Коран. вопрос по содержанию
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Коран. вопрос по содержанию
когда в Коран были внесены знаки препинания, точки, запятые, вопросительные и восклицательные знаки, тире и т.д.
Re: Коран. вопрос по содержанию
Мракобес (да исправит Вас Аллах), в Коране до сих пор нет ни одной запятой, ни одного вопросительного знака, ни одного восклицательного знака и ни одного тире. Поэтому можно сказать что их никогда там не было и даст Аллах никогда не будет.
А что касается знаков препинания, то в Коране они совершенно отличаются от тех знаков препинания которые известны вам в вашем языке, они совсем по другому используются и допускают разные степени их употребления, например определённы знак может обозначать допустимость остановки, с предпочтением слитного прочтения, или наоборот. Места остановок, разделение на аяты, паузы (вакф) и полупаузы (сакт) дошли до нас от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, и впоследствии были обозначены в Книгах и свитках Корана, сразу когда люди стали нуждаться в этом и для того, чтобы широкие массы мусульман не допускали ошибок, делая паузы там где их надо делать и не делая их там где их не надо делать.
А что касается знаков препинания, то в Коране они совершенно отличаются от тех знаков препинания которые известны вам в вашем языке, они совсем по другому используются и допускают разные степени их употребления, например определённы знак может обозначать допустимость остановки, с предпочтением слитного прочтения, или наоборот. Места остановок, разделение на аяты, паузы (вакф) и полупаузы (сакт) дошли до нас от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, и впоследствии были обозначены в Книгах и свитках Корана, сразу когда люди стали нуждаться в этом и для того, чтобы широкие массы мусульман не допускали ошибок, делая паузы там где их надо делать и не делая их там где их не надо делать.
Re: Коран. вопрос по содержанию
спасибо.
и прошу прощения за свой логин
я не мусульманин, но очень интересуюсь исламом. вопрос этот не мой но его иногда задают противники ислама. поэтому хотел знать ответ
и прошу прощения за свой логин
я не мусульманин, но очень интересуюсь исламом. вопрос этот не мой но его иногда задают противники ислама. поэтому хотел знать ответ
Re: Коран. вопрос по содержанию
еще раз спасибо.
можно подробнее об этом."Места остановок, разделение на аяты, паузы (вакф) и полупаузы (сакт) дошли до нас от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, и впоследствии были обозначены в Книгах и свитках Корана"
Re: Коран. вопрос по содержанию
Если вы интересуетесь Исламом, то я не буду обращаться к Вам по Вашему логину, сообщите мне как мне можно было бы обращаться к Вам по другому. Потому что Ислам это свет, а заблуждение это мрак. Аллах покровитель верующих, а бесы друзья неверных и грешников. Мы любим Ислам и любим Аллаха, и не хотели бы называть человека который тянется к этой светлой религии мракобесом.
Наверное более подробно о задаваемом Вами вопросе можно было бы говорить долго, и главное что об этом трудно говорить, если Вы не знакомы с арабским языком, да думаю, что и названия арабских книг и трудов на эту тему мало что скажут Вам. Но если у Вас есть какой-то более конкретный вопрос на данную тему, то я постарался бы ответить, с дозволения Аллаха.
Наверное более подробно о задаваемом Вами вопросе можно было бы говорить долго, и главное что об этом трудно говорить, если Вы не знакомы с арабским языком, да думаю, что и названия арабских книг и трудов на эту тему мало что скажут Вам. Но если у Вас есть какой-то более конкретный вопрос на данную тему, то я постарался бы ответить, с дозволения Аллаха.
Re: Коран. вопрос по содержанию
можно просто "автор вопроса".
надеюсь мой логин не станет препятствием для общения
надеюсь мой логин не станет препятствием для общения
Re: Коран. вопрос по содержанию
постараюсь более конкретно сформулировать вопрос... хотя иногда задать правильный вопрос бывает сложнее, чем ответить на него.
меня больше интересует историческая составляющая первоначального вопроса.
например, вы указали "Места остановок, разделение на аяты, паузы (вакф) и полупаузы (сакт) дошли до нас от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников,.."
каким образом места остановок дошли до нас от пророка?
"...и впоследствии были обозначены в Книгах и свитках Корана" Известно ли кем были обозначены и когда?
Признаюсь меня смущает слово "впоследствии"
меня больше интересует историческая составляющая первоначального вопроса.
например, вы указали "Места остановок, разделение на аяты, паузы (вакф) и полупаузы (сакт) дошли до нас от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников,.."
каким образом места остановок дошли до нас от пророка?
"...и впоследствии были обозначены в Книгах и свитках Корана" Известно ли кем были обозначены и когда?
Признаюсь меня смущает слово "впоследствии"
Re: Коран. вопрос по содержанию
Автор я надеюсь Вы сможете подождать несколько дней, просто сейчас я сильно занят и еще дня три наверное не смогу вам ответить, но потом обязательно отвечу , даст Аллах. надеюсь на понимание.
-
- Сообщения: 511
- Зарегистрирован: 17 май 2010, 02:58
- Контактная информация:
Re: Коран. вопрос по содержанию
Арабы были хорошо знакомы с письменностью еще до появления Ислама, хотя она и не была широко распространена среди них. В VII веке арабская письменность состояла только из основных символов, обозначавших одну согласную или группу согласных, имеющих одинаковый образ. Сегодня такие буквы, как «ба», «та», «са» и «йа», легко отличить друг от друга благодаря точкам, однако во времена пророка, ﷺ, эти буквы имели одинаковое написание и обозначались прямой черточкой. Прототипом этого арабского алфавита была набатейская письменность, которой пользовались в Северной Аравии на протяжении почти тысячи лет до начала исламской эры. На его развитие оказала влияние и древнесирийская письменность.
Впоследствии эта система знаков преобразовалась в различные виды шрифтов. Ранние коранические манускрипты также были записаны двумя шрифтами. В начале исламской эры были популярны два вида шрифтов. Первый был строгим геометрическим шрифтом прямоугольной формы и назывался куфическим. Он отличался крупными и не очень сжатыми буквами. Наряду с куфическим стилем использовался хиджазский стиль письма, который был более сжатым и слегка наклонялся вправо. Одни историки полагают, что хиджазский стиль использовался раньше куфического. Другие считают, что они использовались одновременно, хотя хиджазский стиль был менее официальным. Впоследствии при переписывании текста Корана стали пользоваться насхом. Этот стиль имел более округлые курсивные формы и применялся везде, где скорости написания уделялось больше внимания, чем утонченности и изяществу формы.
Преобразование коранического письма в ту форму, в которой оно существует в настоящее время, прошло в три этапа, которые определялись бурным распространением Ислама и обращением в религию Аллаха различных народов, не говорящих на арабском языке.
На первом этапе в кораническом тексте были расставлены огласовки (дамма, фатха и касра), указывающие на гласные звуки. Этим занимался известный ученик сподвижников Абу аль-Асвад ад-Дуали. Поначалу огласовки представляли собой жирные точки, расставляемые либо над буквой (фатха), либо под буквой (касра), либо после буквы (дамма). Впоследствии они были заменены теми знаками, которые используются в наше время. Предполагается, что «фатха» произошла от буквы «алиф», «касра» – от буквы «йа», а «дамма» – от буквы «вав». «Хамза» в ранних рукописях помечалась двумя точками.
На втором этапе были расставлены диакритические точки (иджам). Хорошо известно, что арабские буквы состоят из черточек и точек, которые располагаются над черточками или под ними. Раннее кораническое письмо не содержало диакритических точек и состояло только из черточек, и поэтому различать буквы, имеющие похожее написание, удавалось только тем, кто знал текст Корана наизусть. Арабы использовали диакритические точки и до появления Ислама, однако это делалось крайне редко, и поэтому первые рукописные копии Корана не содержали этих знаков. Лишь во времена правления Абд аль-Малика б. Марвана, когда возникла необходимость в обучении Корану сотен тысяч мусульман, не владевших в совершенстве арабским языком, халиф приказал губернатору Ирака аль-Хаджжаджу б. Йусуфу дополнить коранический текст диакритическими точками. Он был образованным человеком и отличался глубокими познаниями в области Корана и различных наук. По его поручению с этой задачей справились Наср б. Асим и Хейй б. Йаамур.
Таким образом, первые рукописи Корана не имели ни диакритических точек, ни огласовок. Они также не имели заголовков и разделительных знаков между сурами или частями Корана. В них не было даже формальных обозначений концов аятов. Кроме того, написание слов в них отличалось от того написания, которое используется в настоящее время. В частности, буква «алиф» часто писалась не после предыдущей буквы, а над ней. Иногда буквы «алиф» или «йа» просто опускались. В некоторых словах вместо буквы «алиф» использовалась буква «вав». Эти орфографические особенности ранних рукописей приняты во внимание лишь в некоторых из современных изданий Корана.
Впоследствии эта система знаков преобразовалась в различные виды шрифтов. Ранние коранические манускрипты также были записаны двумя шрифтами. В начале исламской эры были популярны два вида шрифтов. Первый был строгим геометрическим шрифтом прямоугольной формы и назывался куфическим. Он отличался крупными и не очень сжатыми буквами. Наряду с куфическим стилем использовался хиджазский стиль письма, который был более сжатым и слегка наклонялся вправо. Одни историки полагают, что хиджазский стиль использовался раньше куфического. Другие считают, что они использовались одновременно, хотя хиджазский стиль был менее официальным. Впоследствии при переписывании текста Корана стали пользоваться насхом. Этот стиль имел более округлые курсивные формы и применялся везде, где скорости написания уделялось больше внимания, чем утонченности и изяществу формы.
Преобразование коранического письма в ту форму, в которой оно существует в настоящее время, прошло в три этапа, которые определялись бурным распространением Ислама и обращением в религию Аллаха различных народов, не говорящих на арабском языке.
На первом этапе в кораническом тексте были расставлены огласовки (дамма, фатха и касра), указывающие на гласные звуки. Этим занимался известный ученик сподвижников Абу аль-Асвад ад-Дуали. Поначалу огласовки представляли собой жирные точки, расставляемые либо над буквой (фатха), либо под буквой (касра), либо после буквы (дамма). Впоследствии они были заменены теми знаками, которые используются в наше время. Предполагается, что «фатха» произошла от буквы «алиф», «касра» – от буквы «йа», а «дамма» – от буквы «вав». «Хамза» в ранних рукописях помечалась двумя точками.
На втором этапе были расставлены диакритические точки (иджам). Хорошо известно, что арабские буквы состоят из черточек и точек, которые располагаются над черточками или под ними. Раннее кораническое письмо не содержало диакритических точек и состояло только из черточек, и поэтому различать буквы, имеющие похожее написание, удавалось только тем, кто знал текст Корана наизусть. Арабы использовали диакритические точки и до появления Ислама, однако это делалось крайне редко, и поэтому первые рукописные копии Корана не содержали этих знаков. Лишь во времена правления Абд аль-Малика б. Марвана, когда возникла необходимость в обучении Корану сотен тысяч мусульман, не владевших в совершенстве арабским языком, халиф приказал губернатору Ирака аль-Хаджжаджу б. Йусуфу дополнить коранический текст диакритическими точками. Он был образованным человеком и отличался глубокими познаниями в области Корана и различных наук. По его поручению с этой задачей справились Наср б. Асим и Хейй б. Йаамур.
Таким образом, первые рукописи Корана не имели ни диакритических точек, ни огласовок. Они также не имели заголовков и разделительных знаков между сурами или частями Корана. В них не было даже формальных обозначений концов аятов. Кроме того, написание слов в них отличалось от того написания, которое используется в настоящее время. В частности, буква «алиф» часто писалась не после предыдущей буквы, а над ней. Иногда буквы «алиф» или «йа» просто опускались. В некоторых словах вместо буквы «алиф» использовалась буква «вав». Эти орфографические особенности ранних рукописей приняты во внимание лишь в некоторых из современных изданий Корана.
