Полное приветствие в Исламе

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Ибн Маъруф
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 11 фев 2015, 15:41
Контактная информация:

Полное приветствие в Исламе

Непрочитанное сообщение Ибн Маъруф »

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху! Порой от немногих людей можно услышать приветствия такого вида: "ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху ва магфиратуху", а иногда где-то видел и побольше.
Вопрос: Разрешено ли в Исламе такого рода длинного приветствия и еще длиннее этого, и если можно то не могли бы вы написать правильное приветствие для полной уверенности?


Abu Yusuf
Сообщения: 440
Зарегистрирован: 28 авг 2011, 01:11
Контактная информация:

Re: Полное приветствие в Исламе

Непрочитанное сообщение Abu Yusuf »

Ва аляйкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатуху!
Подтверждённое достоверной Сунной приветствие не превышает формулировку: «Ассаляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятуху». Так как исламское приветствие и ответ на него являются одной из разновидностей поклонения, которое определяется только в соответствии со священными текстами Корана и достоверной Сунны, то добавление к этой фразе не обоснованных слов будет противоречием Сунне и его следует сторониться. К тому же в Сунне и высказываниях сподвижников не только нет побуждения к добавлению, например (ва магфиратуху), но и показано порицание и резкость по отношению к тем, кто пытался добавить лишнего к словам (ва баракятуху) - поэтому удлинять данную формулу при приветствии не допустимо.

Что же касается ответа на приветствие, то здесь имеются разногласия. Дело в том, что во многих асарах, имеются прямые сообщения, как предшественники (т.е. сподвижники и их последователи) иногда использовали более удлинённую форму для ответа на приветствие, и также на это указывают и несколько хадисов от Посланника Аллаха. Подтверждение достоверности этих сообщений, в частности хадисов стало главной причиной появления разногласий. Так как эти сообщения в основном были признаны не достоверными, то ответ на приветствие опять же не может переходить за рамки принятой формы. Такой подход основывается на шариатском правиле, которое предписывает практиковать поклонения только в соответствии с Кораном и достоверными хадисами. Такого мнения придерживается большинство как ранних так и современных учёных, среди которых ибн Каййим, ибн Баз, Абуль-Мухсин аль-Аббад и др.
Однако существует другая группа учёных, которые считают шариатско-установленным прибавлять к известной фразе например (ва магфиратуху), или (ва тыбу саляватихи), или (ва ридвануху) и т.д. Например, в своих трудах об этом пишут ибн Хаджр аль-Аскаляни, аш-Шавкани, из современных это аль-Мубаракфури, шяйх аль-Альбани.
Вся аргументация этого мнения тесно зависит от аята № 86 суры «ан-Ниса»: وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же...».
Поэтому аш-Шавкани в тафсире этого аята поясняет, что согласно аяту на приветствие «ассаляму аляйкум» можно ответить либо лучшим «ва аляйкум ассалям ва рахматуЛлах», либо вернуть то же, т.е. «ва аляйкум ассалям». Поэтому, когда приветствие будет длиннее в ответе соответственно добавляется «ва баракятуху», «ва мардатуху», или «ва тахиййатуху» и т.д.
Также ибн Хаджр в толковом хадисоведческом многотомнике, расценивает слова Всевышнего «...то приветствуйте лучшим...», как позволение чтобы добавлять в ответе к фразе «ва баракятуху», если приветствие было окончено этой фразой. Затем, цитируя сообщения от Пророка и сподвижников, он говорит что если к этому же ещё «подключить эти слабые, но прямые хадисы, то то чем они объединены, т.е. допустимость прибавлять к «ва баракятуху» только усиливается» (وهذه الأحاديث الضعيفة إذا انضمت قوى ما اجتمعت عليه من مشروعية الزيادة على وبركاته).
На похожей позиции настаивает также шяйх аль-Альбани, который говорит, что обобщающий смысл аята указывает нам на допустимость прибавлять к фразе «ва баракятуху» в ответе на приветствие. Так как аят состоит из двух моментов, либо ответить на приветствие также, либо лучше - то в случае, если приветствие будет «ассаляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятуху», нельзя признать недозволенность прибавления в ответе, так как тогда реализация второй части аята будет невозможной. Поэтому, обобщающий смысл аята указывает на дозволенность дополнения к словам «ва баракятуху», при чём сам аль-Альбани предпочитает для этого фразу (ва магфиратуху), будучи верным букве хадиса, приведённого ниже.
Также этот момент подкрепляется достоверно подтверждёнными словами и действиями праведных предшественников. Так например, Муавия на обращение Зайда ибн Сабита к нему «Салямун аляйка, о Повелитель верующих, ва рахматуЛлахи» ответил: «вассаляму аляйка, о Повелитель верующих, ва рахматуЛлахи ва баракятуху ва магфиратуху». Асар приводит аль-Бухари в «Адаб аль-муфрад», № 1131. В другом асаре № 1001 эти слова продолжены ещё: «...ва тыбу саляватихи». Аль-Альбани подтвердил статус этих сообщений, назвав цепочку передатчиков хорошей, а дополнения к стандартной форме приветствия достоверными.
В дополнение к этому в хадисе, передаваемом от Зайда ибн Аркама, доволен им Аллах, сообщается:
كنَّا إذا سلّم النبي صلى الله عليه وسلم علينا قُلنا: وعليك السلام ورحمة الله وبركاته ومغفرته
«Когда Пророк, благословение Аллаха ему и мир, давал нам салям, мы говорили ему: "ва аляйка ассаляму ва рахматуЛлахи ва баракятуху ва магфиратуху"». Этот хадис считается слабым и его приводит аль-Байхакы в сборнике «Шуаб аль-Иман». Однако шяйх Аль-Альбани обращает внимание на другую версию этого же хадиса, приводимую имамом аль-Бухари в «ат-Тарих аль-Кабир» и делает заключение, что цепочка его передатчиков достоверна: «ас-Сильсиляту ас-сахиха», №1449. И хотя сегодня некоторые из проповедников утверждают, что шяйх впоследствии пересмотрел свое доверие к цепи передатчиков этого хадиса, при этом подчеркнув достоверность его содержания, в сборнике «ас-Сильсиля ад-Даифа» под №5433 он довольно подробно излагает и обосновывает своё решение.
Как бы то ни было, достоверность цепи передатчиков в данном контексте не принципиальна и не может влиять на убежденность в правильности хадиса, так как достоверность его содержания подтверждается и усиливается обобщающим смыслом слов Всевышнего и действиями сподвижников.
Поэтому, признание цепочки этого хадиса достоверной или нет не влияет на настойчивость в правовом решении этого вопроса, так как священный текст Корана и достоверные асары от сподвижников возводят содержание хадиса в раздел «хороших», о чём шяйх аль-Альбани упоминал, в том числе и на одних из своих последних уроков и лекций, где его спросили о том, как признав цепь передатчиков дополнения «ва магфиратуху» слабой, оно заверяется обобщением Коранического текста. На что он ответил:
► Показать
«О, да. Т.е. это пример того, что слабый хадис, когда его смысл подтверждается Кораническим текстом - он становится достоверным по содержанию. Потому что слова Всевышнего: «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же...», и так как для начинающего приветствие есть три степени: ассаляму аляйкум, ассаляму аляйкум ва рахматуЛлах, ассаляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятух, то лучшая из степеней приветствия это ассаляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятух. И если мусульманин, принимающий приветствие пожелает практиковать аят Корана «то приветствуйте лучшим...», ему придётся добавить к тому с чем приветствовал его дающий салям, а иначе получится, что он использовал только одну часть аята, оставив другую более полную: « то приветствуйте лучшим или верните его же». Поэтому если кому-то дадут полный салям (ва рахматуЛлахи ва баракятуху), и он ответит тем же, то это не приветствие лучшим, а возврат тем же. Так как же ему выполнить приветствие лучшим? Поэтому здесь мы склоняемся к усилению хадиса – даже если бы не было подобного аята – практикой предшественников: практикой АбдуЛлаха ибн Умара ибн аль-Хаттаба, который запрещал эти дополнения начинающим приветствие, и добавлял при ответе на полный салям ...». («Сильсиляту аль-Худа ва ан-Нур», кассета №842, вопрос №20, 1995г.).
ибн Маъруф писал(а):Разрешено ли в Исламе такого рода длинное приветствие?
Таким образом для начинающего салям, максимальным приветствием может быть «ассаляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятуху», а превышать этот предел, значит сделать не правильное и не соответствующее шариату действие.
Что же касается тех, кто отвечает на салям, то вопрос дополнения к «ва баракятуху» - это спорный момент, поэтому мнения разделились:
- дополнять не следует, так как нет достоверного хадиса обосновывающего это, т.е. допустимая для ответа фраза это только «ва аляйкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракятуху»,
- дополнять можно и хорошо, так как на это указывает священный аят и сообщения о практике сподвижников, т.е. на полное приветствие с «в баракятуху» можно ответить таким же плюс добавив к нему «ва магфиратуху».
Ибн Маъруф
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 11 фев 2015, 15:41
Контактная информация:

Re: Полное приветствие в Исламе

Непрочитанное сообщение Ибн Маъруф »

Jazakumullahu xayran за проделанную работу! Пусть Аллаh укрепит вас в Исламе!
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость