права матери на ребенка после развода?
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
-
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 10 янв 2013, 18:04
- Контактная информация:
права матери на ребенка после развода?
Ассаламу алейкум! у меня такой вопрос после развода ребенок остается у матери но при этом имеет ли отец без согласия матери забирать ребенка к себе или родственники отца?
Re: права матери на ребенка после развода?
Кому достается ребенок в случае
развода?
Фатуа шейха Мухаммада ибн
Ибрахима Али Шейха
С именем Аллаха Милостивого,
Милосердного
Ребенок в Исламе имеет право на
всестороннюю заботу и
воспитание, и эта обязанность
лежит на его родителях. Если же
они в разводе, то ребенок остается
с матерью до тех пор, пока он не
перестанет нуждаться в ее опеке.
Исключением из этого являются те
случаи, когда мать не может
воспитывать ребенка – если она не
обладает здравым рассудком; если
здоровье не позволяет ей дать
ребенку нормальное воспитание;
если она не достигла зрелого
возраста и сама нуждается в
опекуне; если она обладает дурным
нравом или ведет непристойный
образ жизни. В этих случаях
ребенок отдается на воспитание
отцу или другому близкому лицу.
Передают, что Умар ибн аль-
Хаттаб развелся с женщиной из
числа ансаров, которая родила ему
сына ‘Асыма. Однажды Умар
приехал в Кубу, чтобы увести сына.
Когда ребенок игрался возле
мечети, Умар взял его за руку и
усадил перед собой на верховое
животное. В это время к нему
подошла бабушка ребенка и стала
оспаривать его решение. Когда они
обратились на суд к Абу Бакру,
Умар сказал: “Это – мой сын”. То
же самое сказала бабушка ребенка.
Тогда Абу Бакр сказал: “Оставь его
ей”, - и Умар не стал возражать
ему.[Ибн Умар рассказывал, что
однажды одна женщина пришла к
пророку (мир ему и благословение
Аллаха) и сказала: “О посланник
Аллаха! Поистине, мое чрево было
для моего дитя жильем, а мое
молоко было для него питьем, а
теперь его отец развелся со мной
и хочет забрать его у меня!”
Пророк (мир ему и благословение
Аллаха) сказал: «До тех пор, пока
ты не выйдешь замуж за другого, у
тебя больше прав на ребенка».
Ахмад 2/231, Абу Дауд 3/324. Хадис
хороший.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Право
матери на ребенка теряет силу,
если она вышла замуж”. См.
«Шархуль-мамти’» 6/26.]Об этом
сообщил Малик в “аль-Мууатта”.
По словам Ибн аль-Къайима,
впоследствии, во времена своего
правления, Умар выносил решение
на основании этого суждения Абу
Бакра, и никто из сподвижников не
возражал против этого.
Материальное обеспечение
ребенка, даже если после развода
он находится на воспитании у
матери, является обязанностью
отца. Мать в этом случае имеет
право на дополнительное
вознаграждение (алименты) в
соответствии с обычаями той
страны и эпохи, в которой она
живет, потому что плата за
воспитание ребенка подобна плате
за его кормление грудью.
Всевышний Аллах сказал: «Если
они кормят грудью для вас, то
платите им вознаграждение и
советуйтесь между собой по-
хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).
Как мы уже отметили, это
продолжается до тех пор, пока
ребенок не перестанет нуждаться в
материнской опеке, т.е. пока он не
научится самостоятельно есть,
пить, одеваться, купаться и т.п.
Шариат не устанавливает для этого
определенный срок. Это может
произойти в семь, девять или даже
в одиннадцать лет – в зависимости
от разных обстоятельств.
Когда же ребенок станет в
достаточной степени
самостоятельным, родители
должны вместе принять решение,
с кем ему лучше жить дальше. Но
если они не сумеют договориться
самостоятельно, то право выбора
предоставляется ребенку. Абу
Давуд передал со слов Абу
Хурейры, что однажды в такой
ситуации пророк (мир ему и
благословение Аллаха) сказал
мальчику: «Это – твой отец, а это –
твоя мать. Возьми за руку того,
кого захочешь». Он взял мать за
руку, и она ушла вместе с ним.
Передают, что такое решение
выносили Умар, Али и Шурейх. Это
мнение также разделяли ученые
шафиитского и ханбалитского
мазхабов. Тем не менее, ни в
Коране, ни в достоверной Сунне
нет категоричного суждения по
этому поводу. Поэтому
окончательное решение о том, с
кем будет жить ребенок, ложится
на плечи судьи. Он обязан отдать
предпочтение той стороне, которая
сможет лучше позаботиться о
ребенке, принимая во внимание
набожность родителей, их условия
жизни, здоровье и прочие
обстоятельства.[Очень важный
фактор для воспитания ребенка
имеет религиозность и
праведность родителей. Шейхуль-
Ислам Ибн Таймия рассказывал:
“Однажды разведенные родители
пришли к судье относительно
ребенка, с кем лучше ему
оставаться. Судья предоставил
право выбора самому ребенку, и
тот выбрал отца. Тогда мать
мальчика обратилась к судье и
сказала: “Спроси ребенка о
причине такого выбора”. Судья
спросил, и ребенок ответил: “Мама
заставляет меня идти к учителям,
которые иногда наказывают за
невыполненные задания, а папа
отпускает на улицу, и я играю с
детьми”. Выслушав это, судья
вынес решение о полной передаче
родительских прав матери
ребенка”. См. “Найлюль-аутар”
6/296.] В некоторых случаях для
разрешения этого вопроса
разрешается прибегать к жребию.
Однако следует помнить, что
материальное обеспечение
ребенка в любом случае остается
обязанностью отца.
А Аллаху ведомо обо всем лучше
развода?
Фатуа шейха Мухаммада ибн
Ибрахима Али Шейха
С именем Аллаха Милостивого,
Милосердного
Ребенок в Исламе имеет право на
всестороннюю заботу и
воспитание, и эта обязанность
лежит на его родителях. Если же
они в разводе, то ребенок остается
с матерью до тех пор, пока он не
перестанет нуждаться в ее опеке.
Исключением из этого являются те
случаи, когда мать не может
воспитывать ребенка – если она не
обладает здравым рассудком; если
здоровье не позволяет ей дать
ребенку нормальное воспитание;
если она не достигла зрелого
возраста и сама нуждается в
опекуне; если она обладает дурным
нравом или ведет непристойный
образ жизни. В этих случаях
ребенок отдается на воспитание
отцу или другому близкому лицу.
Передают, что Умар ибн аль-
Хаттаб развелся с женщиной из
числа ансаров, которая родила ему
сына ‘Асыма. Однажды Умар
приехал в Кубу, чтобы увести сына.
Когда ребенок игрался возле
мечети, Умар взял его за руку и
усадил перед собой на верховое
животное. В это время к нему
подошла бабушка ребенка и стала
оспаривать его решение. Когда они
обратились на суд к Абу Бакру,
Умар сказал: “Это – мой сын”. То
же самое сказала бабушка ребенка.
Тогда Абу Бакр сказал: “Оставь его
ей”, - и Умар не стал возражать
ему.[Ибн Умар рассказывал, что
однажды одна женщина пришла к
пророку (мир ему и благословение
Аллаха) и сказала: “О посланник
Аллаха! Поистине, мое чрево было
для моего дитя жильем, а мое
молоко было для него питьем, а
теперь его отец развелся со мной
и хочет забрать его у меня!”
Пророк (мир ему и благословение
Аллаха) сказал: «До тех пор, пока
ты не выйдешь замуж за другого, у
тебя больше прав на ребенка».
Ахмад 2/231, Абу Дауд 3/324. Хадис
хороший.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Право
матери на ребенка теряет силу,
если она вышла замуж”. См.
«Шархуль-мамти’» 6/26.]Об этом
сообщил Малик в “аль-Мууатта”.
По словам Ибн аль-Къайима,
впоследствии, во времена своего
правления, Умар выносил решение
на основании этого суждения Абу
Бакра, и никто из сподвижников не
возражал против этого.
Материальное обеспечение
ребенка, даже если после развода
он находится на воспитании у
матери, является обязанностью
отца. Мать в этом случае имеет
право на дополнительное
вознаграждение (алименты) в
соответствии с обычаями той
страны и эпохи, в которой она
живет, потому что плата за
воспитание ребенка подобна плате
за его кормление грудью.
Всевышний Аллах сказал: «Если
они кормят грудью для вас, то
платите им вознаграждение и
советуйтесь между собой по-
хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).
Как мы уже отметили, это
продолжается до тех пор, пока
ребенок не перестанет нуждаться в
материнской опеке, т.е. пока он не
научится самостоятельно есть,
пить, одеваться, купаться и т.п.
Шариат не устанавливает для этого
определенный срок. Это может
произойти в семь, девять или даже
в одиннадцать лет – в зависимости
от разных обстоятельств.
Когда же ребенок станет в
достаточной степени
самостоятельным, родители
должны вместе принять решение,
с кем ему лучше жить дальше. Но
если они не сумеют договориться
самостоятельно, то право выбора
предоставляется ребенку. Абу
Давуд передал со слов Абу
Хурейры, что однажды в такой
ситуации пророк (мир ему и
благословение Аллаха) сказал
мальчику: «Это – твой отец, а это –
твоя мать. Возьми за руку того,
кого захочешь». Он взял мать за
руку, и она ушла вместе с ним.
Передают, что такое решение
выносили Умар, Али и Шурейх. Это
мнение также разделяли ученые
шафиитского и ханбалитского
мазхабов. Тем не менее, ни в
Коране, ни в достоверной Сунне
нет категоричного суждения по
этому поводу. Поэтому
окончательное решение о том, с
кем будет жить ребенок, ложится
на плечи судьи. Он обязан отдать
предпочтение той стороне, которая
сможет лучше позаботиться о
ребенке, принимая во внимание
набожность родителей, их условия
жизни, здоровье и прочие
обстоятельства.[Очень важный
фактор для воспитания ребенка
имеет религиозность и
праведность родителей. Шейхуль-
Ислам Ибн Таймия рассказывал:
“Однажды разведенные родители
пришли к судье относительно
ребенка, с кем лучше ему
оставаться. Судья предоставил
право выбора самому ребенку, и
тот выбрал отца. Тогда мать
мальчика обратилась к судье и
сказала: “Спроси ребенка о
причине такого выбора”. Судья
спросил, и ребенок ответил: “Мама
заставляет меня идти к учителям,
которые иногда наказывают за
невыполненные задания, а папа
отпускает на улицу, и я играю с
детьми”. Выслушав это, судья
вынес решение о полной передаче
родительских прав матери
ребенка”. См. “Найлюль-аутар”
6/296.] В некоторых случаях для
разрешения этого вопроса
разрешается прибегать к жребию.
Однако следует помнить, что
материальное обеспечение
ребенка в любом случае остается
обязанностью отца.
А Аллаху ведомо обо всем лучше
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: BingBot и 1 гость