Поднятие рук в дуа

Все, что связано с молитвой
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Jeka94
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 сен 2014, 23:10
Контактная информация:

Поднятие рук в дуа

Непрочитанное сообщение Jeka94 »

Ассаламу алейкум. Можно ли поднимать руки в дуа после фард намаза. Приведите хадисы подтверждающие это либо опровергающие.


Абу Ахмад
Сообщения: 926
Зарегистрирован: 17 ноя 2009, 13:31
Контактная информация:

Re: Поднятие рук в дуа

Непрочитанное сообщение Абу Ахмад »

Уа алейкум ас-салям уа рахматулЛахи уа баракятух!
Учёные по поводу того, надо делать дуа после фард-намаза или нет, разделились на два мнения:
1. Первое мнение. Дуа (имеется в виду каждый человек делает дуа индивидуально про себя, не коллективно и не вслух) после обязательных намазов желательное действие. Слова многих учёных указывают на желательность дуа после обязательного намаза. Имам Аль-Бухари, Ибн Хаджар имам ан-Науауи. Ан-Науауи (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «глава: мы уже упомянули о желательности зикра и дуа для имама, молящегося за имамом, и совершающего отдельно. И это желательно в конце всех намазов без разногласия». («Аль-маджму’», 3/488).
При этом приверженцы этого мнения ссылаются на хадис, который сообщается от Абу Умамы (да будет доволен им Аллах).
قيل يا رسول الله أي الدعاء أسمع؟ قال: جوف الليل الأخير، ودبر الصلاة المكتوبة
Люди спросили: «О Посланник Аллаха, какое дуа вероятнее всего будет услышано?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Глубокой ночью в последней её части, и после предписанных (обязательных) намазов». (Привели Ат-Тирмизи, (3499), Ан-Насаи, (6/32), Ат-Тирмизи признал хадис правильным. Шейх Аль-Альбани также признал его хорошим)». Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «После предписанных (обязательных) намазов» означает после совершения намаза. («Тухуатуль-ахуази», 9/331).
Некоторые также ссылаются на следующий аят: «Посему, как только освободишься, приступай к делу (будь деятелен) и устремись к своему Господу». (сура «Раскрытие», 7-8). Шейх Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: «Существует мнение, что эти аяты означают: когда ты завершишь свой намаз и освободишься, то обратись с мольбой к Аллаху и усердно проси Его о помощи. Опираясь на это толкование, некоторые богословы считают дозволенным обращаться к Аллаху с мольбой и восхвалять Его по окончании обязательных намазов. А лучше всего об этом известно Аллаху» («Толкование священного Корана», 2/1150).
Также имам Аль-Бухари (да одарит его Аллах Своей милостью) одну из глав своего сборника достоверных хадисов назвал: (باب الدعاء بعد الصلاة) «Глава о мольбе после намаза». Ибн Хаджар (да одарит его Аллах Своей милостью), комментируя эту главу, сказал: ««Глава о мольбе после намаза» имеется в виду после обязательного намаза. Название этой главы опровергает мнение тех, кто утверждает, что дуа после намаза не предписано». («Фатх аль-Барий», 11/134).
2. Второе мнение. Ибн Таймия, Ибн аль-Кайим и такие современные учёные, как Ибн Усеймин, Ибн Баз. Они считают, что нет такого, что делать дуа после намаза желательно. При этом причиной разногласия является толкование слова (دبر) (в конце): означает после намаза или означает в конце намаза, т.е. до саляма. Ибн Таймия (да одарит его Аллах Своей милостью) считает, что это слово означает в конце намаза, и является составной частью намаза, т.е. до саляма. А также приверженцы этого мнения говорят, что в достоверной Сунне не приходит, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) делал дуа. Да, действительно, не сообщается в достоверной Сунне, чтоб Пророк (мир ему и благословение Аллаха) или его сподвижники совершали коллективное дуа, или то, что они, не оставляя постоянно соблюдали это (совершение дуа). Однако, в достоверной Сунне встречается упоминание о совершении дуа после намаза, как например вышеприведённый хадис. Кроме того, Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) привёл в своей книге «Зад аль-ма’ад» (1/302) некоторые хадисы:
- Абу Хатим привёл в своём сборнике, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), уходя после совершения намаза, произносил дуа: «О Аллах! Приведи для меня в порядок религию, которая служит мне защитой в моих делах, и приведи для меня в порядок мир этот, в котором я живу. О Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоему благоволению от Твоего негодования. Я прибегаю к Твоей милости от Твоего наказания. Я прибегаю к Тебе от Тебя. Никто не лишит того, что ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил. И бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом». (Привёл Муслим, (13/249), Ан-Насаи, (5/158)). Также привёл другие дуа.
Таким образом, можно сказать, что делать дуа после намаза можно (не коллективно, и не будучи убеждённым, что это надо делать (не уаджиб, и не сунна, ведь делать дуа после намаза – это не уаджиб и не сунна, а относится к категории дозволенных дел (мубах), т.е. кто желает делает, а кто не желает, никто не может его обязать. Т.к. основа: дуа можно делать в любое время. И тот, кто запрещает делать дуа в какое-либо время, или в каком-либо месте, или при каких-либо обстоятельствах, то он должен опираться на явный достоверный довод. Доводы же указывают на дозволенность делать дуа после намаза. Однако, стоит ещё раз упомянуть, что не нужно это превращать в какое то обязательное предписание, так, что если не станешь делать дуа, тебя начнут порицать за это. Ну и не надо делать это дуа коллективно вслух.
Теперь остаётся вопрос: нужно ли поднимать руки или нет?
Есть положения дуа, когда сообщается, что Пророк (ﷺ) поднимал руки, как например при испрашивании ниспослания дождя.
Есть положения дуа, когда сообщается, что Пророк (ﷺ) не поднимал руки, как например дуа в намазе после ташаххуда и перед салямом, а также после саляма, произнося те слова, которые сообщаются от Пророка (ﷺ).
Есть также положения дуа, о которых не сообщается в достоверной Сунне: поднимал Пророк (ﷺ) руки при дуа или нет. В таком случае основой является поднятие руки, т.к. обращение ко Всевышнему Аллаху с мольбами происходит с поднятыми руками. Сообщается от Сальмана аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ваш Господь (Свят Он и Велик) Стеснительный, Щедрый. Он стесняется Своего раба, чтобы тот протянул к Нему свои руки (обращаясь с мольбой), а потом вернёт их ни с чем» («Сахих Абу Дауд», (1488), шейх Аль-Альбани (да одарит его Аллах Своей милостью) признал его достоверным).
И Аллах лучше знает!
ГалеевКарим
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 25 авг 2021, 08:02
Контактная информация:

Поднятие рук в дуа

Непрочитанное сообщение ГалеевКарим »

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух. Каков этикет дуа совершаем вне намаза?
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей