (13:2) говорится что опоры есть, но невидимы . А в (78:7) говорится что горы подпорки шатра небес.

Ответ:

Указанные аяты:

1) «Он создал небеса безо всяких опор, которые бы вы могли увидеть». (31.Лукман: 10)

2) «Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть». (13.Ар-Ра`д: 2)

3) «Разве Мы не сделали землю ложем, а горы – кольями?». (78.Ан-Наба: 6-7)

Как мы видим, два первых аята указывают, что небеса имеют опоры, которые человек не может видеть. Третий аят говорит, что горы являются кольями, которые удерживают землю от потрясений, подобно тому, как колышки, вбитые в землю, придают устойчивость палатке. Ни о каких «подпорках шатра небес» нет речи и в помине.

Вопрос № 3

Abu Halid писал: 3) В (2:29) говорится что земля была сотворена раньше неба . А в ( 79:29, 30) говорится что небеса сотворены раньше земли .

Ответ:

Указанные аяты:

«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно обо всякой вещи». (2.Аль-Бакара: 29)

«Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, поднял его своды и сделал его совершенным.
Он сделал его ночью темным и вывел утреннюю зарю. После этого Он распростер землю».
(79.Ан-Назиат: 27-30)

На этот вопрос можно дать сразу три ответа:

1) Первый ответ. Это ответ, который дали большинство толкователей древности. Они сказали, что основа земли была создана в первые 2 дня, затем в 3-й и 4-ый день были созданы небеса, а в 5-ый и 6-ой день земля была распростёрта и подготовлена для полноценной жизни людей. Аль-Бухари сообщает в виде «муалляка»[1] от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что один человек затруднился в вопросе порядка создания земли и неба и спросил об этом у ибн Аббаса, он ответил:

«Аллах создал землю за два дня, затем создал небо, затем обратился к небу и устроил его за два других дня, затем распростёр землю, простирание её заключалось в выведении из неё воды, создании пастбищ, гор, красоты, холмов и всего того, что между небом и землёй».[2]

2) Второй ответ. Это ответ, который дали некоторые учёные, и, по мнению шейха Мункыза ас-Саккара, это мнение наиболее правильное.

Небеса и земля были созданы вместе в первые два дня, а затем было завершено устроение земли и подготовка для жизни людей в последующие четыре дня. Всевышний Аллах сказал:

أَوَلَمْ يَرَ الَّذِينَ كَفَرُوا أَنَّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ كَانَتَا رَتْقاً فَفَتَقْنَاهُمَا

«Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили». (21.Аль-Анбия: 30).

Произошло разделение единой массы, часть которой стала небом, а часть землёй, это и можно назвать началом сотворения небес и земли, а так как разделение одного целого может произойти только одновременно, то и начало их сотворения было одновременным. Разделение неба и земли – это то, что учёные называют теорией большого взрыва.

На то, что небо было сотворено в течении 2-х дней, указывают слова Аллаха:

فَقَضَاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ فِي يَوْمَيْنِ
[/arab]
«Он сотворил их семью небесами за два дня». (41.Фуссылят: 12)

На то, что земля была сотворена в течении 2-х дней, указывают слова Аллаха:

خَلَقَ الْأَرْضَ فِي يَوْمَيْن
[/arab]
«Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня». (41:9)

И то, и другое событие произошли в первые два дня сотворения. А в последующие четыре дня было создано все необходимое для жизни людей на земле.

وَجَعَلَ فِيهَا رَوَاسِيَ مِن فَوْقِهَا وَبَارَكَ فِيهَا وَقَدَّرَ فِيهَا أَقْوَاتَهَا فِي أَرْبَعَةِ أَيَّامٍ سَوَاء لِّلسَّائِلِينَ
[/arab]
«Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих (или для тех, кто спрашивает) за четыре полных дня». (41.Фуссылят: 10)

Проблема в данном вопросе возникает у тех, кто не понимает арабского языка на должном уровне, и не знает, на что указывают те или иные выражения, слова и словосочетания в арабском языке. В суре Фуссылят (41) говорится о сотворении земли в первые два дня, затем рассказывается о том, что было создано на этой земле в последующие четыре дня. После того, как Аллах рассказал всё о земле, о её творении и её последующем обустройстве, Он упомянул и о небе, и сказал:

ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاء وَهِيَ دُخَانٌ
[/arab]
«Потом Он обратился к небу, которое было дымом». (41:11)

Некоторые ошибочно понимают, что арабское слово «Сумма/потом» (ثم) в обязательном порядке указывает на последовательность и постепенность, поэтому они так же ошибочно поняли и следующий аят, в котором говорится:

هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُم مَّا فِي الأَرْضِ جَمِيعاً ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاء فَسَوَّاهُنَّ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ
[/arab]
«Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами». (2.Аль-Бакара: 29)

Проблема заключается только в том, что некоторые ограниченно понимают это слово «Сумма (потом)» (ثم).

Учёные языковеды, указали, что слово «Сумма (потом)» (ثم) не обязательно указывает на последовательность и постепенность, у этого слова есть и другие смыслы. Например, иногда оно указывает не на последовательность происходящего, а на последовательность повествования, самого рассказчика. Как например в стихе:

قل لمن ساد ثم ساد أبوه ثم قد ساد قبل ذلك جده
[/arab]
Буквальный перевод такой:

«...Скажи тому, кто правит, потом (ثم) еще отец его правил, и потом (ثم), возможно, ещё и дед его правил до этого...»[3]

Смысл этого стиха таков: «Скажите тому, кто правит, и чей отец правил до него, и чей дед еще раньше правил...». Смысл не в том, что человек правил, потом после него отец правил, а после отца – дед.

Тут слово «Сумма (потом)» (ثم) указывает на последовательность в повествовании, а не в событиях.

Также и в стихе Тарфы ибн аль-Абда, который в стихотворении описывает свою верблюдицу:

جَنُوح دِفاق عَنْدَلٌ ثم أُفرِعَت لَهَا كَتِفَاها في مُعَالىً مُصَعَّد
[/arab]
«Дерзкая, стремительная, большеголовая, затем (ثم) плечи её тянутся ввысь».[4]

Здесь поэт перечисляет хорошие качества верблюдицы, потом упоминает, что плечи её тянутся ввысь, но это не значит, что плечи её вытянулись только после того, как она приобрела предыдущие качества.

Такое использование слова «Сумма (потом)» (ثم) используется в арабском языке повсеместно и, в том числе, во многих других местах Священного Корана, например, в аяте:

الَّذِي أَحْسَنَ كُلَّ شَيْءٍ خَلَقَهُ وَبَدَأَ خَلْقَ الْإِنْسَانِ مِنْ طِينٍ ` ثُمَّ جَعَلَ نَسْلَهُ مِنْ سُلَالَةٍ مِنْ مَاءٍ مَهِينٍ ` ثُمَّ سَوَّاهُ وَنَفَخَ فِيهِ مِنْ رُوحِهِ وَجَعَلَ لَكُمُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَالْأَفْئِدَةَ قَلِيلًا مَا تَشْكُرُونَ
[/arab]
«...Который превосходно создал все, что сотворил, и начал создавать человека из глины, затем создал его потомство из капли презренной жидкости, затем придал ему соразмерный облик, вдохнул в него от Своего духа и даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность!» (32.Ас-Саджда: 7-9)

Абсолютно понятно любому из нас, что соразмерный облик был дан человеку до того, как Аллах создал его потомство. В данном случае используется повествовательная последовательность, а не последовательность событий. Я ограничусь только этим, но подобных примеров в арабском языке и, в частности, в Коране множество.
Эти два указанных варианта толкования были известны как в древности, так и по сей день. Отвечая на подобный вопрос, ибн Джузай в своём тафсире указал на достоверность и правильность этих слов и сказал: «Ответ можно дать двумя путями. Первый – земля была создана до создания неба, а затем она была распростерта, и здесь нет противоречий. А другой ответ заключается в том, что в слове «Сумма (потом)» (ثم) имеется в виду повествовательная последовательность».[5]

3) Третий ответ. Этот ответ заключается в том, что сотворение можно разделить на два типа: первый тип - это создание новых вещей, то есть то, что мы обычно подразумеваем под словами «создание» и «сотворение» (произведение чего-то такого, чего раньше не было). Второй тип - это создание в предопределении Аллаха. То есть, если Аллах уже предопределил, что какая-то вещь будет создана, то о ней можно говорить, как о уже существующей, ведь предопределённое Аллахом непременно сбывается.

Мы видим, что имеется как минимум три ответа на данный вопрос, и кто будет размышлять над ними, извлечёт для себя пользу. И если в аятах использовано слово «Сумма (потом)» (ثم), это еще не значит, что нечто было создано в начале, а что-то – в конце. Необходимо совмещать аяты, а не сталкивать их друг с другом, смотреть в контекст и рассматривать все аяты и хадисы комплексно.

Вопрос № 4

Abu Halid писал: 4) В (51:56) говорится что джины и люди созданы для служения Богу . А в ( 7:179) говорится что множество джинов и людей созданы для ада.

Ответ:

Указаные аяты:

1) «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (51.Аз-Зарият: 56)

2) «Мы сотворили для Ада много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами». (7.Аль-А`раф: 179)

Где здесь противоречие? Люди и джины были созданы для поклонения, но нигде не говорится, что все они были созданы для Рая. Аллах их создал для определенной цели, но так как они имели волю выбора действий, то несут ответственность за свои поступки. Они не стали делать то, для чего были созданы и, тем самым, заслужили Ад.

Здесь надо понять, когда мы говорим, что Аллах что-то повелел или что-то пожелал, то желание Аллаха может быть двух видов:

1) Желание, связанное с Шариатом и законом Аллаха (Ирада шаргыйя/Шариатское Желание). Например, Аллах желает, чтобы люди читали намаз, постились в Рамадан, исповедовали Единобожие, отвергали многобожие, давали милостыню, верили в ангелов и т.д.

2) Желание, связанное с тем, что происходит в этом бытии и мироздании (Ирада кяунийя /Созидательное Желание). Например, рождение, смерть людей, без разницы – мусульмане они или немусульмане, падения, сотворение вещей.

Чем отличается первый вид от второго?:

1. В отношении первого вида (Шариатское Желание), Аллах дал людям выбор, они могут выполнять его а могут не выполнять по своему усмотрению.

Во втором виде (Созидательное Желание) у человека нет выбора, т.е. если Аллах что-то пожелал сотворить, то никто не сможет ему помешать.

2. Шариатское Желание Аллаха полностью любимо самим Аллахом.

Созидательное Желание Аллаха иногда может быть ненавистно самому Аллаху, но Он создаёт некоторые вещи в соответствии с этим видом желания, чтобы обеспечить свободу действий людям и джиннам. Иначе грешник не смог бы совершить грех, который он хочет совершить, если бы Аллах не создал для него это дело.

3. Шариатское Желание Аллаха не всегда реализуется в реальности, несмотря на то, что Аллах его любит, потому что людям дана свобода действий и выбора.

Созидательное Желание Аллаха воплощается в реальность обязательно и всегда, вне зависимости от желаний людей, и несмотря на то, что некоторые людские дела нелюбимы Аллахом, однако Аллах создаёт их, а всё, что происходит в этом мире, происходит только по воле и желанию Аллаха и является Его творением.

4. Шариатское Желание Аллаха полностью известно людям из Корана и Сунны. Всё, что Аллах хочет от людей и всё, что он вменил им в обязанность, содержится в этих двух источниках.

Что касается Созидательного Желания Аллаха, то людям известна лишь ничтожная часть этого, и только та, что уже свершилась в прошлом. Также надо заметить, что Коран и Сунна сообщают нам не только о Шариатском Желании Аллаха, иногда Коран и Сунна сообщают нам и о Созидательном Желании Аллаха, например, как предсказания о том, что произойдёт в будущем или сообщение о некоторых историях прошлого и тайнах мироустройства.

Практический пример: Аллах предписал нам поклоняться Ему – это Шариатское Желание, значит, людям дана воля выполнять данное предписание или не выполнять, именно поэтому они несут ответственность за свой выбор. При этом Аллах предупредил, что, несмотря на свободу воли, люди несут ответственность за свой выбор. После того, как люди выполнили Его Шариатскую Волю или, наоборот, не выполнили её, идёт следствие – награда или наказание, а это уже есть Созидательное Желание Аллаха, и человек не имеет здесь выбора, т.е. ему не дано возможности отказаться от наказания и поменять его на награду.

Другой пример. Человек решил совершить кражу, тем самым он идёт против Шариатского Желания Аллаха, ведь Аллах желает, чтобы люди не воровали. Как мы сказали, в данном случае человек имеет волю нарушить данное предписание и желание Аллаха, однако всё остальное творит для него Аллах. То, как вор идёт на преступление, как он протягивает руку к чужому имуществу, как он убегает с наворованным, – все это тоже происходит по желанию Аллаха, однако это иной вид желания. Это то, что мы называем Созидательным Желанием, ведь вор сам по себе не обладает никакой силой, он не может управлять своим телом и творить свои грехи, кроме как по воле Аллаха. Он имеет волю и стремление, а способность создать действие исходит только от Аллаха. Аллах запретил воровство и ненавидит его, но оно может произойти, потому что человеку дана воля грешить или не грешить. Аллах запретил воровство и ненавидит его, однако Он создаёт его (Созидательным Желанием) в действиях вора, потому что сам вор не смог бы его сотворить, ведь он не творец в полном смысле этого слова. Поэтому, если человек решился на воровство и что-то помешало ему своровать и он был пойман полицией, то он все равно несет грех за воровство из-за своего намерения.

Другой пример. Человек решил пойти и дать милостыню, Аллах любит это, и данное дело соответствует Шариатскому Желанию Аллаха, потому что милостыня предписана Кораном. Однако, по пути он теряет деньги и не совершает милостыню. Факт потери также не является самостоятельным, он произошёл неслучайно, он был создан Аллахом по Его желанию, хотя сам факт печали праведного человека от потери имущества не любим Аллахом, но Он создаёт данную ситуацию. По своей мудрости и для более важных целей. Сам факт чистосердечного намерения дать милостыню обеспечивает человеку награду за милостыню, ведь он выполнил то, что зависело от него, и за это будет награждён.

А теперь вернёмся к обсуждаемым аятам. Когда Аллах говорит:

«Я сотворил джиннов и людей…», то это значит, что «сотворил» Он в соответствии с Созидательным Желанием. А когда Аллах говорит: «…только для того, чтобы они поклонялись Мне», то это указывает на Его Шариатское Желание, т.е. Аллах желает видеть от нас поклоняющимися Ему, это Он в нас ценит и за это Он нас вознаградит.

Когда Аллах говорит: «Мы сотворили для Ада много джиннов и людей», то это оповещение людей о том, что Аллах своим всезнанием предвидел, что множество людей и джиннов пойдут против Шариатской Воли Аллаха, и поэтому получат наказание в соответствии с Его Созидательной Волей. Когда Аллах создавал адских людей, то создал их равными в своих способностях и возможностях с другими, но Он знал, какой выбор сделают эти люди. А значит, они фактически были созданы для Ада, но при этом к ним не была проявлена несправедливость, они сами были несправедливы к самим себе тем, что по собственной воле пошли против Шариатского Желания своего Господа.

Зная об этих двух понятиях, которые могут подразумеваться под выражением «Желание Аллаха», мы можем правильно понимать тексты Корана и Сунны. То же самое можно сказать и про Библию. Именно из-за того, что последователи Библии утеряли знание об Аллахе, науку о Его именах и качествах, они впали в заблуждение и разногласие относительно многих вопросов богопознания.

Вопрос № 5

Abu Halid писал: 5) В (3:42) Марии весть о рождении Иисуса приносят ангелы (множество) А в ( 19:17,19) говорится что весть приносит один ангел Гавриил (Джибрил)

Ответ:

Указанные аяты:

1) «Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил и возвысил над женщинами миров». (3.Аль Имран: 42)

2) «Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибриля), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека.

Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен».

Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». (19.Марьям: 17-19)

В первом аяте, как мы видим, ангелы разговаривают с Марьям, но нет никакой речи о том, что они приносят ей благую весть о рождении Исы. А во втором аяте мы ясно видим, что Джибриль оповестил её о рождении пречистого мальчика Исы. В двух аятах идёт речь о двух разных вещах и не следует всё беспорядочно смешивать, выдавая желаемое за действительное.

Но если даже представить, что это действительно произошло в одно и то же время, то что мешает ангелам прийти вместе с Джибрилем или сразу после него, прославить Марьям и возвестить ей о том, что Аллах избрал её и возвысил над всеми женщинами этого мира?

Например, если вам скажут, что в Россию прибыл уполномоченный посол из Англии, а другой источник информации скажет, что в Россию прибыла посольская делегация из Англии, разве в этом есть противоречие? Часто ли послы приезжают в полном одиночестве? Нет.

Разве не могли ангелы прибыть во главе с Джибрилем, чтобы оповестить Марьям о рождении Исы (мир ему)? Я это говорю только для того, чтобы критики Корана осознали, что даже если они не поняли ясного смысла аятов Корана, то все равно можно совместить эти два аята и не сталкивать их между собой. Однако, правильным является то, что в указанных аятах идет речь о совершенно разных вещах.

Вопрос № 6

Abu Halid писал: 6) В (10:64) , (50:29) говорится что нет перемены и отмены словам Бога. А в (16:101 ) и (2:106) уже говорится о замене одних аятов другими и отменение стихов якобы «небесного» (85:21,22)корана .

Ответ:

Указанные аяты:

1) «Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это – великое преуспеяние». (10.Йунус: 64)

«Мое Слово неизменно, и Я не поступаю несправедливо с рабами». (50.Каф: 29)

2) «Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: «Воистину, ты – лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого». (16.Ан-Нахль: 101).

«Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь?» (2.Аль-Бакара: 106)

Посмотрим на два аята, находящихся в первой группе. В первом из них говорится о праведниках и о том, что они будут в Раю. Второй аят находится в контексте речи о грешниках и о том, что они будут в Аду. Каждый из читателей может самостоятельно открыть Коран и прочитать, о чем идёт речь перед этими двумя аятами. Завершая описание верующих, Аллах говорит о том, что данное Его решение и обещание не подлежит замене, и они обязательно войдут в Рай. Во втором аяте (первой группы аятов) Аллах также завершает свою угрозу неверным обещанием, что данное постановление никогда не изменится и не будет отменено, противники Бога обязательно войдут в Ад.

Что касается второй группы аятов, то в ней говорится, что Аллах может изменять Свои законы (Шариата) тогда, когда сочтет это нужным, в соответствии со своей безграничной Мудростью и Могуществом.

Отмена Аллахом своих слов возможна, но это не касается Его постановления о том, что верующие зайдут в Рай, а неверные зайдут в Ад.

Также, отвечая на данный вопрос, следует заметить, что в Исламе под выражением «Слово Аллаха» или «Речь Аллаха» подразумеваются два понятия, т.е. «Слово Аллаха» бывает двух видов:

1) Законы Шариата.

2) Сообщение Аллаха для людей о чем-то сокровенном или о том, что произойдёт в будущем.

Первый вид может быть отменён Аллахом по Его безграничной воле, а второй вид Он никогда не меняет.

Замена законов, установленных самим Аллахом для пользы людей, не является ложью и обманом, так как законы, в первую очередь, нужны самим людям, и Всевышний Аллах устанавливает для каждой эпохи и для каждого народа законы, которые больше соответствуют потребностям людей на определённое время, в определённых условиях.

Но если Аллах сообщил нам о чем-то, о каких-то тайнах мироздания, о том, что произойдёт в будущем, в следующей Жизни, то в данном вопросе отмены быть не может, так как это будет равно лжи, которая невозможна, когда речь идёт об Аллахе и Его превосходных качествах.

Но если даже действовать методом от противного и рассматривать данные аяты в отрыве от контекста, то все равно мы можем сказать, что смысл аятов из первой группы заключается в том, что никто и ничто не сможет изменить закон Аллаха, кроме Него самого. Никто не сможет предотвратить предопределение Аллаха, никто не сможет внести никаких изменений в Священный Коран, никто не сможет повлиять на решения Аллаха. То есть, данный аят помимо основного смысла несёт в себе еще множество другой сопутствующей информации. Хвала Аллаху, ниспославшему нам Своё совершенное и объемлющее Слово.

Вопрос № 7

Abu Halid писал: 7) В (3:77) , (16:91) , (16:94) говорится не нарушать клятв. А в (66:2) разрешается отступление от клятв.

Ответ:

Вот фрагменты из тех трёх аятов, которые указывают на запретность нарушения клятвы:

«Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни». (3.Алю Имран: 77)

«Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем». (16.Ан-Нахль: 91)

«Не обращайте свои клятвы в средство обмана, чтобы ваша стопа не поскользнулась после того, как она твердо стояла». (16.Ан-Нахль: 94)

Вот четвертый аят, который, якобы, говорит о разрешении на нарушение клятвы:

«О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах – Прощающий, Милосердный.

Аллах установил для вас путь освобождения от ваших клятв. Аллах – ваш Покровитель. Он – Знающий, Мудрый». (66.Ат-Тахрим: 1-2)

Из данного аята видно, что в нём говорится не о нарушении, а о необходимости совершать искупление клятвы, если данная клятва несовместима с Шариатом, или если она неуместна в той или иной ситуации. Этот вопрос достаточно подробно разобран во многих книгах по Исламу, поэтому я не буду долго останавливаться на нем.

В другом аяте Корана также говорится:

«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы будете благодарны». (5.Аль-Маида: 89)

В этом аяте говорится, что когда человек произносит слова клятвы, не подразумевая, что он в действительности совершает религиозную клятву, то для такой клятвы искупление не требуется. Арабы и поныне используют клятвенные выражения просто для усиления речи и, так сказать, для связки слов. Например, один араб говорит: «Мне показалось, что Ахмад уже пришёл домой», а другой отвечает: «Ва-Ллахи (клянусь Аллахом), он не приходил». Если при этом человек не клялся религиозной клятвой, а использовал её просто необдуманно, то она не нуждается в искуплении (на основе предыдущего аята и его толкования), даже если она противоречит действительности.

Однако, пусть никто не думает, что Ислам побуждает людей к пустословию в своих обещаниях. Потому что «клятва» – это одно, а «обещание» – это другое, и эти два понятия нельзя смешивать. За нарушение клятвы человек несёт отдельную ответственность, а за нарушение обещания – совсем иную. Соблюдение клятвы – это религиозная обязанность, это обязанность человека перед своим Господом, потому что человек скрепил свои слова именем Всевышнего. Аллах Милостив к Своим рабам и поэтому Он, по своей милости, облегчил нам искупление клятвы. Выполнение человеком клятвы, скреплённой именем Аллаха, – это право Аллаха, и Он распоряжается Своим правом, как пожелает. Что касается выполнения обещанного, то это обязанность в отношении того, кому это обещание было дано. Если обещание было дано Аллаху, то оно, как правило, называется в русском языке «обетом» или «обетованием», и искупление за неё такое же, как и за клятву. Если же обещание дано человеку, то права на получение обещанного находятся у того, кому оно было дано. Если человек дал обещание, то он обязан его выполнить, и освободить его от обещания может только тот, кому оно было дано.

Например, когда человек говорит своему торговому партнёру: «Клянусь Аллахом, я привезу весь товар вовремя». Это не значит, что когда они разойдутся, этот человек может выполнить искупление клятвы, и на этом все его обязательства заканчиваются. Нет. Он дал человеку обещание, и это обещание он должен выполнить, как говорится, кровь из носа. Как сказано в одном из хадисов:

«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт; когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяют что-то, он предаёт».[6]

Однако, если всё же получилось так, что после данного обещания, заверенного клятвой с именем Аллаха, человек не смог его выполнить, то должен совершить искупление за произнесенную клятву Аллахом, а ответственность перед своим партнером он будет нести отдельно.

Аллах запретил нам нарушать клятвы, однако если человек обязательно должен её нарушить или что-то вынуждает отказаться от неё, то Аллах установил для нас путь для её искупления (Каффара). Причем искупление (Каффара) освобождает человека только перед Аллахом, но не освобождает его от обещаний и обязательств, которые даны человеком другим людям. Иными словами, когда человек говорит «Я клянусь Аллахом, что сделаю то-то и то-то…», то на самом деле он совершает не один акт, а два: во-первых, он клянётся Аллахом, а во-вторых, обещает. И за каждое из двух дел он несет отдельную ответственность.

Вопрос № 8

Abu Halid писал: 8) В (61:14) говорится, что верующие и апостолы помощники Богу . А в (29:6) утверждается что Бог не нуждается в помощи .

Ответ:

Читая Библию, подавляющее большинство христиан выносят свои суждения, основываясь на одних стихах, закрывая глаза на другие. Мусульмане же анализируют все аяты Корана, и при извлечении законов из Книги Аллаха, совмещают все аяты на заданную тему, не сталкивая их друг с другом. Одни аяты Священного Корана комментируют другие и никогда не противоречат друг другу.

Основа в понимании Корана – это прямое и буквальное понимание коранического текста. Учёные Ислама и все истинные мусульмане понимают Коран в соответствии с явным и простым смыслом, который можно понять на основе арабского языка. Иногда же в арабском языке используются обороты, которые никогда не понимаются буквально самими арабами. Это идиомы, которые являются частью арабского языка. Когда такие идиомы используются в Коране, то мы не говорим, что в данном месте «сказано метафорически». В Коране нет метафор, однако в нём употребляются общеизвестные обороты арабского языка, которые никогда не воспринимаются буквально. Например, в первом аяте говорится:

«О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы – помощники Аллаха». Часть сынов Исраила (Израиля) уверовала, а другая часть не уверовала». (61.Ас-Сафф: 14)

Как видим, на вопрос: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» – следует ответ: «Мы – помощники Аллаха». Это говорит о том, что помощь Аллаху заключается в помощи Его пророкам и Его религии. Сам же Он, безусловно, не нуждается в помощи для Себя лично. И, конечно же, бог, который нуждается в помощи для себя, – это вовсе не Бог. Аллах Сам не нуждается в помощи, и если бы Он пожелал, то мог бы Сам помочь своим пророкам и своей религии и завершить этот мир полным разгромом всех неверных в одно мгновение, закончить на этом мир и всё в нем существующее.

Однако, этот мир есть испытание, Аллах не нуждается в нашем поклонении, но мы нуждаемся в поклонении Ему. Это мы нуждаемся в том, чтобы помогать Ему и Его религии. В том, что Аллах позволил нам помогать Ему, есть честь, оказанная людям. Наилучшим толкованием данного аята является хадис посланника Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха), в котором говорится:

ان الله تعالى يقول لعباده يوم القيامه : يا أبن أدم مرضت فلم تعُدنى
قال .. يا رب كيف أعودك و انت رب العالمين
قال .. أما علمت أن عبدى فلاناً مرض فلم تعدة أما علمت أنك لو عدته وجدتنى عندة ؟
يا أبن أدم إستطعمتك فلم تُطعمنى
قال .. يا رب كيف أُطعمك و أنت رب العالمين
قال .. أما علمت أن عبدى فلاناً إستطعمك فلم تُطعمة
أما علمت لو أنك أطعمته لوجدت ذلك عندى
يا ابن أدم استسقيتك فلم تُسقنى
قال .. كيف أُسقيك و أنت رب العالمين
قال .. أما إستسقاك عبدى فلاناً فلم تُسقة أما إنك لو سقيته وجدت ذلك عندى ..

«Всевышний Аллах скажет своим рабам в День Суда:

- О сын Адама, Я болел, но ты не навестил Меня.
Скажет раб:

- О Господь мой, как же я навещу тебя в болезни, ведь Ты – Господь миров?!

Аллах скажет:

- А разве ты не знал, что такой-то Мой раб был болен, но ты не навестил его, а разве ты не знал, что если бы ты навестил его, то нашёл бы Меня у него.

О сын Адама, Я просил у тебя пищи, ты не накормил Меня.

Скажет раб:

- О Господь мой, как же я накормлю тебя, ведь Ты – Господь миров?!

Аллах скажет:

- А разве ты не знаешь, что такой-то мой раб просил у тебя еды, но ты не накормил его. А разве ты не знаешь, что если бы ты накормил его, то нашёл бы награду за это у Меня?

О сын Адама, Я просил у тебя пить, но ты не напоил Меня.

Скажет раб:

-О Господь мой, как же я напою тебя, ведь Ты – Господь миров?!

Аллах скажет:

- А разве ты не знаешь, что такой-то мой раб просил у тебя пить, но ты не напоил его. А разве ты не знаешь, что если бы ты напоил его, то нашёл бы награду за это и у Меня?»[7]
(Хадис передал Муслим).

Воистину, когда Аллах говорит о верующих как о своих помощниках, то тем самым оказывает им честь и называет их своими приближёнными.

Вопрос № 9

Abu Halid писал: 9) В (2:136) говорится что нет никаких различий между святыми людьми . А в (2:253) и (17:55) преимущество и предпочтения одних посланников над другими.

Ответ:

Указанные аяты:

1) «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу) и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся». (2.Аль-Бакара: 136)

2) «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней». (2.Аль-Бакара: 253)

«Твоему Господу лучше знать тех, кто на небесах и на земле. Одним пророкам Мы отдали предпочтение над другими. А Давуду (Давиду) Мы даровали Забур (Псалтирь)». (17.Аль-Исра: 55)

В первом аяте говорится, что верующие не должны отделять пророков от пророков, веровать в одних и не верить в других. Все пророки – от Аллаха, и во всех них мы должны верить, признавая, что все они посланы Аллахом.

В двух других аятах говорится, что Аллах дал пророкам разные степени, одних почтил, а других возвысил ещё выше, и каждому дал свою миссию и свою степень почёта.

Противоречия, как мы видим, тут нет. В первом аяте говорится о том, как люди должны относиться к пророкам, а в двух других говорится об отношении Аллаха к каждому из своих пророков. В первом аяте слово «Мы» относится к верующим, а в двух других аятах слово «Мы» относится к Аллаху (Велик Он и Славен).

Вопрос № 10

Abu Halid писал: В (3:79,80) говорится что пророки не господа . А в (3:50),(33:71),(47:33) , (64:12) говорится о подчинении пророку.

Ответ:

Указанные аяты:

1) «Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?» (3.Аль Имран: 79, 80)

2) «Я принес вам знамение от вашего Господа. Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне». (3.Аль Имран: 50)

«А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха». (33:71) (33.Аль-Ахзаб: 71)

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния». (47.Мухаммад: 33)

«Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику. Если же вы отвернетесь, то ведь на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения». (64.Ат-Тагабун: 12)

В первом аяте под словом «господами» (арбабан) имеется в виду «богами» и «объектами поклонения». В последующих аятах говорится о подчинении пророку и его велению держаться Ислама. Потому что повиновение пророку (мир ему и благословение Аллаху) – это, по сути, повиновение самому Аллаху, потому что пророк ничего не говорит от себя, но получает откровения от Аллаха. Какой был бы смысл в послании пророков, если бы люди их не слушались и не подчинялись им?

Вопрос № 11

Abu Halid писал: 11) В (5:5) запрещаются наложницы . А в (23:6) жены и невольницы (т.е. наложницы ) разрешены.

Ответ:

Указанные аяты:

1) «...а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы выплатите им вознаграждение (приданое), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги». (5.Аль-Маида: 5)

2) «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного,
которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания».
(23.Аль-Муминун: 6)

В первом аяте говорится, что мусульманам разрешено жениться на целомудренных мусульманках и целомудренных иудейках и христианках. Также в этом аяте запрещено совершать распутство и гулять с ними, как с подругами, что имеет широкое распространение среди людей в наше время. В данном аяте объясняется, на ком мусульманину разрешено жениться.

Во втором аяте говорится, что женщина является дозволенной для мусульманина только через женитьбу или наложничество, любые любовные связи с противоположным полом, помимо этих двух, являются запретными. Наложница (так же, как и жена) является законной и дозволенной для мусульманина и ни в коем случае не является просто подругой или прелюбодейкой. Взаимоотношения владельца со своей наложницей оговорены Шариатом так же строго, как и отношения с женой.

Вопрос № 12

Abu Halid писал: 12) В ( 5:90) запрет на употребления хмельных напитков . А в (16:67) говорится, что от плодов пальм и винограда хмельной напиток и добрый удел.

Ответ:

Указанные аяты:

1) «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете». (5.Аль-Маида: 90)

2) «Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих». (16.Ан-Нахль: 67)

Первый аят говорит о том, что опьяняющие напитки запрещены, и Аллах велел сторониться их.

Во втором аяте Аллах указывает нам на одно из Своих великих чудес: из одного и того же дерева можно получить совсем разные вещи. Из плодов пальмы (то есть, из фиников) можно получить спиртной напиток, а можно получить и добрый удел. Так же дело обстоит и с виноградом. Здесь нет указания на дозволенность вина. Кстати, этот аят, как и вся сура «ан-Нахль» (Пчёлы), был ниспослан в мекканский период жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), тогда, когда вино ещё не было запрещено.
Этот аят указывает на могущество Аллаха и Его безграничные возможности. Также об этом говорится и в предыдущем аяте. Аллах сказал:

«Воистину, в домашней скотине для вас – назидание. Мы поим вас тем, что образуется в их животах между пометом и кровью, – чистым молоком, приятным для пьющих». (16.Ан-Нахль: 66)

В этом аяте также говорится, что Аллах создает приятное и чистое молоко в месте, которое окружено кровью, и находится рядом с кишками, наполненными помётом. Все три вещи являются производными одной и той же пищи. Животное ест траву, и Аллах создаёт из него кровь, помёт и молоко. При этом, данный аят не указывает на дозволенность употребления в пищу крови животных.

Толкуя слова Аллаха «опьяняющий напиток и добрый удел», ибн Аббас сказал: «Опьяняющий напиток (сакяр) – это то, что запрещено из их плодов, а добрый удел - это то, что разрешено из их плодов». По другому источнику он сказал: «Опьяняющий напиток (сакяр) - это то, что запрещено, а добрый удел - это то, что разрешено». То есть, из одних и тех же плодов Аллах создал и разрешённое, и запретное.

Поэтому, как мы видим, никакого разногласия здесь нет. Один аят запрещает спиртное, а во втором аяте обсуждается совсем другой вопрос, и никакого разрешения на спиртное там нет.

Вопрос № 13

Abu Halid писал: 13) В (2:62) , (3:199) восхваление иудеев . А в (5:82) осуждение иудеев.

