Страница 1 из 1

Садака за умершего

Добавлено: 15 янв 2010, 16:56
Абу Усман
Какое положение садаки за умершего в шариате?

Садака за умершего

Добавлено: 20 янв 2010, 23:16
Абу Ахмад
Ассаляму алейкум.
Можно давать садаку за умершего, и аджр (вознаграждение) дойдёт до него с дозволения Аллаха.

Доказательством этому является достоверные хадисы:

1. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Моя мать внезапно умерла, но я думаю, что если бы она могла говорить, то раздавала бы милостыню. Получит ли она награду, если за неё это сделаю я?” Он сказал: “Да”». (аль-Бухари, 1388, 2760; Муслим, 1004, 3/1254).

2. Передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что во время отсутствия Саада ибн Убады, скончалась его мать, и он (Саад) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему: «О посланник Аллаха, моя мать умерла в моём отсутствии, если я раздам милостыню за неё, поможет ли ей это?» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да», и тогда Саад сказал: «Беру тебя в свидетели, что я отдаю в качестве садаки (милостыни) за неё мой плодородный сад». (аль-Бухари, 2756, 2762, 2870).

И подобных случаев в достоверной Сунне много.

И Аллах об этом лучше знает!

Re: Садака за умершего

Добавлено: 20 мар 2010, 18:59
Ибн Мурад
уа 'алейкуму ссалям.
Те далили, которые я видел там говорилось о садакъа детей за родителей.
Могу ли я сделать садакъа не за родственника, есть ли на это доводы?
Имеет ли значение делаю я садакъа из оставшегося имущества умершего или из своего имущества?
ДжазакумуЛлаhу хайран

Re: Садака за умершего

Добавлено: 25 мар 2010, 15:13
Абу Ахмад
Ассаляму алейкум! Можно давать садаку за умершего, и здесь не имеет значения является ли он родственником или нет, и аджр (вознаграждение) дойдёт до него с дозволения Аллаха. Доказательством этому является те хадисы, которые мы привели. Однако, некоторые могут сказать, что там речь идёт только про мать, откуда мы взяли, что можно давать милостыню и за других родственников, и можно за умерших братьев мусульман. В основах фикха существует правило, в отношении которого сошлись мнения джумхур (большинства учёных – имам Ахмад, аш-Шафиги, большинство приверженцев ханафитского и маликитского мазхабов): «العبرة بعموم اللفظ لا بخصوص السبب». Т.е в нашем случае, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был спрошен о матери – это причина в частности. А то, что ответил посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Да!», т.е. тем самым он, да благословит его Аллах и приветствует, одобрил милостыню за мёртвого – это положение вопроса в общем. Мы принимаем в расчёт именно это, т.е. его общее положение.
Затем, никто из праведных предков не говорил, что милостыню можно давать только за умерших родственников. В пример можно привести слова ибн База, да смилуется над ним Аллах: «Мусульманин является братом для другого мусульманина, и если кто-то из вас может помочь своему брату, то пусть поможет, как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Мусульманин может помочь своему брату мусульманину милостыней, делая за него дуа. Поэтому, если мусульманин даст милостыню за своего брата (в вопросе говорилось про умершего брата), либо в виде денег, либо в виде еды, либо в виде одежды, то ему будет награда (дойдёт до него награда этой милостыни)». (Фетва из сайта шейха ибн База).
Милостыню за него может дать человек из своего имущества, а также из имущества этого умершего, но если на это будет разрешение его наследников. Если же он оставил завещание, и милостыня выдаётся из этого имущества, которое было оставлено в виде завещания, то разрешения наследников спрашивать не надо.
И Аллах об этом лучше знает!

Re: Садака за умершего

Добавлено: 25 мар 2010, 17:53
Ибн Мурад
ДжазакаЛлаhу хайран