С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 93 (1/10)
О действиях во время лечения, приводящих к нарушению поста
Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Десятой сессии, созванной в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) 23-28 месяца сафар 1418 года по хиджре (28 июня – 3 июля 1997 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию исследований на тему «Действия во время лечения, приводящие к нарушению поста», а также с результатами исследований и рекомендациями, выработанными на Девятом медицинско-правоведческом семинаре, проведенном Исламской организацией медицинских наук совместно с Академией и другими организациями в Касабланке (Королевство Марокко) 9-12 месяца сафар 1418 года по хиджре (14-18 июня 1997 г.);
заслушав дискуссию по этому вопросу, в которой приняли участие мусульманские правоведы (факихи) и медики;
приняв во внимание предписания Корана и Сунны, а также мнения мусульманских правоведов (факихов);
постановил:
К не нарушающим пост относятся следующие медицинские процедуры:
-закапывание лекарств в глаза, нос и уши, мытье ушей, орошение носа аэрозолью при условии, что больной не сглатывает жидкость, стекающую в глотку;
-использование лингвальных таблеток для лечения различных заболеваний при условии, что больной не сглатывает жидкость, стекающую в глотку;
-введение суппозиториев, уретроскопа, пальца во влагалище или попадание в него воды при умывании;
введение уретроскопа или спирали в матку;
-введение через мочеиспускательный тракт катетера, цитоскопа, рентгено-затеняющих веществ, лекарств, жидкости для промывания мочевого пузыря;
-сверление зубов, удаление зубов, чистка зубов зубной щеткой и пастой, использование зубочисток при условии, что человек не сглатывает вещества, попадающие в глотку;
-полоскание рта и горла, использование аэрозолей для лечения заболеваний ротовой полости при условии, что человек не сглатывает вещества, попадающие в глотку;
-введение лекарств путем подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций, за исключением капельниц и введения питательных веществ;
-дыхание через кислородные маски;
-введение анестезиологических веществ при условии, что больному не вводятся питательные вещества;
-нанесение веществ, впитываемых организмом через кожу, например мазей, кремов; использование повязок с лекарственными и химическими препаратами;
-введение катетера в артерию для проведения коронографии или лечения аорты и других артерий и органов;
введение эндоскопа через прокол в брюшной стенке для обследования кишечника или проведения хирургической операции;
-биопсия печени и других тканей, если это не сопровождается введением жидкости в организм;
-гастроскопия, если она не сопровождается введением в организм жидкости или других веществ;
-введение инструментов или лекарственных препаратов в полость черепа или спинномозговой канал;
-непроизвольная рвота, в отличие от искусственно вызванной рвоты.
Врач-мусульманин обязан посоветовать пациенту отложить, по возможности, вышеуказанные процедуры до времени прекращения поста.
Отложить вынесение постановлений в отношении отдельных медицинских процедур в целях их дальнейшего изучения и исследования их воздействия на организм постящегося, обратить особое внимание на подобные случаи, изложенные в хадисах Пророка Мухаммада (САС) и высказываниях его сподвижников (асхабов) (РА), в частности:
-вдыхание дыма и аэрозольные ингаляции;
-кровопускание и лечение пиявками;
-сдача крови на анализ, сдача крови донором и переливание донорской крови;
-инъекции, используемые для лечения почечной недостаточности (гемодиализ);
-введение инъекций, суппозитория, эндоскопа или пальца в задний проход для медицинских процедур;
-проведение хирургических операций под общей анестезией, если больной вознамерился с ночи держать пост и не получал никакой питательной жидкости.
Аллах всезнающий!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Да будут благословение и мир
Мухаммаду – нашему господину и последнему из пророков,
его роду и его сподвижникам!