Еще я хотел добавить насчет слова "граница" в отношении Аллаха, как пришло в асаре:
[quote="abu zeinab"]Спросил Али ибн аль-Хасан ибн Шакыйк у ибнуль-Мубарака, да будет милостив к нему Аллах, который был из числа таби'инов: "Как мы говорим о нашем Господе (какое определение этого) ? На что он ответил: "Он (Аллах) над небесами, над Троном Своим, отделен от творений Своих". Он спросил (Али): "Отделен каким-то пределом (границей) ? На что ответил ибн аль-Мубарак: "Границей, которую не знает никто кроме Него". [/quote]
Сказал ибн абиль-'Изз аль-Ханафий, да будет милостив к нему Аллах, в шархе на "Тахауию": "Что касается границы (хадд), то это говорят о том, что отделяется или отличается от другого. А Всевышний - Его положение (состояние) не такое, как у Его творений, и Он не зависит от них, напротив, Он самодостаточный, ни в ком не нуждающийся, а тот, в Ком нуждаются. И о границе (хадд) в таком значении, в таком смысле нет разногласия в основе. А отрицание этого - это отрицании существования Аллаха, отрицание Его истинности. Что же касается границы (хадд) в значение "знание", "слово", и что Он граничит этим с рабами, то это отвергаемое без разногласий у сторонников Сунны". (см. "Шарх ат-Тахауия", 219)
Поэтому, правильное понимание слова "граница" - это отделенность, как я написал выше, то есть Творец наш не смешан со Своими творениями.
Слово "граница" (аль-хадд) не приходит ни в Куране, ни в Сунне, поэтому лучше изначально лучше остановиться от упоминания этого термина, или объяснить его так как делается это в подобных случаях.
Об этом говорил шейхуль-Ислям, рахимаху Ллах: "Известно, что слова бывают 2-х видов:
Первый: слово которое пришло в Коране и Сунне или в иджма (единогласном мнение), такое слово мы обязаны говорить (имеется в виду в отношении Господа), понимаем мы их смысл или нет, так как посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия, не говорил ничего кроме истины1, и мусульманская община (в частности ученые) не могли объединиться на заблуждении.
Второй: слово, которое не имеет шариатского довода, такие слова в которых препираются философы, как направление (джиха), тело (джисм) - сущность (можно добавить место, границу (хадд) и т.п.), то никому не дозволено говорить ни отрицая ни утверждая его (это слово или термин), до тех пор, пока тот кто спрашивает не объяснит что имеет в виду.
И если станет понятным, что он (поясняющий) имеет в виду то, что удостоверено истиной, то мы подтверждаем, а если не удостоверено, или есть ложь и заблуждение (в отношение Аллаха и скрытого), то отвергаем. Так же если отрицается (этим словом) ложь - отрицаем, если отрицается истина - не отрицаем" 2 (См. "аль-Фатауа", 5/298, так же "Мухтасыр аль-'Улю", стр. 70)
___________________________________
1- Посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия, нет сомнений передавал то что является истиной, и он, так же и сподвижники его, и те кто последовал за их пониманием понимали смысла Священных текстов, так как Коран и Сунна были ниспосланы для понимания, чтобы люди и джины могли следовать воли Господа, однако в случаях с сокровенным, образы того о чем говориться неизвестны никому кроме Аллаха.
Например, с возвышением Аллаха над Троном - истиуа.
Вера сторонников Сунны, сторонник пути пророка, мир ему и благие приветствия, заключается в том, как говорил имам Малик, рахимаху Ллах: "Возвышение не является неизвестным, образ его не возможно понять, вера в него - обязательна, а вопросы об этом (об образе) - новшество".
الإستواء غير مجهول و الكيفية غير معقول الإيمان به واجب و سؤال عنه بدعة
[/arab]
Истиуа - в арабском: возвышение, быть "над".
Поэтому говориться: "Возвышение не является неизвестным" - в арабском, для тех кто обладает знание его. И нет у этого слова иного значение, когда речь идет о возвышение над чем-то.
Поэтому когда ибн аби Дуад, известный джахмит, кадый, который был зачинщиком смуты во времена имама Ахмада, последователь Джахма ибн Сафуана и Бишра аль-Марийсий, да поступит с ними Аллах так как они заслуживают, так вот когда он попросил известного имама в арабском, приверженца Сунны, ибну аль-А'рабия найти в арабском и его диалектах то, что "истиуа" имеет смысл "истуаля" (захватил), ответил тогда ибну аль-А'рабий, рахимаху Ллах: "Клянусь Аллахом такого нет, и не будет правильном такое !!" (Приводит этот асар аль-Лялякаи, 667, имам аз-Захаби в "аль-'Улю", стр. 180, так же аль-Хатыйб в "Тарих аль-Багдад", 5/283, ибн Хаджар в "аль-Фатх", 13/417, и ибн Батта, в "аль-Ибана", 7/166 (124), с достоверным смыслом от ибн аль-А'рабия)
2- Например, в нашем случае: "граница". Не пришло оно в шариате в отношение Аллаха, но если имеется в виду отделенность Творца от творений - это истина. Если же имеется в виду какая-та материя, а на это нет указания в шариате - отвергаем.
Так же со словом "направление" (джиха). Оно не пришло в шариатских контекстах, но если имеется в виду возвышенность, то что Аллах над Своими творениями, над Троном возвысился, в верху - принимаем. А если имеется в виду сторона и направление присуще творениям - отвергаем.