В любом ли деле возможно излишество?
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/" target="_blank
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/" target="_blank
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время
В любом ли деле возможно излишество?
Ас салам алейкум,существуют ли такие дела,в которых не бывает излишества?Например,различные чувства по отношению к Аллаhу (благодарность,страх,упование,мысленное поминание и т.д.),получение знаний,рассуждение об аятах Корана, совершение добрых дел? Или это касается абсолютно всех сфер человеческой жизни,кроме исповедания таухида?
Re: В любом ли деле возможно излишество?
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух!
Излишество (гулуу) в арабском языке – это переступание границы, поэтому любой, кто переступает границу, становится излишествующим. Что касается терминологического определения, то некоторые учёные сказали, что излишество – это переступание границы, установленной Шариатом, которое проявляется в преувеличении как в вероубеждениях, так и в поступках.
Таким образом, излишество в этом значении является порицаемым.
Если человек будет проявлять излишество например в надежде (т.е. будет только надеяться на то, что он попадёт в Рай, заслужит довольства Всевышнего), то потеряет страх перед Всевышним (т.е. человек просто на просто станет грешить со спокойной душой, что ему будет прощено). Если же человек, наоборот будет проявлять излишество в страхе перед Аллахом, так, что потеряет надежду на милость и довольство Всевышнего, то человек впадёт в отчаяние и глубокую депрессию. Именно поэтому аяты в Священном Коране побуждают в равной степени страшиться и надеяться Всевышнего Аллаха. Так Аллах (Свят Он и Велик) сказал:
«… Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный» (сура «Скот», 165). Когда же речь идёт о Единобожии, Вере, любви к Аллаху и т.д., то здесь нельзя говорить об излишестве, т.к. в этом нет перехода установленных границ Шариата, если всё совершается в рамках, установленных Шариатом.
Что касается поступков, то излишество может иметь место даже в поклонении. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) к домам жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “Я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. (А через некоторое время к ним) подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который спросил: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне, не имеет ко мне отношения!”» . (Аль-Бухари, 5063). Таким образом, излишество в таких видах поклонения, как ночной намаз или добровольный пост, было расценено со стороны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как непричастность к его Сунне.
Поэтому, излишество может возникать как в вопросах вероубеждения, так и в вопросах поклонения, и несмотря на это оно является порицаемым.
И Аллах лучше знает!
Излишество (гулуу) в арабском языке – это переступание границы, поэтому любой, кто переступает границу, становится излишествующим. Что касается терминологического определения, то некоторые учёные сказали, что излишество – это переступание границы, установленной Шариатом, которое проявляется в преувеличении как в вероубеждениях, так и в поступках.
Таким образом, излишество в этом значении является порицаемым.
Если человек будет проявлять излишество например в надежде (т.е. будет только надеяться на то, что он попадёт в Рай, заслужит довольства Всевышнего), то потеряет страх перед Всевышним (т.е. человек просто на просто станет грешить со спокойной душой, что ему будет прощено). Если же человек, наоборот будет проявлять излишество в страхе перед Аллахом, так, что потеряет надежду на милость и довольство Всевышнего, то человек впадёт в отчаяние и глубокую депрессию. Именно поэтому аяты в Священном Коране побуждают в равной степени страшиться и надеяться Всевышнего Аллаха. Так Аллах (Свят Он и Велик) сказал:
«… Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный» (сура «Скот», 165). Когда же речь идёт о Единобожии, Вере, любви к Аллаху и т.д., то здесь нельзя говорить об излишестве, т.к. в этом нет перехода установленных границ Шариата, если всё совершается в рамках, установленных Шариатом.
Что касается поступков, то излишество может иметь место даже в поклонении. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) к домам жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “Я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. (А через некоторое время к ним) подошёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который спросил: “Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь (по ночам) и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает (следовать) моей сунне, не имеет ко мне отношения!”» . (Аль-Бухари, 5063). Таким образом, излишество в таких видах поклонения, как ночной намаз или добровольный пост, было расценено со стороны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как непричастность к его Сунне.
Поэтому, излишество может возникать как в вопросах вероубеждения, так и в вопросах поклонения, и несмотря на это оно является порицаемым.
И Аллах лучше знает!
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей