Рождение девочки – милость Аллаха

Рождение девочки – милость Аллаха

Ожидая скорого рождения ребёнка, муж сильно волнуется. Жена уже долго страдает в родовых потугах, повивальная бабка спокойно и сноровисто делает своё дело, а он в соседней комнате ходит из угла в угол. Мужчина не находит себе места: то сядет, то встанет, то выйдет на улицу, то снова зайдёт. Он беспокоится, сердце его не на месте, мысли его сменяют одна другую, переживания за жену и думы о младенце не дают покоя, что же будет?..

Как же мучительна эта неопределённость. Происходит такое важное событие, а он не знает, что его ждёт? К чему ему готовиться? Придётся ли ему услышать радостную весть, от которой он будет ликовать и смеяться, или же это будет приговор и позор, с которым придётся что-то делать?

И вот уже слышен плачь родившегося ребёнка, и отца поздравляют с появлением на свет дочери, но на лице его нет ничего, что говорило бы о радости: оно стало тёмным, подобно тяжёлой туче, неприкрытое разочарование и растерянность ясно читаются на его лице. Весь мир в его глазах стал серым и «жадным», ведь он не получил того, чего желал. И эти люди вокруг – кажется, что они смотрят на него с пренебрежением, а поздравления их звучат как издевательство и презрение.

Что делать с этой девчонкой? Кормить её и растить, чтобы потом не получить от неё никакой пользы? Да, ведь отдашь её в другую семью и ничего не возьмёшь взамен. Зачем это надо? А если кто-нибудь её обесчестит? А если она сама опозорит семью? А если кто-нибудь посягнёт на её честь, то  ведь надо будет её защищать, как самого себя, а толку-то с неё?! Работать не может, воевать не может, торговать не может… Не то, что за семью, даже за себя постоять не сможет! Зачем она мне нужна? За что мне такое «счастье»?

И вот мужчина встаёт перед выбором: одно из двух, и третьего не дано – либо он сохранит её и будет, скрипя зубами, терпеть этот срам, либо избавится от неё, просто закопает в землю, и на этом история забудется, как дурной сон.

К сожалению, именно так обстояли дела во многих арабских племенах во времена язычества до прихода великодушного Ислама. Язычники считали рождение дочерей плохой вестью. Совсем нередким было убийство новорождённых дочерей, их просто закапывали живьём. Девочка считалась потенциальной угрозой семейного позора, символом никчёмности. И когда рождалась дочь, они желали друг другу следующее: «Да убережёт вас Аллах от её позора и поможет вам прокормить её, а если нет, то пусть лучше её могила станет вашим зятем».

Если женщина рождала много дочерей, то она считалась плохой женой, потому что в ней нет блага, она не приносит добра и порождает только злополучие. Вполне реально было получить развод от мужа лишь по той причине, что женщина родила девочку. Это были мрачные времена и жуткие нравы. Подобным образом обстояли дела не только среди арабов, но и среди других народов.

Затем Аллах по своей милости направил к человечеству Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с миссией Ислама. Небесный Закон Всевышнего озарил землю светом истины, дал людям права и наделил их знанием, которого у них не было. Он поднял женщину из унижения и пренебрежения, наделив её почётом и уважением. И провозгласил: «О родители девочек, радуйтесь вашей защите от адского пламени! Радуйтесь райским садам в Обители благочестивых! Ликуйте, ведь вы будете рядом с Избранником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!»

Ислам прививает родителям любовь к дочерям, указывает на их ценность и пользу, научил состраданию, милосердию.

Несмотря на то, что в наши времена разговоры о гуманизме и соблюдении прав человека постоянно на слуху, права детей не соблюдаются должным образом, и самыми незащищёнными являются дети, которые ещё не родились. Ислам дал нам знание, которое человек никогда не смог бы постичь путём опытов, экспериментов и исследований. Это знание о том, что через четыре месяца беременности в утробу к женщине нисходит ангел и вдыхает душу в тело ещё не рождённого ребёнка. И все остальные пять месяцев женщина носит не просто эмбрион, она носит живого человека, который имеет душу и обладает правом на жизнь. И потому человек, сделавший аборт после четырёх месяцев беременности, является полноценным убийцей. Мать становится детоубийцей, а врач уже давно является серийным убийцей.

