дозволены ли шахматы?
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/" target="_blank
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/" target="_blank
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время
Re: дозволены ли шахматы?
Ассаляму алеикум!
Не желательно отдавать ребёнка в шахматную школу. Потому что, игра в шахматы в исламе считается нежелательным делом. Ниже иншаАллах подробно приведу всё это с доводами:
Если игра в шахматы будет отвлекать мусульманина от его каких-либо обязанностей перед Аллахом или перед своей семьёй или перед другими мусульманами, то единогласным мнением мусульманских учёных она считается запретным. Также если игра в шахматы содержит в себе ложь, обман, ложную клятву, предательство, несправедливость, то также без никакого разногласия среди учёных считается харамом.
Но учёные разошлись вo мнениях в случае, если игра не содержит в себе ничего из выше перечисленного; Многие учёные в этом случае тоже заявили о запретности или не желательным не желательности этой игры. Это Абуханифа, Малик, Ахмад и некоторые ученые Шафиитской школы, приводя к этому доводы:
1- Эта и подобные ей игры часто приводят к вражде и ссоре между игроками. Поэтому не желательно играть в эту игру.
2- Игра в шахматы часто длится часами и не редко отвлекает игроков от молитвы и поминаний.
Предания от сподвижников, разъясняющие не желательность игры в шахматы:
3- Однажды Али ибн Абиталиб, да будет доволен им Аллах, проходил мимо людей, играющих в шахматы. Увидев это он сказал: (Что это за изваяния, которым вы предаетесь?!). Ибн Саад, ат-табакат аль-кубра, (6/224), Ибн Абишаиба, аль-мусаннаф, (26158), аль-Байхаки в сборниках ас-сунан аль-кубра, 10/212 (20718) и (20719) и ас-сунан ас-сугра, глава о том, чьё показание принимается и чьё нет.
4 -Нафи рассказал: Спросили Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, об игре в шахматы, на что он ответил: (Это хуже чем игра в нарды). (стоит заметить, что посланник Аллаха категорически запретил игру в нарды. см.: Муслим, (2260), Ибн Маджа (3762), Ибн Абишаиба (6152) ).
Другие учёные считают, что можно играть. Hаиболее сильное доказательство у них это то, что некоторые праведные предшественники играли. Но Ибн Таймия, аль-Карафи, Ибн аль-Каййим и другие учёные опровергли это. Ибн Таймийя сказал: ( Те табиины, которые якобы играли в шахматы, делали специально, чтобы аль-Хадджадж их не назначил судьями). аль-Фатауа аль-Кубра, 4/473. А аль-Карафи опроверг это тем, что всё что упоминается о их игре в шахматы, не являются достоверными и не имеет достоверных цепочек. аз-Захира, 13/283.
Разрешающие приводят обяснение, как довод, мол это игра развивает разум. Но это можно опровергнуть тем, что вреда больше в этой игре чем польза полученная от неё. Некоторые оправдывались, что от спиртных напитков можно получить множество польз. Но Всевышний Аллах сказал [Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»]. Сура Корова, аят 219. Таким образом видим, что шариат не считает это оправдание, разрешающим употребление спиртных напитков, несмотря на то, что от него можно получить какие-то пользы. Тоже самое примерно говорится об игре в шахматы.
Не желательно отдавать ребёнка в шахматную школу. Потому что, игра в шахматы в исламе считается нежелательным делом. Ниже иншаАллах подробно приведу всё это с доводами:
Если игра в шахматы будет отвлекать мусульманина от его каких-либо обязанностей перед Аллахом или перед своей семьёй или перед другими мусульманами, то единогласным мнением мусульманских учёных она считается запретным. Также если игра в шахматы содержит в себе ложь, обман, ложную клятву, предательство, несправедливость, то также без никакого разногласия среди учёных считается харамом.
Но учёные разошлись вo мнениях в случае, если игра не содержит в себе ничего из выше перечисленного; Многие учёные в этом случае тоже заявили о запретности или не желательным не желательности этой игры. Это Абуханифа, Малик, Ахмад и некоторые ученые Шафиитской школы, приводя к этому доводы:
1- Эта и подобные ей игры часто приводят к вражде и ссоре между игроками. Поэтому не желательно играть в эту игру.
2- Игра в шахматы часто длится часами и не редко отвлекает игроков от молитвы и поминаний.
