Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух.
Увэйс, вопрос твой отнюдь не глупый, а очень даже нужный. Потому что нередко люди читают что-то, затем не правильно это понимают, и начинают действовать не удостоверившись в том, что их дело правильное. Было бы глупо думать, что Ислам религия, которая запрещает задавать вопросы, и получать знания, запрещает рассуждать и искать ответы на свои вопросы.
Ислам всегда побуждал к знаниям и размышлению, это религия знания, она приветствует всех ищущих знание, всех обладателей пытливого ума и обладателей сердец горящих желанием познать истину.
وقِيلَ لعبد الله بن عباس.. كَيْفَ أَصَبْتَ هَذَا الْعِلْمَ؟ قَالَ: بِلِسَانٍ سَؤُولٍ، وَقَلْبٍ عَقُولٍ
Сообщается, что у Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) спросили: "Как ты достиг таких знаний", Он ответил: "Посредством спрашивающего языка и разумного сердца".
Поэтому вопросы задавать надо, и много, но при этом есть некоторые правила, например:
Не следует задавать вопросы о чисто гипотетических вещах, которые ещё не произошли, и маловероятно что произойдут.
Не стоит задавать вопросы которые могут оскорбить учителя, следует придавать вопросам форму соответствующую
этикету.
Нельзя ходить по разным учителям, задавая им один и тот же вопрос, а затем сталкивать их ответы друг с другом, выносить их разногласия на публику, и сеять тем самым фитну.
Не стоит мучить учителей многочисленными элементарными вопросами, ответы на которые можно найти в любой книге. Перед тем как задать вопрос постарайся найти ответ на него самостоятельно, затем у учителя можно уже уточнить правильно ли ты понял, если у тебя остаются сомнения. Потому что спрашивающих много, а учителей мало.
Также прежде чем задать вопрос нужно его сформулировать, и задать кратко, но так чтобы все нюансы были изложены. Вначале нужно точно определиться, что ты хочешь спросить, и потом изложить его лаконично, (т.е коротко, но емко) потому что не у каждого человека есть время, болтать, и слушать долгие повествования.
Нередко люди задают вопросы, но до основного вопроса, они рассказывают множество ненужных деталей, которые не имеют отношения к сути вопроса. Это надо исключить.
Не зря говорят: "Правильно заданный вопрос - это половина ответа". Потому что если человек понимает что он конкретно хочет спросить, то ему намного легче усвоить ответ.
Да во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сахабам живущим в Медине было запрещено задавать вопросы, и в этом была мудрость. Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах):
نُهِينَا أَنْ نَسْأَلَ رَسُولَ اللهِ عَنْ شَيْءٍ، فَكَانَ يُعْجِبُنَا أَنْ يَجيءَ الرَّجُلُ مِنْ أَهْلِ الْبَادِيَةِ الْعَاقِلُ، فَيَسْأَلَهُ، وَنَحْنُ نَسْمَعُ...
"Нам было запрещено спрашивать Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о чём-либо, и поэтому нам нравилось, когда приходил какой-нибудь разумный человек из числа кочевников, и он задавал Пророку вопросы, а мы слушали" (Муслим).
Дело в том, что сахабы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) отличались сильным стремлением к знаниям, и желали узнать многое, но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал, что каждый его ответ, это очередное обязательство для его Уммы, и он не хотел затруднения для будущих поколений, потому что рвение сахабов сильно, и то что смогли бы выдержать они, стало бы тяжёлым бременем для остальных поколений мусульман. находясь рядом с Пророком сахабы уже получили основной набор необходимых знаний, и после этого, они бы уже начали углубляться в тонкости, а бедуины-кочевники, задавали всё те же основные вопросы, и поэтому им разрешалось задавать вопросы. И сахабы любили разумных бедуинов, которые могли бы спросить о чём то особенном, что-то чего ещё никто не спрашивал, что бы получить углубленные знания.
А к запрещённым вопросам также относятся вопросы, подобные тем, которые задают философы, они очень часто погружаются в попытки постичь неизведанное, познать сущность сокрытого, и задаваясь этими вопросами они попадают в заблуждение. Например они задаются вопросами о сущности качеств Аллаха, и когда не могут понять этого, то отрицают Его качества и толкуют их так, как им кажется более правильно. Мы же обязаны верить в то, о чём сообщается в Коране, и не пускаться в толкование неизвестного.
Примером тому может быть история, когда один человек пришёл на урок к имаму Малику, и спросил:
"В Коране говорится о том, что Аллах возвысился над троном. Как же Он возвысился?" Малик (да одарит его Аллах своей милостью) ответил: "То, что Аллах возвысился - известно. Как возвысился - не известно. Верить в это - обязательно. Спрашивать об этом - нововведение". Затем он велел своим помощникам вывести этого человека из мечети, дабы своими вопросами он не вводил народ в заблуждение.