Работа адвокатам (юристом)

Вопросы о халяле и хараме
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
abu zeinab
Сообщения: 1192
Зарегистрирован: 13 мар 2010, 09:54

Работа адвокатам (юристом)

Непрочитанное сообщение abu zeinab »

حكم العمل في المحاماة
[/arab]
Постановление о дозволенности работать адвокатом.


Работая адвокатом сам адвокат может столкнуться с тем, что будет помогать злу или защищать его, т.к. адвокат хочет доказать невиновность того, кого он защищает, может быть даже и виновного в том или ином деле. По этой причине будет ли его заработок дозволенным и есть ли какие-то условия для того, чтобы можно было заниматься этим делом ?

Ответ:

Хвала Аллаху.
Адвокатская деятельность, адвокатура (المحاماة) взято от слова защита (الحماية), и если же защита будет защитой зла, то нет сомнения в том, что это запретно, т.к. это будет совершением того, что запретил Аллах Всевышний сказав:

وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ


Не помогайте друг другу в грехе и вражде

(сура аль-Маида, 2)

Если же адвокатская деятельность будет направлена на защиту добра, то это будет дозволенным и похвальным делом, кот. приказал Всевышний Аллах сказав:

تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى


Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности

(сура аль-Маида, 2)

И исходя из этого, тому, кто решил заняться этим, ему следует обязательно, прежде чем зайти в конкретное судейское дело, изучить судейство и изучить дело того, кто обратился к нему за помощью. И если будет истина с тем кто обратился к нему, то он должен начать содействовать ему в истине и защищать его. Однако если истина будет не с тем, кто обратился к нему, то он всё равно должен зайти в это дело с целью обратной, т.е. сделать так, чтобы не зашёл тот, кто обратился к нему в грех перед Аллахом ! Это потому, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

انصر أخاك ظالما أو مظلوما. فقال رجل يا رسول الله أنصره إذا كان مظلوما أفرأيت إذا كان ظالما كيف أنصره ؟ قال تحجزه أو تمنعه من الظلم فإن ذلك نصره


«Помоги своему брату злотворящему и тому, над кем совершается зло !»
Один человек спросил: « О посланник Аллаха, я помогу тому, кому причиняется зло, а как мне помочь тому, кто совершает это зло ? И посланник Аллаха сказал:
«Удерживай его (или запрещай ему) от совершения зла, и это и будет твоей помощью ему !»

(Хадис приводит имам аль-Бухарий (6552), от Анаса, да будет доволен им Аллах. В другой версии хадиса у имама аль-Бухарий (2312), пророк, , ответил:

تأخذ فوق يديه
[/arab]
«Возьми его за руки (и удержи)»
.)

И если известно адвокату, что тот, кто просит его помощи, не на истине, то адвокат обязан сделать ему наставление, предостеречь его от последствий, предостеречь его от того, чтобы он заходил в этот процесс, и так же разъяснить ему весь вред последствий и ложность его просьбы, до тех пор, пока он не оставит это.


هل يجوز العمل في مهنة المحاماة ؟


Разрешено ли работать адвокатом ?


Я надеюсь на то, что вы ответите мне на мой вопрос в моем серьёзном деле, кот. я объясню вам. Есть ответы на вопрос подобный моему вопросу, однако я хочу от вас разъяснений по многим другим проблемам, и прошу вас не отклонять мою просьбу. Я окончил юридический институт несколько лет назад, и я теперь работаю адвокатом, не постоянно. В то время когда я поступал в этот институт у меня не было понимания в религии, а затем когда я закончил его, я узнал о том, что является большим грехом судить не на основание ниспосланного Аллахом шариата, и я обнаружил, что многие законы моей страны противоречат шариату Всевышнего Аллаха и не соответствуют тем границам, кот. Он установил.
Поэтому мне хотелось бы узнать (спросить), разрешено ли мне практиковаться в этой области, т.е. работать адвокатом, зная, что законы, по кот. происходит суд, противоречат законам Всевышнего Аллаха ?
И будет ли мне записан большой грех, т.к. я использую (или пользуюсь) законы, кот. противоречат шариату ?
Но прежде вашего ответа в моем деле, я хотел привести вам несколько деталей из моей работы, может быть я где-то прав а где-то нет, и вы, исходя из этого, сможете, с дозволения Аллаха, поправить меня и указать на ошибки:
Поистине я недоволен теми законами, кот. противоречат законам Аллаха, независимо от того, принесут ли они пользу или нет. И в своей работе, я по мере сил буду стараться держаться подальше от того, чтобы использовать эти законы. И если я увижу, что некоторые законы противоречат законам шариата, то оставлю их, даже если смогу хорошо заработать на этом деле.
Буду ли я судящем не по закону Аллаха, если буду использовать эти законы для того, чтобы отстаивать права людей, отстаивать истину, а не ложь ?
Например, если я буду использовать таможенный кодекс, с его законами или налоговый кодекс, кот. в большинстве подавляющем противоречат законам Аллаха, для того, чтобы вернуть права людей, кот. были ущемлены этими органами.
После моего пояснения, разрешается ли мне практиковаться в качестве адвоката, если я буду отдалённым от противоречий шариату, кроме случаев крайней необходимости (даруры), чтобы помочь людям вернуть свои права ? И будет ли это судом не на основание шариата Аллаха ?
Так же будет ли трата времени на прочтения книг по законам (кодексы) и трата имущества на них из того, чем недоволен Аллах ?
И будет ли это чтение этих книг (кодексов и законов) запретным, если я не буду пользоваться ими в дальнейшем, а просто хочу узнать о тех законах, кот. в них ?
Должен ли я оставить эту работу и сжечь эти книги без сожаления или же считать эту работу как средство и причину для пропитания но уже в другом ракурсе, кот. не идёт в разрез с шариатом, т.е. используя эти законы, восстанавливать наши права и делать так, чтобы наши права не были ущемлены ?