И надо сказать, что и в наше время девочка имеет больше шансов быть убитой в детстве, чем мальчик. В странах Азии, таких как Китай и Индия, убийство девочек уже стало представлять угрозу для демографии этих стран. В Китае девочек убивают в утробе (и не только в утробе) из-за того, что государство даёт возможность родить лишь одного ребёнка, и люди предпочитают, чтобы этим ребёнком был мальчик. А в Индии, хотя там и нет запрета на многодетность, существуют обременительные для людей обычаи даури, когда и без того бедные люди вынуждены собирать для своих дочерей дорогое приданое, отчего в народе появилась поговорка: «Воспитывать девочку – всё равно что поливать соседский огород».

Данная проблема характерна не только для Азии, она в разной мере существует повсюду. И несмотря на то, что Ислам показал нам благословенный путь милосердия, даже среди мусульман находятся люди, которые хоть и не убивают дочерей, но проявляют некоторое недовольство или даже злобу, когда узнают о её рождении. Поэтому хотелось бы напомнить нашим братьям и сёстрам о благодати, которую Аллах заложил в эти нежные создания.

Сообщается со слов ’Укбы ибн ’Амира, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَن كان له ثلاثُ بنات، فصبر عليهنَّ، وكساهنَّ من جِدَته، كُنَّ له حجابًا من النار

«Кто имеет трёх дочерей, проявляет терпение по отношению к ним, одевает их в то, что имеет, для того они станут преградой от адского Пламени»[1].

В другом риваяте сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَن كان له ثلاث بنات يُؤويهُنَّ، ويَكْفِيهنَّ، ويَرحمُهنَّ، فقد وجبتْ له الجنة، فقال رجل مِن القوم: وثِنتين يا رسول الله؟ قال: وثنتين

«Если у человека будет три дочери, которых он будет опекать, обеспечивать и проявлять к ним сострадание, то Рай станет обязательным для него». Тогда один из присутствовавших спросил: «Посланник Аллаха, а если две?» Пророк ответил: «И две тоже»[2].

Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَن عالَ جاريتين حتى تبلغَا، جاء يوم القيامة أنا  وهو — وضمَّ بين أصابعه

«„Тот, кто воспитывает в семье двух девочек, пока они не вырастут, в День Воскрешения будет рядом со мной”, – сказав это, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сомкнул два пальца»[3].

Аиша, жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), рассказывала, что однажды к ней пришла женщина с двумя дочками и спросила, нет ли у них чего-нибудь поесть, но Аиша (да будет доволен ею Аллах) не нашла ничего, кроме одного финика, и отдала его этой женщине. Аиша увидела, как эта заботливая мать разделила финик пополам, дала своим дочерям, а сама не съела ни кусочка.

Аиша рассказала об этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха), на что он сказал:

مَن ابتُلي مِن هذه البنات بشيءٍ فأَحْسن إليهنَّ، كُنَّ له سِترًا من النار

«Тот, кому было дано испытание в этих дочерях, и он был благодетельным по отношению к ним, для того они станут защитой от адского пламени»[4].

Быть благодетельным, проявлять Ихсан – это больше чем просто выполнять стандартный набор родительских обязанностей. Благодетельность к дочерям – это воспитание их в любви и милосердии.

Если обратиться к арабскому оригиналу этого хадиса, то дословно он переводится так: «Тот, кому было дано испытание в какомлибо количестве (بشيءٍ) этих дочерей». Это указывает, что защита от Ада будет обеспечена человеку, даже если у него всего одна дочь и он воспитывает её в любви и заботе.

Когда в священном Коране Аллах упоминает о своих милостях людям, Он напоминает нам о том, что наделил нас детьми. И пусть каждый из нас откроет Книгу Аллаха и увидит, что Всевышний упомянул сначала девочек и только потом мальчиков.

لِلَّهِ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ يَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ إِنَاثًا وَيَهَبُ لِمَنْ يَشَاءُ الذُّكُورَ

«Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола»[5].

