https://umra.com.ru

Потребность человечества в религии (ч8)

Потребность людей в религии проявляется больше, чем их нужда в других вещах, необходимых для жизни, так как человек должен знать, что вызывает довольство Аллаха, а что гневит Его. Также он совершает поступки, которыми он приносит себе пользу либо наносит вред. Поэтому Всевышний ниспослал Шариат (свод законов), разделяющий между полезными и вредными действиями. Шариат — это проявление  справедливости Аллаха по отношению к людям, это свет ведущий людей к истине. Поэтому человек в этой жизни без шариата не может правильно различать между теми делами, которые надо совершать, и делами, которые необходимо оставлять.

Человек обладает желанием, однако если он что-то пожелает, ему надо будет знать, является ли желаемое действие полезным или вредным. Возможно, пользу или вред некоторых вещей люди могут осознать с помощью своего врождённого качества (фитра), а возможно, что часть из этого другие могут узнать путём умозаключений. А что-то в ознакомлении с полезными и вредными явлениями не возможно кроме как, через посланников, которые разъясняют людям истину и направляют на правильный путь. [1]

Какими известными ни становились бы материалистические и атеистические воззрения, как бы они ни пытались представиться прекрасными, сколько бы ни было различных идей и теорий, несмотря на всё это истинная религия остаётся незаменимой как для отдельных людей, так и для общества в целом. Понятно, что никакое учение, помимо религии Бога, не в состоянии ответить на все запросы души и тела. Кроме того, чем больше человек углубляется в эти идеологии, тем больше он начинает понимать, что они не дают ему должного спокойствия и не удовлетворяют всех его потребностей. Поэтому ничего не остаётся, как обратиться к правильной религии.

Эрнест Ренан говорит по этому поводу: «Всё, что мы любим, может исчезнуть. Также может перестать действовать свобода пользования разумом, знаниями, ремеслом. Однако, невозможно, чтоб исчезла религиозность. Религия останется доводом, отрицающим материалистическое мировоззрение, которое желает свести человека к презренной узости и приземленной жизни».[2]

Мухаммад Фарид Уаджди пишет: «Невозможно, чтоб религиозная идеология  исчезла, так как она представляет собой наивысшее желание души, вызывает самые лучшие чувства. Достаточно того, что это желание поднимает голову человеку. Более того, склонность человека к религиозности лишь увеличивается. Инстинктивное чувство веры постоянно пребывает с человеком, пока он обладает здравым умом и различает хорошее от дурного. И это чувство будет увеличиваться в зависимости от возвышенности его умственного восприятия и роста его научного познания».[3]

И если человек отдалится от своего Господа, то в зависимости от того, на сколько высоко его умственное восприятие и широко научное познание, он будет понимать в какой мере он далёк от знания о своем Господе и обязанностях человека по отношению к Нему, об особенностях человеческой души, о том, что полезно для нее, а что – нет. А так же, в зависимости от этого, он поймет на сколько далёк от познания деталей самых разных наук, таких как астрономия, геология, ядерная физика  и других. В таком случае учёному придётся заменить тщеславие и высокомерие на смиренность и покорность, и задуматься, что за этими науками стоит Всезнающий, Мудрый, а за нашим миром стоит Всемогущий Создатель. Данная истина вызывает у беспристрастного исследователя необходимость уверовать в сокровенный мир, ответить зову души  и инстинктивному чувству веры, и предаться правильной религии …. Если же человек поступит иначе, то его врожденное чувство веры отмирает, а сам он опускается на уровень животных.

Таким образом, истинная религиозность, основанная на соблюдении единобожия и поклонения Аллаху в соответствии с тем, что Он предписал – это необходимый элемент для нормальной жизни человека. Именно этот элемент позволяет человеку претворить в жизнь свое поклонничество перед Аллахом, Господом миров, достигая тем самым счастья и успеха в обоих мирах, а также и защиты в них от страданий и несчастья. Религиозность необходима для полного развития умственных способностей человека, ведь только посредством религии разум может удовлетворить все свои научно-познавательные потребности, и дойти до преследуемой цели.

Религия является необходимым элементом для воспитания души и развития сознательности, ведь в религии мы находим неиссякаемый источник всех благородных чувств.

Также религиозность является необходимым элементом в развитии силы воли. Именно религия может наиболее сильно побудить человека к каким-то поступкам, а также защитить его от отчаяния и бессилия.

Поэтому, когда кто-нибудь заявляет, что человек по своей природе – существо социальное и нуждается в обществе, то следует сказать: «Человек по своей врожденной сущности – существо религиозное». Дело в том, что у человека есть два вида способностей: умственные (способности к теоретическому познанию) и волевые (способности к практическому исполнению). И он сможет приобрести счастье, когда будет иметь обе способности в полной мере.

Что касается умственных способностей, то их можно считать полноценными, если человек включит в свое познание следующие темы:

  1. Познание Истинного Бога, Создателя, Дающего пропитание, Который сотворил человека из ничего и наделил его благами.
  2. Познание имён Аллаха и Его атрибутов, познание того, как имена Аллаха проявляются на Его созданиях, а также познание обязанностей людей по отношению к Нему.
  3. Познание пути, ведущего к Аллаху (Свят Он и Велик).
  4. Познание препятствий и сложностей, возникающих на этом пути, а также на пути, ведущем к великому блаженству.
  5. Познание сути своей души и её нужд, познание того, что исправляет её, а что порочит, а также познание её достоинств и пороков.

Таким образом, с помощью этих пяти пунктов человек приобретает полноценные умственные способности. А умственные и волевые способности будут полноценными только при выполнении возложенных Аллахом на своих рабов обязанностей, при наличии искренности, правдивости, постоянного следования и наставления других, а также признания благ, которыми наделил их Аллах. А для достижения полноценности этих двух способностей человек нуждается в помощи Аллаха, поэтому он вынужден, чтоб его направил на прямой путь Тот, Кто уже наставил своих угодников на него.[4]

После того, как мы узнали, что правильная религия постоянно заботится о человеке и приносит ему благо, стоит отметить, что она также защищает всё общество. Ведь жизнь людей протекает во взаимодействии между ними. Взаимодействие будет полноценным только при наличии порядка, который упорядочивает их отношения, определяет четкие обязанности, гарантирует права. Кроме того, эта система нуждается в устремлённом, образцовом правителе, удерживающем людей от нарушений, побуждающем к следованию законам, который будет заботиться об уважении людей, удерживать от посягательства на их неприкосновенность. Кто же такой этот правитель? Отвечаю: нет на земле силы, равной (пусть даже приблизительно) силе, которой обладает религия, так как именно она обеспечивает уважение к порядку и гарантирует целостность общества и стабильность порядка, собирает воедино все причины стабильности и покоя.

Секрет этого заключается в том, что человек в отличие от других живых существ, обладает свободой выбора в своих поступках. Управляет этим выбором то, что нельзя увидеть и услышать, – это вероубеждение, воспитывающее душу и контролирующее тело. Любой человек без исключения подчинён идеологии, однако, эта идеология бывает либо правильной, либо испорченной. Поэтому, если убеждения человека будут правильными, то правильными будут и все его дела. А если идеология будет испорченной, то и все дела будут испорченными.

Убеждение и вера являются самоконтролем для человека. И, как можно заметить, посмотрев на всё человечество, убеждение и вера бывают двух видов:

Первый вид – когда люди признают ценность нравственности и достоинства человека, важность остальных моральных качеств. На этом уровне люди отказываются совершать постыдные поступки, стыдясь их даже в том случае, если бы их никто не осудил и не наказал за это.

Второй вид – вера в Аллаха (Свят Он и Велик), и в то, что Он наблюдает за любыми тайнами, знает скрытое и то, что пытаются утаить. Установленный Аллахом Шариат, питает власть от существующих в нём повелений Аллаха и Его запретов, и зажигает чувства стыдливости перед Ним, либо из любви к Аллаху, либо из страха перед Ним, либо из любви и страха одновременно.

Несомненно, второй вид оказывает намного больший эффект, сильнее воздействует на человека, лучше сдерживает от вихрей страстей и изменений чувств, быстрее проникает в сердца как простого народа, так и знатных лиц.

Поэтому мы с полной уверенностью можем сказать, что религия является наилучшим гарантом создания благородных взаимоотношений между людьми, по закону справедливости и беспристрастия. Поэтому так важно, чтобы религия постоянно присутствовала в жизни общества. Не будет преувеличением сказать, что религия играет такую же роль в жизни общества, что и сердце в теле человека.[5]

Таким образом, религия, в общем, занимает важное место в жизни людей. Однако сегодня в нашем мире мы видим многообразие религий и религиозных учений? При этом, каждая нация радуется своей религии и дорожит ею. Какова же она – истинная религия, способная принести счастье человеку и при жизни, и после смерти? Каковы ее критерии?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

По книге Мухаммада Ас-Сухейма
«Ислам: его основы и принципы»
Перевод и редакция редколлегии сайта
«Почему Ислам?» — www.whyislam.to.

  • [1] «Ат-Тадмурийя», автор шейх аль-Ислам Ибн Таймийя, стр. 213, 214. А также «Мифтах дар ас-са’ада», 2/383.
  • [2] «Религия», автор Мухаммад Абдулла Дарраз, стр. 87.
  • [3] Предыдущий источник, стр. 88.
  • [4] См.: «Аль-фаваид», стр. 18, 19.
  • [5] См.:  «Ад-дин», стр. 98, 102.
https://umra.com.ru

Еще

Умные и глупые, сильные и слабые

Умные и глупые, сильные и слабые

Несколько высказываний Абу Бакра, в которых он пояснил нам, кого из людей можно считать по-настоящему умным, а кто является глупцом.

Нет комментов

  1. очень хорошая статья Джазака Аллаху хайран