что Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, запретил в пищу всякого, кто обладает клыками из числа хищников. Приводится у аль-Бухари и Муслима.
Также от Абу Хурайры, доволен им Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, сказал:
أكل كل ذي ناب من السباع حرام «Принимать в пищу всякого, кто обладает клыками из числа хищников - харам». Приводит Малик в сборнике «аль-Муватта».
И так как эти животные запрещены в пищу, их кожа будет нечистой (наджас), но мнения учёных относительно того становится ли такая кожа чистой после обработки или нет - разделились. Однако более явным является мнение, что кожа после выделки становиться чистой в соответствии с общим смыслом хадиса об обработке шкур.
Также учёные разделились, что подпадает под понятие «хищников»:
- По мнению Абу Ханифы – это те звери, которые питаются мясом.
- По определению аш-Шафии – это агрессивные виды, т.е. которые имеют особенность нападать на людей и животных, используя сильные клыки.
- По другому мнению – это все звери, имеющие клыки.
4- Кожа животных, мясо которого НЕ дозволено употреблять в пищу и оно не относится к хищникам. Здесь также учёные разделились, делает ли обработка их кожу чистой. Часть из них сказали, что она становиться чистой, другие предпочли, что обработка делает чистой только кожу дозволенных в пищу животных.
Что же касается вопроса использования изделий из норковой кожи, то его можно рассмотреть с таких позиций:
1- Положение норки с позиции дозволенности употребления в пищу её мяса. Ибн Кудама в правовой энциклопедии «аль-Мугни», в главе «ас-Сайд ва аз-забаих» приводит что:
- По мнению аш-Шафии употребление норкового мяса - дозволено.
وقال الشافعي: ابن عرس مباح; لأنه ليس له ناب قوي، فأشبه الضب
С этой позиции, этот случай применим к вышеприведённым 1-му и 2-му пунктам.
- По мнению ханбалитов и ханафитов его употребление - харам, в соответствии с общим запретом из хадиса о клыкозубых хищниках, а также из-за того, что этот вид воспринимается как брезгуемый и неприятный, и относится к общему смыслу слов Всевышнего Аллаха:
وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ «...и дозволяет для них благое и запрещает им скверное». (сура «аль-Аъраф», 157)
Поэтому, согласно этому мнению норковая шкура сама по себе является наджасом после снятия. Это мнение более предпочтительно, так как соответствует прямому тексту хадиса о запрете в пищу клыкозубых хищников.
Но остаётся вопрос становится ли она чистой после обработки, т.е. разрешённой к использованию. Относительно этого, мнения также разделились и часть учёных настаивают, что чистой в результате обработки может стать только кожа животного, дозволенного в пищу. Другие же говорят, что шкура в результате обработки очищается, что представляется более явным, т.к. прямо согласуется с обобщительными словами Пророка
إذا دبغ الإهاب فقد طهر «Шкура, после обработки становится чистой».
Однако сторонники первого мнения аргументируют свой выбор, опираясь на смысл из хадиса от Салямы ибн аль-Мухаббик, когда Посланник Аллаха попросив воды у некой женщины и узнав что сосуд у неё из мертвечинной кожи, спросил прошла ли обработку шкура, и получив утвердительный ответ, сказал:
فَإِنَّ دِبَاغَهَا: ذَكَاتُهَا «Выделка кожи – и есть забой». Приводит ан-Насаи, аль-Альбани назвал хадис достоверным. В хадисе тот факт, что «выделка кожи» сопоставлена с «забоем», указывает на то что она действительна только к дозволенным в пищу животным, так как «забой» - это термин, применяемый только к таким животным. Ибн Таймиййа, рассматривая этот вопрос говорит так:
ومأخذ التردُّد أنَّ الدباغ هل هو كالحياة فيطهِّر ما كان طاهراً في الحياة؟ أو هو كالذكاة؛ فيطهِّر ما طُهِّر بالذكاة؟ والثانـي: أرجح
«Основа разногласия в том, что «выделка кожи» либо как жизнь - т.е. делает чистым то, что было чистым при жизни, либо как «забой» - делает чистым то, что становится чистым путём забоя, но второе - точнее». (Маджмуу аль-фатава, 25/95-96). Из современных учёных это мнение поддержали ибн Баз, ибн Усяймин и др.
2- Общий запрет на использование кожи «хищных» зверей. От аль-Микдама ибн Маадикяриба, доволен им Аллах, передаётся:
سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهى عن لبس جلود السباع والركوب عليها «Я слышал, как Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, запрещал носить шкуры хищников и садиться на них верхом». Приводит Абу Дауд, аль-Альбани определил этот хадис как достоверный.
В соответствии с этим кожу таких животных использовать нельзя, причём запрет тут не обязательно связан с тем, что это кожа является наджасом или нет. Учёные говорят, что смысл запрета возможно в том, что использование шкур хищников относится к излишеству, расточительству, кичению, высокомерию.
Другие из них рассматривают хадис как исключение из общего смысла хадиса об обработки шкур. Также есть кто считает, что в хадисе говорится о запрете на кожу хищников до обработки, а после обработки её положение затрагивает общий смысл хадиса об обработки шкур.
Но хотя, как было указано выше, норки не у всех попадают под понятие «хищник», в данном случае понимание хадиса в ракурсе «показателя богатства» придаёт дополнительный оттенок по отношению к норковым шубам.
3- Общий запрет на удержание в жёстких условиях в неволе, томление животных и причинение страданий с целью осуществления своих выгод, наживы или забав, а в данном случае с целью получения с них шкурок.
Насколько известно, получение шкурок пушных зверей вообще и норок в частности сопровождается содержанием их в маленьких клетках, в тесноте и грязи, в атмосфере пропитанной отравленным их испражнениями воздухом и т.д. К тому же в конце этого их ожидает мучительная смерть путём пропуска электрического тока через анальное отверстие, отравление газом и другое. Во многих случаях для получения лучшего качества шкурки процесс убийства производят поспешно, снимая шкурки с ещё живых животных.
Такие действия и отношение к живым существам в Исламе запрещены и недопустимы. От сына Умара, доволен ими Аллах, передаётся, что он сказал: سمعت رسول الله - صلى الله عليه وسلم - ينهى أن تُصْبَرَ بَهيمَةٌ أو غيرُها للقتلِ «Я слышал, как Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, запрещал томить четвероногих и других животных перед тем как убить». Хадис согласован (т.е. приводится у аль-Бухари и Муслима) и речь в нём идёт о запрете держать живых существ взаперти и принуждать их страданиям перед смертью.
Также от Абу Йааля Шаддада ибн Ауса, доволен им Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, сказал: إِنَّ اللهَ كَتَبَ الإِحْسَانَ عَلَى كُلِّ شَيءٍ. فَإِذَا قَتَلْتُمْ فَأَحْسِنُوا القِتْلَةَ، وَإِذَا ذَبَحْتُمْ فَأَحْسِنُوا الذِّبْحَةَ، وَلْيُحِدَّ أَحَدُكُمْ شَفْرَتَهُ، وَلْيُرِحْ ذَبِيْحَتَهُ «Воистину, Аллах предписал всякую вещь делать хорошо. Даже если вы убиваете, то убивайте по-хорошему, если совершаете забой, то делайте это хорошо. Пусть человек хорошо наточит свой нож и не мучает животное». Хадис приводит Муслим.
Поэтому жестокое обращение к животным, мучительная смерть и причинение им страданий перед смертью – неприемлемо, даже если речь идёт о шариатском «забое», уже не говоря об убийстве животных, мясо которых не может быть съедено, в таком случае это ещё и расточительство жизнью и правами зверей.
Далее от ибн Умара, доволен ими Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, لعن من اتخذ شيئا فيه الروح غرضا проклинал тех, кто избрал для цели то, в чём есть душа. Хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Также от сына Аббаса, доволен ими Аллах, передаётся что Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, сказал:لاَ تَتَّخِذُوا شَيْئاً فِيهِ الرُّوحُ غَرَضاً «Не берите для своих целей, то в чём есть душа». Приводится у Муслима.
В этих хадисах также говорится о том, что недопустимо распоряжаться жизнями животных и причинять им муки и страдания, например используя их в качестве мишени или с целью снятия с них кожи.
В другом хадисе от ибн Умара, доволен ими Аллах, передаётся также, что Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, لعن من مَثَّل بالحيوان проклинал тех, кто членит животных. Приводится у аль-Бухари. И в пояснениях к хадису приводится, что под «членением» подразумевается отрезание частей тела ещё живых животных.
Таким образом, эти и другие хадисы говорят о милосердии к животным и явном запрете на издевательства и содержание их в неволе, вынуждая страдать для того чтобы потом подвергнуть жестокому убийству.
4- Общий запрет на показуху, кичение, хвастовство, стремление выделиться и показать своё преимущество. Со слов ибн Умара сообщается, что Посланник Аллаха, благословение Аллаха ему и мир, сказал:
«Кушайте, расходуйте и одевайтесь без расточительства и гордыни». Приводит ан-Насаи, аль-Альбани определил его как хороший.
В итоге, если брать мнение о недозволенности употребления норки в пищу, а затем мнение о том что выделка её шкуры не устраняет её нечистотность – то использование таких изделий не дозволено, в первую очередь, по причине её нечистоты, и не допустимо, например, в такой одежде читать намаз, т.к. она будет считаться наджас.
Если же принять мнение о дозволенности употребления норки в пищу или взять мнение о недозволенности, но чистоте её шкуры после обработки, при этом не считая её «хищником» - то использовать её нельзя согласно общему аяту وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ «...и не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (сура «аль-Маида», 2), так как в этом проявляется соучастие в грехе жёсткого отношения и мучительной смерти животных. А также потому, что шариат не приемлет расточительства и высокомерности, (если расценивать ношение норковых шуб как показатель достатка и престижа).
Таким образом, использование изделий из норкового меха, а в частности норковых шуб - НЕ ДОЗВОЛИТЕЛЬНО.
А Аллах знает лучше!