Ассаляму алейкум! По поводу произношения слов: «Бисмиллах» перед малым омовением существует разногласие среди учёных. Причиной разногласия является хадис, который сообщается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
لا وضوء لمن لم يذكر اسم الله عليه"
«Не будет омовение (действительным, либо неполноценным, в зависимости от мнения учёных) у того, кто не упомянул имени Аллаха перед ним (омовением)» (Ахмад, 2/418;Абу Дауд, 101; Ибн Маджа, 399). Однако в отношение этого хадиса, а также по поводу других риваятов, которых очень много, существует большое разногласие. Так некоторые учёные говорят, что эти хадисы слабые, и не усиливают друг друга. Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Нет ничего достоверного по поводу тасмийя (произношения слов: «Бисмиллах»)» («аль-Инсаф», 11/273). Однако, большая группа учёных, хотя и признают слабость этих хадисов, но говорят, что они усиливают друг друга, так, что возвышаются до степени хорошего хадиса. (Ибн Касир, Ибн Хаджар, ибн Абу Шейба, Аль-Иракый, Ибн ас-Салях, ибн Таймия).
Так джумхур (последователи ханафитского и шафиитского мазхабов, а также ибн Кудама) считают, что "басмаля" (то же, что и "тасмийя") перед малым омовением –
сунна (желательное действие). В качестве довода они говорят, что нет ничего достоверного по поводу тасмийи. А также сказали, что многие, кто описывал омовение пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, не упомянули тасмийя.
Приверженцы ханбалитского и захирийского мазхабов считают, что " тасмийя " перед омовением –
ваджиб (обязательна), ссылаясь на вышеприведённый хадис, считая его хорошим по причине усиления другими риваятами. Однако, если человек забыл произнести тасмийя перед омовением, или не знал, что надо её произносить, то его омовение действительно.
Так шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах сказал:
«Кто оставил " тасмийя " в своём омовении по причине забывчивости или по причине незнания, то его омовение считается действительным, и не надо заново совершать омовение, т.к. он оставил " тасмийя " по причине.» (Фетвы шейха, 10/100). Также он сказал:
«Если человек умышленно оставляет " тасмийя " перед омовением, и при этом он знает его шариатское положение (либо сунна, либо ваджиб), то ему лучше заново совершить омовение, в целях предосторожности, и с целью выхода из разногласия». (Фетвы шейха, 29/25).
И Аллах об этом лучше знает!