Имам аш-Шаукани в "ад-Дурар аль-бахия" говорил: “Наджасаты – это ... собачья слюна
Хотелось отметить по этому поводу, что и в отношении слюны собаки среди учёных тоже есть разногласие.
Так, Аллах говорит:
«Ешьте же то, что они [охотничьи животные]
схватят для вас, и поминайте (произносите)
над этим [когда отпускаете охотничье животное]
имя Аллаха» (аль-Ма'ида, аят 4).
Толкование ас-Саади:
“...часть добычи, которой коснулась пасть охотничьей собаки, считается чистой, потому что Аллах позволил употреблять её в пищу и не приказывал мыть её после прикосновения собаки. Это значит, что добыча после этого остается чистой”.
Кроме того, имеется хадис, в котором говорится, что Ибн Шихаб сказал:
«Мне сообщил Хамза ибн ‘Абдуллах (ибн ‘Умар) со слов своего отца, который сказал: “При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собаки мочились (около мечети) и могли беспрепятственно заходить и входить в неё, и люди не поливали водой (те места, где они мочились)”». Этот хадис передали Ахмад 2/70, аль-Бухари 174, Абу Дауд 382, Ибн Хузайма 302, аль-Байхакъи 2/429. [2]
На основании этих доводов, некоторое учёные считали собак чистыми. Таким образом, то что собака является чистой говорили:
1. ’Урва ибн аз-Зубайр - один из 7 главных факихов Медины (таби’ин) [2];
2. ’Икрима аль-Мадани (таби’ин) [1];
3. Хасан аль-Басри (таби’ин) [2];
4. аз-Зухри (таби’ин) [2];
5. Малик ибн Анас (таби’ ат-таби’ин) и другие [1-3].
Что касается хадиса, в котором посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Посуду, которую облизала собака, следует мыть семь раз, и первый раз – землей».
(Муслим, 279) - то здесь говорится об опасности которая таит в себе слюня собаки с точки зрения потенциальной угрозы здоровью человека. Так как слюни собаки через пищу могут попасть в организм человека и привести даже к смертельному исходу. Таким же образом категорически запрещено, чтобы собачья слюня попадала в глаза, легкие, раны и другие слизистые оболочки человека [4]. Касаемо же тех фактов, которые встречаются в некоторых литературных источниках, и в которых говорится о том, что слюня собаки убивает некоторые бактерии, то это не говорит о том, что слюня собаки полезна, а лишь указывает на то, что она содержит в себе сильные вещества, способные убивать некоторые другие микроорганизмы. Кроме того, она может быть полезна именно для самих собак. [5]. Однако, если всё же случилось так, что слюни собаки попали на рану человека или тем более внутрь организма, то надо срочно обратиться к врачу и смазать то место на коже, которое облизала собака или на которое попали её слюни спиртом, зелёнкой или йодом.
Вот аннотация из статьи научного журнала "Int. Wound J." 2017 Dec; 14(6): 1025–1028.
Capnocytophaga canimorsus — бактерия, передающаяся через слюну собак. Инфекция может вызвать тяжелый сепсис с акральным некрозом и быть потенциально смертельной. Здесь мы сообщаем о случае 41-летнего мужчины, который заразился через рану, которую облизала его собака. У него случился септический шок с диссеминированным внутрисосудистым свертыванием крови, и впоследствии он потерял обе голени, нос и все пальцы на обеих руках.
А то, что касается вышеприведённого аята, то известно, что никто не будет есть добычу, которую принесёт собака без соответствующей очистки и обработки. Таким образом, при объединение всех доводов по этой теме - нет каких сложностей в понимании этих аргументов.
Источники:
1. نيل الأوطار - الشوكاني - ج ١ - الصفحة ٤٣
2. المجموع - محيى الدين النووي - ج ٢ - الصفحة ٥٦٧
3.
https://www.islamweb.net/ar/fatwa/18964 ... 9%84%D8%A8
4. См. комментарии к книге "Ихкам аль-Ахкам Шарх ‘Умдат аль-Ахкам", 1/27.
5.
https://www.petmd.com/dog/general-healt ... hould-know
P.S. Пишу об этом для того, чтобы довести альтернативную точку зрения в этом вопросе, которая практически не встречается в русскоязычном сегменте. И для того, чтобы мусульмане знали, что у них есть право и основа не считать слюни собак нечистотой, и что они могут следовать и за этим мнением. Аллаху же известно об этом лучше!