Э. Кулиев «На пути к Корану»
-
- Сообщения: 511
- Зарегистрирован: 17 май 2010, 02:58
- Контактная информация:
Re: Коран. вопрос по содержанию
Появление точек
Среди ранних арабов не было принято ставить точки над буквами (имеется в виду, что س и ش выглядело одинаково – прим. пер.). Писцы просто записывали слова без всяких значков. Люди так привыкли к этому, что не испытывали никаких трудностей в чтении без точек и могли запросто различать между двойственными буквами, исходя из контекста. И более того, многие посчитали бы оскорблением написание точек. Прославленный историк Мада'ини процитировал кого-то:
Поэтому рукописи саййидуны Усмана были лишены всяких точек, но, в отличие от преобладающей нормы (включение точек посчиталось бы оскорблением - чтобы не подумали, что ты считаешь кого-то неграмотным - прим. пер.), цель их отсутствия была сделать возможным вживление всех массово (мутаватир) переданных способов чтения Корана в один вариант.«Включение множества точек в запись свидетельствует о подозрении пишущего (в грамотности) к адресату»1.
Однако позднее точки были помещены над буквами для удобства неарабов и менее образованных мусульман. Передаются разные мнения относительно того, кто первым включил эти точки в манускрипт Корана. Некоторые передачи свидетельствуют, что это было завершено Абуль-Асвадом ад-Ду'али2.
Другие говорят, что он сделал это по распоряжению саййидуны Али . Третьи говорят, что правитель Куфы, Зийяд ибн Абу Суфьян попросил его сделать это3. Также есть передачи, говорящие о том, что его попросил об этом Абдуль-Малик ибн Марван4. Также есть одна передача о том, что это поручил сделать Хаджадж ибн Юсуф с помощью Хасана аль-Басри, Яхьи бин Яа'мура, Насра ибн Асыма ал-Ляйси5.
Некоторые ученые полагают, что до собирания Корана вообще не существовало понятия точек как такового. Однако алляма Калькашанди (возможно, самый известный ученый в области каллиграфии и почерков) опровергает это мнение - он доказал, что точки были придуманы задолго до этого.
Согласно одному мнению, создателями арабского письма были Мурамар ибн Мура, Аслям ибн Сидра и Амир ибн Джадара из племени Булан. Мурамар придумал формы букв, Аслям разработал методы ломки и составления слов и букв, а Амир - основатель точек6. Другая передача говорит о том, что право первого изобретения точек у Абу Суфьяна ибн Умаййя, дедушки Абу Суфьяна Ибн Харба, который узнал о них от людей из Амбара7.
Таким образом, становится ясно, что точки были изобретены гораздо раньше, чем составление рукописей Корана, однако по различным причинам они не содержали точек. Кто бы ни разместил эти точки на буквах в Коране, не был изобретателем самих точек, а был просто первым человеком, использовавшим их в рукописи Корана.
Диакритические знаки (огласовки)
Также в начале Коран не содержал и огласовок (фатха, касра и дамма). Исторические предания также расходятся относительно того, кто первым стал использовать их. Одни свидетельствуют о том, что это был Абуль-Асвад ад-Дуали. Другие отдают предпочтение Хаджаджу ибн Юсуфу, который как они говорят поручил это задание Яхье ибн Ямуру и Насру бин Асыму ал-Ляйси8.
Учитывая все эти сведения, становится очевидным, что диакритические значки были изобретены Абуль-Асвадом ад-Дуали, но они сильно отличались от существующих сегодня. Вместо краткой «а» (фатха) над харфом ставилась точка. Вместо краткого «и» (касра) ставилась точка под харфом, а для краткого «у» (дамма) точка ставилась перед харфом. Для изображения нуннации (танвин) использовалось две точки9.
Позднее Халиль ибн Ахмад основал знаки для хамзы (гортанная смычка) и удвоения (ташдид)10. Впоследствии Хаджадж ибн Юсуф попросил Яхью бин Ямура, Насра ибн Асыма ал-Ляйси и Хасана аль-Басри разместить точки и диакритические значки над харфами в Коране. Тогда-то и были разработаны существующие и по сей день диакритические значки, поскольку использование вместо них точек могло быть спутано с точками самих букв.
А Аллах знает лучше.
Ахзаб и маназиль
Среди сподвижников и табиинов было принято завершать чтение всего Корана за неделю. С этой целью они отмечали порции для ежедневного чтения. Каждая из этих порций называется хизб или манзиль (ступень).
