Фидья (искупление) немощных за оставленный пост в дни Рамадана

Фидья (искупление) немощных за оставленный пост в дни Рамадана

فدية العاجزِ عن الصيام

Всевышний Аллах разрешил не поститься в месяц Рамадан людям старческого возраста, когда пост для них становится непосильным.  А также это разрешение касается и людей, страдающих хронической болезнью, при которой они не способны держать пост, и нет надежды на излечение. С таких людей обязанность поста в Рамадан спадает. Но за каждый пропущенный день они обязаны кормить нуждающихся (мискинов). Кормление нуждающихся по причине пропущенных дней Рамадана называется – фидья (араб.: искупление).

Всевышний Аллах сказал:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

 «А тем, которые способны поститься [с трудом], следует во искупление накормить бедняка» [Коран 2:184].

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот аят не является отменённым (мансух), он касается глубокого старика и старушки, которые не могут поститься, и за каждый день они должны накормить бедняка».

Относительно же людей, страдающих хронической болезнью, данный довод по отношению к ним применяется по аналогии.

И так, ФИДЬЯ – это искупление немощного верующего за пропущенные дни поста в месяц Рамадан в виде кормления нуждающихся.

Чем выплачивается фидья:

За один пропущенный день необходимо накормить одного нуждающегося привычной в их местности едой. Накормить можно одним из двух способов:

1) в виде сыпучих долгохранимых продуктов, как рис, мука, финики… и т.д. Если говорить об объеме фидьи, то здесь надо сказать, что здесь ученые разных мазхабов имеют различные мнения:

а- Шафииты и маликиты счиатют, что фидья выделяестя в объеме 1-го мудда (это четверть са), что эквивалентно 750 гр. Если брать в расчет рис.

б- Ханбалиты считают, что фидья выделяестя объемом в 0,5 са, что эквивалентно примерно 1,5 кг, если брать в расчет рис.

в- Ученые же ханафитского мазхаба считают, что фидья выделяется объемом в 1 са, а не 0,5 са, что соответствует примерно 3 кг, если брать в расчет рис.

Примечание: «Са» — это мера объема, применяемая во времена Пророка (мир ему), которая состоит из 4-х «муддов» — пригоршней (сложенные горстью две ладони).

Примечание: Некоторые ученые, как Ибн Усеймин (КСА) считают, что если фидья будет выплачиваться сыпучими продуктами, то желательно добавить к этому еще и то, что могло бы помочь сделать из этого похлебку: мясо, масло и тд.

ويستحب أن يكون مع الطعام إدام أو لحم ونحوه; قال الشيخ ابن العثيمين رحمه الله في كتابه الشرح الممتع: » لكن ينبغي في هذه الحال أن يجعل معه ما يؤدمه من لحم أو نحوه; حتى يتم قوله تعالى: ﴿ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ﴾ البقرة: 184.

2) в виде готовой еды, подаваемой на стол, достаточной для того, чтобы насытиться голодному человеку. В данном случае нет нужды измерять объём порции. В качестве фидья можно накрыть стол для нуждающихся у себя дома. А также можно покупать готовые блюда в точках общепита (ресторанах, столовых) и раздавать их нуждающимся или же оплачивать кормление нуждающихся в этих точках общепита.

Можно ли выплачивать фидью в денежном эквиваленте:

Давать следует именно продуктами, а не деньгами, потому что в аяте говорится: «…следует во искупление накормить бедняка». И если Аллах сказал «накормить», значит фидью следует выдать едой.

Этого мнения придерживается большинство ученых. Но! Ученые-ханафиты считают разрешенным выделение фидьи в виде денег, так как это более выгодно для нуждающихся. Потому что цель выделения фидьи бедному — это покрытие его нужд, а это в большей мере может проявиться, если фидья будет выделена в виде денег. Интересен тот факт, что и ученый Ибн Таймия согласился с мнением ученых ханафитского мазхаба, если в выделении фидьи в виде денег есть необходимость и польза для нуждающегося:

فقال رحمه الله في كتابه مجموع الفتاوى: «وَأَمَّا إخْرَاجُ الْقِيمَةِ لِلْحَاجَةِ أَوْ الْمَصْلَحَةِ; أَوْ الْعَدْلِ فَلَا بَأْسَ بِهِ».

Кому раздаётся фидья:

Мусульманин может раздавать фидья всем нуждающимся неимущим верующим, которые не состоят у него на иждивении. Поэтому нельзя раздавать фидья следующим категориям людей:

1) Нельзя выделять фидью не нуждающимся! Нуждающийся мискин – это тот, кто способен зарабатывать, но заработанных денег не хватает покрыть всю нужду. Как тот, кто нуждается, например, в десяти долях, а зарабатывает всего лишь седьмую или восьмую часть того, что необходимо. Слово «мискин», упомянутое в кораническом аяте в самом начале статьи, охватывает и понятие «факыр» — нищего, который вообще ничего не имеет или его достаток не покрывает и половины его нужд.

Примечание: Ученые разногласят относительно определения слов «мискин» и «факыр», а в частности кто из них является более бедным и неимущим. Но также надо отметить, что эти два слова являются из тез слов, что если какое-нибудь из них будет упомянуто отдельно без упоминания второго, то оно будет включать в своё значение и второе слово. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что под словом «мискин» в нашем контексте подразумеваются все неимущие: и бедные, и нищие, и те, кто что-то имеет, но его достаток не покрывает необходимых нужд, и те, чей достаток не покрывает и половины его необходимых нужд, и те, кто вообще ничего не имеет. И конечно же при раздачи фидьи желательнее начинать с тех, кто более нуждается в нашей помощи и поддержке.

2) Нельзя выделять фидью кяфирам (неверным). Фидья – это обязательная перед Всевышним выплата, которую необходимо выплачивать только определенной категории людей – мискинам и факырам исключительно из числа верующих мусульман.

3) Нельзя выделять ни фидью, ни каффару, ни закят тем людям, которых ты и так обязан содержать, как родители, дети, жена.

Когда раздаётся фидья:

Искупительное кормление (или раздачу фидьи) нельзя делать до наступления месяца Рамадан. Потому что фидья, означающая «искупление» не будет считаться искуплением, если она будет произведена до наступления обязывающей причины. Т.е. пока не настал месяц Рамадан и не наступил день Рамадана, человек не обязан поститься, и соответственно на немощного человека не ложится обязанность выплаты «искупления». Т.е. если не настал Рамадан, то и искуплять еще нечего. Выплаченная заранее фидья будет засчитана как обычная садака, так же, как и совершённый заранее (до Рамадана) пост будет засчитан как обычный добровольный пост.

Можно раздать фидью в конце Рамадана или после него. Или же раздавать фидью каждый новый день в течении всего Рамадана. Выделять фидью за следующий день до наступления рассвета нельзя. Но можно выделить фидью с наступлением нового дня с момента рассвета, и не обязательно дожидаться окончания этого дня. Так как обязательство поста наступает с рассветом, то, соответственно, обязательство выплаты фидьи наступает тоже с рассветом. Таково мнение большинства ученых.

В дополнение:

Разрешается приготовить и накрыть стол сразу на 30 человек за 30 пропущенных дней или на столько человек, сколько было пропущено дней. Так, от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что в один из годов он ослаб и стал не способным держать пост, поэтому он приготовил блюдо из «сарида» (мясная похлебка) и пригласил на неё тридцать бедняков и накормил их так, что они насытились. Придание привёл аль-Даруль-Кутни. Достоверность подтвердил аль-Албани.

Имам аль-Бухари сказал в своем сборнике достоверных хадисов: «Относительно же старца, то если он не способен держать пост, то ведь и Анас [ибн Малик] как одолело его старчество один или два года разговлялся, и за каждый пропущенный день кормил одного мискина хлебом с мясом».

В фетвах Постоянного комитета по фетвам (КСА) говорится: «Если кормить мискина на обед или на ужин столько раз сколько было пропущено дней, то это будет достаточно для исполнения искупления».

 وجاء في فتاوى اللجنة الدائمة: » وإذا عشيت مسكيناً أو غديته بعدد الأيام التي عليك كفى ذلك «.

Фидью можно отдавать одному мискину, а можно каждый раз отдавать разным людям. Можно выделять фидью день в день, а можно собрать и раздать за один раз нескольким мискинам. Можно за каждый день отдавать одному и тому же мискину: за один день мискину, за два дня тому же мискину, за неделю тому же мискину, за месяц тому же одному мискину.

И еще… Если человек, который обязан был выплатить фидью в момент наступления обязательства выплаты фидьи оказался не платежеспособным, то это обязательство с него спадает. И даже если после этого он станет платежеспособным, то по мнению ханафитского мазхаба, фидья не будет являтся для него обязательной. Это мнение поддержал шафиитский ученый имам ан-Навави и ханбалитский ученый Ибн Кудама. Но всё же некоторые ученые считают, что лучше, если человек в последствии став платёжеспособным, выплатит фидью. Это будет более надежно и спокойнее для совести.

 إلا أن الأحوط إخراج الفدية إن أيسر خروجاً من الخلاف ولزوال مبرر سقوط الفدية وشعوراً بإبراء الذمة; والله أعلم.

А также… За детей, не достигших половой зрелости, или за умалишённого взрослого человека фидья не выплачивается! Так как эти люди не являются «мукалляфами» (араб.: разумный, достигший совершеннолетия, человек, обязанный выполнять все предписания религии), то с них не спрашивается соблюдение повелений религии. А это означает, что и обязательство держания поста в месяц Рамадан на них не лежит, а значит и искуплять оставление поста в месяц Рамадан не надо.

В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему) говорится:

(رُفِعَ القَلَمُ عَنْ ثَلاَثَةٍ: عَن النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ; وَعَن الصَّبي حَتَّى يَحْتَلِمَ; وَعَنِ المَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِلَ) أبو داو.

«Деяния трех не записываются: спящего, пока он не проснется; младенца, пока он не достигнет половой зрелости; и умалишенного, пока не прозреет» [сборник Абу Дауда].

Это указывает на то, что за упущенные посты в месяц Рамадан дети и умалишенные не ответственны, и возмещать их постом в другое время или раздавать искупительную фидью они не обязаны, и не обязаны за них это делать их опекуны.  Но необходимо обратить внимание на то, что их опекуны должны выплачивать за них фитр-садака, которое выплачивается по истечении Рамадана до начала Гаед-намаза. Фитр-садака выплачивает именно опекун, так-как это прямая обязанность опекуна, а не его подопечных.

И Аллаху более ведомо. 

www.whyislam.to
Наш канал в Telegram 


]]> ]]>

2 комментария

  1. Аслан

    Ассаламу Алейкум!
    Фитр выплачивается и за жену, к примеру. А фидью тоже может заплатить муж или тут жена должна со своего достатка выплатить?
    Так же, если у жены есть долг по фидье с предыдущих лет, может ли муж закрыть этот долг за неё, хоть в это время она не была под его опекой?

  2. Уа алейкум ассалам!
    Глава семьи выплачивает закят-аль-фитр за всех членов семьи.
    Так же муж может выплатить фидью за свою жену. За прошлы годы муж тоже может закрыть долг по фидье.

Оставить комментарий