Возмещение намазов умершего

Все, что связано с молитвой
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
РабАллаһа
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 17 ноя 2021, 17:56
Контактная информация:

Возмещение намазов умершего

Непрочитанное сообщение РабАллаһа »

Ас-саляму галейкум уа рахматУллаһ. Мир и благословение Его пророку, его семье и сподвижникам.

Можно ли/следует ли возместить намазы, которые ближайший родственник не смог выполнить во время болезни (лежал в ковидной больнице с кислородной маской). Больше месяца человек не читал намаз, а потом по Воле Всевышнего скончался. Мы надеялись, что удастся возместить их после выздоровления, но Аллаһ Пожелал иного. А ведь ничто не противится Его Воле. Могу ли я прочитать пропущенные фард-намазы от имени родственника, или как-то иначе возместить его долг перед Господом миров? Делали ли так сподвижники пророка (мир ему)? Что говорят об этом учёные ахлю суннат?


Majnun
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 27 июн 2020, 16:10
Контактная информация:

Возмещение намазов умершего

Непрочитанное сообщение Majnun »

Уа алейкум ас Салям уа раhматуЛлаhи уа баракатуh.

Вопрос:
Каково положение того, кто умер от тяжёлой болезни и не мог совершить намаз в течении полутора месяцев? Дозволено ли кому-либо из членов его семьи возместить эти молитвы вместо него? Если нет, то есть ли за это какое-либо искупление?

Ответ:
Хвала Аллаhу.

Молитва является важнейшим столпом Ислама после шахады и она не перестает быть обязательной до тех пор, пока человек находится в своем здравом уме. Кто может стоять должен совершать молитву стоя, в обратном случае он должен молиться сидя или лёжа на боку, или указывать движения жестами, согласно своим возможностям и Аллаh не возлагает на человека сверх его возможностей.

Пророк ﷺ сказал:
Молись стоя, если не можешь, то сидя, если не можешь, то лёжа на боку (Аль-Бухари 1117).

Если человек молится сидя, то он должен указывать поясные и земные поклоны наклонами, делая наклон для земного поклона ниже, чем для поясного.

Что если человек не способен двигать головой? Следует ли ему указывать движение глазами (морганием), или молитва перестает быть обязательной для него, или только движения перестают быть обязательными, но не слова?

Последнее мнение является правильным.

Шейх ибн Усеймин (раhимаhуЛлаh) сказал:

Наиболее верное из этих трёх мнений то, что только движения перестают быть обязательными в это случае, так-как человек не может их совершить. Что касается слов, то их обязательно произносить, так-как на это есть способность, согласно словам всевышнего Аллаhа:

Бойтесь Аллаhа по мере своих возможностей (64:16)

Мы говорим: Произнеси такбир, затем прочитай Коран, затем вознамерись совершить поясной поклон, затем произнеси такбир и тасбих поясного поклона, затем вознамерись выпрямиться из поклона и произнеси сами'а Аллаhу лимян hамидаh, Раббана уа лякяль hамд, и так далее. Затем вознамерись совершить земной поклон и произнеси такбир и тасбих земного поклона. Это является правилом шариата согласно словам всевышнего: Бойтесь Аллаhа по мере своих возможностей (64:16).

Что если человек не может совершать действия или произносить слова, например он парализован и не может говорить?

Ответ таков, что и действия, и слова перестают быть обязательными, но остаётся намерение, поэтому следует утвердить намерение молиться, читать, совершать поясные и земные поклоны, стоять и сидеть.

Это верное мнение, так-как молитва состоит из действий и слов, сопровожденных намерением и если действия и слова перестают быть обязательными из-за неспособности их совершить, то остаётся намерение.

Если мы скажем такому больному человеку "ты можешь не совершать намаз", то это может стать причиной забытия об Аллаhе. Если дни и ночи проходят для него без молитвы, то он, возможно, забудет об Аллаhе. Поэтому, если мы скажем ему молиться, пусть даже одним намерением, то это лучше, чем сказать "можешь не молиться".
(Шарх Аль Мумти(4/469))

Согласно этому, если человек, о котором был задан вопрос, был в таком состоянии, что не мог совершать молитву ни одним из вышеприведенных способов, то нет на нем за это греха.

Прощается он за это или нет, никто не должен возмещать молитвы вместо него. Это мнение имамов четырех мазхабов.

Учёные комитета по фетвам были спрошены:
Моя мать умерла после долгих страданий от тяжёлой болезни, да помилует ее Аллаh. Она не молилась в течении десяти дней, во время которых она порой была без сознания, порой в сознании. Следует ли мне восполнить молитвы вместо нее и что я могу для нее сделать?

Они ответили:
Не дозволено совершать молитвы вместо покойного человека, без разницы по уважительной причине были пропущены молитвы или нет, или совершать намаз с намерением передать награду покойному, потому что все это не узаконено в шариате.

Пророк ﷺ сказал:
Кто внесёт в наше дело то, на что нет указания, то это деяние будет отвергнуто (Муслим).

Также в одной из фетв:
Если ваш отец был без сознания во время болезни и не осознавал что происходит, то молитва перестала быть обязательной для него, и он не отвечает за свои деяния в этот период, так-как ответственность за молитву связана с рассудком, а его у него больше не было. Но если он был в сознании и не потерял рассудок и при этом перестал молиться, потому что не знал, что люди в его положении должны молиться согласно своим возможностям, то мы надеемся, что Аллаh простит его за его невежество в этом вопросе и за то, что ему не объяснили положения шариата до его смерти. Да помилует его Аллаh и простит его. Как бы ни было, вам не дозволено совершать какие-либо молитвы вместо вашего отца, потому что никто не может совершать намаз вместо другого. Основа в том, что молитва не может быть совершена вместо кого-то.

Что касается совершения хаджа и умры вместо вашего отца, то это является одним из путей проявления ему уважения. И если вы будете давать милостыню от его имени время от времени, делать за него дуа и просить за него прощение, поддерживать узы с его родственниками и друзьями и вежливо относиться к ним, то это будет путями проявления уважения вашего отца после его смерти и вы будете вознаграждены за это, если на это будет воля Аллаhа.

Вкратце:
Намаз не может быть совершен вместо покойного и нет искупления за пропущенные им намазы, но вам следует делать за него дуа и давать милостыню от его имени.

Аллаh знает лучше.

Источник: https://islamqa.info/en/answers/95220/h ... his-behalf
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя