заим, торговые отношения

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
warnabas
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 18 дек 2009, 22:27
Контактная информация:

заим, торговые отношения

Непрочитанное сообщение warnabas »

можно ли занимать деньги неверующим?
какое положение использования договора при займе(мусульманам), наличие свидетелей, вообще хотелось бы узнать о значении этого в шариате.


abu zeinab
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 13 мар 2010, 09:54

заим, торговые отношения

Непрочитанное сообщение abu zeinab »

warnabas писал(а):можно ли занимать деньги неверующим?

Иметь торговые отношение, в частности занимать или брать в долг, с неверующими дозволено.
Это мы знаем из Сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Например, их торговые отношение с иудеями и многобожниками.
Будет ли награда за займ ?
Ответить можно так:
Например, если целью одалживание денег было выручить какого-то родственника или знакомого неверного, попавшего в затруднительную финансовую проблему, чтобы тем самым склонить его сердце к Исламу, то ин шаАллах за это будет награда.
И бывает зачастую что этот вопрос не связан с религией, это может быть просто вопрос родственных отношений или же мирская выгода в последствии и т.п.


warnabas писал(а):какое положение использования договора при займе(мусульманам), наличие свидетелей, вообще хотелось бы узнать о значении этого в шариате.



Основа в договоре - это желательность и дозволенность. Имеется в виду запись его.
Всевышний Аллах говорит:

يا أيها الذين آمنوا إذا تداينتم بدين إلى أجل مسمى فاكتبوه وليكتب بينكم كاتب بالعدل ولا يأب كاتب أن يكتب كما علمه الله فليكتب وليملل الذي عليه الحق وليتق الله ربه ولا يبخس منه شيئا
فإن كان الذي عليه الحق سفيها أو ضعيفا أو لا يستطيع أن يمل هو فليملل وليه بالعدل واستشهدوا شهيدين من رجالكم فإن لم يكونا رجلين فرجل وامرأتان ممن ترضون من الشهداء أن تضل إحداهما فتذكر إحداهما الأخرى
ولا يأب الشهداء إذا ما دعوا ولا تسأموا أن تكتبوه صغيرا أو كبيرا إلى أجله ذلكم أقسط عند الله وأقوم للشهادة وأدنى ألا ترتابوا
إلا أن تكون تجارة حاضرة تديرونها بينكم فليس عليكم جناح ألا تكتبوها وأشهدوا إذا تبايعتم ولا يضار كاتب ولا شهيد وإن تفعلوا فإنه فسوق بكم واتقوا الله ويعلمكم الله والله بكل شيء عليم
وإن كنتم على سفر ولم تجدوا كاتبا فرهان مقبوضة فإن أمن بعضكم بعضا فليؤد الذي اؤتمن أمانته وليتق الله ربه ولا تكتموا الشهادة ومن يكتمها فإنه آثم قلبه والله بما تعملون عليم
О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писцу и свидетелю. Если же вы поступите таким образом, то совершите грех. Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает обо всякой вещи.
Если вы окажетесь в поездке и не найдете писца, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа. Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете»
(сура аль-Бакаора, 282-283)
Итак, предоставление в долг включает в себя следующие пункты:
1. Точно определить срок долга, то есть через какой срок долг будет погашен.
2. Записать договор (расписку) с точным указанием сроков,
3. Если расписку пишет не тот, кто берет в долг, а другой человек, то диктует ему тот, кто берет в долг.
4. Если тот, кто берет в долг неспособен диктовать, то это поручается его доверенному лицу.
5. Присутствие двух мужчин в качестве свидетелей, если нет двух мужчин, то один мужчина и две женщины.
6. Тот, кто дает в долг, может потребовать какую-либо вещь в качестве залога, которую он будет хранить у себя. Смысл этого состоит в том, что если придет время погашения долга, а должник откажется, то вещь оставленная под залог продается и погашается долг, а оставшаяся после этого часть выручки за продажу (если таковая имеется) возвращается хозяину, то есть должнику.
Заверять (усиливать) процесс дачи взаем этими тремя способами (запись, свидетели, залог), является лучшим и желательным, но не обязательным. Некоторые ученые запись долга считают обязательным, однако большинство ученых считает это желательным и это более правильное мнение.
(см. "Тафсир аль-Къуртуби" 3/383)

Мудрость этого в том, чтобы права человека не были утеряны и были защищены. Так как часто имеет место забывчивость и обман. Выполняя же эти вещи, человек оберегает себя от вероломных людей, которые не боятся Всевышнего Аллаха.
Если же человек дал в долг и не записал, не призвал свидетелей, и не потребовал ничего в качестве залога, то тем самым он не совершил греха, и на это указывает сам аят:
«Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа». При таком доверии могут отсутствовать и запись и свидетели и залог, однако в таком случае необходимо проявлять богобоязненность и страх перед Аллахом, как это повелевает Аллах и вернуть доверенное (т.е. выполнить свои обязательства) «… то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа»
(см. Тафсир Са’ди 168-172).
И если предоставление долга не было записано, и должник отрицает, что на нем долг или же оттягивает уплату, то пусть предоставивший долг не винит никого, кроме самого себя, так как он сам пренебрег своими правами. Передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что мольба кредитора против должника, в случае отрицания им долга или же оттягивания, не будет принята если онн не записал дачу взаем. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Трое обращаются с мольбами и нет ответа на их мольбы: (и среди них) … человек, который дал в долг и не засвидетельствовал это…»
(см. "Сахих аль-джами" 3075)
И тот, кто поразмыслит над этими и другими постановлениями шариата, тот поймет всю широту и всеобъемлемость исламского шариата и полноту его стремления сохранить права людей и не дать им быть утерянными.
Аллах Всевышний, Пречист Он от всяких недостатков, повелевает владельцу имущества беречь свое имущество и не способствовать потери даже его малой части. Ведь Он говорит:
«Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, с указанием его срока».
Существует ли какой-либо закон, который совместил бы религиозную и мирскую пользу таким совершенным образом, как это сделал шариат Ислама? И может ли кто-нибудь предоставить более лучший и совершенный закон чем этот? Истину сказал Аллах, говоря: «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» 5:50
Мы просим Аллаха, чтоб Он укрепил нас на Его религии до тех самых пор, когда мы встретим Его.
http://islam-qa.com/ar/ref/13180" target="_blank" target="_blank
warnabas
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 18 дек 2009, 22:27
Контактная информация:

Re: заим, торговые отношения

Непрочитанное сообщение warnabas »

извините, брат, ас-саляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа барокатуху, джазака АЛлаху хайрон
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 21 гость