Lezgi_sister писал(а):ДжазакяЛлаhу хайран
Ва иййакум!
Далилем являются общие постановления в религии, такие как не причинение несправедливости и вреда, не допущение вражды, ссор и других конфликтных ситуаций. Также общее повеление Всевышнего о сожительстве с жёнами достойно (وعاشروهن بالمعروف - «живите с ними достойно» / сура Ан-Ниса, 19), и о непритеснении в жилищном вопросе даже находящихся в состоянии бракоразводного процесса, т.е. выдерживающих срок идда (أَسْكِنُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ سَكَنْتُمْ مِنْ وُجْدِكُمْ وَلَا تُضَارُّوهُنَّ لِتُضَيِّقُوا عَلَيْهِنَّ - «Давайте им жительство там, где вы живете сами - по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, стесняя их.» / сура Ат-Таляк, 6)
Понятно, что нахождение двух супруг одного мужа под одной крышей чаще всего чревато увеличением ревности, неприятия, способствует возникновению ссор, раздоров и т.д., и в любом случае такое сложно воспринимается женщиной и является для неё определённым прессом. Поэтому учёные единогласно запрещают объединение двух жён в одном жилище, кроме как с их обоюдного согласия, так как отдельное жильё является исключительным правом каждой из них. Некоторые учёные (например в маликитском мазхабе) не разрешают даже нахождение двух жён в одном дворе, но в двух отдельных домах. Эта тема в книгах исламского правоведения известна как «Запрет объединения двух жён в одном жилище, кроме как с их согласия» (منع الجمع بين زوجتين في مسكن واحد أو في دار لكلّ واحدة بيت فيه).
Для подтверждения сказанного в качестве примера ниже приводятся слова некоторых учёных по этой теме:
- Имам Джалялуд-Дин аль-Махалли (шафиитского мазхаба) в своей книге «шарх Минхадж аль-Имам ан-Навави» пишет:
ويحرم أن يقيم بمسكن واحدة ويدعوهن، أي الباقيات ( إليه) لما في إتيانهن بيت الضرة من المشقة عليهن، وتفضيلها عليهن ( وأن يجمع بين ضرتين) مثلا ( في مسكن إلا برضاهما) لأن جمعهما مع ما فيه من تباغضهما يولد كثرة المخاصمة، ويشوش العشرة، فإن رضيتا به جاز
«Запрещается объединение двух жён в одном жилище кроме как с их согласия, так как вследствие их взаимного неприятия это приводит ко множеству споров и нарушает житейское спокойствие. Однако же в случае согласия обоих жён это дозволяется» - завершение слов.
- Ибн Куддама (ханбалитского мазхаба) в книге аль-Мугни говорит:
ليس للرجل أن يجمع بين امرأتيه في مسكن واحد بغير رضاهما, صغيرا كان أو كبيرا; لأن عليهما ضررا لما بينهما من العداوة والغيرة, واجتماعهما يثير المخاصمة والمقاتلة
«Нельзя мужчине объединять между своими двумя жёнами без их согласия в одном жилище, независимо большое оно или маленькое, так как в этом для них есть вред вследствие того что между ними присутствует неприязнь и ревность, и их совместное нахождение способствует соперничеству и ссорам». (аль-Мугни 7 / 229).
- Аль-Касани (ханафитского мазхаба) в книге Бадаи'у ас-Санаи' пишет:
ولو أراد الزوج أن يسكنها مع ضرتها أو مع أحمائها كأم الزوج وأخته وبنته من غيرها وأقاربه فأبت ذلك عليه: فإن عليه أن يسكنها في منزل مفرد؛ لأنهن ربما يؤذينها ويضررن بها في المساكنة، وإباؤها دليل الأذى والضرر
«Если муж пожелает поселить свою супругу с его второй женой, или с её свойственниками, как мать мужа, его сестра, его дочь от другой, др. его родственники, а она воспротивится этому, то он должен поселить её в отдельном жилье, так как в таком сожительстве может причинится вред ей, либо напротив может исходить от неё, к тому же её противление этому указывает на наличие такого вреда или негатива». (Бадаи'у ас-Санаи', 4/ 23).
- Также шяйх ибн Усяймин (из современных учёных) в книге «Аш-шарх аль-мумти' 'аля Зад аль-Мустакни'» затрагивает эту тему в главе (بَابُ عِشْرَةِ النِّسَاءِ):
وَيَحْرُمُ جَمْعُ زَوْجَتَيْهِ فِي مَسْكَنٍ وَاحِدٍ بِغَيْرِ رِضَاهُمَا - «Запрещается объединение двух жён в одном жилище, кроме как с их довольства.»
А Всевышний Аллах наиболее Знающий и Мудрый!