Ва аляйкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатух!
Приведённую вами фразу: (اغتربوا لا تضووا) причисляют не к словам пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, а к изречению Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. К тому же она не достоверна. Это подтвердили ибн Хаджар аль-Аскалани (Тальхыс аль-Хабир, 3/304), ибн аль-Мулаккын (Хулясат аль-Бадр, 2/179), ибн Хаджар аль-Хайтами (Тухфат аль-Мухтадж, 7/189), и др.
Что касается заявления о том, что межнациональные браки – сунна, то помимо вышеприведённого изречения, основанием для него могли послужить такие случаи, как наличие коптки Марии и еврейки Сафийи, да будет доволен ими Аллах, среди жён Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, или же например женитьба сподвижника эфиопа Биляла на сестре Абдуррахмана ибн Ауфа, да будет доволен ими Аллах, а также перса Сальмана, да будет доволен им Аллах, на женщине из арабского племени. Однако это не может быть доводом для причисления к сунне как межнациональных, так и внутринациональных браков. Факторы, имеющие определяющую роль при выборе человека для вступления с ним с брак ясно изложены в Сунне:
Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
تنكح المرأة لأربع لمالها ولحسبها ولجمالها ولدينها فاظفر بذات الدين تربت يداك
«На женщине женятся из-за четырёх вещей: из-за её богатства, из-за её знатности, из-за её красоты и из-за её религии, ищи же ту, которая придерживается религии, и да сопутствует тебе удача!» (Аль-Бухари и Муслим).
Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
إذا جاءكم من ترضون دينه وخلقه فزوجوه إلا تفعلوه تكن فتنة في الأرض وفساد كبير
«Если к вам придёт свататься тот, чьей религией и нравом вы довольны, то выдавайте за него замуж. Иначе на земле распространится смута и нечестие». (приводится у ат-Тирмизи).
В исламских трудах можно встретить обсуждения по преимуществу «родственных (близких)» или «дальних» браков. Все они сводятся к тому, что это вопрос бытовой и не может иметь однозначного ответа. Однако в целом, «близкие» браки более практичны и удобны в мусульманских обществах. Это потому, что например молодая девушка, когда к ней сватается тот или иной парень из близкого круга людей, более обезопасена от того, что жених окажется не таким, как кажется. Так же жених может многое узнать о девушке, даже не встречаясь с ней. Такой подход особенно актуален, так как общения между противоположными полами в Исламе сильно ограничены. К тому же родственные узы, обычаи и традиции внутри одной общности, как то регулируют процедуру женитьбы, что создаёт определённую гарантию сохранности семьи. В моноэтнических браках уменьшается возможность конфликтов, которые могут возникнуть из-за несходства менталитетов, привычек, каких-то устоев и др.
Современная статистика также не утверждает однозначно, являются ли смешанные браки менее устойчивыми и удачными, нежели браки между представителями одной национальности.
Однако вообщем, в пользу и тех и других браков, так же как и против, можно привести множество примеров. Члены удачного моноэтнического брака будут защищать такие браки, а супруги удачного межнационального наоборот.
Конечный выбор зависит от жизненной ситуации каждого человека, конкретных обстоятельств и исходя из определённых вариантов. В традиционном обществе ему в этом помогают.