Некоторая польза от событий, которые произошли с Йусуфом

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
sultan
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 07:21
Контактная информация:

Некоторая польза от событий, которые произошли с Йусуфом

Непрочитанное сообщение sultan »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Некоторая польза от событий,
которые произошли с пророком Аллаха Йусуфом (мир ему)
Всевышний Аллах сказал: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом»
(Сура Йусуф, аят 111).

Передают со слов Ибн ‘Умара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Благородным, сыном благородного, сына благородного, сына благородного был Йусуф, сын Йакуба, сына Исхака, сына Ибрахима, мир им». (См. "ас-Сахих" аль-Бухари, 3390).

Сообщается, что однажды, когда жители города узнали о том, что Сальман аль-Фариси сидит в мечети, они стали приходить и собираться возле него, пока их не стало около тысячи. Сальман сказал им: “Садитесь, садитесь”. После того, как люди уселись, Сальман открыл суру "Йусуф" и стал её читать. Люди стали расходиться, пока их не осталось около сотни. Тогда Сальман разгневался и сказал им: “Собрались для слов, которые для вас приукрашены, а когда я стал читать вам Книгу Аллаха, разошлись?!” См. Абу Ну’айм в "аль-Хилья", 1/203.

Также Аллах обращаесь к пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, говорит: «Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование» (Сура Йусуф, аят 3).

Передают, что Са‘д ибн Абу Уаккъас рассказывал: “Однажды посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был ниспослан Коран, и он долго читал его людям. Затем они сказали: "О посланник Аллаха, рассказал бы ты нам какой-нибудь рассказ". Тогда Аллах ниспослал аяты: «Алиф. Лам. Ра. Это – аяты ясного Писания» до слов «Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование…» (Сура Йусуф, аяты 1-3). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, опять долго читал его людям, а затем они сказали: "О посланник Аллаха, поведал бы ты нам о чём-нибудь". И тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются» (Сура аз-Зумар, аят 23)”. (Этот хадис передал Ибн Рахауейх и другие, о чём сообщил Ибн Хаджар в книге "аль-Маталиб аль-Алийа". Шейх Мукъбиль аль-Уадии назвал всех его рассказчиков рассказчиками хадисов, вошедших в "ас-Сахих", кроме Халлада, который заслуживал доверия). См. Ибн Абу Хатим 11323; аль-Баззар 1152. Достоверность подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар и шейх Мукъбиль.

Сказал шейх Мухаммад аш-Шанкъити, да смилуется над ним Аллах, в комментарии к аяту: «Мы разъяснили людям в этом Коране любые притчи, но человек больше всего склонен препираться» (Сура аль-Кахф, аят 54).
“В этом и других примерах Корана заложены великие уроки и упреки, которые проясняют истину, но их понимают только люди обладающие знаниями, как сказал Аллах: «Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием» (Сура аль-‘Анкабут, аят 43). Мудрость, которая заключена в приведении подобных примеров – заставить людей размышлять, как сказал Аллах: «Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (Сура аль-Хашр, аят 21)”. См. "Адуа аль-Байян", 4/143.

История пророка Йусуфа содержит в себе много пользы, не мало среди которых и относящихся к категории мусульманского права (фикх).

Имам Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “В этой истории столько назиданий, пользы и мудрости, что превышает тысячи и, наверное, если посодействует Аллах, мы посвятим этому отдельную книгу”.
См. "ад-Да‘а уа дауа", с.283.

С дозволения Аллаха Всевышнего хотелось передать в этой статье некоторые из них...

Также Ибн аль-Къайим говорит: “Тот, кто оставляет любимого для отстранения от запретных связей, то получит дозволенное средство для того чтобы быть с любимым, или Аллах компенсирует ему тем что лучше, как это было с Йусуфом ас-Сыддикъом, который отказался от жены аль-Азиза ради Аллаха и выбрал тюрьму вместо аморального поступка. Аллах компенсировал ему, дав полную власть на земле и он мог селиться там, где пожелал и эта женщина пришла к нему скромно прося дозволенных отношений, и он женился на ней и затем, придя к ней, сказал: это лучше, чем то, что ты хотела. Подумай о том, как Аллаха вознаградил его за тяжести тюрьмы и дал ему полную власть на земле и он мог селиться где желал, и (Аллах) подчинил жену аль-Азиза, и она и другие женщины засвидетельствовали его невиновность. Это то, что Аллах предписал Своим рабам в прошлом и в настоящем и до Дня Воскрешения”. См. "Раудат аль-Мухиббин", с.445.

И Он рассказал о Своем пророке Йусуфе, терпение и богобоязненность которого привели его к величию и власти. Сказал Всевышний: «Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (Сура Йусуф, аят 90).

Сказал Ибн аль-Къайим: “Лучшая жизнь достигается счастливыми, благодаря своему терпению, и они достигают высокого положения через свою благодарность. И так возносятся они на крыльях терпения и благодарности к райским садам. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью”. См. "‘Удда ас-Сабирин", с.5.

Сказал Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, да смилуется над ним Аллах: “Благовоспитанный ученый не притязает на то, что знает плохо, и не хвалится тем, что знает хорошо, если в этом нет нужды, как был вынужден это сделать Йусуф, мир ему, когда сказал (правителю Египта): «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель» (Сура Йусуф, аят 55). Потому что рядом с ним не было никого, кто знал бы то, чего он достоин, воздал бы ему хвалу за его заслуги и справедливо предоставил бы то, что ему причитается. И Йусуф, мир ему, решил, что если кто-то другой из его современников займет это место, то не сможет выполнить всех своих обязанностей по отношению к Великому и Всемогущему Аллаху должным образом, и Йусуф, мир ему, старался добиться этого, лишь стремясь к установлению истины, насколько представлялось возможным. В подобных обстоятельствах знающий человек может восхвалить самого себя и обратить внимание других на свое положение, и его слова станут рассказом о милости, дарованной ему его Господом, и выражением благодарности Ему за это”.
Разъясняя слова Йусуфа, мир ему, в вышеупомянутом аяте: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель», — аль-Къуртуби, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Этот аят указывает также на то, что человек может просить для себя какую-либо работу, если он её достоин… А также он указывает на то, что человек может приписывать себе знание и заслуги, которыми он действительно обладает… аль-Мауарди сказал: "Это относится не ко всем без исключения качествам человека, а касается лишь тех случаев, когда это представляется уместным или принесет (этому человеку) реальную пользу. Во всех же остальных случаях это недопустимо, т.к. может оказаться бахвальством и лицемерием. Если же вместо этого его оценит кто-нибудь другой из числа уважаемых людей, то это будет более подобающим для него. Йусуф же был вынужден прибегнуть к (упоминанию о своих достоинствах), если учесть то, что ему пришлось пережить ранее, и то, что он желал вернуть свою семью"”. См. "Тафсир аль-Къуртуби", 5/3444– 3446.

Ибн аль-Къайим также сказал: “Он (Аллах) сообщил о сильной любви жены властелина (Египта) к Йусуфу, когда она хотела его соблазнить и устроила против него козни. Он сообщил также о положении, в котором оказался Йусуф со своим терпением, целомудрием и богобоязненностью, наряду с тем, то чему он подвергался, было таким испытанием, которое никто не вытерпит кроме тех, кого сам Аллах наделил терпением. Действие совокупления бывает согласно побуждающей его силе и в зависимости от устранения препятствия, а побуждающий мотив здесь был в предельной силе, а это из-за нескольких сторон:

1. Это то, что Аллах, Свят Он, устроил в характере мужчины склонность к женщине, подобно тому, как жаждущий склоняется к воде, а голодный — к пище, и даже большинство людей могут воздержаться от пищи и питья, но не смогут сдержать себя от чувств к женщинам.
Это не порицаемо, если, конечно, соответствует дозволенности (по шариату), и даже похвально, как это приводится в книге "Зухд" имама Ахмада из хадиса Йусуфа ибн ‘Атыйя ас-Соффара от Сабита Баннаний от Анаса от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Из мира этого мне была внушена любовь к женщинам и благовониям, я могу воздержаться от пищи и воды, но не проявлю терпения по отношению к ним».


2. Это то, что Йусуф, мир ему и приветствие, был юношей, а страсти молодого человека и пыл сильнее.

3. Он был холостым, не было у него ни жены, ни наложницы, которые бы преломили вспышку страстей.

4. Он был в чужой стране, где чужестранец может удовлетворить свои половые потребности, чего он не совершит на своей родине, среди его семьи и знакомых.

5. Эта женщина была обладательницей положения и красоты, да так, что каждая из этих двух качеств призывает к совокуплению с ней.

6. Она не была недоступной и отказывающейся; ведь, поистине, у большинства людей пропадает желание к женщине, если она отвергнет или откажется; поскольку (мужчина) находит в этом для своей души униженную покорность, прося ее, а у большинства
людей отказ и отвержение увеличивает их желание и любовь, как сказал поэт:

"Увеличивается во мне любовь поверх любви,
Если мне отказывают, а запретный плод сладок".

Природный характер души различен; среди них есть такие, у кого увеличивается любовь, когда женщина отдается сама, и желает, и пропадает при отказе и отвержении. Как мне сообщил один из судей, что его желание и возбуждение пропадают, если его жена или наложница отказываются и отвергают, да так, что после этого он не просит ее. Среди людей есть такие, чьи любовь и желания увеличиваются отказом и всякий раз, когда им отказывают, их тоска усиливается. Они получают наслаждение, добиваясь её подобно тому, как другие получают усладу, когда им не отказывают, тем самым после несговорчивости женщины они испытывают наслаждение в просьбах и сильно стремятся к её овладению.


7. Поистине, она хотела его, желала, соблазняла и прилагала усилия; она избавила его от просьб и униженного стремления к ней, даже наоборот, сама была жаждущей и униженной, а он был недоступным и желанным.

8. Поистине, он был у нее дома, под ее властью и подчинением; да так, что он боялся, что если не покорится, не спасется от ее вреда; и собрались в нём побуждения желания и страха.

9. Он не боялся того, что она могла бы клеветать на него или кто-либо с ее стороны, ведь, именно она была требующей, желающей, заперла двери и удалила рабов.

10. Очевидно то, что он был ее рабом в доме, что мог входить, выходить, присутствовать вместе с ней, и никто этому не удивлялся, и общение предшествовало просьбе, а это из очень сильных мотивов, как было сказано одной знатной женщине, благородного происхождения среди арабов: "Что тебя побудило к прелюбодеянию?". Она ответила: "Курб-уль уисади уа тулу сауади", что означает: "Близость наших подушек и продолжительная неразлучность между нами". (См. "А'ляму ниса", 5/231).

11. Она обратилась за помощью к знатокам козней и ухищрений; она показала его им и пожаловалась на свое положение, чтобы попросить у них помощи над ним, а он, в свою очередь, попросил помощи у Аллаха против них, сказав: «Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд» (Сура Йусуф, аят 33).

12. Она пригрозила ему тюрьмой и унижением, а угроза — это вид принуждения и в большинстве случаев её исполняют, тем самым собрались побуждения страсти и спасения от тесноты тюрьмы и унижения.

