Уа алейкум ассалям.
Ислам побуждает к гостеприимству, и в основном когда в хадисах говорится о гостеприимстве то речь идёт о путниках, которым негде остановиться на ночлег, то мусульмане должны предоставить им ночлег, это при условии, что в данном населённом пункте отсутствуют специализированные места для путников, такие как гостиницы и постоялые дворы.
То что у нас называют гостями, то это просто посещения и посиделки. В данном случае Вы имеете полное право сказать человеку, что у вас нет возможности принять её, по причине неготовности, занятости, или еще чего-то, прилично и не впадая в подробности.
Также вы можете просто не открывать дверь, и с точки зрения Ислама вы имеете на это полное право, и это ни коим образом не порицается. Дом это частная территория мусульманина, и никто не может вторгаться в неё без соответствующего согласования с хозяином.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتاً غَيْرَ بُيُوتِكُمْ حَتَّى تَسْتَأْنِسُوا وَتُسَلِّمُوا عَلَى أَهْلِهَا ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
فَإِن لَّمْ تَجِدُوا فِيهَا أَحَداً فَلَا تَدْخُلُوهَا حَتَّى يُؤْذَنَ لَكُمْ وَإِن قِيلَ لَكُمُ ارْجِعُوا فَارْجِعُوا هُوَ أَزْكَى لَكُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ عَلِيمٌ
"О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помяните назидание.
Если же вы никого не найдете в них, то не входите, пока вам не позволят. Если же вам скажут: «Уйдите!» – то уходите. Так будет чище для вас. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете". (Коран 24: 27-28)
При этом настоящий мусульманин, не должен обижаться на то что ему не открыли дверь и упрекать, даже если он знает, что хозяева были дома. Потому что это приказ Аллаха, и религия Ислама таким образом очерчивает границы собственности и устанавливает пределы границы и правила общественной жизни мусульман.
Возможно человек занят близостью со своей супругой, возможно у него легкое недомогание, возможно он занят и не хочет терять время, причин может быть очень много, также одной из причин может быть и избегания контактов с бесполезными и надоедливыми людьми.
Если же надоедливый персонаж в вашей жизни все же оказался в вашем доме, то вы можете заниматься своими делами выделив ему свободный уголок в своей квартире, и это также не запрещено по Шариату и не считается не выполнением прав относительно гостя. И даже можете входить и выходить из комнаты намекая гостю, что он уже засиделся и ему пора домой, или какие-то другие тонкие намёки, которые не обидят человека, но дадут понять, что было бы не плохо уже уйти. В Коране говорится:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَدْخُلُوا بُيُوتَ النَّبِيِّ إِلَّا أَن يُؤْذَنَ لَكُمْ إِلَى طَعَامٍ غَيْرَ نَاظِرِينَ إِنَاهُ وَلَكِنْ إِذَا دُعِيتُمْ فَادْخُلُوا فَإِذَا طَعِمْتُمْ فَانتَشِرُوا وَلَا مُسْتَأْنِسِينَ لِحَدِيثٍ إِنَّ ذَلِكُمْ كَانَ يُؤْذِي النَّبِيَّ فَيَسْتَحْيِي مِنكُمْ وَاللَّهُ لَا يَسْتَحْيِي مِنَ الْحَقِّ
"О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины". (Коран 33:53)
Об этом аяте спросили шейха Абдульазиза ар-Раджихи (да хранит его Аллах)
Вопрос: Значит ли толкование слов Всевышнего в суре аль-Ахзаб :
"и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку" значит ли этот аят, что если человек поел у людей, то не должен сидеть после этого, разъясните нам пожалуйста , да вознаградит Вас Аллах благом.
Ответ: Дорогой брат этот аят был ниспослан на свадьбе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и Зайнаб бинт Джахш аль-Асдийя, Аллах сам покровительствовал этому браку, это было в месяц зуль-Каада на пятом году хиджры.
Сообщается от Анаса ибн Малика: "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отпраздновал женитьбу на Зайнаб бинт Джахш хлебом и мясом. Я был послан пригласить людей. Приходили одни люди, ели и выходили, затем приходили другие люди , ели и выходили, и так я звал пока не нашёл кого ещё позвать, тогда я сказал: "О посланник Аллаха, я больше не нахожу кого позвать". Тогда он сказал: "Уберите еду". Но остались три человека, которые разговаривали находясь в доме (пророка). Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел и направился в комнату Аиши и сказал: "Мир вам, милость Аллаха и Его благословение, жители моего дома". Она (Аиша) ответила: "И тебе милость Аллаха и Его благословение. Да благословит тебя Аллах". Так он обошёл комнаты всех своих жён, говорил им те же слова , что и Аише, и они отвечали ему также, как ответила Аиша. Затем он вернулся, а те три человека продолжали сидеть в его доме. Пророк же (мир ему и благословение Аллаха) был очень стеснительным и вышел опять направляясь к комнате Аиши, и я не знаю, то ли она его оповестила, то ли кто-то другой, что те люди уже вышли. Тогда он вернулся и когда одна его нога уже ступила внутрь комнаты, а другая ещё была снаружи, он опустил завесу между мной и собой, и был ниспослан аят Хиджаба (то есть указанный выше аят)".
