Ва аляйкум ассалям ва рахматуЛлах!
Совершать никях по современным средствам электросвязи не правильно, так как не выполняются необходимые условия его действительности: предложение (иджаб) и принятие предложения (кабуль) должно проходить при физическом присутствии в одном месте как минимум двух свидетелей. Если же брак заключается по телефону или скайпу, то жених и невеста находятся в разных местах, равно как и свидетели.
- Ибн Кудама сказал:
لا ينعقد إلا بشاهدين. هذا المشهور عن أحمد. وروي ذلك عن عمر، وعلي، وهو قول ابن عباس، وسعيد بن المسيب، وجابر بن زيد، والحسن، والنخعي، وقتادة، والثوري، والأوزاعي، والشافعي، وأصحاب الرأي
«договор не свершается, иначе как в присутствии двух свидетелей – это известное мнение от имама Ахмада, - также это приведено от Умара, Али, это мнение ибн Аббаса, Саййид ибн Мусаййиба, Джабир ибн Зайда, аль-Хасана, ан-Нахаи, Катады, ас-Саури, аль-Авзаи, аш-Шафии, и др.» (ибн Кудама, аль-Мугни 7/339)
- В решении Постоянного комитета по вынесению фатв говорится: «Судя по тому, что в наши дни стали частыми случаи махинаций, обмана и подражания некоторых людей другим в их речах, владения способностью пародировать голоса других в диалогах, так что кому-то по силам изображать группу мужчин или женщин, маленьких или взрослых, и пародировать их голоса, различные речевые особенности так, что слышащий воспринимает это как несколько персонажей, в то время как это одна личность.
Так же судя по тому, как Исламский Шариат заботится о сохранности чести, половых органов и судя по тому, что остерегает в этом, более чем остерегает в чём либо другом из видов взаимоотношений –
Постоянный комитет считает, что в целях реализации задач Шариата и заботы сохранности чести и половых органов НЕ СЛЕДУЕТ ОПИРАТЬСЯ в договорах никяха - в его элементах: иджаб (предложения), кабуль (принятие), тавкиль (представительство) на телекоммуникационные средства связи». (Фатава аль-Ладжна ад-Даима лиль-Ифта, 2/121)
- В выдержке из постановления, принятого на проведённом в 1410г/1990г в Джидде (КСА) заседании 4-й конференции Международной исламской академии фикха (исламского права) IIFA, действующей при Организации Исламская конференция (ОИК), попунктно выносятся решения о ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ некоторых видов «договоров во взаимоотношениях» в определённых ситуациях, в том числе используя телекоммуникации (в том числе и с использованием мониторов). В заключительном же, четвертом пункте подчёркивается:
«Предыдущие правила НЕ ОХВАТЫВАЮТ договоров о никяхе в связи с обусловленностью в них свидетельствования, договоров о финансовых операциях в связи с обусловленностью в них взаимообмена, торговых договоров «ас-салям» в связи с обусловленностью уплаты цены товара наперёд».
► Показать
إن مجلس مجمع الفقه الإسلامي المنعقد في دورة مؤتمره الرابع بجده في المملكة العربية السعودية من 17-23 شعبان1410هـ الموافق 14-20 آذار (مارس) 1990م، بعد اطلاعه على البحوث الواردة إلى المجمع بخصوص موضوع إجراء العقود بآلات الاتصال الحديثة، ونظراً إلى التطور الكبير الذي حصل في وسائل الاتصال وجريان العمل بها في إبرام العقود لسرعة إنجاز المعاملات المالية والتصرفات وباستحضار ما تعرض له الفقهاء بشأن إبرام العقود بالخطاب وبالكتابة وبالإشارة وبالرسول، وما تقرر من أن التعاقد بين الحاضرين يشترط له اتحاد المجلس -عدا الوصية والإيصاء والوكالة- وتطابق الإيجاب والقبول، وعدم صدور ما يدل على إعراض أحد العاقدين عن التعاقد، والموالاة بين الإيجاب والقبول بحسب العرف، قرر ما يلي:
أولاً: إذا تم التعاقد بين غائبين لا يجمعهما مكان واحد ولا يرى أحدهما الآخر معاينة، ولا يسمع كلامه وكانت وسيلة الاتصال بينهما الكتابة أو الرسالة أو السفارة (الرسول)، وينطبق ذلك على البرق والتلكس والفاكس وشاشات الحاسب الآلي (الحاسوب) ففي هذه الحالة ينعقد العقد عند وصول الإيجاب إلى الموجه إليه وقبوله.
ثانياً: إذا تم التعاقد بين طرفين في وقت واحد وهما في مكانين متباعدين، وينطبق هذا على الهاتف واللاسلكي، فإن التعاقد بينهما يعتبر تعاقداً بين حاضرين، وتطبق على هذه الحالة الأحكام الأصلية المقررة لدى الفقهاء المشار إليها في الديباجة.
ثالثاً: إذا أصدر العارض بهذه الوسائل، إيجاباً محدد المدة يكون ملزماً بالبقاء على إيجابه خلال تلك المدة وليس له الرجوع عنه.
رابعاً: إن القواعد السابقة لا تشمل النكاح لاشتراط الإشهاد فيه، ولا الصرف لاشتراط التقابض، ولا السلم لاشتراط تعجيل رأس المال
.
А Аллах Всевышний более Знающ!