Праведные предшественники (салафу салих) говорили: «Сыновья это милость, а дочери – это добрые дела, Аллах потребует от нас отчёта за Свои милости и вознаградит нас за добрые дела».

Чтобы оценить по достоинству наших дочерей, давайте зададим вопрос, кого Аллах дал своему любимому Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и мы увидим, что Аллах наделил его дочерями. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был отцом четырёх дочерей.

А стоит ли говорить о том, как он с ними обходился, как нежно он с ними обращался, если даже со своими сподвижниками, сильными мужами, он не позволял себе грубости и жестокосердия, был мягким и приветливым.

Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила об отношении Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к своей дочери Фатыме: «Я не видела никого, кто своим нравом, своими чертами и своим поведением был бы больше похож на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чем Фатыма (да будет доволен ею Аллах). Когда она приходила к нему, он вставал, встречая её, брал её за руку, целовал её и усаживал на своё место. Когда же он приходил к ней, она вставала, встречая его, брала его за руку, целовала его и усаживала на своё место».

Ещё до начала пророческой миссии Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отдал свою дочь Зайнаб в жёны человеку по имени Абу аль-’Ас ибн ар-Раби’. Когда Аллах направил Пророка Мухаммада к людям с призывом Ислама, его дочь Зайнаб стала мусульманкой, а её муж оставался многобожником. Зайнаб очень хотела, чтобы её муж тоже покорился Аллаху и вошёл в Ислам, как и она. Через тринадцать лет после начала пророчества Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками переселился из Мекки в Медину, а его дочь Зайнаб осталась в Мекке со своим мужем.

Позднее произошла битва при Бадре. Это было сражение между мусульманами, которые поселились в Медине, и мекканским племенем Курейш. Это была битва, в которой лицом к лицу столкнулись ближайшие родственники, но с одной стороны – воинство Ислама, а с другой стороны – воинство сатаны. Мусульмане одержали славную победу и захватили много пленных, в числе которых оказался и Абу аль-’Ас, муж Зайнаб.

Мусульмане думали о том, как поступить с пленниками, и было решено освободить их под выкуп их родственников. Сочувствуя своему мужу, Зайнаб предприняла меры для вызволения его из плена и возвращения домой, а в качестве выкупа отправила своё ожерелье. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал, что это за ожерелье, он знал его бывшую хозяйку. Это было ожерелье его любимой умершей жены Хадиджи. Хадиджа подарила это ожерелье своей дочери Зайнаб в день бракосочетания, когда та вышла замуж за Абу аль-’Аса.

’Амр ибн ар-Раби’, брат пленённого Абу аль-’Аса, приехал в Медину с этим ожерельем, чтобы отдать его в качестве выкупа за своего брата. Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) увидел это украшение, отцовские чувства охватили его сердце, он растрогался, вспоминая свою дорогую жену и дочь, которая была вынуждена остаться в Мекке. Сподвижники, находившиеся рядом с ним в тот момент, поняли по лицу Пророка, что он чувствует. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к своим сподвижниками и спросил: «Как вы смотрите на то, чтобы отпустить к ней её пленника и вернуть ей то, что ей принадлежит (т. е. ожерелье) Услышав это, сподвижники поторопились освободить Абу аль-’Аса, отдав ему ожерелье Зайнаб.

У дочерей есть права, и отцы должны знать об этом, и тот, кто нарушит их права, совершит несправедливость, предаст доверие и потеряет большую награду, которая обещана Аллахом за воспитание дочерей.

Самой первой обязанностью каждого отца является воспитание праведности и богобоязненности в сердце своей дочери, прививание любви ко Всевышнему Аллаху и покорности Ему. Также отец должен обучить свою дочь её первостепенным обязанностям в Религии и всему, что связано с исламским этикетом и манерами поведения.

Скромность – это суть женственности, это основа женской природы, поэтому каждому отцу следует постараться развить и укоренить это благородное качество. Если нрав девушки проникнется этим качеством, то далее оно само будет уберегать её он губительных поступков и неподобающего поведения. Если она ходит, то пусть ходит скромно, если говорит, – то застенчиво, а если ей придётся выходить из дома, то пусть приучится сторониться мужчин.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

الحياءُ كلُّه خير، والحياءُ لا يأتي إلا بخير

«Скромность полностью является благом, и скромность всегда приносит только благо».

О отец, знаешь ли ты, что такое предательство?! Знаешь ли, что такое настоящая ложь и обман?! Настоящее предательство своей дочери ты совершаешь, когда облегчаешь для неё грех и распутство, когда ты своими руками раскрываешь перед ней двери порока, когда устанавливаешь дома спутниковое телевидение, когда позволяешь вносить в дом журналы мод, когда позволяешь своей дочери часами сидеть в Интернете, когда не обращаешь внимания на бестолковые книги с романтическими историями. Всё это пробуждает в ребёнке ненужные чувства и эмоции, убивает стыд, подавляет ценности, ослабляет разум, притупляет совесть сказками о невинной и чистой любви, о свободных, возвышенных и романтических отношениях с противоположным полом. Сколь много девушек попали в силки этой дьявольской пропаганды: они доверились красивым словам, проглотили приманку, вкусив запретного плода, а затем оказались брошенными, как сломанные куклы. Они поверили сатане и его приспешникам, и не было у них разумного отца, который смог бы дать наставление, который удержал бы молодую неокрепшую душу от греховного соблазна. Где же ты был, отец? И за что сегодня бранишь свою дочь?

Отец! Помни, в какое время ты живёшь. Помни, что сегодня творится в мире. Старайся не оставлять своих дочерей на произвол судьбы, займи их полезными делами, чтением Корана, чтением полезных книг, полезными работами и другими занятиями, соответствующими девочкам и воспитывающими в них женственность.

Твоя дочь – это кусочек твоего сердца и это долг на твоей шее. Её успех – в скромности, которую ты в ней воспитаешь, а счастье её жизни во многом зависит от мужа, которого ты для неё выберешь. Пусть Аллах наставит тебя. Постарайся же отдать свою драгоценную дочь только за мусульманина, стойкого в своей Религии, с добрым нравом, чтобы это был надёжный человек с хорошей репутацией, на которого можно положиться. Если такой человек попросит руки твоей дочери, то не отказывай ему и проси у Аллаха благословения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذا أتاكم مَن ترضَوْن خُلُقَه ودِينَه، فأنكحوه، إلا تفعلوه تكن فتنةٌ في الأرض وفسادٌ عريض

«Если придёт к вам [свататься] человек и вы будете довольны его нравом и религиозностью, то жените его, а если вы не станете поступать так, то настанет на земле смута и распространиться порок»[6].

Клянусь Аллахом, скверно поступает отец, который старается заработать на брачных дарах своей дочери, продавая её как какой-то товар.

Скверно поступает отец, который позволяет своей дочери свободно гулять и выходить из дома, не интересуясь тем, куда она уходит и когда приходит.

Скверно поступает отец, который не знает, в каких кругах вращается его дочь и с кем она дружит.

Скверно поступает отец, который небрежен к хиджабу своей дочери, который не обращает внимания на детали в её одежде и не придаёт значения тому, в какие туфли она одета и что у неё на голове. Ведь одежда дочери – это честь отца, прежде чести дочери это чистота его религии, его совести, это достоинство всей семьи. Аллах (Велик Он и Славен) сказал в священном Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنْفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня Ада»[7].

Раскрывая смысл этого аята, Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это значит: обучайте их и занимайтесь их воспитанием».

Остерегайтесь делать различие между детьми, проявлять свою любовь к мальчикам и пренебрегать девочками или отдавать предпочтение одной из девочек, оставляя без внимания другую. Это самая настоящая несправедливость (зульм). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг нас от этого, он говорил:

اتَّقوا الله، واعْدلوا بين أولادكم

«Бойтесь Аллаха и соблюдайте справедливость между вашими детьми»[8].

Сообщается, что к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл человек и попросил Посланника Аллаха стать свидетелем того, что он дарит одному из своих детей некоторое имущество. Пророк спросил его, дарит ли он каждому из своих детей такое же имущество, на что человек ответил отрицательно, он дал понять, что делает подарок только одному из детей. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَشْهِدْ على هذا غيري ، لا تُشْهِدْني على جَوْر

«Призови в свидетели какого-нибудь другого и не делай меня свидетелем несправедливости»[9].

Неравное отношение к детям – это несправедливость, которая обернётся густым мраком в День Суда, и потому поднимись выше своих личных предпочтений и будь ради Аллаха справедливым отцом.

Хорошее воспитание может происходить только в приятной, дружелюбной, радушной атмосфере. Отец должен уделить время тому, чтобы посидеть со своими дочерями, улыбнуться им, обнять их, сказать доброе слово и дать хороший совет.

Отец, будь близок к своим дочерям, выслушай их жалобы, почувствуй их нужду в тебе, развей их печаль, поддержи их начинания, сумей закрыть глаза на их упущения, простить им их слабости и ошибки. Отец, дай своим дочерям возможность почувствовать покой в семье, пусть сердце их растёт счастливым, душа светлой и благожелательной, и тогда дочь станет прекрасной женой и замечательной матерью, потому что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إن الرفق لا يكون في شيء إلا زانهُ، ولا ينزعُ من شيءٍ إلا شانهُ

«Если доброта будет в каком-либо деле, то непременно украсит его, а если доброта исчезнет, то оно станет скверным»[10].

Отец, дай своим дочерям услышать из твоих уст нежные слова, не страшись выразить свои чувства, смягчи свою речь, а также умей выслушать их, не закрывай им рот, не отбирай у них право говорить с тобой, даже если считаешь их слова несущественными и глупыми. Помни, что ты в их жизни один единственный, первый и последний, не убивай эту удивительную связь с тобой и это слепое абсолютное доверие к тебе своей суровостью, неприступностью и хладнокровием.

Именно это заставляет девушек, которые в своё время были лишены отцовской ласки, тёплых чувств и достойного обращения, искать всё, что они не получили, на стороне. Они становятся лёгкой жертвой обманщиков, привлекающих к себе сладкими речами, которых им так не хватало, а в итоге их ждёт лишь разочарование и позор. Поэтому помните, что доброжелательность и радушие в семье – лучший воспитатель. Атмосфера добра помогает создать баланс в душе ребёнка, он будет добрым, самодостаточным, приветливым и умным, если пожелает Аллах.

И ещё, почтенный отец дочерей, не забывай поднимать свои руки в молитвах и благодарить Аллаха за то, что Он сделал тебе этот подарок. Проси Аллаха, чтобы Он воспитал твою дочь наилучшим образом, чтобы Он вёл её с благом по этой жизни и укрепил её в Исламе. Проси Аллаха уберечь её от всего дурного как в этом мире, так и в Мире Грядущем.

Молитва родителей за своих детей принимается, и, более того, это является качеством праведников. В суре «аль-Фуркан» («Различение»), перечисляя качества, которые свойственны праведным людям, Всевышний Аллах упомянул ту молитву, с которой праведники обращаются к своему Господу:

ربنا هبْ لنا من أزواجنا وذُرياتنا قُرَّةَ أعين واجعلنا للمتقين إمامًا

«Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных»[11].


Подготовил: Абу Ясин Маликов Р.Х.
на основе статьи шейха Ибрахима ибн Салиха аль-Аджляна
«Достоинство девочек» (Фадлю аль-банат).
Коррекция текста: Тамкин Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.
Для сайта «Почему Ислам» – 
www.whyislam.to

 

  • [1] «Адаб аль-муфрад» аль-Бухари, «Муснад» Ахмад.
  • [2] Те же источники.
  • [3] Муслим.
  • [4] Аль-Бухари и Муслим.
  • [5] Коран, сура 42 «аш-Шура» («Совет»), аят 49.
  • [6] Хадис привёл Ибн Маджа, а аль-Хаким назвал его достоверным (сахих).
  • [7] Коран, сура 66 «ат-Тахрим» («Запрет»), аят 6.
  • [8] Муслим.
  • [9] Муслим.
  • [10] Муслим.
  • [11] 25:74. «Раббана хаб ляна мин азваджина, ва зурриятина куррата а’юнин, ва дж’альна ли-ль-муттакына имама».

]]> ]]>

Оставить комментарий