13. Поистине, (её) муж (заблаговременно) не проявил ревность и сознание собственного достоинства, чтобы разлучить их и удалить друг от друга, однако наибольшее, что он сделал — сказал Йусуфу: «Йусуф, забудь об этом!» (Сура Йусуф, аят 29). А жене: «А ты проси прощения за свое прегрешение, ибо ты совершила грех»
(Сура Йусуф, аят 29).
Сильная ревность мужчины является одним из самых непреодолимых препятствий, а этот не проявил ревность. И несмотря на все эти побуждения, он предпочел, чтобы Аллах остался доволен им, а также страх пред Ним и любовь к Нему побудила его выбрать тюрьму, чем прелюбодеяние: «Он сказал: “Господи! Темница мне милее того, к чему меня призывают”» (Сура Йусуф, аят 33).
Он понял, что не в силах отвести это от себя, и что если Всевышний Господь не защитит его и не отведет от него их козни, тогда он склонится к ним по своей природе и окажется из числа невежественных, а это (понятие исходило) из его совершенного познания о своём Господе и о себе”. См. "ад-Да‘а уа дауа", с.280-283.

Также муфассир, шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са‘ди, да смилуется над ним Аллах, в тафсире суры "Йусуф" привёл ряд полезных выводов, которые мы с дозволения Всевышнего Аллаха приведём в продолжении предыдущих, в том же арифметическом порядке...

Он сказал: “Из этой славной истории можно сделать очень много полезных выводов. Достаточно отметить, что в самом начале её Всевышний сказал: «Мы рассказываем тебе самый прекрасный рассказ» (Сура Йусуф, аят 3). Затем Он сказал: «Безусловно, Йусуф (Иосиф) и его братья стали знамениями для тех, кто спрашивает» (Сура Йусуф, аят 7).
А в конце ее говорится: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом» (Сура Йусуф, аят 111). Вот некоторые из таких выводов и наставлений:

14. Эта история является одним из самых прекрасных и ясных повествований о том, как быстро может измениться положение человека. Одно испытание может смениться другим испытанием, трудности — милостью и благополучием, унижение — величием, рабство — властью, раскол — единением, печаль — радостью, благоденствие — нищетой, нищета — благоденствием, нужда — богатством, а отрицание — признанием. Благословен же Аллах, Который поведал нам эту историю, разъяснив её самым прекрасным образом!

15. Толкование сновидений является законным и относится к важным областям знаний, которые Всевышний Аллах дарует, кому пожелает. Оно строится на соответствии и сходстве в названиях и качествах. Давайте рассмотрим сновидение Йусуфа, в котором солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Небесные светила являются украшением небосвода, приносят творениям большую пользу, и благодаря им люди находят правильную дорогу. Пророки и ученые являются украшениями земли, и благодаря им люди находят прямой путь во мраке невежества. Мать и отец Йусуфа были корнями, от которых произошли их сыновья, и если учесть, что родители должны символизироваться большим светом и большими размерами, чем их потомки, то можно было сказать, что солнцем была его мать, луной — его отец, а звездами — его братья. Арабское слово шамс ‘солнце’ — женского рода, а слова камар ‘луна’ и кавакиб ‘звезды’ — мужского рода, и это также свидетельствует в пользу упомянутого толкования. Если учесть, что солнце, луна и звезды поклонились ему, то можно было сказать, что Йусуфу предстояло заслужить уважение и почтение своих родителей и братьев. Воистину, один человек кланяется другому, когда желает выразить ему свое почтение и уважение. А это значило, что Йусуфу предстояло стать Божьим избранником и возвыситься над остальными людьми благодаря своим знаниям и другим достоинствам, которые вызывают уважение у окружающих. Именно поэтому его отец сказал: «Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью тебя и род Йакуба (Иакова)» (Сура Йусуф, аят 6).

16. Давайте теперь рассмотрим сновидения двух юношей в темнице. Одному из них приснилось, что он разливает вино для своего господина. Обычно вино разливают слуги, и поэтому Йусуф решил, что юноше предстояло покинуть тюрьму, прислуживать другому человеку и подавать ему вино. Другому юноше приснилось, что на его голове лежит хлеб, который клюют птицы. Йусуф решил, что под этим хлебом подразумевается кожа и мясо головы, а также человеческие мозги. Он также решил, что тело юноши будет находиться на открытой местности, ибо только в этом случае птицы могут клевать кожу на голове человека. И поэтому он сказал, что юноша будет казнен и распят, после чего его тело выставят на открытой местности, и птицы будут клевать его в голову. Воистину, такое возможно только после казни и последующего распятия.

17. Справедливость необходима во всех начинаниях, а не только во взаимоотношениях правителя с подчиненными. Блюсти справедливость следует даже во взаимоотношениях между отцом и детьми. И если человек отдает предпочтение одному из сыновей или любит его больше остальных, то в семье начинается разлад, и портятся взаимоотношения между людьми. Йакуб отдавал Йусуфу предпочтение над остальными сыновьями и любил его больше остальных, и такое отцовское отношение побудило сыновей совершить грех, причинив вред себе, своему отцу и своему брату.

18. Человек должен остерегаться грехов, ибо один грех влечет за собой множество других прегрешений, и все заканчивается тем, что человек начинает совершать ужасные преступления. Братья Йусуфа замыслили разлучить своего отца с братом, и ради достижения своей цели им пришлось неоднократно прибегать к ухищрениям и лгать. Они солгали, когда принесли своему отцу рубашку, запачканную кровью. Они солгали, когда пришли поздно вечером и рыдали. Очевидно, люди долго расследовали это происшествие, и в течение этого срока им приходилось неоднократно лгать. И не исключено, что это продолжалось до тех пор, пока они не встретились с Йусуфом. Всякий раз, когда их спрашивали о случившемся, им приходилось лгать и приносить лживые свидетельства. Все это — вредные последствия грехов, которые неизбежно сопутствуют всевозможным прегрешениям.

