Действительны ли такие условия в брачном договоре?

Вопросы, связанные с никахом, талаком и тд.
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Hailiy
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 26 сен 2021, 14:30
Контактная информация:

Действительны ли такие условия в брачном договоре?

Непрочитанное сообщение Hailiy »

Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва барокатуху дорогие братья и сестры!

Известно, что муж может передать жене право на развод, и, насколько я поняла, передача этого права бывает нескольких видов, один из которых безвременный. Но также муж может и забрать это права обратно до того, как жена им воспользуется.

Хотелось бы узнать, если ли запрет на то, чтобы внести передачу этого права жене в брачный договор таким образом, чтобы это право стало не отчуждаемым?

И если есть в этом вопросе разделение мнений учённых, то каковы эти различия и чем их объясняют обладатели знаний?

Надеюсь, по воле Аллаха, найдётся тот, кто сможет сделать свое знание в этом вопросе полезным для меня и других верующих.

Мир Вам, Милость Аллаха и Его прощение
.

Jamaal
Сообщения: 419
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 16:31
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Jamaal »

Уа алейкум ассаляям уа рахмату Ллах уа баракяятух
Этот вопрос разделяют на два вида, в каждом из которых есть свои нюансы:
1 - когда до вступления никаха в силу жена ставит условие, что право развода будет в её руках когда бы то ни было.
2 - когда после никаха муж даёт ей право развести себя.

Теперь разберем оба вида с пояснением позиции ученых в каждом из них:

Первый вид: до вступления никаха в силу1) Все мазхабы, кроме ханафитского, назвали это условие недействительным, так как оно противоречит:
- основе шариата, на которую указывают множественные тексты (так как шариат вверил таляк в руки мужчины, сделав его попечителем над женщиной и ответственным за неё)
- естеству
- и смыслу, из-за которого шариат дал право развода именно в руки мужчины (как, например, по причине того, что Аллах сотворил женщину отличной от мужчины. Если мужчина более хладнокровен и рассудителен в критических ситуациях, то женщина, как правило, руководствуется эмоциями. Мы не говорим об этом, как о недостатке, нет! Просто у каждого своя роль и Аллах, по мудрости Своей, создал нас разными с разными видами ответственности). Более того, существует даже разногласие, действителен ли такой никах или нет. Там тоже несколько нюансов, которые нет смысла упоминать, так как не суть.
2) Представители ханафитского мазхаба разделяют этот вид:
- если условие выдвинула именно женщина перед никахом и мужчина принял это условие, то в таком случае это условие действительно. Вероятно доказательством этого мнения служит хадис: «Мусульманам надлежит соблюдать оговорённые условия». Иными словами, мусульмане должны соблюдать те условия, которые они приняли. Однако у хадиса есть продолжение: «…Мусульманам надлежит соблюдать оговорённые условия, кроме тех условий, которые запрещают дозволенное или дозволяют запретное». Учитывая то, что по мнению большинства подобное условие противоречит упомянутым выше вещам, это условие как раз таки попадает под те, которые не следует исполнять, точнее даже не заключать такие условия. (И тут даже ученые - ханафиты отчасти согласны с ними, так как сошлись с большинством в следующем моменте, о котором, как раз таки, говорит следующий пункт)
- Если же это условие исходит от жениха, что после заключения брака право развода будет в руках женщины, то это условие недействительно, так как жених не может распоряжаться тем, чем ещё не владеет (другими словами: до никаха у него и у самого то нет права на развод, не говоря уже о том, чтобы кому-то его давать).
Первая же группа ученых не делают этого разделения, поэтому в обоих случаях такое условие у них недействительно, хоть от невесты оно исходило, хоть от жениха, разницы нет.

Второй вид: после заключения никахаВсе мазхабы дозволяют его.
Однако у них существует разногласие относительно сроков данного права:
1) Большинство правоведов (ханафиты, маликиты и шафииты) считают, что срок этого права ограничивается исключительно местом и временем, где дан этот выбор. Как, например, если муж скажет жене «право на развод в твоих руках», тогда она сможет развести себя только в этот момент, пока они не разошлись. Если они разойдутся и она не воспользуется этим правом в тот момент, то это право аннулируется (так как это противоречит шариатской основе).

2) Ханбалиты же считают, что это право не имеет временных рамок, пока муж не вернёт свои слова обратно, либо пока не вступит с ней в супружескую близость. Если произойдет одно из этих двух, то её право на «саморазвод» аннулируется. В доказательство они приводят слова Али, да будет доволен им Аллах, когда к нему подошли с подобным вопросом, он сказал: «Это право остаётся с ней, пока он (муж) не передумает». И, учитывая то, что нет ни одного высказывания кого-либо из сподвижников противоречащего словам Али, его мнение становится единогласным мнением сподвижников (молчаливым иджма). Также доказательством этого мнения является то, что если мужчина может уполномочить кого-либо развести свою жену, и это не ограничено временными рамками, кроме как если он сам передумает, то в этом вопросе нет разницы кто тот человек, кого он уполномочил (то есть сюда входит и жена).

Теперь, когда мы кратко разобрали позиции ученых, как Вы думаете, Сестра, если до никаха муж поставит условие невесте, что он не будет обязан её содержать, либо, что супружеской близости никогда не будет. Действительны ли будут эти условия?

Как бы то ни было, Сестра, учитывая отношение некоторых мужей и их несправедливость к своим женам, я понимаю Ваше беспокойство. Но для того, чтобы исключить несправедливость потенциального супруга, важно не бояться того, что еще не произошло, а стараться избрать себе в мужья богобоязненного мужчину, который в первую очередь боится нарушать границы Аллаха в отношениях с людьми, а это можно узнать посоветовавшись с людьми прежде, чем выйти замуж. Совершить истихару и затем посоветоваться с теми, кто знает этого человека. К сожалению, в наши дни есть люди, которые внешне не вызывают сомнений, и, пользуясь этим, когда кто-то имеет с ними какие-то дела, они порочат «образ» правильного и праведного мусульманина. В свою очередь не мало девушек, которые следуют за своими эмоциями, игнорируют советы близких людей (часто советы действительно бывают дельными и обоснованными, так как смотрят они «дальше» и наперёд, в отличие от девушки) и бегут замуж за тех, кто не боится Аллаха, а если так, то что будет сдерживать его несправедливо относиться к своей жене? Ведь красота, знатность, богатство и т.п. факторы пройдут, в конце концов станут привычными, и только богобоязненность будет причиной справедливого отношения без нарушения к жене, не нарушая её прав.

А Аллах знает лучше.
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя