Михраб

Все, что связано с молитвой
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Мурадин
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 31 дек 2013, 22:05
Контактная информация:

Михраб

Непрочитанное сообщение Мурадин »

Ассаляму алейкум у меня вопрос про нишу в мечети про михраб являеется ли он нововедением и можно ли там молится не является там молится в михрабе нововедением? можете привести слова ученых об этом фетвы ? просто у нас разногласия насчет этого


Abu Yusuf
Сообщения: 440
Зарегистрирован: 28 авг 2011, 01:11
Контактная информация:

Re: Михраб

Непрочитанное сообщение Abu Yusuf »

Ва аляйкум ассалям ва рахматуЛлах!
Некоторые разногласия между учёными относительно положения «михрабов» имелись. Но вся суть этого разногласия сводится к неоднообразному пониманию в арабском языке слова «михраб». По-арабски его возможно понять по разному: или как общее понятие арабского доисламского значения, или как особая часть архитектуры, либо как обособленный исламский термин, появившийся во втором веке после прихода Ислама.

Так например, «михрабы», как архитектурный элемент, т.е. специальная часть здания и места из которого имам в мечети проводит намаз, не существовали во времена Пророка, благословение Аллаха ему и мир, а появились во втором столетии после него. После чего практика михрабов в мечетях распространилась среди мусульман, из-за присутствия в них явной пользы, например по нему сразу ясно направление Кыбли.
У учёных Постоянного Комитета спросили: «Михрабы в мечетях: были ли они в эпоху Посланника Аллаха, благословение Аллаха ему и мир?». На что они ответили:
لم يزل المسلمون يعملون المحاريب في المساجد في القرون المفضلة وما بعدها؛ لما في ذلك من المصلحة العامة للمسلمين، ومن ذلك بيان القبلة، وإيضاح أن المكان مسجد
«Михрабы мусульмане сооружали и в эпоху раннего ислама, и после этого, так как в этом имеется общая польза для мусульман, такая как например ориентир на направление Кыбли в мечети, или различие между мечетью и другим зданием». (Фатвы Постоянного Комитета по научным исследованиям и принятию фатв).

Однако некоторые учёные посчитали, что возведения михрабов являются новшестом и воспрещаются. В качестве довода они привели хадис, приведённый у ат-Табарани и в сборнике аль-Байхаки, от АбдуЛлаха сына Умара, доволен ими Аллах, где Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, сказал: اتقوا هذه المذابح «Остерегайтесь этих жертвенников», имея ввиду «михрабы». Хадис признан достоверным шейхом аль-Альбани в сборнике «аль-Джамиу».
Ответом на этот довод служит то, что в хадисе под михрабом имеется ввиду не выступ здания мечети известный нам, а практика михрабов доисламских времён джахилии – это было почетное возвышенное место во главе собраний. В этом контексте «михраб» является неким синонимом таким понятиям как трон, престол, или алтарь. Именно это явление, т.е. выставление престолов на местах собраний и запретил Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, из-за того, что в нём есть проявление показухи или восхищение кем либо. Михрабы же в мечетях приобрели совершенно иное значение и имеют другое предзначение, но по конструкции могут иметь некоторую связь с названными понятиями.
Определяя общеарабское значение «михраба», в хадисоведческом многотомнике Нуруддина аль-Хайтями (ум. 807г. х.) говорится: المحاريب صدور المجالس «Михрабы – это центры собраний» («Маджмау аз-заваид ва манбау аль-фаваид»).
В другом сборнике у ибн аль-Асира (ум. 606г. х.) сказано:
المحْرابُ: المَوْضع العَالي المُشْرِفُ، وهُو صَدْر المَجْلس أيضاً، ومنه سُمّي محْراب المسْجد، وهو صَدْرُه وأشْرَف مَوْضِع فيه
«Михраб - это почётное возвышенное место, а также это центр собрания. От этого же получили своё название михрабы мечетей – это центр и самое почётное место в мечети» («ан-Нихая фи гариб аль-хадис ва аль-асар»)
Аль-Манави (ум. 1031 г. х.) в толковании к хадису приводит: «...и это означает: сторонитесь тяжб за главное место на собраниях, т.е. соперничества за него, однако автор (т.е. ас-Суюты (ум. 911г. х.)), посчитав это запретом того, чтобы возводить в мечетях михрабы и находиться в них, сказал: “Скрылось от людей, то что михрабы являются бидаатом и они подумали, что они были во времена Пророка, благословение Аллаха ему и мир, однако их не было ни в его эпоху, ни в эпоху его халифов, а они появились только во втором столетии после предписания запрета на их возведение...”». - Далее он продолжает: - وهذا بناء منه على ما فهمه من لفظ الحديث أن مراده بالمحراب ليس إلا ما هو المتعارف في المسجد الآن، ولا كذلك «Однако это его утверждение исходит из его понимания, что в хадисе под “михрабом” подразумевается ничто иное как известные сегодня михрабы мечетей, но это не так...» - и далее приводит объяснения слова, данные ибн аль-Асиром, аль-Хайтями и др. («Файдаль-Кадир шарху Джамии ас-сагыр»)
Также в сборнике ибн Абу Шяйбы «аль-Мусаннаф» от Мусы аль-Джухани приводится, что Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, сказал: لا تزال أمتي بخير ما لم يتخذوا في مساجدهم مذابح كمذابح النصارى «Моя община будет пребывать в благе до тех пор, пока не начнут возводить в своих мечетях жертвенники, подобные жертвенникам христиан». Этот хадис, если считать его достоверным, говорит о запрете на “михрабы”, подобные христианским “михрабам” (т.е. алтари). Если же они не подобны им, то запрета нет».
Также например, у шейха ибн Усяймина спросили о том, каково положение построения михрабов в мечетях, и каков ответ на риваят о запрете на «жертвенники». На что он ответил:
اختلف العلماء رحمهم الله في اتخاذ المحراب هل هو سنة، أو مستحب، أو مباح؟ والذي أرى أن اتخاذ المحاريب مباح، وهذا هو المشهور من المذهب، ولو قيل باستحبابه لغيره لما فيه من المصالح الكثيرة، ومنها تعليم الجاهل القبلة: لكان حسناً
«Между учёными, да одарит Аллах их своей милостью, были разногласия относительно того, является ли построение михрабов суннатом, мустахаббом, или мубах. Что касается меня, то я считаю, что построение михрабов – это мубах (т.е. разрешено), и также это распространённое мнение в ханбалитском мазхабе. Если же говорить, что это мустахабб из-за множества пользы в нём, как например извещение неведующего о направлении Кыбли – то это тоже хорошо. Что же касается приводимого от Пророка, благословение Аллаха ему и мир, запрета на “жертвенники, подобные жертвенникам христиан”, т.е. “михрабы”, то это запрет на практику в “михрабах”, подобно “михрабам” христиан. Если же мусульманские “михрабы” будут особые специфические, то запрета нет». («Маджмуу фатава аш-шайх ибн Усяймин»).
Также у него спросили о том верно ли что некоторые учёные посчитали михрабы в мечетях бидаатом и уподоблением неверующим. На что он ответил:
هذا القول - فيما أرى - غير صحيح؛ وذلك لأن الذين يتخذونه إنما يتخذونه علامة على القبلة، ودليلاً على جهتها. وما ورد عن النبي صلى الله عليه وسلم عن اتخاذ مذابح كمذابح النصارى: فإن المراد به أن نتخذ محاريب كمحاريب النصارى، فإذا تميزت عنها زال الشبه
«Я считаю, что это не правильное мнение, так как практику михрабов используют в качестве знака Кыбли и указателя её направления. Что же касается слов, приведённых от Пророка, благословение Аллаха ему и мир, об использовании “жертвенников, подобных жертвенникам христиан”, то здесь имеется ввиду использовать “михрабы”, подобно “михрабам” христиан. Если же их суть изменилась - проблема исчезает». («Маджмуу фатава аш-шайх ибн Усяймин»).

Таким образом, понятие «михраб», было заимствовано мусульманами из других религий ТОЛЬКО как архитектурное новшество, и причём совместно с перенятием самого элемента в исламе укрепился и термин, указывающий на него. Что же касается самой сути «михраба» как «места моления для имама», то она восходит к эпохе Посланника Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, и в основе он назывался «местом имама». Со слов Абу Хурайры, доволен им Аллах, передаётся:
...أقيمت الصلاة، وعدلت الصفوف قياماً قبل أن يخرج إلينا النبي صلى الله عليه وسلم، فخرج إلينا فلما قام في مصلاه ذكر أنه جنب، وقال لنا
«После того как мы встали на молитву и стоя, прежде чем к нам выйдет Пророк, благословение Аллаха ему мир, выравняли ряды, он появился перед нами и когда встал в своём месте для намаза, вспомнил, что он в состоянии “ритуальной не чистоты”. Тогда он сказал....» - и до конца хадиса. Хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Показательным моментом в этом хадисе является то, что Абу Хурайра, говоря о положении имама в мечети употребил выражение: «встал в своей молельне», т.е «встал на своём месте имама».
Таким образом, понятие исламского «михраба» соединило в себе исламскую суть, т.е. «место для имама», или например «ориентир Кыбли» и плюс архитектурный образ с его названием из других культур.
Далее, в арабском языке термин укрепился и распространился настолько, что при упоминании «михраб», по умолчанию имеется ввиду исламский термин, а для указания на «михрабы» других конфессий требуется уточнение. При переносе же термина на другие языки «михрабом» называют только исламский вариант, для обозначения других «михрабов» используются иные названия, например «апсида».
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 59 гостей