Ответ Ибн аль-‘Усаймина о некоторых положениях ‘Ид аль-Ифтар

Все, что связано с постом
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Abu Abdullah
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 26 ноя 2012, 22:05
Контактная информация:

Ответ Ибн аль-‘Усаймина о некоторых положениях ‘Ид аль-Ифтар

Непрочитанное сообщение Abu Abdullah »

БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим


Ответ
шейха Мухаммада ибн Салиха аль-‘Усаймина о некоторых положениях, связанных с праздником Разговения (‘Ид аль-Ифтар)


Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Всевышний Аллах установил касательно (данного) праздника различные положения, и среди них следующие:
Первое: Желательность произнесения такбира в ночь, предшествующую ‘Иду, после захода солнца последнего дня рамадана до выхода имама на праздничную молитву. Виды такбира: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд». Или же можно произнести трижды: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллах, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа ли-Лляхиль-хамд». Все это является дозволенным.
Мужчинам следует повышать свои голоса этим поминанием на рынках, мечетях и в домах. А что касается женщин, то они не повышают свои голоса, произнося эти поминания.
Второе: Перед выходом на праздничную молитву поесть немного нечетного количества фиников, поскольку Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) «в День Разговения не отправлялся на праздничную молитву, не поев нечетное количество фиников» (аль-Бухари 953). Следует ограничиваться нечетным количеством (фиников), поскольку так поступал Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям).
Третье: Надеть лучшую из своих одежд. Это касается мужчин, а что касается женщин, то они не надевают красивые одежды перед выходом к месту совершения праздничной молитвы, исходя из слов Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «…и они (женщины) пусть выходят в тафиляте» (Ахмад 2\145 Абу Дауд 565 и др.), то есть выходят в обычной одежде, которая не является нарядной. Женщине запрещено выходить (на люди) нарядившись и надушившись благовониями.
Четвертое: Некоторые ученые считают желательным человеку совершить полное омовение для праздничного намаза, поскольку подобное передается от некоторых предшественников. И полное омовение для ‘ида (праздника) является желательным подобно тому, как это узаконено для пятничной молитвы, так как и на ней собираются люди. Если человек совершит полное омовение (для праздничного намаза), то это будет прекрасно.
Пятое: Ученые единогласны в узаконенности праздничного намаза. Некоторые (из них) сказали, что праздничный намаз является сунной, другие же посчитали, что он является фардом кифая [1]. Еще одна группа ученых сказала, что праздничный намаз является фард ‘айн [2], и тот, кто оставит его, совершит грех. В качестве довода они приводят то, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) повелевал выходить на праздничную молитву всем, даже сидящим за занавесками (девушкам на выдание) и молодым девушкам. Женщины, которые не в состоянии месячных, выходят из своих домов и присутствуют на месте, отведенном для празничной молитвы (салятуль-‘ид) (учавствуя в ней). Кроме тех женщин, у которых начались месячные. Они должны стоять (чуть) в стороне от места молитвы, поскольку женщине, которая в состоянии месячных, не дозволено находиться в мечети. Дозволено ей проходить через мечеть, но не дозволено находиться в ней.
Что же касается меня, то для меня сильным мнением является то, что праздничный намаз является индивидуальной обязанностью (фард ‘айн), и что для каждого мужчины [3] является обязательным совершать праздничную молитву, за исключением того, у кого имеются уважительные причины для ее несовершения. Это мнение предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) [4]. Если человек упустил праздничную молитву (по какой-либо причине), то от него не требуется ее восполнение, поскольку она подобна пятничной молитве. Ведь если человек упускает пятничный намаз, то он от него отпадает (обязанность его возмещения). Если это было бы время пятничного намаза, то мы ему непременно сказали бы, не совершай намаз зухр, но в связи с тем, что он упустил пятничную молитву (джум'а), то для него становится обязательным молитва зухр, поскольку это время зухра. А что касается молитвы ‘ид, то нет у него предписанного намаза, кроме праздничной молитвы, но ее упустили.
Некоторые ученые считали, что сунной является возместить пропущенную молитву ‘ид (праздничную молитву). Если ты прибыл на молитву ‘ид в то время, когда уже имам ведет проповедь (хутбу), то ты совершаешь намаз ‘ид таким образом, как совершил имам молитву ‘ид.
Имам в первом рак’ате читает суру «аль-А’ля» и на втором читает суру «аль-Гъашия» (Муслим, 1452). Или читает на первом рак’ате суру «Къаф» а на втором читает суру «аль-Къамар» (Муслим, 1477). Относительно этого пришли достоверные хадисы от Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям).
Шестое: Если ‘Ид попадет на пятницу, то совершают намаз ‘ид (праздничный намаз) и также совершают намаз джум’а (пятничный намаз), как указывает на это явный смысл хадиса от ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах). Этот хадис привел имам Муслим в своем «Сахихе» (Муслим, 878). Однако, тому, кто совершил с имамом праздничный намаз, разрешается по его желанию совершить пятничный намаз, либо совершить намаз зухр [6].
Седьмое: Одним из положений праздничного намаза (солятуль ‘ид) является то, что если человек придет к месту совершения праздничной молитвы раньше имама, то, по мнению многих ученых, он садится, не совершая двух рак’атов намаза, поскольку «Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) совершал два рак’ата молитвы ‘ид и не совершал ни до, ни после этих двух рак’атов никаких молитв» (аль-Бухари 964 и Муслим 884).
Некоторые ученые придерживаются мнения, что если человек придет к месту совершения молитвы ‘ид, то не усаживается, пока не совершит двух рак’атов намаза, поскольку место, отведенное для совершения молитвы ‘ид (тоже) считается мечетью (масджидом), исходя из того, что было запрещено женщинам, которые находятся в состоянии месячных, пребывать в месте, отведенном для совершения молитвы ‘ид. И установление для него положения мечети, указывает на то, что оно является мечетью, в противном случае не было бы установлено для него (этого) положения. И на основании этого, оно входит под обобщенные слова Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не садится до тех пор, пока не совершит два рак’ата» (аль-Бухари 444, Муслим 714) [7].
А что касается того, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) не совершал никаких намазов до молитвы ‘ид и после нее, то это потому, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) когда приходил, то сразу начинал с молитвы ‘ид.
Итак, было установлено для места совершения молитвы ‘ид два рак’ата приветствия мечети («тахийатуль-масджид»), как это было установлено во всех мечетях. Ибо если мы поймем из хадиса, что в месте для совершения молитвы ‘ид не совершается два рак’ата приветствия («тахийат»), то мы должны будем сказать, что нет также двух рак’атов приветствия («тахийат») в мечети для совершения пятничной молитвы (джум’а), поскольку, когда Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) приходил в мечеть для пятничной молитвы (джум’а), то начинал произносить хутбу, потом совершал два рак’ата (фарда). После чего возвращался к себе домой и уже там совершал установленные сунны джум’а. И он не совершал никаких намазов до пятничной молитвы (джум’а) и после нее (в том месте, где совершается молитва джум’а).
Что же касается меня, то для меня сильным мнением является то, что в месте предназначенном для молитвы ‘ид совершается два рак’ата приветствия мечети («тахийатуль-масджид»), но, не смотря на это, некоторые из нас не должны порицать других относительно этого вопроса, поскольку он является спорным. Не следует порицать в спорных вопросах, кроме как если ясен каждый нюанс контекста. Поэтому мы не порицаем того, кто совершил два рак’ата, также как и того, кто сядет, не совершив два рак’ата.
Восьмое: Одним из положений, связанных с Днем ‘Ид аль-Фитр (Праздник Разговения) является обязательность выплаты закята аль-фитр [8]. Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) «повелел выплачивать фитр перед выходом на праздничную молитву» (аль-Бухари, 1509 и Муслим, 986). И дозволено выплатить Фитр за день-два до праздничной молитвы, исходя из хадиса Ибн ‘Умара, который передал аль-Бухари о том, что люди «выплачивали Фитр за день-два до праздника разговения» (аль-Бухари, 1511).
Если закят аль-Фитр выплатили после праздничной молитвы, то он не засчитывается, исходя из хадиса Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллаха), который сказал: «Кто выплатил закят аль-Фитр до молитвы, то он принимается, а кто выплатил его после молитвы, то это будет милостыней из милостынь (садака)» (Абу Дауд, 1609).
Запрещено человеку задерживать закят аль-Фитр (до времени завершения) праздничной молитвы, и если же он задержался, без каких-либо оправданий, то этот закят не принимается. Но если он задержался по оправданию, как тот, кто находится в пути, и не имеет при себе того, чем можно выплатить закят, или же не оказалось неимущего мусульманина, кому можно было бы выплатить закят, или как тот, кто положился на свою семью, что те выплатят, а они же положились на него, то подобный человек выплачивает тогда, когда ему будет облегчено. И даже если он выплатит его после молитвы, то нет на нем греха, поскольку он имеет оправдание.
