Виды религиозных учений (ч10)

Человечество можно условно разделить на две категории в отношении религиозных учений, которые оно исповедует:

1. Категория людей, имеющих Писание, ниспосланное от Бога. Это иудеи, христиане и мусульмане. Но по причине того, что иудеи и христиане не поступали в соответствии с тем, что было велено им в их Писаниях, а также того, что избрали людей господами помимо Аллаха, и из-за того, что прошло много времени с момента их возникновения, Писания, ниспосланные Аллахом их пророкам, были утрачены. Поэтому первосвященники написали книги, утверждая, что они от Аллаха, хотя они не были от Всевышнего. Таким было всего лишь необоснованное утверждение лжецов и искаженное приверженцами своих взглядов.

Что касается книги мусульман (Священного Корана), то это последнее и самое надёжное божественное откровение. Аллах Сам поручился сохранять его, не доверив это никому из людей. Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (15, «Аль-Хиджр»: 9).

Коран сохранён в памяти (мусульмане заучивают его наизусть) и строках (записан в книге), так как это последняя книга, в которой Аллах гарантировал прямой путь для человечества. Всевышний сделал его доводом до Судного Часа, предписал для этой книги сохранность, устроив так, что в любое время мы можем найти тех, кто соблюдает её предписания, поступает в соответствии с её законом и верит в неё. Более подробнее об этом Священном Писании поговорим в последующей главе.

2. Категория людей, не имеющих ниспосланного Писания от Аллаха, если даже у них есть книга, передаваемая из поколения в поколение, приписываемая создателю учения. К этой категории можно отнести индусов, маджуситов (зороастрийцев — огнепоклонников), буддистов, приверженцев конфуцианства, а также арабов до пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Каждая человеческая община, независимо от своей религиозной принадлежности, стремится обладать знанием и совершать такие поступки, которые позволили бы ей достичь благ этого мира. Господь ведет их и направляет именно к такому поведению, ведь оно заложено Всевышним в природе не только людей, но и всех живых организмов. Так, например, любому животному внушено стремиться к тому, что принесёт ему пользу из еды и питья и отстраняться от того, что навредит ему. Таким образом, в каждом из них есть стремление к первому и отвращение ко второму. Всевышний Аллах сказал:

«Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил все сущее и всему придал со­размерность, Который предопределил судьбу творений и ука­зал путь» (87, «Аль-А’ля»: 1-3).

Муса (мир ему и благословение Аллаха) сказал Фараону: «Господь наш — Тот, Кто придал облик всякой вещи, а затем указал все­му путь» (20, «Та-Ха»: 50).

Ибрахим (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Который сотворил меня и ведет прямым путем» (26, «Аш-Шу’ара»: 78).[1]

Каждый разумный человек, даже тот, кто способен хоть немного размышлять, понимает, что люди, исповедующие религию, больше осведомлены о полезных знаниях и приносящих пользу делах, чем те, кто вообще не принадлежит ни к какой религии. И тогда мы можем заключить: любое благо, о котором осведомлены представители разных религий, мусульмане знают о нем больше и полнее! Точно так же представители прочих религий обладают такими знаниями о благом, которыми не обладают те, кто не принадлежит ни к какой религии.

Причиной всему этому является то, что знания и поступки бывают двух видов:

Первый вид: те знания и поступки, которые приобретаются с помощью разума. Это, например, информатика, медицина, технологии и т.д. Эти отрасли знаний имеются в одинаковой степени среди религиозных и нерелигиозных людей, причем последние могут быть более совершенными в этом.

Что касается таких знаний, которые невозможно приобрести с помощью разума (знание о Боге, религиях и т.д.), то ими владеют только представители религии. Да, среди них есть такие знания, которые можно аргументировать доводами разума, ведь и посланники Бога указывали людям на то, что разум применяется в качестве доказательства. Так что эти знания следует считать одновременно и рациональными, и божественными.

Второй вид: то, что возможно познать только посредством сообщений посланников Аллаха, и разум здесь уже не в состоянии постигать что-либо. Это, например, знания об Аллахе, о Его именах и качествах, о событиях в Последней Обители, о награде для тех, кто послушался, и наказании для тех, кто ослушался, разъяснение закона Аллаха, сообщения о предыдущих пророках и их народах и многое другое.[2]

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

 

По книге Мухаммада Ас-Сухейма
«Ислам: его основы и принципы»
Перевод и редакция редколлегии сайта
«Почему Ислам?» — www.whyislam.to.

  • [1] См.: книга «Аль-джауаб ас-сахих лиман баддаля дин аль-масих», 4/97.
  • [2] Смотри «Маджму’ фатауа шейх аль-Ислам ибн Таймия», 4/210-211.

]]> ]]>

Оставить комментарий