Ответ:

Указанные аяты:

1) «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены». (2.Аль-Бакара: 62)

«Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Аллаха и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Аллахом и не продавая знамения Аллаха за ничтожную цену. Их награда ожидает их у их Господа. Воистину, Аллах скор в расчете». (3.Алю Имран: 199)

2) «Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников». (5.Аль-Маида: 82)

В первых двух аятах говорится о тех людях Писания, которые:
уверовали в Аллаха и Последний День, то есть уверовали в Ислам;
совершали праведные дела, а праведные дела засчитываются только в Исламе и только мусульманам;
веруют в то, что было ниспослано нам, мусульманам. А те, кто веруют в то, что ниспослано мусульманам, веруют и в то, что Библия искажена, и поэтому в своих Писаниях они верят только в ту часть, которая совпадает с Шариатом пророка Мухаммада, то есть, с Кораном и Сунной.

В другом же аяте (5:82) говорится об иудеях и многобожниках, которые не приняли Ислам и упорствуют в своём неверии.

Люди Писания - это не однородная масса, среди них есть те, кто приняли Ислам, а есть те, кто отвергли его.

Как сказал Всевышний Аллах: «Не все они одинаковы. Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц. Они веруют в Аллаха и в Последний день, велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников». (3.Аль Имран: 113)

Вопрос № 14

Abu Halid писал: 14) В ( 2:256) говорится что нет принуждения в религии . А в (4:89) говорится об ушедших из ислама-схватывать и убивать, где бы не нашли.

Ответ:

Указанные аяты:

1) «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения». (2.Аль-Бакара: 256)

2) «Они хотят, чтобы вы стали неверующими, подобно им, и чтобы вы оказались равны. Посему не берите их себе в помощники и друзья, пока они не переселятся на пути Аллаха. Если же они отвернутся, то хватайте их и убивайте, где бы вы их ни обнаружили. Не берите себе из них ни покровителей, ни помощников». (4.Ан-Ниса: 86)

Чтобы полноценно понять смысл аятов, необходимо знать, каковы были причины их ниспослания. В какой ситуации и при каких обстоятельствах они были ниспосланы. Также аяты, как я уже говорил выше, должны пониматься только в совокупности с другими текстами, а не абстрагировано от них.

В первом аяте речь идёт о людях Писания (иудеях и христианах), и тех, кто согласился выплачивать мусульманам джизью.

В одном из хадисов говорится, что во времена джахилии (в доисламскую эпоху) в Медине была женщина из числа будущих ансаров, у которой всегда умирали дети, прожив после рождения совсем мало времени. Тогда она в душе своей сказала, если её ребёнок выживет, то она приведет его в иудаизм. Когда же (уже во времена пророчества) Бану Надыр (одно из еврейских племён Медины) были изгнаны, среди них были сыновья ансаров. Ансары сказали: «Мы не оставим так наших сыновей». После чего был ниспослан этот аят[8].

Этот хадис приводится и в других риваятах, из которых мы можем узнать остальные подробности случившегося. В общем, история сводится к тому, о чем упомянул ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), у него есть к данному хадису добавления: «Ансары сказали: «Мы привели их в их религию (т.е. в иудаизм), потому что считали их религию лучше нашей, затем Аллах дал нам Ислам, так принудим же их сейчас ( к Исламу)». Затем был ниспослан этот аят, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дал им выбор (между иудаизмом и Исламом), и никого из них не принуждал к Исламу».

Это говорит о том, что люди писания не принуждаются к Исламу, если предпочитают оставаться в своей религии и выплачивать джизью. Многие учёные сказали, что аят о непринуждении относится ко всем людям на земле. Однако исключение сделано только для воюющих неверных, которые препятствуют распространению Ислама мирным путём. Именно о таком исключении и идёт речь во втором аяте. То есть, в первом аяте дано общее правило, а во втором – исключение из правила.

Вопрос № 15

Abu Halid писал: 15) В ( 7:78) говорится что самудяне погибли от землетрясения . А в (54:31) говорится что самудяне погибли от трубного гласа.

Ответ:

Указанные аяты:

1) «Их поразило землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах». (7.Аль-А`раф: 78)

2) «Воистину, Мы наслали на них всего лишь один вопль, и они уподобились сену хозяина загона». (54.Аль-Камар: 31)

В первом аяте использовано арабское слово «Раджфа» (رجفة), которое значит «сотрясение, тряска, трепет, дрожь». Поэтому смысл этого слова шире, чем просто «землетрясение», хотя может использоваться и в этом значении, как, например, в русском языке используется выражение «дрожь земли». Однако, смысл слова «раджфа» используется не только в отношении земли. И поэтому перевод этого слова как «землетрясение» в русскоязычном издании Корана недостаточно широко передаёт смысл этого аята. Можно было перевести так: «Их поразило сотрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах».

Во втором аяте говорится про крик, который издал один из небесных воинов Аллаха. Не надо быть смышлёным, чтобы понять: раз от этого крика погибли люди, значит, он мог воздействовать и на окружающую среду. Первый из указанных аятов как раз и разъясняет, какого рода было это воздействие. От ужасного крика сотряслась земля, дома и сердца неверных, от чего все они и погибли. Поэтому никакого противоречия здесь нет, один аят дополняет смысл другого.

Вопрос № 16

Abu Halid писал: 16) В (32:5) говорится что длительность дня Господня тысяча лет . А в (70:4) говорится что длительность дня Господня уже пятьдесят тысяч лет .

Ответ:

Указанные аяты:

1) «Он управляет делами с неба до земли, а затем они опять восходят к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете». (32.Ас-Саджда: 5)

2) «Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет». (70.Аль-Мааридж: 4)

Как видим, ни в одном из этих аятов не говорится о длительности «дня Господня».

В первом аяте говорится о дне, который предназначен для восхождения дел, и этот день длится тысячу лет.

Во втором аяте говорится о дне, который предназначен для восхождения ангелов, и этот день длится пятьдесят тысяч лет.

Что же значит слово «яум» (يوم), который мы переводим в Коране как день? Слово «яум» (يوم) обозначает циклично и постоянно повторяющийся отрезок времени. То есть, «день» может быть совершенно разным. Даже в нашей солнечной системе действует столько видов дней, сколько в ней планет и их спутников. Например, сутки на Земле равны 24 часам, а сутки на Луне равны 14.5 земных суток, то есть 348 часов. Такая же ситуация обстоит со всеми объектами нашей Вселенной.

У Аллаха есть огромное количество дней, которое просто не поддаётся счёту и воображению. Было бы глупо предполагать, что Аллах, Создатель всего сущего, всех светил, всех циклов, Создатель времени, Сам подчинён суточному режиму. Тот, кто приводил эти, якобы, «противоречия» из Корана, мог бы привести другой аят, который больше соответствовал его целям. В одном из аятов Корана говорится (в переводе Кулиева):

وَيَسْتَعْجِلُونَكَ بِالْعَذَابِ وَلَن يُخْلِفَ اللَّهُ وَعْدَهُ وَإِنَّ يَوْماً عِندَ رَبِّكَ كَأَلْفِ سَنَةٍ مِّمَّا تَعُدُّونَ
[/arab]
«Они торопят тебя с наказанием, но Аллах не нарушает Своего обещания, и день у твоего Господа равен тысяче лет по тому, как вы считаете». (22.Аль-Хадж: 47)

Смысл аята заключается в том, что Аллах не торопится с наказанием, и оно непременно постигнет неверных, и тогда они окажутся в Аду, в котором тоже никто никуда торопиться не будет, а день в Следующем Мире будет длиться тысячу лет по нашему счёту.

Однако, надо заметить, что и тут есть проблема с переводом. Дело в том, что слово «яум» (يوم) в данном аяте стоит в неопределённом состоянии. Это значит, что его следовало бы перевести не просто «день», а обязательно с добавлением слова «некий» или «какой-то» или «один из...» или какой-то другой оборот, который придал бы слову «день» смысл неопределенности. Также переводчик никак не проявил частицу усиления «инна» (إن), которую обычно переводят как «истинно» или «воистину» или «несомненно». Этот аят следует перевести примерно так:

«Они торопят тебя с наказанием, но Аллах не нарушает Своего обещания. Воистину, у твоего Господа есть день, равный тысяче лет по тому, как вы считаете». Или что-то в этом роде. В данном аяте не говорится, что «день Господний» равен тысяче лет, и Он живёт по этому дню. Нет! Смысл в том, что у Аллаха есть много видов дней, и среди них есть дни длиной и в 1000 лет, и в 50 000 лет, и больше этого, и меньше.

Воистину, те, кто борется против слова Аллаха, которое Он обратил к Своим творениям, будут сожалеть о том, что они творили в этой жизни. Они встретят тот День, который они считали ложью, затем будут брошены в Пламя Ада, где дни длиной в тысячу лет будут сменяться такими же длинными днями, и каждый новый день не будет приносить им ничего, кроме новых огорчений. Да убережёт нас Аллах от этого.

Просим нашего Великого Господа сделать нас верующими, вписать нас в число сторонников Корана, простить нам наши грехи, очистить сердца от скверны и сделать нас из обитателей высшего Рая.
Подготовил Абу Ясин Руслан Маликов.
Специально для сайта «Почему Ислам?»
http://www.whyislam.to" target="_blank

[1] Муалляк – хадисы, которые аль-Бухари привёл в начале глав своего сборника «ас-Сахих», без указания иснада. Муалляк не входит в число хадисов ас-Сахих, и не относится к количеству достоверных хадисов этого сборника ас-Сахих. Имам аль-Бухари привёл муалляки только как описания глав своей книги. Он вписал их, потому что есть некоторые хадисы, которые емко, лаконично и доступно указывают на какой-то из разделов Шариата, несмотря на то, что они не соответствуют жёстким условиям отбора, которые имам аль-Бухари установил для своего сборника. Поэтому в начале некоторых глав аль-Бухари вписал эти муалляки, чтобы не писать вступление и разъяснение содержания главы от себя. В основе хадис муалляк считается недействительным, так как у него отсутствует иснад. Однако муалляки имама аль-Бухари указаны с иснадом в других источниках, как в его сборниках, так и в сборниках других имамов хадисоведения. Исследуя муалляки аль-Бухари в книге ас-Сахих, хадисоведы сделали вывод, что хадисы, соответствующие по содержанию этим муаллякам, и которые приведены в других сбониках с иснадом, имеют степень достоверности не ниже хорошей (хасан).
[2] (См.: раздел толкования Корана в Сахих аль-Бухари)
[3] См.: Тафсир "аль-Куран аль-Азым" ибн Касир (1/102), а также "аль-Мугни аль-Лябиб ан кутуби аль-Аариб"" ибн Хишам аль-Ансари (стр 159), и "шарх аль-Ашмуни аля Альфияти ибн Малик" (1/211)
[4] См.: "ат-Тахриру ва ат-Танвир" иб Ашур (1/376-377)
[5] См.: "ат-Тасхиль фи улюми ат-Танзиль" ибн Джузй (1/41), а также "аль-Джавахир аль-хисан" Ас-Сааляби (1/42) и "аль-Мухаррар аль-Ваджиз" ибн Атыйя (1/223).
[6] Хадис передал аль-Бухари в сборнике «ас-Сахих».
[7] Хадис передал Муслим в сборнике «ас-Сахих».
[8] Хадис привели: Абу Дауд, ан-Насаи, ибн Джарир, ибн аль-Мунзир, ибн Абу Хатим, ибн Хиббан, ибн Мардавейх и аль-Байхакы в "Сунан".


Абу Халид
Сообщения: 90
Зарегистрирован: 24 янв 2011, 16:35
Контактная информация:

Re: Есть ли в Коране противоречия?!

Непрочитанное сообщение Абу Халид »

Ассаламу 1алейкум, хотел сделать маленькое примечание) я не читатель, я ваш брат)), который ни на секунду не сомневается в истинности Корана, инша Аллах1) а то, может показаться, что эти вопросы я задавал соглашаясь с ними или имея сомнения)
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей