разница между риба и взяткой

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
umMuslim
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 05 мар 2010, 19:41
Контактная информация:

разница между риба и взяткой

Непрочитанное сообщение umMuslim »

Ассаляму алейкум ва рахматуллах!
Не могли бы вы разъяснить разницу между риба и взяткой?
Сестрам на учебе сказали, что например давать деньги врачу, принимающему роды - это риба. Всегда думала, что это взятка, хотя понимаю что это тоже грех. Но хотелось бы понять разницу между этими понятиями. И на самом деле ли в подобном примере это именно РИБА?


toka
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 29 дек 2010, 12:37
Контактная информация:

Re: разница между риба и взяткой

Непрочитанное сообщение toka »

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного


Риба (الربا)- лихоимство, ростовщичество. Оно имеет две основные формы:

(а) риба наси΄а ( ربا النسيئة) , при которой деньги одалживаются под проценты, а сумма долга может увеличиваться по мере отсрочки его выплаты;

(б) риба фадль (ربا الفضل), при которой торговцы обмениваются одинаковыми товарами разного качества с надбавкой.
Все формы лихоимства строго запрещены мусульманским шариатом.

Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник
Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял тех, кто пожирает лихву, выплачивает лихву, записывает договор о выплате лихвы и присутствует при этом в качестве свидетеля. При этом
он сказал: «Все они суть одно!»( Этот хадис передал Муслим, а аль-Бухари)


Передают, что Передают, что ‘Урва аль-Барики, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал о том, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, дал ему динар для того, чтобы он купил жертвенное животное или козу. Он купил две козы, после чего продал одну из них за динар.
Затем он привел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, козу и вернул ему динар. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, попросил Аллаха благословить его, после чего ‘Урва говорил, что даже если бы он торговал земляным грунтом, то все равно имел бы на этом прибыль.( Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи также передал похожий хадис со слов Хакима ибн Хизама, да будет доволен им всевышний Аллах).



Передают, что аль-‘Аля’ ибн ‘Абд ар-Рахман рассказывал со слов своего отца, что его дед Йа‘куб аль- Йухани вкладывал имущество ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им всевышний Аллах, в торговлю, после чего они делили между собой прибыль.( Этот хадис передал Малик с достоверной цепочкой рассказчиков ).



Взятка - на арабсном : рашва ( رشوة )
Имущество, полученное человеком в виде взяток, не считается его имуществом, так как это по шариату -Харам. Настоящий владелец имущества имеет право в любое время потребовать его обратно. Если взятка давалась не по доброй воле, а человек вынужден был это сделать, то назад потребовать не может. Но тот, кто получил взятку, обязан вернуть полученное тому, кто её дал. Если кто-то дал что-либо заранее в качестве оплаты учёному, или чтецу Корана, или влиятельному лицу для того, чтобы получить знания по шариату, или чтобы ему прочитали дуа, или защитили его от несправедливости, - то это будет считаться взяткой. Но, если же он отблагодарил этих людей после совершённых ими действий, то они могут это принять в качестве подарка. Есть мнение некоторых учёных, что если человек давал заранее что-либо не как предварительную оплату, а как подарок, то брать этот подарок, дозволено.

Шариат разрешает учителю брать подарки от своих учеников. Так же не будет взяткой, если человек даст другому лицу что-либо с целью сохранения своей свободы, религии, имущества или других прав. Но, тому, кто взял, - это Харам. Так же не считается взяткой данное кому-либо имущество с целью беспрепятственного исполнения какого-либо Обязательного Предписания Аллаха, хвала Ему Всевышнему, или с целью избежать установленного Им Запрета. Но, опять таки, берущему - Харам. Запрещено давать взятку для получения должности муфтия, судьи и т. п., а также давать взятку судье, даже если человек считает себя невиновным. Люди, занимающие ответственные посты, обязаны выполнять свои обязанности без всяких побочных доходов. Если они не ставили никаких предварительных условий и после решения вопроса им кто-то решил сделать подарок, то это не считается взяткой. Запрещается шариатом давать что-либо кому-либо для нанесения вреда третьему лицу. Другими словами, нельзя нанимать человека с целью направить его действия против другого человека. Это Харам и берущему деньги, и дающему.

Если кто-либо хочет сделать подарок кому-либо из своего имущества, заработанного дозволенным способом, то принятие этого подарка является Сунной. Хадис: "Любите друг друга, обменивайтесь подарками", приведён в книге "Кунуз-уд-декаик" Абд-ур-Рауфа Мунави (ум. в 1031/1621). В книге "Мактубат-ы Маъсумиййа"Мухаммада Маъсума Фаруки (ум. в 1079/1668) приводится следующий случай. "Как то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, послал подарок Умару бин Хаттабу, да будет доволен им Аллаху Тааля. Тот его не принял и вернул обратно. На вопрос в чём причина, Умар ответил: "Вы сами говорили, что для человека будет лучше ни у кого ничего не брать". Тут Пророк Аллаха (меиб) дал разъяснение своему предыдущему высказыванию: "Я говорил, чтобы вы не брали по своему желанию. Если же вам дают что-либо, в то время, когда вы ничего не ждёте, - это для вас подарок Аллаха. Принимайте такой подарок". После этих слов Пророка (меиб), Умар воскликнул: "Клянусь Аллахом, никогда ни у кого ничего не просить, а если дадут что-либо, чего я не просил, то буду брать!"

http://www.e-islam.ru/books/vera/much1/hai/torg/" target="_blank
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 36 гостей