Ответ:

Хвала Аллаху !
Во-первых: мы просим Аллаха, чтобы он освободил вас от забот, и дал вам большую награду. Ответ на вопрос об адвокате был дан 9496 (первый вопрос).
Сама по себе профессия не является запретной, т.к. там нет того, что противоречило бы законам Аллаха, скорее всего адвокат является опорой для того, кто обратился к нему и он содействует ему, является представитель в разногласиях между клиентом и оппонентом.
Однако адвокат прежде должен проверить и разобраться в том, куда он вовлекается. И если в этом деле выяснится, что истина за тем, кто обратился к нему, и что необходимо отвести от него угрозу и несправедливость, то тогда дозволено ему защитить его, т.е. участвовать в этом, с целью вернуть подопечному его права. И это заходит в содействие в благом и в богобоязненности.
Если же в этом деле будут ущемлены права других людей и это дело будет против них, тогда не дозволено содействие в этом, т.к. это содействие будет в грехе и вражде.
Аллах Всевышний сказал:

تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ


Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности и не помогайте друг другу в грехе и вражде, бойтесь Аллаха, поистине Аллах силён в наказании !

(сура аль-Маида, 2)

И чтобы добавить тебе спокойствия и уверенности мы предоставим тебе фетвы обладающих знанием в этом вопросе:

1. Спросили шейха ‘абдуль-‘Азиза ибн База, да помилует его Аллах:
Какое постановление шариата относительно работы адвокатом ?

Он ответил:
«Я не знаю запрета на то, чтобы работать в адвокатуре, т.к. это представительство человека в защите его же и отстаивание его прав, если нет в этом преднамеренной лжи. Это подобно любому другому представительству (الوكلاء)».
(фатау аль-ислямия 3/505)

2. Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах:
Какого ваше видение в работе адвокатом, чтобы защитить людей и торговлю, кот. вовлечены в риба ?

Ответ:
«Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора:
1 – это случай, когда адвокат знает о деле, и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено.
2 – это случай, когда идёт защита лжи, или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено.
Аллах Всевышний сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:

وَلا تَكُنْ لِلْخَائِنِينَ خَصِيمًا


Не будь заступником для изменников (обманывающих)

(сура ан-Ниса, 105)

И мы знаем, что если в этом деле не будет лжесвидетельства и обмана, и будет отстаивания истины, то тогда это будет дозволенным. Особенно, если тот, кто обращается за защитой, будет слабым и не сможет отстоять сам свою правоту. И защита слабого тому кто сильнее его является дозволенной в шариате.
Аллах Всевышний сказал:

فَإِنْ كَانَ الَّذِي عَلَيْهِ الْحَقُّ سَفِيهًا أَوْ ضَعِيفًا أَوْ لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يُمِلَّ هُوَ فَلْيُمْلِلْ وَلِيُّهُ بِالْعَدْلِ


И если тот, кто берёт в долг, будет слабоумным или немощным, и не может сам диктовать, то пусть диктует его доверенный по справедливости

(сура аль-Бакара, 282)

И защита слабого, помощь ему в отстаивание его права вещь благая.
Если же помощь будет тому, кто не является правым, и от этого пострадают правые, и это будет защитой зла, или использование ложного свидетельства и ухищрений, и все это будет известно адвокату, то такая помощь запретна. Как например защита или заместительство в деле риба или в запрещённом. Это запретно.
И мусульманину нельзя будь заместителем или доверенным в несправедливости, и нельзя будь адвокатом (защитником) в конкретных делах, кот. связаны с риба, т.к. это может навлечь проклятие Аллаха !»

(сборник фетв шейха Фаузана 3/288,289)

Во-вторых: вы находитесь в стране, кот. не судит по закону Аллаха, и управление там по другим внедрённым законам, но это не говорит о том, что вам запрещено там работать в адвокатуре, если это есть причина для защиты истины и устранения зла. И если не будут люди обращаться за судом в случаях ущемления прав, то тогда люди будут кушать права друг друга и будет хаос !
Однако, если судить или использовать эти законы больше, чем необходимо для достижения истины, то это будет запретным ! Дозволено только взять то, что принадлежит по право !
В этом случае не будет греха ни на обратившемся за помощью ни на защитнике в использование законов не шариатских !
Однако грех будет тогда, когда произойдёт подмена шариата на эти законы, и обязывание людей следовать им в установление истины ! Как на это указал ибнуль-Кайим в книге: «ат-турук аль-хакимия», на стр. 185.
И поэтому, я не наставляю тебя, чтобы ты оставил это работу ! Скорее я наставляю тебя, чтобы ты был постоянен в этом, чтобы продвигался в изучение этого, с помощью книг и слушая старших и опытных адвокатов, т.к. люди нуждаются в адвокатах, кот. заслуживают доверия, и кот. смогут вернуть им их права !
Главное, чтобы цель твоя была в помощи тем, кому причинили вред, и я радую тебя словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

مَن مَشى مع مظلوم حتى يُثْبِتَ له حَقَّهُ ثبَّت اللهُ قدميْهِ على الصراطِ يومَ تَزِلُّ الأقدام


«Тот, кто пойдёт с униженным, чтобы вернуть ему его права, и вернёт их, укрепит его стопы Аллах на мосту в день, когда будут стопы на нём поскальзываться !»

(Хадис приводит ибну аби Дунья. Так же о том что он хасан сказал шейх Альбаний в «сахих ат-таргийб», после хадиса № 2614)
И Аллах лучше знает.
(ответы с сайта шейха Мунаджида)


Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 41 гость