В свете сказанного становится ясно: если видно хозяин дома сильно занят и у него есть дела, и т.п. то нельзя оставаться в его доме, как сказал Всевышний :
"и не усаживайтесь для разговоров"
Смысл этого не оставайтесь и не задерживайтесь в разговорах, как это сделали некоторые сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на его свадьбе с Зайнаб бинт Джахш
"Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины".
В другом достоверном хадисе говорится:
لو دعيت إلى ذراع لأجبت ولو أهدي إلى كراع لقبلت فإذا فرغتم من الذي دعيتم إليه فخففوا عن أهل المنزل وانتشروا في الأرض
"Если меня приглашают отведать ножку (напр. барана), я отвечаю (на приглашение), если мне дарят ножку, то я принимаю (этот дар). Если же вы закончили то для чего были приглашены, то облегчите жителям этого дома и расходитесь по земле".
Поэтому Всевышний сказал:
"и не усаживайтесь для разговоров" Как это сделали те три человека, которые увлеклись беседой, они потеряли контроль над собой,настолько, что стали в тягость посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и Всевышний Аллах сказал:
"Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас".
А Аллах знает об этом лучше (Конец слов шейха Абдульазиза ар-Раджихи)
► Показать
الشيخ عبدالعزيز الراجحي السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
هل تفسير قوله تعالى في سورة الاحزاب(ولا مستئنسين لحديث إن ذلكم كان يؤذي النبي)هل تفسير الآيه أنه إذا أكل الإنسان عند قوم فلا يجلس بعد الأكل أم ماهو تفسير هذه الآية؟
أفيدونا جزاكم الله خيرا
الفتوى :
أخي الكريم : نزلت هذه الاية في صبيحة عرس رسول الله صلى الله عليه وسلم بزينب بنت جحش الأسدية التي تولى الله تعالى تزويجها بنفسه وكان ذلك في ذي القعدة من السنة الخامسة .
فعن أنس بن مالك قال : [ بنى النبي صلى الله عليه وسلم زينت بنت جحش بخبز ولحم فأرسلت على الطعام داعيا فيجيء قوم فيأكلون ويخرجون ثم يجيء قوم فيأكلون ويخرجون فدعوت حتى ما أجد أحدا أدعوه فقلت : يارسول الله ما أجد أحدا أدعوه قال : ارفعوا طعامكم وبقي ثلاثة رهط يتحدثون في البيت فخرج النبي صلى الله عليه وسلم فانطلق إلى حجرة عائشة رضي الله عنها فقال : السلام عليكم أهل البيت ورحمة الله وبركاته قالت : وعليك السلام ورحمة الله كيف وجدت أهلك يا رسول الله ؟ بارك الله لك ؟ فتقرى حجر نسائه كلهن يقول لهن كما يقول لعائشة ويقلن له كما قالت عائشة ثم رجع النبي صلى الله عليه وسلم فإذا ثلاثة رهط في البيت يتحدثون وكان النبي صلى الله عليه وسلم شديد الحياء فخرج منطلقا نحو حجرة عائشة فما أدري أخبرته أم أخبر أن القوم خرجوا فرجع حتى إذا وضع رجله في أسكفة الباب داخله والأخرى خارجة أرخى الستر بيني وبينه وأنزل آية الحجاب ].
واذا تبين ما تقدم :
فإذا كان صاحب البيت والمنزل الغالب عليه الشغل والعمل ونحو ذلك فلا يجوز البقاء في بيته ، كما قال تعالى :( ولا مستأنسين لحديث } ، والمعنى المقصود : لا تمكثوا مستأنسين بالحديث كما فعل أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم في وليمة زينب { إن ذلكم كان يؤذي النبي فيستحيي منكم والله لا يستحيي من الحق } .
وفي الصحيح :عن رسول الله صلى الله عليه وسلم أنه قال : لو دعيت إلى ذراع لأجبت ولو أهدي إلى كراع لقبلت فإذا فرغتم من الذي دعيتم إليه فخففوا عن أهل المنزل وانتشروا في الأرض ] ولهذا قال تعالى : { ولا مستأنسين لحديث } أي كما وقع لأولئك النفر الثلاثة الذين استرسل بهم الحديث ونسوا أنفسهم حتى شق ذلك على رسول الله صلى الله عليه وسلم كما قال تعالى : { إن ذلكم كان يؤذي النبي فيستحيي منكم } .
والله تعالى أعلم .