хукм намаза витр
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
хукм намаза витр
Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа барокатух, братья, я хочу узнать хукм намаза витр, является ли он обязательным или желательным для совершения? прошу привести ответ с доказательствами.
Re: хукм намаза витр
Ассаляму алейкум. По поводу витр-намаза, как известно, существует разногласие среди учёных. Так джумхур (учёные шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов) считают, что совершение витр-намаз, является утвердительной сунной (утвердительным желательным действием- сунна муъаккада). А учёные ханафитского мазхаба считают, что этот намаз – ваджиб (обязателен).
Все доказательства приводить тяжело и займёт много места, поэтому приведём основные доводы сторон. Так джумхур привели в качестве доказательства следующее:
1. Хадис, переданный от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который сказал: " ليس الوتر بحتم كهيئة المكتوبة، ولكن سنة سنها رسول الله، صلى الله عليه وسلم." «Витр не обязателен , в отличие от предписанных молитв , однако, витр является сунной, которую установил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.» (ат-Тирмизи, 453, и он назвал хадис хорошим; ан-Насаи, 3/228-229; аль-Хаким, 1\300, и он назвал хадис достоверным, а также Абу Дауд, 1416; ибн Маджа, 1169, Ахмад, 1045, ибн Хузейма, 1067.
Шейх Альбани коментируя предание от Ибн Хузеймы, сказал: «Иснад (цепочка передатчиков) слабый, по причине Абу Исхака ас-Субей’и, а также Ибн Дамра, в отношение которого есть небольшие претензии, однако, хадис хороший, даже достоверный, т.к. есть другие цепочки передач подтверждающие достоверность хадиса».)
2. Хадис, в котором сообщается, что Тальха бин ‘Убайдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , явился какой-то человек из Неджда с растрёпанными волосами. Мы слышали его громкий голос, но не понимали, что он говорит, пока он не приблизился и (не выяснилось, что) он спрашивает об Исламе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: “(Ты должен совершать) пять молитв в течение дня и ночи”. (Человек) спросил: “А должен ли я молиться сверх этого?”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь (совершить дополнительную молитву)”. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Ты должен соблюдать) пост в течение рамадана”. (Человек) спросил: “А должен ли я поститься сверх этого?”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь (поститься дополнительно)”».
(Тальха) сказал: «А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему (о необходимости) выплаты закята. (Этот человек) спросил: “А должен ли я (выплачивать что-нибудь) сверх этого?”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь этого ”».
(Тальха) сказал: «И после этого тот человек повернулся (и направился к выходу) со словами: “Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к этому и ничего не стану убавлять!” − а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Он преуспеет, если сказал правду!”» (аль-Бухари, 46, Муслим, 11). Аль-Баджи, автор книги аль-Мунтака, в комментарии к «аль-Муатта», Малика, сказал: «Это является прямым доказательством того, что помимо пятикратной молитвы, не существует обязательных молитв, поэтому ни витр, ни любая другая молитва не является обязательной».
3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда совершал витр верхом на верблюдице (аль-Бухари, 999), что указывает на то, что эта молитва не как пятикратная обязательная молитва, т.к. верхом можно совершать только добровольные молитвы.
Что касается ханафитских учёных, то они привели в качестве доказательств следующее:
1. Хадис, передаваемый от Абу Айюба аль-Ансари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Витр – это обязанность каждого мусульманина…»"الوتر حق على كل مسلم" (Абу Дауд, 1422, (шейх Альбани назвал хадис достоверным); ан-Насаи, 3/238, ибн Маджа1190, ибн Хиббан назвал хадис достоверным («аль-Ихсан» 4/63, 2403.
Учёные в отношение этого хадиса разошлись во мнениях, является ли хадис маукуф (словами сподвижника) или марфу’ (словами пророка, да благословит его Аллаха и приветствует). Ибн Хаджар сказал: «Абу Хатим, аз-Зухейли, ад-Даракутни в книге «Аль-‘иляль», аль_Байхакый, сказали, что достоверным мнением является, что этот хадис маукуф (со слов сподвижника), и это является правильным мнением» («Тальхис аль-Хабир» (2/13).) Однако большое количество учёных считают хадис марфу’ (со слов пророка, да благословит его Аллаха и приветствует).
Таким образом, по поводу этого хадиса есть разногласия, поэтому однозначно приводит его в качестве довода тяжело.
Это доказательства обеих сторон, есть и другие доводы, но мы привели основные. И доводы джумхур более сильные и откровенные в том, что витр отличается от обязательных пятикратных молитв, и является утвердительной сунной. Хотя у ханафитов витр тоже отличается от пятикратных обязательных молитв, т.к. пятикратные молитвы по ханафитскому мазхабу фарз, а витр – ваджиб. Но джумхур не видят разницы между ваджиб и фарз.
Однако, хотелось бы сделать важное примечание, что джумхур, говоря, что витр утвердительная Сунна, не говорят, что можно не совершать витр намаз, нет они говорят, что если вдруг пропустил по уважительной причине, то ничего страшного в этом нет. Т.к. известно, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не оставлял два раката сунны утреннего намаза, и не оставлял витр-намаз ни находясь дома, ни будучи в пути.
И Аллах об этом лучше знает!
Все доказательства приводить тяжело и займёт много места, поэтому приведём основные доводы сторон. Так джумхур привели в качестве доказательства следующее:
1. Хадис, переданный от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который сказал: " ليس الوتر بحتم كهيئة المكتوبة، ولكن سنة سنها رسول الله، صلى الله عليه وسلم." «Витр не обязателен , в отличие от предписанных молитв , однако, витр является сунной, которую установил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.» (ат-Тирмизи, 453, и он назвал хадис хорошим; ан-Насаи, 3/228-229; аль-Хаким, 1\300, и он назвал хадис достоверным, а также Абу Дауд, 1416; ибн Маджа, 1169, Ахмад, 1045, ибн Хузейма, 1067.
Шейх Альбани коментируя предание от Ибн Хузеймы, сказал: «Иснад (цепочка передатчиков) слабый, по причине Абу Исхака ас-Субей’и, а также Ибн Дамра, в отношение которого есть небольшие претензии, однако, хадис хороший, даже достоверный, т.к. есть другие цепочки передач подтверждающие достоверность хадиса».)
2. Хадис, в котором сообщается, что Тальха бин ‘Убайдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , явился какой-то человек из Неджда с растрёпанными волосами. Мы слышали его громкий голос, но не понимали, что он говорит, пока он не приблизился и (не выяснилось, что) он спрашивает об Исламе. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует , сказал: “(Ты должен совершать) пять молитв в течение дня и ночи”. (Человек) спросил: “А должен ли я молиться сверх этого?”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь (совершить дополнительную молитву)”. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Ты должен соблюдать) пост в течение рамадана”. (Человек) спросил: “А должен ли я поститься сверх этого?”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь (поститься дополнительно)”».
(Тальха) сказал: «А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему (о необходимости) выплаты закята. (Этот человек) спросил: “А должен ли я (выплачивать что-нибудь) сверх этого?”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, если только сам ты не пожелаешь этого ”».
(Тальха) сказал: «И после этого тот человек повернулся (и направился к выходу) со словами: “Клянусь Аллахом, я ничего не добавлю к этому и ничего не стану убавлять!” − а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: “Он преуспеет, если сказал правду!”» (аль-Бухари, 46, Муслим, 11). Аль-Баджи, автор книги аль-Мунтака, в комментарии к «аль-Муатта», Малика, сказал: «Это является прямым доказательством того, что помимо пятикратной молитвы, не существует обязательных молитв, поэтому ни витр, ни любая другая молитва не является обязательной».
3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда совершал витр верхом на верблюдице (аль-Бухари, 999), что указывает на то, что эта молитва не как пятикратная обязательная молитва, т.к. верхом можно совершать только добровольные молитвы.
Что касается ханафитских учёных, то они привели в качестве доказательств следующее:
1. Хадис, передаваемый от Абу Айюба аль-Ансари, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Витр – это обязанность каждого мусульманина…»"الوتر حق على كل مسلم" (Абу Дауд, 1422, (шейх Альбани назвал хадис достоверным); ан-Насаи, 3/238, ибн Маджа1190, ибн Хиббан назвал хадис достоверным («аль-Ихсан» 4/63, 2403.
Учёные в отношение этого хадиса разошлись во мнениях, является ли хадис маукуф (словами сподвижника) или марфу’ (словами пророка, да благословит его Аллаха и приветствует). Ибн Хаджар сказал: «Абу Хатим, аз-Зухейли, ад-Даракутни в книге «Аль-‘иляль», аль_Байхакый, сказали, что достоверным мнением является, что этот хадис маукуф (со слов сподвижника), и это является правильным мнением» («Тальхис аль-Хабир» (2/13).) Однако большое количество учёных считают хадис марфу’ (со слов пророка, да благословит его Аллаха и приветствует).
Таким образом, по поводу этого хадиса есть разногласия, поэтому однозначно приводит его в качестве довода тяжело.
Это доказательства обеих сторон, есть и другие доводы, но мы привели основные. И доводы джумхур более сильные и откровенные в том, что витр отличается от обязательных пятикратных молитв, и является утвердительной сунной. Хотя у ханафитов витр тоже отличается от пятикратных обязательных молитв, т.к. пятикратные молитвы по ханафитскому мазхабу фарз, а витр – ваджиб. Но джумхур не видят разницы между ваджиб и фарз.
Однако, хотелось бы сделать важное примечание, что джумхур, говоря, что витр утвердительная Сунна, не говорят, что можно не совершать витр намаз, нет они говорят, что если вдруг пропустил по уважительной причине, то ничего страшного в этом нет. Т.к. известно, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не оставлял два раката сунны утреннего намаза, и не оставлял витр-намаз ни находясь дома, ни будучи в пути.
И Аллах об этом лучше знает!
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя