Лгать вшутку - харам?
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Лгать вшутку - харам?
Я люблю подшутить с друзьями. При этом приходится, мягко сказать "приврать", например, когда мы собираемся вместе, и просто общаемся, для шутки я говорю всем, что вот он - дурак, но это просто шутка, так как все ведь знают, что он не дурак, и я просто шучу. Харам ли так шутить?
-
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 08 июл 2011, 14:18
- Контактная информация:
Re: Лгать вшутку - харам?
Аллах Всевышний сказал:
«...и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах — Приемлющий покаяние, Милосердный».
(«Комнаты», 12)
Глава: В которой разъясняется, какая ложь разрешена
Знай, что хотя в основе своей ложь является запретной, в некоторых случаях она всё же разрешается, но только если будут соблюдены условия, которые были разъяснены мной в книге «Аль-Азкяр».
Вкратце (суть их сводится к следующему):
Поистине, слова являются средством достижения (различных) целей. Если говорить о любой похвальной цели, которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради её достижения запрещено. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать ко лжи разрешается. Далее, если достижение такой цели является дозволенным (мубах), то дозволенной будет и ложь, а если достижение её является обязательной (ваджиб), то обязательной будет и ложь. Так, если мусульманин скрывается от притеснителя, который хочет его убить или присвоить его имущество, или если он прячет своё имущество, а какого-нибудь человека спросят о нём, (этот человек) должен будет солгать относительно сокрытия этого имущества. Точно так же, если у него будет находиться что-нибудь отданное ему на хранение, а притеснитель захочет забрать это, (человек) будет обязан солгать относительно сокрытия этого. Безопаснее всего в подобных случаях говорить неясно, иначе говоря, преследовать правильную цель, произнося слова, и не лгать в этом отношении, даже если внешне это будет выглядеть как ложь и таковым это будет являться по отношению к собеседнику. И если он откажется от намёков и будет просто лгать, то в подобном случае это запретным не является.
В качестве доказательства допустимости лжи в подобных обстоятельствах улемы ссылались на хадис, передаваемый со слов Умм Кульсум, да будет доволен ею Аллах, в котором сообщается, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Не является отъявленным лжецом4 тот, кто (лжет, стараясь) примирить людей между собой и сообщая (им) нечто благое (или: ...говоря благое)».
(Аль-Бухари; Муслим)
В версии Муслима к этому добавлено (следующее):
Умм Кульсум сказала: «И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди, если не считать трёх случаев», - имея в виду войну, попытки привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу.
«...и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах — Приемлющий покаяние, Милосердный».
(«Комнаты», 12)
Глава: В которой разъясняется, какая ложь разрешена
Знай, что хотя в основе своей ложь является запретной, в некоторых случаях она всё же разрешается, но только если будут соблюдены условия, которые были разъяснены мной в книге «Аль-Азкяр».
Вкратце (суть их сводится к следующему):
Поистине, слова являются средством достижения (различных) целей. Если говорить о любой похвальной цели, которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради её достижения запрещено. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать ко лжи разрешается. Далее, если достижение такой цели является дозволенным (мубах), то дозволенной будет и ложь, а если достижение её является обязательной (ваджиб), то обязательной будет и ложь. Так, если мусульманин скрывается от притеснителя, который хочет его убить или присвоить его имущество, или если он прячет своё имущество, а какого-нибудь человека спросят о нём, (этот человек) должен будет солгать относительно сокрытия этого имущества. Точно так же, если у него будет находиться что-нибудь отданное ему на хранение, а притеснитель захочет забрать это, (человек) будет обязан солгать относительно сокрытия этого. Безопаснее всего в подобных случаях говорить неясно, иначе говоря, преследовать правильную цель, произнося слова, и не лгать в этом отношении, даже если внешне это будет выглядеть как ложь и таковым это будет являться по отношению к собеседнику. И если он откажется от намёков и будет просто лгать, то в подобном случае это запретным не является.
В качестве доказательства допустимости лжи в подобных обстоятельствах улемы ссылались на хадис, передаваемый со слов Умм Кульсум, да будет доволен ею Аллах, в котором сообщается, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Не является отъявленным лжецом4 тот, кто (лжет, стараясь) примирить людей между собой и сообщая (им) нечто благое (или: ...говоря благое)».
(Аль-Бухари; Муслим)
В версии Муслима к этому добавлено (следующее):
Умм Кульсум сказала: «И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди, если не считать трёх случаев», - имея в виду войну, попытки привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу.
-
- Сообщения: 1192
- Зарегистрирован: 13 мар 2010, 09:54
Лгать вшутку - харам?
Ас-саляму'алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
Вот некоторые хадисы на эту тему:
1 - От Му'ауии ибн Хайды, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Горе тому, кто рассказывает что-либо и при этом лжет, чтобы насмешить людей. Горе ему, горе ему!»
(передал имам Тирмизи 2315. Достоверность хадиса подтвердили имам абу Иса ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, имам ас-Сан’ани и шейх аль-Альбани)
2 - От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Может быть так, что человек произнесет слово для того, чтобы насмешить своих друзей и за это слово Аллах разгневается на него и не будет доволен им, до тех пор, пока не введет его в Огонь!»
(передал абу аш-Шейх. Хадис хороший. см. “сахих ат-таргъиб” 4163)
Поэтому тот, кто шутит пусть не говорит ничего, кроме правды, и не пытается своей шуткой, даже если она правдивая, опорочить или унизить мусульманина! А посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Поистине, я шучу, но я не говорю ничего, кроме истины».
(приводит аль-Хатыб, ат-Табарани. Хадис достоверный. см. «сахихуль-джами’» 2494)
Вот некоторые хадисы на эту тему:
1 - От Му'ауии ибн Хайды, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Горе тому, кто рассказывает что-либо и при этом лжет, чтобы насмешить людей. Горе ему, горе ему!»
(передал имам Тирмизи 2315. Достоверность хадиса подтвердили имам абу Иса ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, имам ас-Сан’ани и шейх аль-Альбани)
2 - От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Может быть так, что человек произнесет слово для того, чтобы насмешить своих друзей и за это слово Аллах разгневается на него и не будет доволен им, до тех пор, пока не введет его в Огонь!»
(передал абу аш-Шейх. Хадис хороший. см. “сахих ат-таргъиб” 4163)
Поэтому тот, кто шутит пусть не говорит ничего, кроме правды, и не пытается своей шуткой, даже если она правдивая, опорочить или унизить мусульманина! А посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Поистине, я шучу, но я не говорю ничего, кроме истины».
(приводит аль-Хатыб, ат-Табарани. Хадис достоверный. см. «сахихуль-джами’» 2494)
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: PetalBot и 3 гостя