Ликбезик писал(а):И ещё. После как сходил по большому нужно подмываться, подтераться?
В
аудио лекциях и
конспектах этих лекций на которые я давал ссылку, это есть. Но напишу тут ещё раз чтобы прояснить ситуацию. Но если кто-то хочет подробней изучить данный вопрос - пусть слушает лекции, в том числе лекции о правилах справления нужды, там рассматриваются вопросы не только очищения но и другие правила (что нужно говорить при входе в туалет и при выходе, о том, что желательно мочиться сидя, т.к. так меньше риск попадания мочи на одежду и т.д.)
В лекции говорится, что после того, как справил большую нужду лучше использовать воду, а если нет воды, то нужно использовать камни, или то, что может быть использовано как камень (например, бумага), но нельзя использовать кости и сухой навоз. При этом нужно очищаться камнем нечётное число раз не меньше трёх (три или больше.
Первое: если на одежду человека или же на него самого попадет кал. После справления большой нужды человек очищается от кала либо водой, либо камнями, либо тем, что похоже на камень.
Что касается воды, то пришли слова Всевышнего Аллаха указывающие на это:
«В ней (т.е. в мечети) есть мужи, которые любят очищаться» (9-Тауба, 108-аят).
Пришел достоверный хадис, который указывает на причину снисхождения этого аята. Этот хадис привели Абу Дауд, ат-Тирмизи. Передается о том, что этот аят был ниспослан в отношении людей из мечети Къибаа, т.к. они подмывались водой, как это пришло в хадисе Абу Хурайры. Он сказал, что в этом аяте говорится о мусульманах, которые были в мечети Къибаа. «В ней (т.е. в этой мечети) есть мужи, которые любят очищаться». Т.к. они подмывались после справления большой нужды водой. И снизошел этот аят. Точно также передается в достоверном хадисе о том, что когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) выходил справлять нужду, Анас с одним мальчиком шел за ним, и они несли кожаную посуду, в которой была вода. И пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) этой водой затем подмывался. Т.е. это указание на то, что кал отмывается или смывается водой.
Что касается камней, то передается в хадисе, пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-то из вас подтирается, пусть он не использует меньше трех камней». Точно также пришло в хадисе от Аиши (да будет доволен ею Аллах!). Она сказала, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-нибудь из вас идет справлять большую нужду, пусть подтирается тремя камнями. Этого для него достаточно». Это значит, что нельзя использовать меньше трёх камней. Точно также можно подтираться чем-то кроме камней, допустим, бумагой или же нечто подобным. Это берется из хадиса, который привел Абу Хурайра. Он сказал: «Однажды я шел с пророком (да благословит его Аллах и приветствует!), и пророк захотел справить нужду. И он сказал мне: «Иди, найди мне камни, которыми я бы подтерся! И не приноси мне костей и сухого навоза!»». Ученые говорят, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) запретил в этом хадисе от Абу Хурайры принести кости и сухой навоз. И это указывает на то, что можно подтираться любой вещью кроме этих двух вещей, т.е. кроме костей и навоза. Т.к. пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Принеси мне камни, которыми бы я подтерся…» и промолчал. И он не сказал: «И ничего другого кроме камней мне не приноси!». Однако он сказал: «Не приноси мне только костей и навоза!». Из этого ученые делают вывод, что можно подтираться кроме камней тем, что может служить этому. Имам Шаукани сказал: «Если нет камней, то можно подтираться тем, что может заменить камни». Т.к. не пришел запрет на использование чего-либо кроме навоза и костей.
Последнее в этом вопросе: если человек своей обувью наступил на кал. То пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Достаточно этому человеку подтереть свою обувь об землю».Как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует!): «Если кто-нибудь из вас наступит своими сандалиями на кал, то пыль очищает этот кал».Т.е. земля очищает кал. В другом риуаяте пришло: «Если кто-нибудь из вас наступит своими кожаными сапожками на кал, то пусть потрет о пыль!».Значит, если человек наступит на кал, то ему не обязательно отмывать это. Достаточно того, что он потрет своей ногой об землю.
Кроме того, в лекциях говорится, что Сунной после справления нужды является помыть свои руки. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) после того как подтирался или подмывался вытирал свою руку об землю, т.е. чтобы не осталось запаха кала. Ученые говорят, что в наше время это заменяет мыло.