https://umra.com.ru

Облегчение и снисходительность в Исламе

بسم الله الرحمن الرحيم

اليسر والمسامحة في الإسلام

Воистину Ислам является религией, избранной Всевышним Аллахом  для всего человечества со времен Адама (мир ему) вплоть до Судного дня. В Священном Коране Всевышний говорит: «Воистину,  религией у Аллаха является  Ислам» (А́ль Имран:19). А также Всевышний говорит: «От того, кто ищет иную  религию помимо Ислама, это никогда не будет принято» (А́ль Имран:85). А непоколебимой основой Ислама является – единобожие.

Единобожие — это то, к чему призывали свои народы все пророки (мир им). Всевышний Аллах в Коране сказал: «Мы отправили к каждой  общине  посланника (с призывом): «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута»» (Ан-нахль:36). А также сказал: «И не сотворил Я джиннов и людей кроме как для того, чтобы они поклонялись Мне» (Аз-зарият:56).

Если нормы шариата, не касающиеся единобожия, в различных посланиях могли несколько различаться друг от друга, являясь действительными лишь в определенном месте, времени и для определенных народов, то само учение о единобожии в божьих посланиях было всегда одинаковым. Это учение ниспосылалось без изменений, независимо от времени ниспослания или места. Но после смерти пророков (мир им) «рука человека» искажала пророческие послания. Искажению подвергались как и нормы шариата, так и учения о единобожии. Всё это приводило к отклонению от заветов Аллаха, распространению запретного и в конце-концов к многобожию . Для указания людям правильного пути, Всевышний Аллах отправлял следующего посланника, обновляющего им религию и возвращающего их к единобожию. И каждый раз, как искажалась религия, Всевышний отправлял народам нового пророка. Данная закономерность, по воле Аллаха, повторялась снова и снова.

И вот Всевышний Аллах отправляет Мухаммада (мир ему), завершающего пророка, а с ним и последнее из посланий, которое Аллах пообещал оберегать от искажений до Судного Дня.

Послание Мухаммада (мир ему), в отличие от предыдущих, распространяется на джиннов и людей, белых и черных, арабов и не арабов. Всевышний Аллах сказал: (И не отправили Мы тебя (О Мухаммад), кроме как  милость для миров) (Аль-анбияъ:107).

Воистину, Ислам — это мировая религия, обращающаяся ко всем людям во всех уголках земного шара, вне зависимости от их расы и класса. Соответственно, она должна гармонично сочетаться с различными обстоятельствами всех народов на планете. Именно поэтому, было необходимым, чтобы эта религия несла в себе облегчение и снисходительность, присутствующие во всех её предписаниях и обрядах, что делает последнюю из религий посильной всему человечеству. Ведь обременение людей непосильным несвойственно Всевышнему Аллаху, о чем свидетельствует следующий  текст Корана: (Аллах   не возлагает на человека сверх его возможностей) (Аль-бакара:286).

В подлиности вышесказанного мы убеждаемся еще больше, видя то, с чем пришел Ислам на фоне трудностей в которых пребывали предшествующие ему общины. В Священном Коране Всевышний говорит: «…Я поражаю Своим наказанием, кого пожелаю, а Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения. Которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут в Таурате (Торе) и Инджиле (Евангелии). Он повелит им совершать одобрямое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (Аль-а’раф:156-157).

 Всевышний Аллах, как говорится в этих аятах, освободил своих рабов от бремени и оков, отягощавших жизнь предшествующих общин. Здесь проявляется великая милость Аллаха по отношению к последователям  Мухаммада (мир ему). Данное облегчение не является случайностью, нет, оно соответствует великой мудрости Всевышнего Аллаха. Оно не идет вразрез с природой человека и всегда лишь побуждает к поклонению. Это в свою очередь служит ему во благо во всех сферах его жизни,  так как каждая из норм содержит в себе пользу для самого человека, для его имущества, детей и всего остального.

Далее хотелось бы поговорить об  облегчении и снисходительности в свете следующих пунктов:

1— Основы принципа облегчения в Исламском шариате.

3— Проявление облегчения и снисходительности в различных сферах Ислама.

4— Правила, извлечённые из текстов, связанных с понятием облегчения.

6— Заключительное слово.

1.Ислам основан на облегчении и снисходительности

Ислам в общих своих чертах строится на облегчении и устранении критических положений, начиная с вопросов вероубеждения и заканчивая самыми мелкими вопросами норм шариата. Тем самым, создаётся гармония между религией и природой человека. Эта гармония способствует принятию человеком Ислама легко и естественно. На это указывают следующие аяты Корана: (Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии)  (Аль-хадж:78), а также: (…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения) (Аль-бакара:185), а также: (Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым) (Ан-нисаъ:28).

О сказанном говорится и в сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), пояснившего, что снисходительность и облегчение являются одной из самых важных черт, отличающих Ислам от других небесных посланий. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам — это легкость! И не препирайтесь относительно религии, а то устанете и охладеете к ней. Направляйте же людей на правильный путь, сближайте их и радуйте» (Хадис приведен в сборнике имама Аль-Бухари). При более глубоком изучении жизнеописания Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) видно, что его отношение к сподвижникам было построено на облегчении и снисходительности. Доказательств тому бесчисленное множество, но будет достаточным упомянуть случай одного из сподвижников, являвшегося бедняком и пришедшего к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в надежде найти выход из своей непростой ситуации. Передают что Абу Хурайра (да будет доволен им Всевышний Аллах) рассказывал, что однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха), пришел мужчина и сказал: «О посланник Аллаха! Я погиб!» Он спросил: «И что же погубило тебя?» Мужчина ответил: «Я вступил в половую близость со своей женой во время поста в Рамадане». Он спросил: «Можешь ли ты (в искупление) освободить раба? «Мужчина ответил: «Нет». Тогда он спросил: «А можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков? «Он вновь ответил: «Нет». Затем он сел, а спустя некоторое время пророку (мир ему и благословение Аллаха), принесли арак (большую корзину) с финиками, и он сказал: «Возьми это и раздай в качестве милостыни». Мужчина сказал: «Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня? Между двумя горами Медины нет семьи, которая была бы беднее моей».  Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся так, что были видны  его зубы. Затем он сказал: «Ступай и накорми свою семью»(Хадис передаётся в сборнике хадисов имама Муслима).

 

2.Основы принципа облегчения в Исламском шариате

а) Разрешенность выполнения некоторых норм в определенных случаях в облегченном виде

Данная  разрешенность является великим правилом Ислама, так как включает в себя все сферы религии, будь то вероубеждением, поклонением, торговлей, уголовным правом или любой другой сферой. Тем самым Всевышний Аллах оказывает своим рабам великую милость. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Это милостыня, от Аллаха для вас, так примите же её» (Хадис приводится в сборнике имама Муслама) .

Вышеупомянутая разрешенность-одна из самых важных особенностей этой религии, которую Всевышний Аллах проявил  для облегчения тяжести некоторых обязательств своим рабам. Поэтому, использование этой возможности, в дозволенных случаях, считается желательным. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Аллах любит, когда данным  Им облегчением воспользуются, в такой же степени, как презирает, когда совершаются грехи» (Сборник имама Ахмада («Муснад») с достоверным иснадом) .

С некоторыми из этих случаев  можно ознакомиться посредством следующих примеров:

— Облегчение для путника. Это выражается в дозволенности путнику совершать обязательную молитву, состоящую из четырёх частей (ракаатов), сокращённо в двух частях. Также дозволенность выполнения двух молитв в одно время: полуденный вместе с послеполуденной молитвой, а вечерний вместе с ночной. Сюда же относится и дозволенность разговления во время поста в пути. Всевышний Аллах сказал: (А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть  (вместо пропущенных в пути или  по болезни дней) постится столько же дней в другое время)  (Аль-бакара: 185). На сказанное указывают и слова Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Не является благочестием держание поста в пути». (Хадис приводится в сборнике имама Аль-Бухари).

— Дозволенность совершения ритуального очищения       песком (землей) в случае отсутствия воды или в случае если её использование наносит вред здоровью. Об этом гласит следующий аят Корана: (…Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах  не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны). (Аль-маида:6)  

— Дозволенность женщине во время менструаций или послеродового кровотечения не выполнять молитву, не держать пост, не прикасаться к Корану и не совершать обход вокруг Каабы.

б) Основой во всём, что создал Аллах,  является разрешённость

Ещё одна из опор принципа облегчения и снисходительности это то, что основой во всём, что создал Аллах, является разрешённость, а не запрещённость. Человеку дозволено наслаждаться всем, по поводу чего не пришёл явный запрет.  В книге Аллаха говорится: (Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих)  (Аль-джасия:13). Это слова Аллаха, и никто не в праве отменять эту разрешённость. Осмелевшийся на это проявит чрезмерную строгость и излишнюю требовательность, в то время как эти качества порицаются Исламом. Всевышний Аллах не разрешает  запрещать дозволенное и разрешать запретное. Некоторые из предыдущих общин обратились в неверие именно по причине задаваемых ими вопросов, усложнявших их жизнь, заслуживая тем самым гнев Аллаха. В Коране сказано: (О вы, которые уверовали! Не спрашивайте о том, что огорчит вас, коли станет вам известно. А ведь они станут вам известны, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах  простил вам это, ибо Аллах — Прощающий,  Сдержанный. Люди до вас спрашивали о них  и по этой причине стали неверующими (или затем стали неверующими в них)) (Аль-маида:101-102) .

 

в) Ошибка, забывчивость и то, что было принудительным (дарурат)

Величие Ислама проявляется и в том, что он идеально подходит врождённым качествам человека. Такими, качествами являются свойства ошибаться и забывать. В Коране говорится об уверовавших, сказавших :(Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись) (Аль-бакара: 286). В достоверном пророческом хадисе сообщается, что Всевышний Аллах ответил им на их зов, сказав: «Я уже сделал это»(Хадис приводится в сборнике достоверных хадисов Муслима).

Говоря же о принудительном (дарурат), имеется в виду то, что находится вне воли человека. Так, человек умирая от голода и при этом имея возможность отведать мясо свинины, может употребить это запретное шариатом мясо в целях сохранения жизни. В подобных случаях Всевышний Создатель разрешил отступиться от строгого соблюдения некоторых запретов религии для спасения человека из трудной ситуации и от мучений, обрушившихся на него. И это не что иное, как милость от Аллаха и облегчение для Его рабов, так как свойственность ошибаться и забывчивость заложены в природу человека, а также человек по своей природе – слабый и не каждый в силах противостоять различного рода трудностям.

 

г) Запретность проявления чрезмерности в религии

Воистину, религия Аллаха несёт в себе счастье и справедливость для людей и не содержит в себе страдания и мучения. Человек, соблюдающий Ислам так, как этого требует Аллах,  умеренно, сознательно и с пониманием, добьётся счастья в этой жизни и в последующей. Кто же будет препираться относительно религии и проявлять твёрдость там, где её не следует проявлять, добьётся несчастья и мучений. Всевышний Аллах указал на это в самом начале суры «Та ха», сказав следующее: ( Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится) (Таха:1-3).

Всевышний Аллах не любит, когда  поклонение совершается в несоответствии с тем, что Он предписал, даже если в него вложено огромное количество усилий. И такое поклонение не будет принято даже от утруждающего себя в этом днём и ночью. Ведь Аллах не нуждается в наших делах. Передаётся, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вошедший в мечеть, увидел натянутую между двух столбов верёвку и спросил: «Что это за верёвка?» (Люди) сказали: «Это верёвка Зайнаб, которая держится за неё, когда устаёт (от молитв)». Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Отвяжите (эту верёвку), и пусть каждый из вас молится, пока будет сохранять бодрость, и отходит ко сну, когда станет уставать» (Аль-Бухари; Муслим).

 

д) Раскаяние

Раскаяние является одной из опор принципа снисходительности в Исламе. Это одна из причин, из-за которой верующий крепко стоит  в религии Аллаха, не обращаясь в неверие. Так как раскаяние освобождает верующего от тревоги, оставляемой грехами, и всегда побуждает человека к лучшему. Всевышний Аллах сказал: (Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он-Прощающий, Милостивейший»)  (Аз-зумар:53).

В тоже время раскаяние является причиной любви Всевышнего к человеку. Всевышний Аллах сказал :(… Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся)  ( Аль-Бакара: 222).

         3. Проявление облегчения и снисходительности в различных сферах Ислама

а) В вероубеждении

Ясность вероубеждения и лёгкость веры в Аллаха является чертой, отличающей Ислам от остальных религий и убеждений, так как Ислам повелевает людям поклоняться лишь единому Аллаху. Он не родил и не был рождён, и нет никого равного Ему, Ему принадлежат небеса и земли, и нет никого достойного поклонения кроме Него.

В Исламе нет места посредничеству между Создателем и Его рабами, также как нет места придаванию Всевышнему сотоварищей.

В идеологии этой религии мы не найдём каких-либо тайн,  в которые посвещались бы лишь некоторые высокие духовные особы.

Здесь нет неясности и противоречий, в то время, как это присуще всем остальным религиям, как то, что некоторые заявляют о троичности одного,

Ислам не принижает достоинства человеческого разума, как это характерно верам, призывающим к поклонению камням, людям и животным.

Всем известно, что неясность и противоречивость вероубеждения ставят человека в затруднительное положение и приводят  к многобожию и заблуждению. Он не в состоянии познать своего Создателя правильно, ведь его путь ко Всевышнему заканчивается на посредниках, будь они людьми, камнями или деревьями. Человек получает о Создателе неправильные познания, и эти познания обращают всё сделанное человеком в развеянный прах. Об этом говорится в следующем аяте: (Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах)  ( Аль-Фуркан:23).

 

б) В поклонении

В сфере поклонения мы увидим, что принцип облегчения и снисходительности  проявляется больше, чем в других сферах. На нём строятся все виды поклонения Ислама, будь они обязательными или желательными.

В подлинности сказанного можно убедиться посредством следующих примеров:

—  В омовении. Данный принцип здесь проявляется очень ярко. Ведь оно является вступлением в поклонение. А значит, лёгкость в данном случае необходима. За сутки мусульманин совершает омовение около пяти раз, нередко приходится совершать и полное омовение. В повседневной суете человеку постоянно приходится сталкиваться с нечистотами, поэтому чрезмерная требовательность здесь доставляла бы мусульманину очень много неудобств, что делало бы поклонение утомительным, не говоря уже о самом омовении.

Лёгкость Ислама хорошо видна из случая, произошедшего с одним из бедуинов, который помочился в мечети. Увидев это, люди стали порицать его. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел им оставить его, а на осквернённое место вылить ведро воды, пояснив при этом, что мы призваны облегчать, а не затруднять.

В качестве примера можно привести и дозволенность удаления осквернений, попавших на одежду, водой. В то время как сыны Исраиля в таких случаях должны вырезать из одежды  осквернённый участок.

        

Ещё одним из наглядных примеров является дозволенность совершения омовения песком в случае отсутсвия воды, болезни, или если на теле есть рана и соприкосновение с водой нежелательно. Всевышний Аллах сказал: (Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны) (Аль-маида:6). В предшествующих же Исламу посланиях молитва  принималась лишь только после омовения водой.

 

— В молитве. Также в качестве показателя легкости Ислама можно привести несколько примеров, связанных с самой молитвой:

*За сутки обязательную молитву необходимо совершать всего лишь  пять раз, таким образом, она не занимает много времени и не отвлекает человека от повседневных дел.

*Разрешённость совершения молитвы облегчённым образом в случае, если человек находится в пути или если он болен.

*Разрешённость совершения молитвы в любом чистом месте, в других же общинах  позволялось молиться лишь в специально отведённых  местах.

*Сама молитва не занимает много времени.

*Женщина освобождается от совершения молитвы во время месячных и во время послеродового кровотечения.

*От совершившего в молитве ошибку не требуется повторять всю молитву заново, он может исправить ситуацию, сделав дополнительный поклон по окончании молитвы.

В качестве примеров можно было рассмотреть также выплачивание закята, держание поста и совершение хаджа, но, наверное, приведённых примеров будет достаточно.

