Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух.
Постараюсь со своей стороны внести небольшое дополнение, дело в том, что принцип ОСАГО отличается от принципа страхования имущества, хотя обе эти сделки являются без сомнения харамными, но ОСАГО обязательно и потому нет возможности уйти от него.
Страхование имущества подразумевает, что ты застраховал свою машину в некой компании, назовём её "Пирамида" это харам, но если тебя таки принудили это сделать (к чему у нас кстати никто не принуждает) или ты сделал это ещё до Ислама, или уже в Исламе, но не знал о запретности итд, а потом твоя машина испортилась, и страховая компания "Пирамида" выплачивает тебе компенсацию ущерба, то в таком случае необходимо сделать так как сказал rustem11, это соответствует фетве шейха АбдульАзиза ибн База:
► Показать
الناس في هذه البلاد ملزمون بحكم القانون بتأمين سياراتهم، فإذا وقع لأحدهم حادث فهل يجوز له أن يصلح سيارته بهذا التأمين
إذا كانوا ملزمين يأخذ مقابل ما دفع، لا زيادة، ولا يأخذ الزيادة التي هي قمار، فإذا دفع لهم عشرة آلاف يأخذ عشرة، دفع أربعة يأخذ أربعة، ثلاثة يأخذ ثلاثة، ألفين يأخذ ألفين، والزائد لا يأخذه، وإن أخذها يتصدق بها، يدفعها في وجوه البر للفقراء والمساكين.
Вопрос: Закон в этой стране принуждает людей к страхованию автомобиля, и если произошла авария, можно ли ремонтировать машину, на деньги от страховки?
Ответ шейха АбдульАзиза ибн База: "Если его принудили, то он берёт сумму равнозначную той, что заплатил, и не берёт прибавку к этому, которая считается "кымаром" (вид запретной сделки). если заплатил десять тысяч, то берёт десять тысяч, заплатил четыре, берёт четыре, если три, то три, если две тысячи , то две тысячи, а прибавку не берёт. Если же он всё таки взял, то должен пожертвовать их для помощи бедным и неимущим".
Если же это ОСАГО, то здесь нет страхования самого транспортного средства как такового, но это Страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), а это не единая компания, а разные компании.
Например ты застраховался по ОСАГО в той же компании "Пирамида", а некий гражданин Козлов застраховался по ОСАГО в компании "Шырли-Мырли".
Затем происходит между вами авария, и гр. Козлов виноват, в таком случае по идее он должен вам возместить ущерб, но по принципам ОСАГО выплатит вам вместо Козлова компания "Ширли-Мырли", а не ваша и поэтому вас не волнует кто платит за него он , или кто-то другой, и вас не волнует какой между ними договор, харамный или халяльный, это их ответственность. И поэтому в принятии денег на ремонт вы не обязаны исходить из того, сколько вы вносили денег в свою компанию "Пирамида", потому что это совсем другая история. Если же виноваты вы, то денег для гр. Козлова возьмут из вашей "Пирамиды" и вашего позволения при этом не спросят, а значит смысла обсуждать нет. Гр. Козлов же останется доволен, и от вас лично ему уже ничего не надо.
Это соответствует фетве шейха Абдуллы ибн АбдурРахмана ибн Джибрина
► Показать
وقد سألنا فضيلة الشيخ ابن جبرين عن أخذ التعويض من شركة التأمين ، فأجاب : " يجوز ذلك ، لأن هذه الشركات التزمت أنها تتحمل ما يحدث من هذا الإنسان الذي أمَّن عندها ، ولا يتورع عن ذلك مادام أنهم ملتزمون بدفع التعويض
Шейха спросили о компенсации от страховой компании, на что он ответил:
"Это дозволено1, потому что эти компании взяли на себя обязательства нести ответственность за то что сделает (разрушит) этот человек, который застраховался у них. И от этого не надо отказываться если они несут обязательство выплачивать компенсацию (за нанесённый ущерб)".
1* "Это дозволено" - речь идёт о получении компенсации, а не о самой сделке.
А Аллах знает об этом лучше.