Девятое: Люди поздравляют друг друга. Однако (зачастую) при этом от многих людей происходят запретные вещи, когда, например, заходят мужчины по домам и пожимают руки непокрытым женщинам, которые находятся без своих махрамов [9]. Вот эти дурные поступки, часть которых поверх других.
Мы видим, как некоторые люди пугаются того, кто воздерживается от рукопожатия с той, которая не является ему махрамом. Именно подобные люди, а не тот человек, являются злотворящими (или несправедливыми). Именно от них исходит разрыв родственных уз, а не от него. Однако для него является обязательным разъяснить им это положение и направить их к надежным мусульманам из числа обладателей знания, дабы они могли спросить их об этом положении и убедиться в этом. Он должен объяснить им, чтобы они не гневались из-за того, что сами слепо следуют за обычаями своих отцов и дедов, поскольку подобные (обычаи) не могут сделать запретным дозволенное, а дозволенное запретным. Он должен объяснить им, что совершая подобное, они уподобляются тем, о чьих высказываниях передал Аллах в Коране: «Таким же образом, какого бы предостерегающего увещевателя Мы ни отправляли до тебя (о Мухаммад) в какое-либо селение, его изнеженные роскошью жители обязательно говорили: «Воистину, мы нашли своих отцов на этом пути, и мы верно следуем по их стопам»» (сура «аз-Зухруф», 23-аят).
Так же некоторые люди имеют обычай в день ‘ид отправляться на кладбища и поздравлять усопших, которые покоятся в могилах. Мертвые не нуждаются в поздравлениях, ибо они не постятся и не выстаивают молитвы.
Посещение кладбищ (в шариате) не связывают с днем ‘идом, или джум’а или каким-либо определенным днем. Было установлено, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) посещал кладбище ночью, как это было передано в хадисе ‘Айшы (да будет доволен ею Аллах), который был приведен в «Сахихе» имама Муслима (Муслим 974). Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Посещайте могилы, ибо они вам напомнят о Судном дне» (Муслим, 976 и ат-Тирмизи, 1054).
Но если кто-нибудь из тех, чьи сердца ожесточились, свяжет посещение могил (с каким-либо определенным днем), то этот поступок не будет далеким от правильности, так как Посланник (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) указал на причину посещения могил тем, что они напоминают о Судном дне. Чем больше мы забываем о Судном дне, тем часто мы отправляемся на кладбища. Однако, я не знаю, кто среди ученых говорил об этом, но если кто-нибудь из них и говорил об этом, то это имеет основательный довод.
Посещение могил является одним из видов поклонения, а поклонения не будут узаконены, пока они не будут соответствовать шариату в шести положениях, и одним из этих положений является время. И Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) не выделил день ‘ид для посещения могил, поэтому не следует выделять его (и нам).
Десятое: Одно из деяний, которое совершают в день ‘ид мужчины – это обнимание друг друга. В подобном поступке нет проблем. В целовании женщин из числа махрамов также нет проблем. Но ученые считают не желательным делать это, кроме как в отношении матери. Мужчина целует голову своей матери или ее лоб, также и свою дочку и других махрамов из числа женщин, и сторонится он целовать в щеки, ибо так надежнее.
Одиннадцатое: Узаконено тому, кто выходит на молитву ‘ид, отправляться на праздничную молитву одной дорогой, а возвращаться другой, следуя примеру Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) (аль-Бухари 986). И данная Сунна не относится к другим молитвам: ни к молитве джум’а, ни к другим, напротив, это касается только ‘ида.
Некоторые ученые считают, что это Сунна также была узаконена и в отношении молитвы джум’а. Однако, как гласит правило: «Любое дело, имевшее причину при жизни Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и которое он при этом не совершал, нельзя брать как поклонение, поскольку это будет считаться нововведением из нововведений».
Если спросят: «В чем же заключается мудрость в смене дорог?»
Ответ на это заключается в следовании примеру Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура «аль-Ахзаб», 36-аят).
Когда было спрошено у ‘Айши (да будет доволен ею Аллах): «Почему женщины, у которых бывает месячные, возмещают пропущенные дни поста, но не возмещают пропущенные молитвы?», она ответила: «При жизни Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) нам во время месячных было велено восполнять пост, и не было велено восполнять молитвы» (аль-Бухари 321 и Муслим 787).
Вот это и является мудростью.
Некоторые ученые объяснили это тем, что это (возвращение домой другой дорогой) делается для того, чтобы проявить этот религиозный обряд на рынках мусульман.
Другие указали на причину этого тем, что эти две (разные) дороги могут свидетельствовать за него в Судный день.
Третьи сказали, что это делалось для того, чтобы дать милостыню (садака) неимущим, возвращаясь по другой дороге.
А Аллаху об этом известно лучше!» (См. «Маджмуъ фатауа уа расаиль» 16\216).

[1] Прим. переводчика: Фард кифая – коллективная обязанность, при исполнении которой частью мусульман той или иной определенной местности эта обязаность спадает от других мусульман. Но если все мусульмане этой местности оставляют эту обязанность, то грех за ее невыполнение ложится на всех них.
Высший Совет ученых Саудовской Аравии сказали: «Молитвы двух праздников: Разговения и Жертвоприношения, являются коллективной обязанностью (фард кифая). Некоторые ученые сказали, что они являются индивидуальной обязанностью (фард ‘айн), как пятничный намаз. Поэтому не следует верующему оставлять их. Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллаха нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 8\284).
[2] Прим. переводчика: Фард ‘айн – индивидуальная для каждого мусульманина обязанность, за несовершение которой он впадет в грех.
[3] Прим. переводчика: Высший Совет ученых Саудовской Аравии на вопрос «Является ли молитва ‘ид обязательной для женщины? Если является обязательной, то совершает ли она его дома или же в месте для совершения намаза ‘ид?» ответил: «(Праздничная молитва) не является обязательной для женщины, но является сунной в отношении ее. Она совершает намаз ‘ид в месте для совершения этой молитвы вместе со всеми мусульманами, поскольку Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) повелевал им это. Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллаха нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 8\284).
Прим. редактора: Сторонники мнения, что совершение праздничной молитвы является обязательным (уаджиб) как для мужчин, так и для женщин, приводят в доказательство то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем: детям, старикам, мужчинам и женщинам. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женам выходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и Разговения)”. Ахмад 1/231, Ибн Абу Шайба 2/182. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2115.
Также от Умм ‘Атыйи сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал выходить на эту молитву всем женщинам и даже тем, у которых были месячные. Она рассказывала: “Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которых начались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы». Аль-Бухари 324, Муслим 2/605. Речь идет о не совершении женщинами молитвы, а не о запрете нахождения рядом с другими женщинами в месте, отведенном для праздничных молитв, как на это указывает версия имама Муслима: «Однако те, у кого месячные, пусть не совершают молитвы». Муслим 2093. См. также “Фатхуль-Бари” 9/58, Ибн Раджаба.
[4] Прим. редактора: Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Мы пришли к заключению, что праздничная молитва является обязательной для каждого (фардуль-‘айн), как это сказал Абу Ханифа и другие. И это одно из мнений имама аш-Шафи’и и одно из мнений мазхаба Ахмада. Что касается слов: “Праздничная молитва фардуль-кифая”, то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является одним из величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем на пятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что она фардуль-кифая, не является правильным”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/161.
[5] Прим. редактора: От Анаса сообщается, что “когда он упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Абу ‘Утайбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов, с такбирами”. аль-Бухари 1/241.
[6] Прим. переводчика: Шейх Мухаммад Са'ид Раслян (да хранит его Аллах) в одной из проповедей, которую он произнес после завершения намаза 'ид, который совпал с джум'а, говорил: «Поистине, в этот день объединились два 'ида, и мы хотим донести до наших братьев из числа мусульман этой страны то, что утверждено учеными, праведными предшественниками из числа сподвижников и тех, кто строго последовал за ними относительно положения двух молитв - 'ид и джум'а. Разошлись ученые по фикъху относительно вопроса, когда объединяются в один день 'ид и джум'а, заменяет ли 'ид - джум'а?!
Сказали некоторые ученые, что праздничная молитва ('ид) заменяет пятничную молитву (джум'а) и нет на мусульманах в этот день (обязательных) намазов вплоть до намаза 'асра. И это мазхаб 'Умара, 'Усмана, 'Али, Ибн 'Умара, Ибн ‘Аббаса и Ибн Зубейра, и неизвестно, что кто-нибудь из сподвижников им противоречил (да будет доволен ими всеми Аллах). Поэтому это - мазхаб сподвижников, и это мнение 'Ата, Са'ида, аш-Ша'би, ан-Наха'и, ал-Ауза'и и многих ученых-фукъаха. А доводом их является хадис, который передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллах (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), сказал: «Объединились в эти ваши дни два 'ида, поэтому кто хочет ограничится этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а», - после чего совершил он джум'а (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) позволил тем, кто присутствовал на 'иде не совершать намаз джум'а, а тому, кто хочет совершить его, то пусть совершает его. Хадис передали Абу Дауд и Ибн Маджах и он является достоверным.
Другие же ученые сказали, что это дозволенность только для тех мусульман, которые живут за пределами города и которые приезжают в город для совершения 'ид и джум'а. И это мнение 'Умара ибн 'Абдуль-'Азиза, а также мнение аш-Шафи'и. А в качестве довода они приводят асар (предание), который передал Малик в «Муатта», что 'Усман (да будет доволен им Аллах) делая проповедь в день 'ид и джум'а, сказал: «Тот, кто желает из простолюдинов, живущих далеко от города, - а это расстояние в четыре мили, или, как говорят также, что это расстояние в три мили. И это ограничение является минимальным, а максимальным является восемь миль. Так вот (он сказал): —Тот, кто желает из простолюдинов, живущих далеко от города, ждать джум'а, то пусть ожидает, а кто хочет вернуться, то пусть возвращается».
Имам Малик и имам Абу Ханифа говорили, что если объединяться 'ид и джум'а, то для мусульманина, достигшего совершеннолетия следует совершить оба 'ида, ибо ид – это сунна, а джумъа – это фард, и не замещает одно другое. И это основа, если только не подтвердится шариатский контекст, который обязывает придерживаться его. И (такой шариатский контекст) уже подтвердился, и хвала Аллаху, Господу миров!
В мазхабе Имама Ахмада джум'а спадает с того, кто совершил 'ид, за исключением имама. Ибн Къудама сказал: «Если 'ид совпадет с днем джум'а, то с того, кто совершал намаз 'ид спадает (обязательность) присутствия на джум'а, за исключением имама, ибо с него не спадает джум'а, кроме того случая, если не соберутся люди для совершения пятничной молитвы вместе с ним».
Также говорят, что существуют два мнения относительно обязательности пятничной молитвы для имама. Однако правильным из этих мнений является то, что джум'а спадает с того, кто совершал намаз 'ид в джама'те с мусульманами. И относительно этого пришел достоверный хадис, согласно которому поступали предшественники (саляфы). И равны в этом имам и те, кто следует ему в намазе, так как это - дозволенность (рухса) для всех: как для имама в частности, так и для всех мусульман в целом! А что касается слов Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) «а мы совершим джум'а», то здесь имеется в виду, что он (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сообщил им о том, что он возьмется за то, что пожелал совершить, и это не указывает на то, что это дозволенность (рухса) касается только его и тех, кто совершал вместе с ним джум'а. Ибн Зубейр оставил джум'а во время своего правления, и никто из сподвижников не порицал его за это. Напротив, когда сообщили об этом Ибн 'Аббасу, он сказал: «Он поступил согласно Сунне». Абу Дауд передал со своей цепочкой передачи от 'Ата ибн Абу Раббах, который рассказывал: «Совершил с нами молитву 'ид Ибн Зубейр в день джум'а в начале дня, затем мы отправились к месту совершения джум'а, но Ибн Зубейр не вышел к нам. После чего мы совершили намаз зухр по одиночке - так как джум'а будет правильным, только при наличии джама'та. В то время Ибн 'Аббас находился в Таифе, а когда он прибыл, мы рассказали ему об этом, после чего он сказал: «Он поступил согласно Сунне». Передал этот хадис ан-Насаи и Хузайма, и он является достоверным.
Поэтому на том, кто хочет взять эту дозволенность (рухса) и ограничиться только намазом 'ид, нет ничего предосудительного. А кто желает совершить джум'а, то в Посланнике Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) будет для него пример, в его (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) словах: «..... а мы совершим джум'а».
Также передали Абу Дауд, Ибн Маджах, ан-Насаи, ад-Дарими и ибн Хузейма от Илийаса ибн Абу Ромлята Шамий, который рассказывал: "Присутствовал я при Му'ауийе ибн Абу Суфйане, который спросил Зейда ибн Аркъама: «Был ли ты с Пророком (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), когда объединились два 'ида в один день?» На что он ответил: «Да». После чего он спросил: «И как он поступил?». Он сказал: «Совершил намаз 'ид, затем дозволил совершить намаз джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит»". Хадис достоверный.
А также передал Абу Дауд от 'Ата, который рассказывал: «Объединились день джум'а и день 'ид фитр во время Ибн Зубейра, затем он сказал: «Объединились два 'ида в один день». После чего он объединил их обе, совершив два раката рано утром, не совершив после этого никаких намазов до намаза 'аср». Хадис является достоверным.
Передал Абу Дауд и Ибн Маджах от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) который рассказывал, что Посланник Аллах (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), сказал: «Объединились в эти ваши дни два 'ида, поэтому кто хочет ограничится этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а».
Мазхаб сподвижников, как вы видите, в том, что обязанность совершения джум'а отпадает, и его совершение становится (действием) по желанию, как сказал Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «... поэтому кто хочет ограничится этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а». И мы, ин ша Аллах, совершим сегодня джум'а. И отсюда не понимается, что сподвижники оставили Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) совершавшим пятничную молитву одним, наоборот, они совершили джум'а вместе с ним (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Однако, мы упоминаем об этом для того, чтобы (люди) знали положение этого вопроса, потому что это - религия Аллаха, Господа миров». Конец слов шейха.
Шейху аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) был задан вопрос: «Если пятничный намаз (джум'а) пришелся на праздничный день ('ид), снимается ли со всех обязанность его совершения? То есть дозволено ли мусульманину не совершать джум'а?».
Шейх ответил: «Да».
Спрашивающий: «И не совершают никаких молитв вместо нее, то есть зухр, например?»
Шейх: «Нет, не совершают, кроме имама, поистине, ему необходимо совершить джум'а, а что касается тех, которые совершили намаз 'ид, то это уже на их выбор. Тот, кто хочет оставить намаз, оставляет, а тот, кто хочет совершить его, совершает».
Спрашивающий: «А лежит ли на человеке обязанность совершения зухра, если он не совершил джум'а?»
Шейх: «Нет, так как если отпала молитва джум'а, то следовательно и отпадает молитва зухр».
Спрашивающий: «ДжазакумуЛлаху хайран».
Шейх: «Уа ийак». (См «Силсилятуль-Худа уан-Нур» кассета: 29, от минуты: 00:45:13).
Зейд ибн Аркъам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) совершил намаз 'ид, затем дозволил совершить намаз джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит» (Абу Дауд 1070. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахихе сунан Абу Дауд»).
Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно этого хадиса сказал: «Некоторые ученые приводят в качестве довода этот хадис на то, что молитва зухр отпадает, исходя из слов Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит». То есть тот, кто не желает его совершить, пусть не совершает. Однако пришли хадисы, которые указывают на то, что намаз зухр не отпадет. Это потому, что время намаза зухра является обаятельным временем, и его заменяет пятничный намаз в случае, когда собираются (люди) для него. Если намаз джум’а снимается с человека, то, что в таком случае является обязательным для него? Намаз зухр, как (например) больному, если с него него снимается пятничный намаз по уважительной причине, то для него является обязательным совершить намаз зухр и он не оставляет его. И это мнение является серединным мнением между этими тремя мнениями:
Первое мнение: Это мнение состоит в том, что намаз джум’а не снимается, и для того, кто совершил намаз ‘Ид является обязательным совершить также и намаз джум’а. И они посчитали этот хадис слабым и сказали: «Поистине, основа – сохранность обязанности. И намаз джум’а остается на том, на чем был, и по причине совершения намаза ‘Ид намаз джум’а не снимается, поскольку намаз джум’а не совершается в то время, в котором совершается намаз ‘Ид». И на это мнение основываются те, кто считает, что время намаза джум’а не наступает, кроме как после того, когда солнце пройдет свое верхнюю точку небосклона (зенит), как это считает большиство ученых.
Второе мнение: Это мнение состоит в том, что джум'а и зухр снимается с тех, кто совершил намаз 'Ид, поступая таким образом согласно явному смыслу хадиса (т. е. хадиса Зейда ибн Аркъама ) и тому, что было передано от 'АбдулЛаха ибн Зубейра (да будет доволен ими обоими Аллах) который совершил намаз 'Ид, и не совершал после этого намаз вплоть до намаза 'аср.
Третье мнение: Это мнение состоит в том, что намаз джум'а является обязательным, однако снимается с тех, кто совершил намаз 'Ид. Он (если хочет) не совершает намаз джум'а и не обязывают его этому. Но он совершает намаз зухр, как и те мусульмане, которые имеют уважительные оправдания для не совершения намаза джум'а. Это известное мнение в мазхабе имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах), и это мнение ближе к правильности (или к истине)»
(См.: Шейх Ибн ‘Усаймин «Шарх "Булугъ уль-марам"» 2\ 193).
[7] Прим. редактора: Ибн Аббас рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Разговения и не совершал ни до, ни после нее никаких молитв”. Аль-Бухари 945, 1364, Муслим 884.
Имам Ахмад сказал: “Нет никакой установленной молитвы ни до, ни после праздничной молитвы”. См. “Масаилюль-имам Ахмад” 469.
Однако исключением является совершение праздничной молитвы в мечети, поскольку у мечети есть определенная молитва, о которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не садится до тех пор, пока не совершит два рак’ата» аль-Бухари 444, Муслим 714.
Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал до праздничной молитвы никакой молитвы, но когда он возвращался к себе домой, то совершал два рак’ата”. Ибн Маджах 1/1293. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.
Объединив предыдущие хадисы с этим, хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Сан’ани сказали, что в первых хадисах речь идет о месте совершения праздничной молитвы, поскольку там посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал никаких молитв ни до, ни после, а в хадисе Абу Са’ида речь идет о совершении молитвы в два рак’ата после праздничной у себя дома. См. “ат-Тальхис” 144, “Субулю-Ссалям” 2/123.
[8] Прим. переводчика: Был спрошен шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) о размере закята аль-Фитр, на что ответил следующим образом: «Спрашивающий хочет выплатить закят аль-Фитр месяца Рамадан. Является обязательным выплатить закят одним са’ из продуктов питания его местности. (Например) из риса, или пшеницы, или фиников или прочих из продуктов питания его местности. И выплачивать закят аль-фитр является обязательным для мужчины и женщины, раба и свободного, малого и старого (из числа мусульман), как пришло относительно этого в достоверных хадисах от Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) (аль-Бухари, 1503).
Является обязательным выплатить его до выхода людей к праздничной молитве. Если Фитр выплатят за день-два до праздничной молитвы, то в этом нет проблем. Размер закята аль-Фитра приблизительно будет 3 кг»
(См. «Фатауа уа танбихат уа насаих» стр. 276).
[9] Прим. переводчика: Махрамы – это те, с которыми мужчине (и женщине) навсегда запрещено вступать брак. И это может быть по следующим трем причинам:
Первая причина: по причине прямого кровного родства.
Вторая причина: по причине вступления в родственные отношения путем заключения брака.
Третья причина: по причине молочного родства.
Махрамами для женщин по причине прямого кровного родства являются следующие категории родственников-мужчин: отец, дед, сын, внук (т.е. сын сына и сын дочери), родной брат, дядя по матери и по отцу, племянник (сын, внук родного брата, сестры).
Махрамами для мужчин по причине прямого кровного родства являются следующие категории родственников-женщин:
1 – Мать, мать матери, мать отца и остальные прямые родительницы по восходящей линии.
2 – Дочери, внучки со стороны дочерей и сыновей и остальные прямые потомки по нисходящей линии.
3 - Родные сестры и сводные сестры по отцу и по матери.
4 - Родные сестры отца, деда и бабушки (со стороны отца) или других родителей по восходящей линии.
5 - Родные сестры матери, деда и бабушки (со стороны матери) или других родительниц по восходящей линии.
6 - Дочери родных братьев и дочери сводных братьев по отцу и по матери
7 – Дочери родных сестер и дочери сводных сестер по отцу и по матери.
Ни с кем из этих категорий родственников-женщин не дозволено заключать брак ни в коем случае, исходя из слов Всевышнего: «Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры» (сура «ан-Ниса», 23-аят).
Махрамы женщин по причине вступления в родственные отношения путем брака следующие категории: отец и дед мужа, сын и внук мужа, муж матери (если начал с ней жить супружеской жизнью), муж дочери, муж внучки.
Махрамы мужчин по причине вступления в родственные отношения путем брака следующие категории:
1 - Жены отца, дедов со стороны отцов и матерей и прямых родителей по восходящей линии, исходя из слов Всевышнего: «Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем» (сура «ан-Ниса», 22-аят).
2 - Жены сыновей, внуков со стороны сына и дочери и прямых потомков по нисходящей линии, исхода из слов Всевышнего: «... а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших чресл» (сура «ан-Ниса», 23-аят).
3 - Матери жен, тещ и их прямые родительницы по восходящей линии, исходя из слов Всевышнего: «... матери ваших жен» (сура «ан-Ниса», 23-аят). Эти три группы женщин становятся запретными для мужчин сразу после бракосочетания, независимо от того, имели они близость со своими женами или нет.
4 - Дочери жен, - и они были названы падчерицами, - они являются запретными для мужей их матерей, исходя из слов Всевышнего: «...ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость» (сура «ан-Ниса», 23-аят). И запрет не обуславливается тем, что падчерицы должны находиться под покровительством мужей их матерей. Однако нахождение под покровительством мужей их матерей было упомянуто как разъяснение того, что в основном они находятся под покровительством мужей их матерей. Дочери жен являются запретными для мужей их матерей, если они имели близость с их матерями, даже если падчерицы не находятся под их покровительством. Но если они не имели близости с ними, например, дали им развод до вхождения к ним, или жены погибли до этого, то в таком случае им дозволено жениться на дочерей своих бывших жен, исходя из слов Всевышнего: «... но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха...» (сура «ан-Ниса», 23-аят).
Махрамы женщин по причине молочного родства включают в себя следующие категории молочных родственников-мужчин: молочный отец (муж молочной матери), молочный дед (отец и дед молочной матери), молочный сын, молочный внук, молочный брат, молочный дядя, молочный племянник.
Махрамы мужчин по причине молочного родства включают в себя следующие категории молочных родственников-женщин:
Запретными по причине молочного родства являются семь категорий женщин. В Священном Коране упоминаются лишь две категории из семи, Сунна же Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) присоединила к ним еще пять категорий.
А – В Коране упоминаются:
1 - Молочные матери. Это женщины, которые кормили мужчин своим молоком, когда они были младенцами. Также к молочным матерям относят их матерей, бабушек со стороны их матерей и отцов и их остальные прямые родительницы по восходящей линии.
2 – Молочные сестры. Это те женщины, которые кормились грудным молоком от матерей мужчин. Или мужчины кормились в детстве от матерей тех женщин, или они все в детстве кормились молоком от одной и той же женщины. Или мужчины кормились молоком от жен отцов тех женщин, или они кормились от жен отцов тех мужчин.
Всевышний Аллах относительно запретности заключения бракосочетаний с молочными матерями и сестрами сказал: «...ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры» (сура «ан-Ниса», 23-аят).
Б – Пречистая Сунна Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) упомянула еще пять групп, с которыми запрещено заключать брак по причине молочного родства:
1 – Дочери молочных братьев.
2 - Дочери молочных сестер.
3 - Молочные тетки со стороны молочных отцов.
4 – Молочные тетки со стороны молочных матерей.
5 - Молочные дочки, которых вскормили своим грудным молоком жены мужчин. Такие мужчины становятся молочными отцами для таких женщин, которые в детстве кормились молоком жен тех мужчин.
Доводом из Сунны относительно запретности заключения брака с подобными женщинами является хадис ‘Айши (да будет доволен ею Аллах), которая передала, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Все запреты, связанные с прямым кровным родством, также распространяются на молочное родство» (аль-Бухари, 5099 и Муслим, 1444).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) передал, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в отношении дочери Хамзы сказал: «Она ведь является дочерью моего молочного брата. Все запреты, связанные с прямым кровным родством, также распространяются на молочное родство» (аль-Бухари, 5100 и Муслим, 1447). (См. «аль-Фикъх аль-муйассар» стр. 291-293).
По милости Аллаха, с помощью вышеприведенных причин, из-за которых запрещено мужчинам жениться на женщинах до самой своей смерти, можно узнать с какими женщинами мужчинам дозволено оставаться наедине и сопровождать их в пути, так же, как каким женщинам дозволено перед ними ходить без платка, оставаться наедине и выходить с ними в путь.
Перевод: Абу Сумая Казахстани
Редактор текста: Абу Тальха Казахстани
28-Рамадан, 1434 г.х (06. 08. 2013г)
http://forum.tavhid.com/showthread.php?tid=2119" target="_blank" target="_blank


tik
Сообщения: 220
Зарегистрирован: 31 июл 2012, 01:07
Контактная информация:

Re: Ответ Ибн аль-‘Усаймина о некоторых положениях ‘Ид аль-И

Непрочитанное сообщение tik »

Ассаляму 'аляйкум уа рахмату-Ллах.
Барака-Ллаху фик брат за этот прекрасный ответ.
Если позволите хотел бы добавить ссылку по поводу шестой сноски, а именно объединения двух 'идов в день пятницы.
В теме Положение джум'а и зухр намаза в день 'Ида, более подробно разобрали этот вопрос, и более правильным является третье мнение.
Третье мнение: Это мнение состоит в том, что намаз джум'а
является обязательным, однако снимается с тех, кто совершил намаз 'Ид. Он (если хочет) не совершает намаз джум'а и не обязывают его этому. Но он совершает намаз зухр, как и те мусульмане, которые имеют уважительные оправдания для не совершения намаза джум'а. Это известное мнение в мазхабе имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах), и это мнение ближе к правильности (или к истине)» (См.: Шейх Ибн ‘Усаймин «Шарх "Булугъ уль-марам"» 2\193).
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 41 гость