Ва аляйкум ассалям ва рахматуЛлах!
В Постоянный комитет по принятию правовых решений (фатв) поступил вопрос об играх в карты, в случае когда они не отвлекают от намазов и не на деньги, на что было отвечено:
«Играть в карты – не дозволено, хоть и бесплатно, так как сама суть таких игр – это отдалять от поминания Всевышнего и от намаза, даже если думают, что они не отвращают от этого. Также эти игры являются средством к азарту, запрещённому священным текстом Корана, где Всевышний говорит:
إنما الخمر والميسر والأنصاب والأزلام رجس من عمل الشيطان فاجتنبوه لعلكم تفلحون
«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же этого, - быть может, вы преуспеете» (сура «аль-Маида», 90)
Эти игры влияют на общество, так как здоровое общество крепится на двух вещах: следовать повелениям Творца и сторониться Его запретов, а когда что-то из предписаний оставляется либо совершается что-то из запретного, то общество разлагается. Также и такие игры относятся к факторам, которые влияют на общество, они становятся причиной оставления коллективного намаза, причиной розней, разладов, вражды, беспечности в нарушении запретного, также эти игры развивают лень и нежелание работать». «Фатава ислямия», 4/436
► Показать
سئلت اللجنة الدائمة عن لعب الورق إذا كان لا يلهي عن الصلاة ومن غير أموال فأجابت
اللعب بالورق لا يجوز ، ولو كان بغير عوض ، لأن الشأن فيه أنه يشغل عن ذكر الله وعن الصلاة ، وإن زعم أنه لا يصدُّ عن ذلك ، ثم هو ذريعة إلى الميسر المحرم بنص القرآن ، قال تعالى : ( إنما الخمر والميسر والأنصاب والأزلام رجس من عمل الشيطان فاجتنبوه لعلكم تفلحون ) المائدة .
وهذه اللعبة لها أثر على المجتمع ، فإن روابط المجتمع السليم تتحقق بأمرين : اتباع أوامر الله واجتناب نواهيه ، ويتفكك المجتمع بترك شيء من الواجبات أو فعل شيء من المحرمات ، وهذه اللعبة من العوامل التي تؤثر على المجتمع ، فهي سبب في ترك الصلاة جماعة ، وينشأ عنها التباعد والتقاطع والشحناء والتساهل في ارتكاب المحرمات كما أنها مورثة للكسل عن طلب الرزق
Шайх аль-Альбани на вопрос об игре в карты ответил следующее:
«Речь о карточных играх можно вести с двух позиций:
С позиции, когда игра в карты опирается на случай и удачу – это не дозволено, так как тогда эта игра похожа на нарды, о которых сказал Пророк, благословение Аллаха ему и мир: «тот, кто играет в нарды, подобен тому, кто опустил свою руку в тушу и кровь свиньи», потому как игра в нарды зависит от случая, кидают кубик и если камешек повернётся к нему – удача его. Также карточные игры бывают разных видов, и тот вид игр, где исход зависит от случая и удачи подобен нардам – а это не дозволено. Однако есть другой вид карт, где нужно использовать память и запоминать – в такой игре, с этой позиции, ничего такого. Потому как я различаю между играми, зависящими от случая и удачи и опирающимися на смекалку и память. Но эта дозволенность для игр вообще обусловлена тем, чтобы они не становились причиной удержания игрока от соблюдения обязанностей перед Всевышним, для своей семьи или других людей.
Однако я говорю, что со второй позиции игры в карты также не дозволены, вследствие присутствия там разного рода картинок ... Не думаю, что мусульманин, пропитанный единобожием, будет играть в карты ... Поэтому с этой позиции, игры в карты, считаю совершенно недозволенными»
► Показать
سئل الشيخ المحدث محمد ناصر الدين الألباني [رحمه] الله تعالى عن (لعبة الورق) أو (الشدّة)، فأجاب [رحمه] الله بما نصُّه
"الشدّة الكلام عليها من وجهتين، ويختلف الحكم في اللعب بها من أن يكون مبنيّاً على الحظ واليانصيب، فذلك لا يجوز لأنه يلتقي من هذه الوجهة بالنرد، وقد قال عليه الصلاة والسلام: "من لعب بالنردشير فكأنما غمس يده في لحم خنزير ودمه"، فالنردشير قائم على الحظّ يرمي الزّهر وهو وحظه، ويبدأ حظُّه من انقلاب الحجر عليه، فكذلك (لعب الشدّة) هو أنواع ووجوه، فالوجه القائم على الحظ واليانصيب له شبهٌ بـ(النردشير)، أي: (طاولة الزّهر)، فهو لا يجوز، وهناك نوع آخر: ليس قائماً على الحظ، وإنما قائم على استعمال الحافظة والذاكرة، وهذا على هذا الاعتبار: لا بأس به.
فيختلف الحكم عندي بين أن يكون اللعب مبنيّاً على الحظ واليانصيب، أو أن يقوم على الحافظة والذاكرة.
وهذا الجواز مقيّدٌ بصورةٍ عامّةٍ في كل لعب: أن لا يكون سبباً في إلهاء اللاعب عما يجب عليه من حقوق الله، أو لأهله، أو لأحدٍ من عباد الله.
إلا أني أقول: إن الوجه الثاني لا يجوز أيضاً، ما دام أنّ فيه صوراً تمثّل الكفر والضلال، الصور التي فيها (خوري) وعليه (الصليب)، وصورة فيها (الشاب) و(البنت) وفيها الصلبان المتكررة. فمخالطة المسلم لهذه (اللعبة) وفيها هذه التماثيل؛ لا أظن أن المسلم حينما يكون متشبّعاً بالتوحيد يلعبها ودينه يستلزم منه مقت كل منظر ينافي التوحيد، فلذلك من هديه عليه الصلاة والسلام إذا رأي صليباً على بساطٍ غيَّرَهُ، فهذا الرسول صلى الله عليه وسلم يغيّر الصليب وهو على الثوب، ونحن نرضى بالصليب وهو على الورق، بينما لو كنا مسلمين حقاً، حينما نرى ذلك على الورق نمزّقه شرَّ ممزَّق، فكيف نرضى لأنفسنا اللعب بتلك الأوراق التي فيها التماثيل والصلبان؟!
فبهذا الاعتبار لا أراه جائزاً مطلقاً" انتهى
Шайх ибн Усяймин отвечая на вопрос о положении игр в карты не на деньги, объяснив как игра в них занимает много времени, не замечая проводят много часов, впустую теряя столько полезного и выгодного, упомянул, что шайх Абдур-Рахман ибн Саади назвал эту игру харамом, привёл правило шайха ибн Таймиййи о том что всякая игра, отвлекающая от обязательных предписаний и подталкивающая к плохому становиться запретной. Затем, затронув другие возможные негативы этой игры, сказал: وعلى كل حال فالإنسان العاقل المؤمن المقدر لثمن الوقت لا ينزل بنفسه إلى اللاعب بها
«В любом случае, разумный, верующий и знающий цену времени человек не будет опускаться до уровня играющего в карты».
К тому же в играх в карты отсутствуют исламские принципы, применямые к отдыху и развлечению вообще, так как они не развивают никаких ни практических навыков, ни познавательных, не несут какой-либо социальной пользы, или внутреннего покоя, раслабляющего нервы и успокающего душу, в этих играх нет ничего благого, в них только пустота, крики, споры, убиение времени, и которые в большей степени зависят от случая и угадывания, и зачастую приводят к перепалкам и раздору.
А Аллаху Всевышнему ведомо лучше!