Уа алейкум Ассалям.
Вопрос задаётся шейху Абу АбдульМуыззу Мухаммаду ибн Али Фаркусу
Вопрос:
Спрашивающая интересуется, Можно ли её или кому-то другому помимо неё использовать мечеть для как место для заработка на жизнь, посредством проведения уроков (либо по ликвидации безграмотности, либо уроков касающихся школьной программы) . Это при том, что женщина нуждается в деньгах, и не может найти работу, которая избавила бы её от поисков денег. При этом у неё есть мысль , сделать часть зароботка в пользу мечети, потому что помимо мечети у неё нет другого места где она могла бы преподавать уроки и зарабатывать деньги. В таком случае она подобна тому, кто снимает помещение для работы. Также её (первоочередная) цель от преподавания уроков заключается в том чтобы это было ради Аллаха, да укрепит нас Аллах на этом. И если бы нужда не толкала бы нас к мыслям о взятии платы, то мы бы, то мы не делали бы этого.
Если это разрешено , то пусть Аллах благословит, и для мечети будет польза, а если этого нельзя делать, то мы оставим это и будем просить у Аллаха Всевышнего прощения.
Надеюсь, что я не слишком много написала. Мы Вам очень признательны и очень Вас уважаем, пусть Аллах благословит Вас и вознаградит Вас за добро которое Вы нам делаете. Ассаляму алейкум ва рахмату -Ллахи ва баракатух.
Ответ:
Хвала Аллаху Господу миров , Мир и благословения тому кого Аллах послал как милость для миров, а также его семье, еего сподвижникам и его братьям до самого Судного Дня. И затем:
Если сдаётся в аренду неотъемлемая часть мечети на условиях, предполагающих, что будет утеряна вакуфная сущность места отведенного специально для зикра и молитвы, то такие действия не действительны (переводчик: а значит запрещены), потому что вакф является обязательным. А так как он является обязательным, то не разрешается продавать его, дарить его, или распоряжаться каким то образов в следствии которого будет потеряна его вакуфность.
Если же в аренду будет сдана часть относящаяся к мечети, как например помещение, которое примыкает к мечети и поэтому тоже носит название мечети, либо отдельно от мечети, но является его неотъемлемой частью, и при этом ( при аренде) ни как не будет утеряна вакуфность мечети, тогда следует посмотреть, в предмет преподавания. Если она имеет какую то связь с целью для которой построены мечети, соответствует её предназначению, то тогда это разрешается, как например преподавание шариатских наук, заучивание Корана итд. Если же ведётся преподавание каких-то безвредных полезных мирских наук, то это разрешается временно, настолько насколько в этом есть нужда (у общества), но не на постоянной основе. И решать это должен тот кому вменено в обязанность следить за данным вакфом и доводом является его оценка.
А Аллах знает об этом лучше, и в завершении скажем, что всю хвалу мы возносим Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду , его семье, егос сподвижникам, и всем кто последовал за ними до Судного Дня.
Алжир : 9 Шаабана 1418 год, соответствует 9 декабря 1997 года р.х.
► Показать
تدريس المرأة في المسجد مع أخذ الأجرة لسماحة الشيخ أبي عبدالمعز محمد علي فركوس.
السؤال للفتوى رقم 215
سائلة تودُّ معرفة ما إذا كان يجوز لها –أو لغيرها- اتِّخاذ المسجد مكانا لاكتساب الرزق وذلك بتقديم دروس (سواء في محو الأمية أو دروس تتعلق بالبرامج الدراسية) مع العلم أنّها بحاجة للمال ولم تجد عملا يغنيها عن ذلك، إضافة إلى أنّها فكرت في جعل نصيب من ذلك المال للمسجد، لأنّه بدون المسجد لا وجود لمكان آخر لتقديم هذه الدروس واكتساب هذا المال، فكان ذلك كمن يكتري محلا لهذا العمل، مع العلم أنّ القصد من تقديم هذه الدروس هو وجه الله تعالى –ثبتنا الله على ذلك- لولا أنّ الحاجة دفعتنا للتفكير في أخذ الأجر لامتنعنا عن هذا العمل، فإذا كان جائزا فاللّهم بارك، وسيكون للمسجد نصيب، وإن لم يكن جائزا رجعنا عن ذلك وتبنا إلى الله تعالى.
أرجو أن لا أكون قد أطلت في الكلام، وتقبل منّا فائق التقدير والاحترام، وبارك الله فيك وجزاك عنّا كلّ خير، والسلام عليكم ورحمة الله وبركاته.
الجواب:
الحمد لله ربّ العالمين، والصلاة والسلام على من أرسله الله رحمة للعالمين، وعلى آله وصحبه وإخوانه إلى يوم الدين، أمّا بعد:
فإذا كانت تستأجر أحد جوانب المسجد التابعة له تبعية قرار بحيث تزيل بهذا الفعل وقفية المسجد المخصصة للذكر والصلاة فإنّ هذا التصرف لا يصح للزوم الوقف، ومتى لزم فلا يجوز بيعه ولا هبته ولا التصرف فيه بأي شيء يزيل وقفيته.
أمّا استئجار أحد جوانب المسجد التابعة له تبعية اسمية أو منفصلة عنه بحيث لا تزيل وقفيته، فينظر في مضامين التدريس فإن كانت متجانسة مع مقاصد المسجد ومتفقة مع غايته فيجوز ذلك كتدريس العلوم الشرعية وتحفيظ القرآن ..أمّا إن كان التدريس واقعا على العلوم الدنيوية النافعة دون الضارة فيجوز مؤقتا بحسب الحاجة لا على سبيل الدوام والتأبيد، والأمر يرجع إلى ناظر الوقف وسلطان تقديره(١).
والله أعلم؛ وآخر دعوانا أن الحمد لله ربّ العالمين وصلى الله على محمد وعلى آله وصحبه والتابعين لهم بإحسان وسلم تسليما.
الجزائر في 9 شعبان 1418ﻫ الموافقﻟ : 9 ديسمبر 1997م