Страница 1 из 1

сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 19 фев 2011, 11:05
umm mansur
Ассаляму алейкум!подскажите является ли занятие сетевым маркетингом, таким например как компания "тенториум" дозволенным?если оно запретно с точки зрения получения прибыли, то можно ли просто подписаться и брать продукцию только для себя и своих родственников?

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 28 фев 2011, 21:49
Абу Ахмад
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух!
По поводу положения сетевого маркетинга в Шариате есть фетва Постоянного комитета:
Фатуа Постоянного Комитета Королевства Саудовской Аравии относительно компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира» и других компаний, занимающихся сетевым маркетингом.

Постоянному Комитету для научного исследования было представлено множество вопросов относительно работы компаний, занимающихся сетевым (пирамидным) маркетингом, наподобие компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира», которые, одним словом, занимаются тем, что убеждают какое-то лицо купить некий товар или продукцию, чтобы тот в будущем побуждал других людей к покупке этого товара или этой продукции. Последние же в свою очередь также будут побуждать кого-то купить у них эту продукцию и т.д. И чем больше слоев, участвующих в этом, тем больше получает первый человек, и стоимость этого вознаграждения достигает тысячи реалов. И каждый из членов побуждает того, кто после него, присоединиться к ним за вознаграждение, которое он может получить, если ему повезет в привлечении новых членов в список участников. И подобная операция называется Сетевым (Пирамидным) Маркетингом.

Хвала Аллаху.
Постоянный Комитет ответил на данный вопрос следующим образом:
Данный вид торговых операций запретен. И это потому, что целью такой операции являются деньги, а не товар. Подобный заработок может достигать десятки тысяч, в то время как цена продукта не превышает нескольких сотен. И каждый разумный человек, если у него будет выбор, предпочтет деньги. И поэтому эти компании основываются в маркетинге и рекламе своего товара на представлении огромных сумм наличных денег, которые может получить участник маркетинга и завлечении большим заработком взамен на покупку какого-то товара за скудную цену. И поэтому продукт, который продает эта компания, является всего лишь прикрытием и путем, ведущим к получению денежной прибыли, и поскольку именно в этом состоит суть работы подобных торговых операций, то они являются запрещенными шариатом по ряду причин.
Первое:
Это то, что они содержат в себе два вида ростовщичества – ростовщичество надбавки (риба аль-фадль) и ростовщичество отсрочки (риба ан-насия).
Тот, кто начинает работать с данной компанией, платит небольшую сумму денег в надежде получить сумму денег, больше той, что он заплатил, а это является операцией – деньги за деньги при этом с отсрочкой и надбавкой. А это и есть ростовщичество, которое является запретным, исходя из текстов шариата и единогласного мнения всех исламских ученых. А тот товар, который продает компания, является лишь прикрытием для такого обмена и сам по себе не является целью для того, кто начинает работать с такой компанией, поэтому (факт наличия продажи товара) не играет никакой роли в вынесении постановления (относительно дозволенности или запретности сетевого маркетинга).
Второе:
Это является неизвестностью (гъарар), запрещенной шариатом. Потому что человек не знает, удастся ли ему набрать необходимое число клиентов или нет. И вся эта операция сетевого, или пирамидного маркетинга, сколько бы ни существовала, все равно когда-то подойдет к своему концу, и человек, когда он присоединяется к этой пирамиде, не знает, где он окажется – в верхних слоях пирамиды и будет среди преуспевших, или в нижних слоях и понесет убыток.
И действительность говорит о том, что большинство слоев пирамиды – проигравшие, кроме малого количества людей на самой ее верхушке. Таким образом, подавляющее большинство оказываются в убытке. В этом и состоит суть неизвестности (гъарара), а это колебание между двумя вероятностями – либо все, либо ничего. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил неизвестность, как это передает Муслим в своем сборнике.
Третье:
То, что содержат в себе подобные операции, относится к категории поедания компаниями имущества людей не по праву, поскольку от такой сделки выигрывает только компания и те из компаньонов, кому эта компания пожелает дать что-либо, с целью обмануть остальных. И относительно этого есть запрещающие тексты, а это слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не поедайте имущество друг друга не по праву» Ан-Ниса, 29.
Четвертое:
То, что в этих операциях имеет место обман, подлог и запутывание людей. Это с той стороны, что они выявляют продукт, как будто бы он является целью сделки, однако на самом деле все обстоит не так. А также то, что они обольщают людей большими суммами денег, которые на самом деле в большинстве случаев не достигаются. И это является обманом, запрещенным шариатом. И сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто обманывает, тот не имеет ко мне отношения». Этот хадис передает Муслим в своем сборнике. Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Продавец и покупатель свободны в выборе, пока не разошлись, и если они оба будут правдивы и не будут ничего скрывать, то в их сделке будет баракат для них обоих, а если солгут и скроют, то будут лишены бараката в своей сделке».
Что касается слов, что такие сделки являются посредничеством, то это неверно, поскольку посредничество - это договор, где посредник сводит покупателя с продавцом за вознаграждение. Тогда как в сетевом маркетинге тот, кто вступает в такую компанию, сам платит деньги за то, чтобы продать товар. Также, при посредничестве целью является именно сам продукт, в отличие от сетевого маркетинга, где истинной целью сделки является продажа денег, а не продукта. И поэтому получается, что тот, кто вступил в эту компанию, продает тому, кто продает тому, кто продает. При посредничестве же посредник продает тому, кто действительно заинтересован именно в данном товаре. И разница между этими двумя случаями очевидна.
Что же касается слов, что деньги в данном случае из разряда подарка, то это также неверно. И даже если согласиться с этим, то не каждый подарок дозволен шариатом. Например, если сделать подарок тому, кому ты что-либо должен, является ростовщичеством. И поэтому сказал Абдуллах бин Салям Абу Бурде, да будет доволен Аллах ими обоими: «Поистине, ты находишься на земле. И здесь распространено ростовщичество. И если кто-то что-то тебе должен и он подарил тебе пучок сена или горсть овса или соломы, то это будет ростовщичеством». Этот хадис приводит аль-Бухари в своем сборнике. Подарок имеет такое же шариатское постановление, как и то, по причине чего он возник. И поэтому относительно сборщика закята, который пришел и сказал: «Это вам, а это мне подарили», пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сидел бы ты в доме своих родителей, и тогда посмотрел бы, подарили бы тебе или нет». Этот хадис предали аль-Бухари и Муслим. И эти деньги используются для того, чтобы люди вступали в компании сетевого маркетинга, и какими бы именами это ни называли, будь то подарок, презент, или как-то еще, то это нисколько не меняет сути и шариатского постановления относительно него.
И осталось заметить, что появились такие компании на рынке, которые использую стратегию сетевого маркетинга, как например, «Смартс Уэй», «Голд Куест», «Сэвен диамонд», и постановление относительно них не отличается от постановления относительно обсуждаемых выше компаний, даже если они и отличаются тем, какой продукт они представляют.
А успех от Аллаха, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

Постоянный Комитет Королевства Саудовской Аравии по научным исследованиям и вынесению фатауа. Фатуа под номером 22935, дата 14.3.1425 год по хиджре.

При этом необходимо учитывать, что системы работы в подобных видах бизнеса отличаются. Поэтому, для более конкретного ответа надо знать систему работы.То, что описано в фетве, является основным принципом работы таких сетевых маркетингов.

Если же вы не собираетесь заниматься данным видом деятельности, а хотите приобретать у них продукцию для пользования, или для родственников, то ничего запретного в этом нет, если купля-продажа проходит в соответствии с Шариатом.
И Аллах более Сведущ!

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 02 мар 2011, 15:02
umm mansur
ассаляму алейкум, джазака лаху хайран за ответ.в фетве написано"Тот, кто начинает работать с данной компанией, платит небольшую сумму денег в надежде получить сумму денег, больше той, что он заплатил".для того, чтобы вступить в эту компанию необходимо заплатить 500 рублей.но у меня нет цели получить большую сумму денег, я просто хочу пользоваться продукцией этой компании, потому что убедилась в её эффективности.халяль ли вносить эти деньги?

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 03 мар 2011, 22:42
umm mansur
ответьте ради АЛЛАХА

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 29 мар 2014, 22:38
Spirit
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлах!!!! Очень волнует вопрос сотрудничества с сетевыми компаниями. Из фетвы ясно, что заниматься рекрутингом - харам. Но ведь прибыль верхних словем пирамиды и берется собсвтенно с продаж, пускай и копеечных. И покупая что-то для себя я так или иначе поддреживаю компанияю, я тем или иным образом рекламирую их продукцию (скажем рассказывая друзьям о том как она мне помогла). Не получается ли это поддержанием ростовщичества?
Ведь если человек говрит, я не хочу рекрутировать, я хочу покупать/продавать. не подобно ли это словам сотрудника банка " я же кредиты не выдаю, я в другом отделе работаю"????
Ответьте пожалуйста. т.к. я долгое время пользуюсь продукцие одной сетевой компании и уже привыкла к ней. мне нравится ее качество и т.д., но после прочтения фетвы, теперь мне кажется это запретным.
Джазаки Аллаху хейран!

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 14 дек 2014, 19:36
Абу Ахмад
Уа алейкум салям уа рахматулЛахи уа баракятух!
Spirit писал(а):Из фетвы ясно, что заниматься рекрутингом - харам
В вышеприведённой фетве Постоянного комитета нет упоминания ни прямо, ни косвенно о рекрутинге, если вы имеете в виду под рекрутингом (подбор персонала). Ведь суть сетевого маркетинга заключается в привлечение большого объёма денежных средств посредством обмана. Эти компании всего лишь на все во прикрываются товарами. Поэтому, здесь и речи нет о рекрутинге.
Spirit писал(а):Но ведь прибыль верхних словем пирамиды и берется собсвтенно с продаж, пускай и копеечных
В сетевом маркетинге прибыль верхних слоев берётся не совсем от продаж. Структура сетевого маркетинга работает по принципу завлечения большего количества людей в сеть, которые обязаны платить взносы для входа. При этом этот взнос для входа выплачивается либо откровенно: человек обязан заплатить входной взнос, представленный в виде определённой суммы. Либо человек должен приобрести что-то (товар, каталог, обучающий диск и т.д.), и только тогда он может войти в систему и участвовать в дальнейшем сетевом маркетинге компании, который осуществляется по такому же принципу. Люди под вами проделывают то же самое, пока количество людей под вами не достигнет определённого предела, после чего компания дарит вам определённую степень: изумрудную, золотую и т.д. попав на которую вы начинаете получать зарплату, если даже в течение месяца ничего не сделаете.Откуда у компании деньги выплачивать такие суммы для людей, достигших изумрудной или золотой степени. Не от продаж, как это происходит в классической форме ведения бизнеса, а именно от новых вкладов тех, которые также в будущем мечтают добраться до вашей степени.
Однако, есть компании, которые пытаются использовать подобный сетевой маркетинг для распространения своей продукции, которую они действительно продают в больших объёмах, т.е. они пользуются спросом, и участники данной сети получают свой заработок от объёма продаж, которые произошли по вашей сети (по вашей ветке). Таким образом, некоторые компании предлагают своим клиентам моментальное и обговоренное вознаграждение за маркетинг, то проблем участия в такой форме маркетинга нет, если только не требуется входной взнос для этого, а также сутью участия является именно распространение разрешённой продукции, цена за которую не превышает рыночной цены аналогичной продукции. При этом некоторые не ставят условие, чтоб покупатель их продукции становился участником их сети. Покупатель просто покупает и пользуется их продукцией.
Для большей ясности в этом вопросе можно привести слова шейха Абдулла Ас-Сульми, который сказал по поводу сетевого маркетинга и религиозного положения вхождения и участия в нём: "Я считаю, что возможно участие в сетевом маркетинге, если будут соблюдаться три условия: первое условие, компания не должна ставить условие, тому, кто желает участие в маркетинге, чтоб он купил товар. Второе условие: цена на продукцию не должна превышать обычную цену аналогичной продукции, имеющейся на рынке. Третье условие: компания не должна ставить условие: платы входного вклада для входа в маркетинг. Поэтому я с полной уверенностью говорю, что нет такой компании, которая использует метод сетевого маркетинга, чтоб она смогла соблюсти все три этих условия".
Что касается покупки продукции, при этом, не участвуя в самом сетевом маркетинге, и если сама продукция является дозволенным Шариатом, то проблем нет. Что касается скидок для участников, то причиной скидок является членство или вступление и участие в их маркетинге, а это означает согласие с их условиями, то этого делать нельзя и пользоваться такими скидками соответственно нельзя.
И Аллах более Сведущ!

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 16 ноя 2015, 12:12
ismail muslim
Ассаляму алейкум ва рахмату-Ллахи ва баракятух.Сейчас существует такой вид заработка:маркетинговые кампании предлагают заполнить анкеты с различными вопросами и за это они платят деньги.Делают они это с целью маркетинговых исследований.Небольшая цитата из Википедии:" маркетинговые исследования - форма исследования, которая фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей." В общем, суть в том, что производители товаров и услуг постоянно проводят подобные исследования, с целью изучать желания и предпочтения потребителей.Вернее, производители товаров и услуг заказывают подобные исследования, и собственно проводят их специализирующиеся на этом опросные компании. Дозволен ли такой вид заработка?

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 17 ноя 2015, 09:59
Абу Мухаммад
ismail muslim писал(а):Ассаляму алейкум ва рахмату-Ллахи ва баракятух.
Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух
ismail muslim писал(а): Дозволен ли такой вид заработка?
Ты хочешь узнать дозволенно ли за плату заполнять анкеты?

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 17 ноя 2015, 10:59
ismail muslim
Абу Мухаммад писал(а):
Ты хочешь узнать дозволенно ли за плату заполнять анкеты?
Да,брат.Если это имеет отношение к маркетинговым кампаниям.

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 02 дек 2015, 14:49
Абу Ахмад
Ас-саляму алейкум уа рахматулЛахи уа баракятух!
Маркетинговые исследования отличаются от сетевого маркетинга, между ними нет ничего общего, разные вещи.
Если вы по просьбе исследовательских контор или компаний заполните анкету-опрос, и за это вам дадут плату, и вы возьмёте её, то ничего в этом запретного нет иншаАллах. Подобную плату можно рассмотреть, как (جعالة) или возмездные отношения.
И Аллах лучше знает!

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 02 дек 2015, 15:52
ismail muslim
Джазакя Ллаху хайран ахи!

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 11 дек 2015, 22:45
регина галля
Сетевой бизнес компании nl international халяль или харам?

Re: сетевой маркетинг-харам или халяль

Добавлено: 04 май 2016, 21:11
Калима Калимова
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху! Очень нуждаюсь в разъяснении вопроса. Компания Фаберлик занимается сетевым маркетингом, менч давно туда приглашают, но точного ответа найти не могу дозволена ли данная работа. Мои сестры за год достигли больших результатов продовая товар и рекламируя фирму, т.е. зар.плата растет за счет людей которых они пригласили в фирму и приглашенные работают, заказывают на определенную сумму денег, от неработающих выгоды нет и нет выгоды от твоих подписчиков если сам не продаешь и не работаешь. Твой подписчик спокойно может стать выше тебя уровнем зарплаты. Товар качественный и цена рыночная, заказываем и для себя. Взносов нет и начальных и ежегодных. Есть скидки для работников. Вроде все это не относится к хараму, вот только если начну заниматься я не знаю скольких смогу под себя подписать, это относится ко второму пункту фетвы о неизвестности?

В этой фирме работают много сестер в религии, им всем фирма отвечает, что харама в работе нетё что это не пирамида и т.д. Хотелось бы быть уверенной прежде чем начать. Джазака Ллаху хайран