19. Судить о человеке следует по тому, насколько совершенными были его последние деяния, а не по недостаткам, которые были присущи ему в начале пути. Сыновья Йакуба вначале совершили страшные злодеяния, которые можно назвать величайшим поводом для порицания и осуждения, однако впоследствии они искренне раскаялись в содеянном, попросили прощения у Йусуфа и своего отца и обратились к Аллаху с просьбой о прощении и милости. И если люди простили им причиненную несправедливость, то что можно думать об Аллахе — Милосерднейшем из милосердных? Именно поэтому мы считаем, что все сыновья Йакуба были пророками. Это — наиболее достоверное мнение по этому вопросу. Всевышний сказал: «Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айюбу (Иову), Йунусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону). Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь)» (Сура ан-Ниса, аят 163). Колена — это двенадцать сыновей Йакуба и их потомки. Йусуфу приснилось, что его братья являются двенадцатью светящимися звездами. Звезда подразумевает свет и наставление на прямой путь, а эти качества бывают присущи Божьим пророкам. Но даже если они не были пророками, они были праведными богословами, которые наставляли людей на прямой путь.

20. Аллах одарил Йусуфа знаниями, выдержкой и благородным нравом. Он научил его призывать людей на путь Аллаха, внушил ему не медлить с прощением братьев, которые совершили грех, и все это проявилось в том, что Йусуф не стал упрекать и стыдить своих братьев. Он проявлял в высшей степени почтительное отношение к своим родителям, оказывал милость своим братьям и делал добро всем творениям.

21. Одно зло может оказаться легче другого, и лучше совершить менее тяжкое злодеяние, нежели совершить более тяжкий грех. Когда братья Йусуфа решили убить его или бросить вдалеке от дома, один из братьев сказал: «Не убивайте Йусуфа, а бросьте его на дно колодца, если вы решили действовать. Один из караванов вытащит его» (Сура Йусуф, аят 10). Его предложение было менее тяжким, и ему удалось удержать братьев от совершения более скверного прегрешения.

22. Если вещь перешла из рук в руки, и покупатель не знал о том, что продавец овладел этой вещью незаконным путем, то он не несет ответственности за то, что покупает, продает или использует этот товар. Братья Йусуфа продали его незаконным путем, потому что не имели права поступать таким образом. Караванщики отвезли его в Египет и продали визирю, в доме которого Йусуф был рабом, хотя ему и оказывали уважение. А Всевышний Аллах назвал визиря господином Йусуфа.

23. Мужчина должен остерегаться уединения с женщинами, которые могут соблазнить его. Также следует остерегаться любовных увлечений, которые могут причинить человеку вред. Жена визиря совершила свой ужасный поступок потому, что осталась наедине с Йусуфом и испытывала к нему страстную любовь. Это чувство не оставляло ее в покое, пока она не начала соблазнять Йусуфа. А затем она оболгала его, и его бросили в темницу на несколько лет.

24. Чувства к жене визиря, которые охватили Йусуфа и которые он отверг ради Аллаха, еще больше приблизили его к Нему, потому что такие чувства часто возникают в человеческой душе, призывающей творить зло. Такова природа большинства людей. Однако в сердце Йусуфа это чувство столкнулось с любовью к Аллаху и страхом перед Ним. Он отдал предпочтение любви к Аллаху и страху перед Ним, поступив вопреки своим низменным желаниям. Он стал одним из тех, кто боится предстать перед своим Господом и удерживает свою душу от низменных порывов. Он вошел в одну из семи групп праведников, которых Аллах укроет в тени Своего Трона в тот день, когда не будет другой тени. Именно среди этих людей окажется правоверный, которого красивая и знатная женщина позвала к себе, а он ответил: «Я боюсь Аллаха». Воистину, если в сердце человека возникло намерение совершить грех, то он заслуживает порицания только тогда, когда это намерение утверждается в его душе или сопровождается совершением греха.

25. Если вера проникла в сердце человека, и он стал совершать праведные деяния искренне ради Аллаха, то эта вера и искренность помогают ему избегать злодеяний, мерзости и отдаляться от всего, что влечет за собой ослушание Аллаха. Таково воздаяние за веру и искренность, и поэтому Он сказал: «Она возжелала его, и он возжелал бы ее, если бы не увидел знамение своего Господа. Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших избранных (или искренних) рабов» (Сура Йусуф, аят 24). Такой перевод соответствует двум чтениям, в которых использованы соответственно слова мухлас ‘избранный’ и мухлис ‘искренний’. Безусловно, Всевышний Аллах избирает только тех рабов, которые искренне поклоняются Ему одному. И если человек посвящает свои деяния одному Аллаху, то Он избирает его и избавляет от злодеяний и мерзостей.

26. Если человек видит, что ситуация, в которой он оказался, является искушением и влечет за собой совершение греха, то он обязан сделать все возможное для того, чтобы выйти из этой ситуации и спастись от грехопадения. Именно поэтому, когда жена визиря стала соблазнять Йусуфа в своем доме, он попытался сбежать оттуда. Он бросился к двери, чтобы избежать зла, которое она могла причинить ему.

27. Если мужчина и женщина препираются друг с другом и не могут привести доказательства своей правоты, то решение следует выносить на основании второстепенных улик. Например, если мужчина и женщина препираются относительно домашней утвари и не могут доказать свою правоту, то вещь, которая обычно принадлежит женщине, должна достаться женщине, а вещь, которая обычно принадлежит мужчине, должна достаться мужчине. Приведем другой пример. Если плотник и кузнец заявляют о своих правах на орудие труда и не могут доказать свою правоту, то решение должно выноситься на основании внешнего вида этого орудия труда. Йусуф тоже был оправдан на основании второстепенных улик, ибо его правдивость и лжесвидетельство жены визиря можно было обосновать только тем, что его рубашка была порвана со стороны спины. В пользу справедливости этого вывода свидетельствует и решение, которое вынес Йусуф, когда среди вещей его брата нашли чашу. Он наказал его так, как следовало наказывать за воровство, хотя у него не было ни свидетелей, ни признания. Следовательно, если украденная вещь будет обнаружена у человека, то его можно обвинить в воровстве, особенно, если он известен как вор. Воистину, такая улика является более убедительной, нежели свидетельство другого человека. Это распространяется и на те случаи, когда человек вырывает вино или беременеет женщина, у которой нет мужа или господина. В таких случаях человека следует подвергнуть установленному шариатом наказанию, если только не обнаружится причина, которая может помешать этому. Именно поэтому Аллах назвал решение родственника жены визиря свидетельством и сказал: «А свидетель из её семьи сказал: “Если его рубаха разорвана спереди, то она говорит правду, а он — один из тех, кто лжет. А если его рубаха разорвана со спины, то она лжет, а он — один из тех, кто говорит правду”» (Сура Йусуф, аят 26-27).

28. Пророк Йусуф обладал как внешней, так и духовной красотой. Его внешняя красота заставила женщину, в доме которой он жил, а также других знатных женщин, которые собрались у нее в доме после того, как упрекали ее за привязанность к молодому рабу, порезать себе руки со словами: «Упаси Аллах! Да ведь это — не человек. Он — не кто иной, как благородный ангел» (Сура Йусуф, аят 31). А его духовная красота заключалась в его целомудрии и отказе от ослушания Аллаха даже тогда, когда этому способствовало множество факторов и обстоятельств. Даже жена визиря засвидетельствовала это, когда сказала: «Я действительно пыталась его соблазнить, но он отказался» (Сура Йусуф, аят 32). Позднее она сказала: «Теперь истина прояснилась. Это я пыталась соблазнить его, а он — один из тех, кто говорит правду» (Сура Йусуф, аят 51). А знатные женщины сказали: «Упаси Аллах! Мы не знаем о нём ничего плохого» (Сура Йусуф, аят 51).

29. Йусуф предпочел попасть в темницу, нежели совершить грех, и таким же образом обязаны поступать все остальные рабы Аллаха. Если им придется выбирать между совершением греха или наказанием в мирской жизни, то они должны отдать предпочтение наказанию в мирской жизни, ведь грехопадение обрекает человека на мучительные страдания как при жизни на земле, так и после смерти. Именно поэтому истинному верующему ненавистно возвращение к неверию после того, как Аллах избавил его от него, подобно тому, как ему ненавистно быть брошенным в Адский Огонь.

30. Если человек оказывается в ситуации, которая подталкивает его к ослушанию Аллаха, то он должен обратиться за помощью к Аллаху и не полагаться на собственные силы. Вот почему Йусуф сказал: «Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд» (Сура Йусуф, аят 33).

31. Правильные познания и разум подталкивают человека к добру и удерживают его от зла, тогда как невежество подталкивает его к потаканию своим низменным страстям, хотя ослушание Аллаха причиняет человеку сущий вред.

32. Раб Божий должен поклоняться Аллаху не только в радости, но и в горе. Оказавшись в беде, Йусуф не перестал обращаться с мольбой к Аллаху. А когда его заточили в темницу, он принялся призывать двух юношей к единобожию и удерживать их от идолопоклонства. Будучи сообразительным человеком, он быстро понял, что двое юношей склонны ответить на его призыв. Они назвали его праведным и добродетельным человеком, попросили его истолковать видения, которые им приснились, и страстно желали услышать толкование своих снов. Йусуф воспользовался предоставленной ему возможностью и призвал их уверовать во Всевышнего Аллаха. Он сделал это до того, как истолковал их сновидения, дабы его проповедь принесла больше пользы. Вначале он разъяснил двум юношам, что приобрел знания и достиг совершенства, в котором они уже успели убедиться, благодаря правой вере, поклонению одному Аллаху и отречению от религии людей, которые не веруют в Аллаха и Судный день. Это была проповедь языком обстоятельств, после которой святой пророк понятными словами разъяснил пагубность многобожия и справедливость единобожия и обосновал свои утверждения ясными доводами.

33. При разъяснении религиозных истин всегда следует начинать с наиболее простых вопросов и постепенно переходить к более сложным. И поэтому, если человек задает вопрос проповеднику, испытывая при этом острую нужду в знании другого вопроса, то проповеднику следует разъяснить ему то, в знании чего он нуждается, до того, как ответить на заданный вопрос. Такое поведение свидетельствует об искренности и сообразительности учителя, а также о его способности правильно наставлять и обучать окружающих. Именно поэтому, когда двое юношей попросили Йусуфа истолковать сновидения, он вначале призвал их поклоняться одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и только после этого удовлетворил их просьбу.

34. Если человек оказывается в бедственном или затруднительном положении, то нет ничего плохого в том, что он прибегнет к помощи человека, который в силах избавить его от беды или рассказать о его положении тому, кто в состоянии оказать ему помощь. Подобный поступок не считается сетованием на судьбу и жалобой, обращенной к творениям. Поступать так принято, и поэтому люди часто просят друг друга оказать им помощь. Именно поэтому Йусуф попросил юношу, которому он предсказал освобождение из темницы, напомнить о нём его господину.

35. Преподаватель должен разъяснять истину искренне ради Аллаха и не должен превращать свои проповеди в средство для получения имущества, обретения высокого положения или извлечения иного рода пользы. Он не должен отказывать учащимся в помощи, если он искренне желал им добра, а они не выполнили того, о чём он попросил их. Йусуф настоятельно попросил юношу рассказать о его судьбе господину, однако юноша забыл об этом и не выполнил его просьбу. Когда же люди решили воспользоваться знаниями Йусуфа и послали юношу спросить его о толковании сновидения царя, он не стал укорять и бранить его за невыполнение задания. Напротив, он ответил на его вопросы самым совершенным образом.

36. Если человеку задают вопрос, то ему следует рассказать о том, что может принести спрашивающему пользу и связано с заданным ему вопросом. Ему также следует разъяснить дорогу, следуя которой спрашивающий может извлечь выгоду как при жизни на земле, так и после смерти. Такое отношение к людям свидетельствует о совершенной искренности и проницательности преподавателя, а также о его способности давать правильные наставления. Именно поэтому Йусуф не только истолковал сновидение царя, но и разъяснил, как люди должны поступать в течение нескольких лет, когда они смогут собрать большой урожай.

37. Человек не заслуживает порицания, если он стремится снять с себя обвинения и требует оправдания. Напротив, такой поступок заслуживает похвалы, и поэтому Йусуф отказывался покинуть темницу, пока люди не убедились в его невиновности и не узнали истину о женщинах, которые порезали себе руки.

38. Знание о религиозных законах и предписаниях, умение толковать сновидения и умение управлять делами являются превосходными качествами, обладать которыми намного лучше, нежели обладать прекрасной внешностью, потому что благодаря своей прекрасной внешности Йусуф попал в трудное положение и оказался в темнице, а благодаря своим знаниям обрел могущество, величие и власть на земле. Воистину, любые блага в мирской и будущей жизнях являются результатом и следствием полезных знаний.

39. Наука о толковании сновидений является одной из религиозных дисциплин, и человек получает вознаграждение за изучение или преподавание этой науки. Более того, толкование сновидений относится к вопросам, по которым богословы могут выносить религиозные постановления (фатуа). Именно поэтому Йусуф сказал двум юношам в темнице: «Дело, о котором вы спрашивали, уже предрешено» (Сура Йусуф, аят 41). Египетский царь сказал: «Разъясните моё видение, если вы умеете толковать сны» (Сура Йусуф, аят 43). А освобожденный из тюрьмы юноша сказал Йусуфу: «Поведай нам о семи тучных коровах, которых пожирают семь тощих, а также о семи зелёных колосьях и семи высохших, чтобы я вернулся к людям» (Сура Йусуф, аят 46). В этих откровениях использованы глаголы, от которых образуется арабское слово фатуа. А это значит, что нельзя толковать сновидения, не имея соответствующих знаний.

40. Нет ничего страшного, если человек рассказывает о своих больших познаниях, праведных деяниях и других прекрасных качествах, если в этом есть необходимость, если человек не делает этого ради показухи и не обманывает при этом, потому что Йусуф сказал: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я — знающий хранитель» (Сура Йусуф, аят 55).

41. Нельзя порицать человека, который занимает руководящую должность, если он делает всё возможное для выполнения своих обязанностей перед Аллахом и перед Его рабами. И нет ничего предосудительного в том, что человек просит назначить его на руководящую должность, если он заслуживает этого больше других. Но если человек не достоин занимать руководящую должность, или если есть другие люди, которые не уступают ему по своим способностям или даже превосходят его, или если он стремится занять высокий пост не для того, чтобы претворять в жизнь законы Аллаха, то просить руководящую должность запрещается.

42. Аллах — Щедрый и Великодушный Господь, одаряющий Своих рабов благами как при жизни на земле, так и после смерти. Обрести Его милость после смерти можно благодаря двум факторам: вере и богобоязненности. Блага в Последней жизни намного превосходят земные удовольствия, и поэтому раб Божий должен всей душой стремиться к Его вознаграждению после смерти и не печалиться при виде земного богатства и мирских удовольствий, если он не способен насладиться ими. Напротив, он должен утешать себя вознаграждением в Последней жизни и великой милостью Господа. Именно поэтому Он сказал: «Воистину, вознаграждение в Последней жизни лучше для тех, которые уверовали и были богобоязненны» (Сура Йусуф, аят 57).

43. Взимание продуктов питания с населения не запрещается, если это делается на благо народа и не причиняет вреда людям. И поэтому Йусуф приказал взимать с жителей Египта зерно и другие продукты питания в течение урожайных лет для того, чтобы подготовиться к грядущей многолетней засухе. Подобный поступок не противоречит упованию на Аллаха, потому что раб Божий должен уповать на Аллаха и совершать поступки, которые приносят ему пользу и являются залогом благополучия в мирской и будущей жизнях.

44. Йусуф настолько искусно распоряжался хранилищами земли, что сумел собрать огромное количество зерна. Даже жители других стран приезжали в Египет и просили отмерить им зерно, потому что им было известно об огромных запасах, приготовленных там. Об умении Йусуфа также свидетельствует тот факт, что он отмеривал каждому человеку ровно столько, сколько ему было необходимо, или даже меньше того, поскольку каждый проситель мог увести с собой только один верблюжий вьюк зерна.

45. Шариат разрешает приглашать людей в гости и оказывать почтение гостям. Более того, это является обычаем всех Божьих посланников, и поэтому Йусуф сказал своим братьям: «Разве вы не убедились, что я сполна наполняю меру и что я — самый гостеприимный из хозяев?» (Сура Йусуф, аят 59).

46. Шариат не запрещает плохо думать о людях, если для этого есть основания или предпосылки. Поступать так не запрещается и не порицается, потому что пророк Йакуб вначале не позволил своим сыновьям отправиться на прогулку вместе с Йусуфом. Затем они стали упрашивать его, и он позволил им взять Йусуфа на прогулку. Когда же они вернулись и рассказали ему о том, как волк разорвал Йусуфа, он сказал: «О нет! Это ваши души ввели вас в соблазн, и лучше проявить терпение» (Сура Йусуф, аят 18). А когда сыновья стали просить его отпустить с ними Беньямина, он сказал: «Неужели я доверю его вам так, как доверил прежде его брата? Аллах охраняет лучше. Он — Милосерднейший из милосердных» (Сура Йусуф, аят 64). А когда Йусуф задержал младшего брата, и сыновья рассказали об этом своему отцу, он сказал: «О нет! Это ваши души ввели вас в соблазн, и лучше проявить терпение» (Сура Йусуф, аят 83). И хотя в последнем случае сыновья не были виноваты в происшедшем, их предыдущие поступки побудили отца сказать такие слова. Поступив так, он не совершил ни греха, ни предосудительного поступка.

47. Шариат не запрещает прибегать к поступкам, которые препятствуют попаданию дурного глаза или другим несчастным случаям, а также способствуют снятию дурного глаза после того, как он попал на человека. Напротив, поступать так разрешается. Все на свете происходит в строгом соответствии с Божьим предопределением, и поступки, которые являются причиной благополучия и благоденствия, также соответствуют предопределению. Вот почему Йакуб сказал своим сыновьям: «Сыновья мои! Не входите через одни ворота, а войдите через разные» (Сура Йусуф, аят 67).

48. Если человек пытается вернуть себе права, которых его несправедливо лишили, то ему разрешается прибегнуть к хитрости. И знание тайных путей, посредством которых человек может достичь благой цели, является похвальным качеством. Однако шариат запрещает прибегать к хитростям, если человек пытается ущемить чужие права или совершить запрещенный поступок.

49. Если один человек не желает сообщить другому о происшедшем, то ему разрешается воспользоваться уловками. Это могут быть слова или поступки, благодаря которым человек сможет избежать лжи. Именно так поступил Йусуф, когда подбросил чашу в мешок своего брата, а затем вытащил её оттуда. Он сделал вид, что младший брат украл эту чашу, только для того, чтобы ввести в заблуждение остальных братьев. А затем он сказал: «Упаси нас Аллах задержать кого-нибудь вместо того, у которого мы нашли нашу вещь» (Сура Йусуф, аят 79). Он не сказал, что его брат украл эту чашу, и не сказал, что они искали её. Он воспользовался общими выражениями, которые вполне можно было отнести к любому другому человеку, и такой поступок совершенно нельзя назвать предосудительным. Он сделал вид, что его брат украл чашу, для того, чтобы достичь поставленной цели и оставить младшего брата рядом с собой. А когда ситуация прояснилась, все обвинения с его брата были сняты.

50. Человек имеет право свидетельствовать только о том, что ему достоверно известно, что он видел своими глазами и что он узнал от заслуживающего доверия человека, в правдивости которого он не сомневается. Именно поэтому сыновья Йакуба сказали: «Отец наш! Твой сын украл. Мы свидетельствуем только о том, что знаем, и не ведаем о сокровенном» (Сура Йусуф, аят 81).

51. Аллах подверг Своего пророка и избранника Йакуба великому испытанию, позволив его сыновьям разлучить его с Йусуфом, разлуку с которым он не мог вынести даже в течение одного часа. И хотя это сильно опечалило Йакуба, Всевышний позволил, чтобы их разлука продлилась долгие годы. В течение не менее тридцати лет печаль не покидала сердце Йакуба, пока он не лишился зрения. А затем его разлучили со вторым сыном, родным братом Йусуфа, и это лишь приумножило его печаль. Но, несмотря на эти тревожные обстоятельства, он терпеливо сносил тяготы Божьего предопределения и надеялся на Его вознаграждение. Он обещал проявить должное терпение, и нет никакого сомнения в том, что он сдержал свое обещание. И этому совершенно не противоречат его слова: «Мои жалобы и печаль обращены только к Аллаху» (Сура Йусуф, аят 86). Воистину, если человек жалуется Аллаху, то это не означает того, что он не проявляет должного терпения. Однако терпение несовместимо с жалобами, обращенными к Божьим творениям.

52. Вслед за печалью всегда приходит радость, и вслед за тяготами всегда наступает облегчение. Долгое время Йакуб был опечален, и его печаль была неописуемо велика. Впоследствии ситуация усугубилась тем, что его семья оказалась в нищете, но Всевышний Аллах избавил их от тягот и печалей и позволил им повстречаться друг с другом. Это произошло, когда они больше всего нуждались в облегчении от Аллаха, и благодаря этому они заслужили огромное вознаграждение и обрели счастье. Из этого следует, что Аллах испытывает Своих рабов невзгодами и благоденствием, трудностями и благополучием, благодаря которым выявляются их терпение и благодарность, а их вера, убежденность и знания становятся еще более сильными и совершенными.

53. Людям разрешается рассказывать о своих болезнях и нужде, которую они испытывают, если при этом они не сетуют на свою судьбу, потому что Йусуф не стал упрекать своих братьев, когда они сказали: «О повелитель! Нас и наш род поразила беда» (Сура Йусуф, аят 88).

Сказал Ибн аль-Къайим: “Рассказывая другому о своём положении, прося помощи, совета или способа решить проблему, не означает, что у вас нет терпения. Это подобно тому, как больной рассказывает врачу о своих жалобах, или угнетенный жалуется тому, кто может помочь, или попавший в беду человек рассказывает об этом тому, кто может успокоить его. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, навещал больного, он спрашивал: «Как ты себя чувствуешь?» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. Ан-Науауи сказал: "Иснад хороший"). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спрашивал это, чтобы узнать о положении человека”. См. "‘Удда ас-Сабирин", с.323.

54. Богобоязненность является прекрасным качеством. Именно благодаря богобоязненности и терпению человек обретает блага как при жизни на земле, так и после смерти. И если человек обладает этими двумя качествами, то ему обеспечен прекрасный конец, ибо пророк Йусуф сказал: «Аллах облагодетельствовал нас. Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (Сура Йусуф, аят 90).

55. Если Всевышний Аллах избавил человека от нужды, трудностей и бедственного положения, то человек обязан признать Божью милость, никогда не забывать положение, в котором он находился прежде, и благодарить Аллаха при каждом воспоминании об этом. Именно поэтому пророк Йусуф сказал: «Он облагодетельствовал меня, освободив из темницы, и привел вас из пустыни после того, как сатана посеял вражду между мною и моими братьями» (Сура Йусуф, аят 100).

Имам Ибн аль-Къайим говорит: “Милостей три вида: 1 - Полученная милость, о которой знает раб. 2 - Ожидаемая милость, которую он желает и ждет. 3 - Милость, в которой он находится, но не чувствует этого.
Если Аллах пожелает сделать милость полноценной для Своего раба, то Он поможет осознать ему её присутствие, внушит ему выражение благодарности за неё, чем раб закрепит (удержит) её для себя, и избежит её исчезновения. Милость исчезает из-за грехов и остается, когда за нее благодарят. Затем, Аллах благоволит к нему, наставляя его на дела, которыми он ускорит приход ожидаемых им милостей и даст различить то, что преграждает путь к ним, отстраняясь от этого. И таким образом Он приведет его к полноценному благоденствию, приведет к познанию милостей, в которых он находится”.
См. "аль-Фауаид", с.238.

56. Аллах оказал Йусуфу великую милость, когда подверг его тяжелым испытаниям и лишениям для того, чтобы он достиг самых больших высот и поднялся на самые высокие ступени.

57. Человек всегда должен просить Аллаха укрепить его веру и совершать способствующие этому деяния. А наряду с этим он должен просить Аллаха даровать ему благой конец и не лишать его милости вплоть до самой смерти. Именно поэтому пророк Йусуф сказал: «Господи! Ты даровал мне власть и научил толковать сновидения. Творец небес и земли! Ты — мой Покровитель в этом мире и в Последней жизни. Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам» (Сура Йусуф, аят 101). См. "Тафсир ас-Са‘ди", с. 129-137.

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам, и всем тем, кто искренне последовал за ними.



Список литературы:

1. Священный Коран;
2. ‘Абдур-Рахман ас-Са‘ди, "Тафсир ас-Са‘ди";
3. Абу ‘АбдуЛлах аль-Къуртуби, "Тафсир аль-Къуртуби";
4. Мухаммад ибн Исма‘ил аль-Бухари, "аль-Джами‘ ас-Сахих";
5. Ибн Хаджар аль-‘Аскъалани, "аль-Маталиб аль-Алийа";
6. Ибн аль-Къайим аль-Джаузия, "ад-Да‘а уа дауа";
7. Ибн аль-Къайим аль-Джаузия, "Раудат аль-Мухиббин";
8. Ибн аль-Къайим аль-Джаузия, "‘Удда ас-Сабирин";
9. Ибн аль-Къайим аль-Джаузия, "аль-Фауаид";
10. Абу Ну‘айм аль-Исфахани, "Хильят аль-Аулия".


Jamaal
Сообщения: 456
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 16:31
Контактная информация:

Re: Некоторая польза от событий, которые произошли с Йусуфо

Непрочитанное сообщение Jamaal »

Уа алейкум ассаляяму уа рахмату Ллах уа баракяятух!
На этот вопрос есть ответ на сайте шейха Салиха аль-Мунаджида (да сохранит его Аллах). Примерно смысл: "Не смотря на то, как было упомянуто, что эту историю приводят авторитетные ученые, такие как ибн аби Хатим, и ибну аль-Кайим, а также исламские историки, скорее всего, эта история взята от людей писания. Нам же в свою очередь приказано не подтверждать их подлинность, а также не отрицать их достоверность. Пророк صلى الله عليه و سلم сказал: "Не подтверждайте (не верьте) слова людей писания, и не обвиняйте (их слова) во лжи! Но говорите: " Мы уверовали в то, что было ниспослано нам и то, что было ниспослано вам, наш и ваш Господь - Один, и Ему мы подчинились!"" (аль-Бухари, 4485, аль-Альбани в "сильсиля сахиха, 422). А Аллах знает лучше."

То есть, сестра, это не из тех тем, где обязательно нужен довод из Курана или Сунны, так как из этих историй не берутся какие либо ахкамы (шариатские постановления), а лишь история, в которой есть пользы для напоминаний. Тем более, это соответствует хадису, где посланник Аллаха صلى الله عليه و سلم сказал: ........"Поистине, что бы ты не оставил ради Аллаха Великого и Всемогущего, Аллах обязательно заменит тебе это тем, что лучше для тебя." ( Хадис с достоверной цепочкой, в Муснаде имама Ахмада 5/363)
sultan
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 07:21
Контактная информация:

Некоторая польза от событий, которые произошли с Йусуфом

Непрочитанное сообщение sultan »

Ибн аль-Джаузи сказал:

“Читая суру «Йусуф», я диву давался: какой же похвалы он удостоился, как преподносится людям его история и как он превознесён из-за своего отказа (от греховного).

Поразмыслив, я понял, в чём соль: всему причиной отказ идти на поводу у запретной страсти. И я подумал:
«Вот ведь удивительно! Кем бы он был, если бы поддался своей страсти?

А поступив наперекор ей, он совершил тем самым поистине великое деяние, так что теперь его терпение ставят в пример другим, и его превозносят над другими людьми за его усердие.

И всё потому, что он проявил терпение совсем недолго.
А значит блажен тот, кто проявил недолгое терпение в отношении запретного, которое было любо его сердцу и притом доступно!»

Противоположно его положению положение Адама, который пошёл на поводу у своего желания, и это навсегда осталось бы его пороком, если бы Господь не принял его покаяние.

Задумайтесь же, да помилует вас Аллах, о последствиях терпения и о том, к чему ведёт потакание страстям. Разумен тот, кто понимает разницу между ними, сладкими и горькими по-своему.

Если весы его справедливы, и чаша страсти у него не перевешивает, то он понимает, что терпение — это чистая прибыль, а следование страстям — чистой воды убыток. Этого наставления достаточно для разумных, дабы они поступали наперекор своим страстям.
А Аллах — Тот, Кто дарует помощь!”


См. "Сайд аль-хатыр".
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 28 гостей