 

в) Во взаимоотношениях

Также принцип облегчения и снисходительности не обошёл стороной и сферу взаимоотношений. Ведь эта сфера  составляет очень большую часть жизнедеятельности человека. Сюда входит и торговля, и производство, и земледелие, и обучение и  многое  другое. Стимулирующим фактором этой сферы являются деньги, поэтому, здесь человек как ни в какой другой сфере сильно подвержен искушению. Нет никакой необходимости доказывать силу влияния денег на человека. Именно поэтому тексты Корана и сунны пророка, (да благословит его Аллах и да приветствует) касающиеся взаимоотношений, полны облегчения и снисходительности.

Для большей ясности приведём некоторые примеры:

*Запрещается ростовщичество, позволяющее угнетать людей и злоупотреблять их тяжёлой ситуацией. Ведь оно порождает чрезмерную бедность одних и богатство других, разжигая тем самым в сердцах людей ненависть друг к другу.

*Запрещается монополизация и удерживание товара, в то время, когда люди нуждаются в нём.

*Ислам облегчает положение  должника, неспособного выплатить свой долг, проявляя тем самым огромную милость.

Это некоторые из причин, позволяющих обществу стать одним единым целым, в  котором царят любовь, взаимопонимание и взаимопомощь.

 

4. Правила, извлечённые из текстов, связанных с понятием облегчения

 

Учёные Ислама, изучив тексты шариата, связанные с облегчением и снисходительностью, извлекли из них ряд правил. Два, из которых являются самыми основными:

а)   При наличии чрезмерной трудности Ислам разрешает облегчение.

Смысл этого правила заключается в том, что Ислам разрешает человеку не выполнять те нормы шариата, которые доставляют ему чрезмерную трудность. Под понятием чрезмерная трудность здесь подразумевается та трудность, которую человек не способен выдержать и которая приносит вред либо самому человеку, либо его имуществу, либо его разуму или чести.

б)  При  крайне безвыходных положениях, Ислам разрешает запрещённое, в той мере, которая необходима для выхода из этого положения

Основой этого правила являются слова Аллаха:

(Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому) (Аль-анъам:119).

 

Заключительное слово

Подытоживая данную работу, можно подчеркнуть следующие пункты:

1)Принцип облегчения и снисходительности действительно является неотъемлемой частью этой религии и одной из основных её задач. Доказательством тому служит огромное количество аятов Корана и изречений посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Утверждать обратное  может только тот, кто совершенно незнаком с Исламом.

2) Ислам придерживается золотой середины во всех сферах: в вероубеждении, в поклонении, во взаимоотношениях и т.д. . Всевышний Аллах сказал: (Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник  свидетельствовал о вас самих) (Корова:143).

3) Очень важно подчеркнуть то, что никому не позволяется злоупотреблять принципом облегчения и снисходительности, переступая тем самым за границы дозволенного. Передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах): “Если можно было выбрать одно из двух, Пророк непременно выбирал для себя то, что проще, если в этом не было греха. А если в этом был грех, то он более других отдалялся от него…» (Хадис приведен в сборниках Аль-Бухари и Муслима).
Р.С. На этом тема облегчения и снисходительности в исламе не заканчивается. Написанные здесь строки всего лишь попытка вкратце ознакомить читателя с данным вопросом. С надеждой, что эта тема найдет своё продолжение и она будет более глубоко и пространно раскрыта в слудующей работе.

اللهم يسر ولا تعسر وأتم بخير

О Аллах, облегчи, и не затрудняй, и приведи к благому завершению. Амин.

 

Подготовил и перевел: Рафис К.
© www.whyislam.to

https://umra.com.ru

Еще

Умные и глупые, сильные и слабые

Умные и глупые, сильные и слабые

Несколько высказываний Абу Бакра, в которых он пояснил нам, кого из людей можно считать по-настоящему умным, а кто является глупцом.

3 комментария

  1. Ильдус

    Отличная статья! Спасибо.

  2. Би-сми-Лля́хи-р-рахма́ни-р-рахи́м.Альхамдулилляhи раббиль ‘аалямин.

  3. Спасибо! Побольше бы таких статей.