Таким образом, Коран был поделен на семь частей, или манзилей, для чтения. Сайиидуна Авс ибн Хузайфа говорит, что однажды спросил сподвижников о том, каким образом Коран поделен на манзили. Они ответили, что первый хизб состоит из трех сур, второй – из пяти, третий – из семи, четвертый из девяти, пятый - из одиннадцати, шестой – из тринадцати, и последний - от суры "Каф" до конца Корана11.
Аджза, или части
Сегодня Коран делится на тридцать частей или аджза (джузов). Это разделение не имеет смыслового значения, а всего лишь помощь для обучающихся. Мы даже замечаем, что иногда граница джузов может находиться на неоконченном высказывании. Сложно сказать о том, кто точно ввел такое деление. Одни полагают, что это было сделано во время второго составления Корана, а именно при Усмане : тогда он был составлен из тридцати рукописей. Однако мы не смогли найти этому доказательств в работах ранних ученых. Алляма Бадруддин аз-Закарши отмечает, что деление Корана на 30 частей было популярно уже давным-давно, и что это деление было закреплено еще в школах, где учились по рукописным копиям. Таким образом, можно говорить о том, что это разделение появилось после эпохи сподвижников с целью облегчить обучение12.
Ахмас и Ашар (группы по пять и по десять)
Другие знаки, появившиеся в записях Корана в первые века Ислама, - это знаки خ или خمس после каждых пяти аятов или ع или عشر после каждых десяти аятов на полях рукописи. Первая группа знаков называлась ахмас, а вторая – ашар. По этому поводу у ученых были различные мнения: одни считали эти знаки дозволенными, другие же назвали их порицаемыми. Сложно сказать с какой-либо степенью достоверности, кто именно ввел эти знаки. Согласно одному из мнений, ввел их Хаджадж ибн Юсуф. Другая передача свидетельствует, что это был Аббаси Халифа Ма'мун, по чьему поручению поставлены эти знаки13. Ни одно из этих мнений не является доказанным и достоверным, однако эта идея введения ашаров явно существовала во времена сподвижников. Ибн Аби Шайба рассказывает в своем "Мусаннафе", что Масрук сказал, что Абдулла ибн Маc'уд считал помещение знаков ашар в рукописи Корана ненавистными – макрух14.
Руку’, или порция
Другим знаком, который стал использоваться позднее и используется по сей день, – это знак руку'. Они обозначаются знаков ع на полях текста в конце аята. Несмотря на все мои старания, я не сумел обнаружить ничего достоверного, чтобы установить имя того, кто ввел знак руку', или период, когда это было введено. Некоторые говорят, что руку был введен при саййидуне Усмане , однако нет достоверных доказательств из передач. Но можно с уверенностью сказать, что цель знака руку' – определить примерное число аятов для чтения в одном ракате намаза. Поэтому он и называется руку' (дословно "поклон"), поскольку он обозначает момент в котором нужно сделать поясной поклон во время намаза. В "Фатава аль-Хиндийя" сказано:
Ученые разделили Коран на 540 руку' (порций) и поместили знаки в рукописях, чтобы Коран мог быть завершен в таравих намазах месяца Рамадан в 27-ю ночь15.
Румух аль-авкаф, или знаки остановки
Другим полезным шагом для облегчения чтения и верного произношения (тилява и таджвид) было снабдить аяты знаками, указывающими остановки. Эти значки известны как румуз (знаки), или аляма (символы) авкаф (остановок). Их цель - помочь человеку, не владеющему арабским, во время чтения останавливаться в правильных местах и избежать изменения смыслов того или иного аята. Большинство из значков было изобретено Аллямой Абу Абдуллой Мухаммадом ибн Тайфуром ас-Саджаванди16.
Далее подробно об этих знаках:
ط : Аббревиатура слова вакф мутлак (универсальная остановка). Смысл в том, что фраза завершается на этом месте. Поэтому лучше остановиться.
ج : Вакф джаиз (дозволена остановка). Означает, что разрешено остановиться в этом месте.
ز : Вакф муджавваз (разрешена остановка). Означает, что остановка дозволена, но предпочтительно не останавливаться.
ص : Вакф мураххас (остановка распределения). Означает, что высказывание не завершено, но поскольку предложение длинное, то лучше остановиться в этом месте для дыхания, чем где-либо в другом17.
م: Вакф лязим (обязательная остановка). Означает, что если не остановиться, то возможно вопиющее искажение смысла аята. Некоторые муджаввиды также называют этот тип остановки вакф ваджиб (обязательная). Отметим, что ваджиб в данном случае не юридический термин и отказ от этого действия не будет грехом. Этот термин подчеркивает, что остановка здесь является самой предпочтительной из всех видов остановок18.
لا: Ля такиф (буквально: "не останавливаться") Указывает на то, что не следует останавливаться в этом месте, однако не означает, что остановка полностью запрещена, поскольку в некоторых местах, где стоит подобный знак, остановка не принесет вреда, и начать чтение со следующего слова также дозволено. Таким образом, верный смысл этого знака: «Если в этом месте произошла остановка, то лучше отойти назад и возобновить чтение с более раннего места. Нежелательно читать со следующего слова при остановке в этом месте19.
Что касается происхождения этих знаков, то, вне всякого сомнения, доказано, что их придумал Алям Саджаванди. Кроме этих знаков, есть также другие знаки, встречающиеся в мусхафах Корана.
Например:
مع: Сокращение му'анака. Этот символ ставится на том месте, где один аят имеет два возможных толкования. Согласно одному из них, остановка делается в одном месте, согласно второму – в другом. Таким образом, остановиться следует в одном из двух мест, и если остановка был сделана в первом из них, то остановиться в другом – некорректно. Однако если вообще не остановиться ни в одном из них, то это тоже будет верно. Это также известно как мукабала. Впервые на это было указано имамом Абуль-Фадлем ар-Рази20.
سكتة : Это символ для сакты (паузы). Означает, что здесь нужно остановиться, оборвав голос, но не дышать. Обычно такой знак ставиться там, где в случае ассимилированного (слитного) чтения возникает ошибка – искажение значения.
وقفة : При виде этого знака, называемого вакф, читающий обязан остановиться на немного большее время, чем при сакте, однако дыхание также не следует прерывать.
ق : Сокращение для кыля аляйхи-ль-вакф. Означает, что одни муджаввиды считают, что здесь должна быть остановка, другие – нет.
قف : Этот символ - слово киф - означает "остановись" (в повелительном наклонении) и вставляется там, где читатель может подумать, что остановка была бы неправильной
صلى : Сокращение для аль-васлу авля. Означает, что предпочтительно васлировать – читать слитно, не останавливаясь.
صل : Сокращение для кад юсалю. Означает: «Некоторые останавливаются здесь», - в то время, как другие предпочитают не прерывать чтение.
وقف النبي : Вакф ан-наби. Такой знак стоит в тех местах, о которых известно из хадисов, что Пророк ﷺ делал в них остановку.
1. Субх аль-А'ша – Калькашанди, т. 3, с. 154.
2. Aль-Бурхан, т. 1, с. 250; Аль-Иткан, т. 2, с. 171.
3. Субх аль-А'ша, т. 3, с.155.
4. Aль-Иткан, т. 2, с. 171.
5. Тафсир аль-Куртуби, т. 1, с. 63.
6. Субх аль-А'ша, т. 3, с. 12.
7. Taм же.
8. Тафсир аль-Куртуби, т. 1, с. 63.
9. Субх аль-А'ша, т. 3, с. 160.
10. Аль-Иткан, т. 2, с. 171; Субх аль-А'ша, т. 3, с. 161.
11. Аль-Бурхан, т. 1, с. 250.
12. Аль-Бурхан, т. 1, с. 250; Манахиль аль-ирфан, т. 1, с. 402.
13. Аль-Бурхан, т. 1, с. 251.
14. Мусаннаф, Ибн Аби Шайба, т. 2, с. 497.
15. T. 1, с. 94.
16. Ан-Нашр филь Кираат аль-'Ашр, т. 1, с. 225.
17. Аль-Минх аль-Фикриййя, с. 63.
18. Aн-Нашр, т. 1, с. 231.
19. Ан-Нашр, т. 1, с. 233.
20. Ан-Нашр, т. 1, с. 237; Aль-Иткан, т. 1, с. 88.
Мухаммад Таки Усмани
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: SemrushBot и 3 гостя