Предания от сподвижников, разъясняющие не желательность игры в шахматы:
3- Однажды Али ибн Абиталиб, да будет доволен им Аллах, проходил мимо людей, играющих в шахматы. Увидев это он сказал: (Что это за изваяния, которым вы предаетесь?!). Ибн Саад, ат-табакат аль-кубра, (6/224), Ибн Абишаиба, аль-мусаннаф, (26158), аль-Байхаки в сборниках ас-сунан аль-кубра, 10/212 (20718) и (20719) и ас-сунан ас-сугра, глава о том, чьё показание принимается и чьё нет.
4 -Нафи рассказал: Спросили Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, об игре в шахматы, на что он ответил: (Это хуже чем игра в нарды). (стоит заметить, что посланник Аллаха категорически запретил игру в нарды. см.: Муслим, (2260), Ибн Маджа (3762), Ибн Абишаиба (6152) ).
Другие учёные считают, что можно играть. Hаиболее сильное доказательство у них это то, что некоторые праведные предшественники играли. Но Ибн Таймия, аль-Карафи, Ибн аль-Каййим и другие учёные опровергли это. Ибн Таймийя сказал: ( Те табиины, которые якобы играли в шахматы, делали специально, чтобы аль-Хадджадж их не назначил судьями). аль-Фатауа аль-Кубра, 4/473. А аль-Карафи опроверг это тем, что всё что упоминается о их игре в шахматы, не являются достоверными и не имеет достоверных цепочек. аз-Захира, 13/283.
Разрешающие приводят обяснение, как довод, мол это игра развивает разум. Но это можно опровергнуть тем, что вреда больше в этой игре чем польза полученная от неё. Некоторые оправдывались, что от спиртных напитков можно получить множество польз. Но Всевышний Аллах сказал [Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»]. Сура Корова, аят 219. Таким образом видим, что шариат не считает это оправдание, разрешающим употребление спиртных напитков, несмотря на то, что от него можно получить какие-то пользы. Тоже самое примерно говорится об игре в шахматы.
Re: дозволены ли шахматы?
Спасибо,убедительно.джазакАллаху хайран.
-
- Сообщения: 1192
- Зарегистрирован: 13 мар 2010, 09:54
дозволены ли шахматы?
Ас-саляму'алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
Более правильным тут упомянуть оба мнения и разобрать доводы сторон.
Ни в Куране ни в Сунне нет прямого запрета на игру в шахматы, так же как нет его и в словах сахабов.
Что касается этого:
То этот асар не является достоверным.
Хафиз ас-Сахави назвал это сообщение слабым, а шейх аль-Албани очень слабым так как хадисы, которые передавали передатчик Са'д и его шейх относятся к категории “матрук” и они были рафидитами. см. "аль-Ируа" 8/288-289/2672.
Я не нашел о достоверности этих слов ничего, кроме как то что они передаются от имама Малика.
А это касается запрета нард непосредственно.
Так же что касается аята, то в нем нет запрета прямого, и из него только мнения ученых выходят, а они не являются доводом.
Хотел привести исследование шейха аш-Шисри в этом вопросе, которое есть в его книге:
المسابقات وأحكامها في الشريعة الإسلامية
Вот тут можно скачать: http://waqfeya.com/book.php?bid=2904.
Там шейх аш-Шисри приводит вкратце обе стороны, то что имам Ша'би, рахимаху Ллах играл в шахматы, о чем приводят 'абдуРразак и аль-Бейхаки, так же то что указывает на дозволенность этого и то что это более правильное мнение:
- основа это дозволенность
- нет достоверного хадиса в этой главе
- асар от Али, да будет доволен им Аллах, не может быть доводом по 2-м причинам:
1) он не порицал шахматы, а просто спросил о игре о которой не знал
2) порицание Али было по причине траты времени за этой игрой, т.к. он сказал أنتم عليه عاكفون - "вы предались", т.е. занимаетесь этим, тратите свое время оставляя обязательное
Более того, нам не известна достоверность этого сообщения, напротив известно обратное.
- сравнение шахмат с нардами не уместно по 2-м причинам:
1) в шахматах обучение тактике войны (сражения), воспитание находчивости, мысли, сообразительности и т.д.
2) а нарды в них случайность, полагание на эту случайность, на то что выпадет "зариками" (костями)
И это никак не может быть сравнимо.
Так же те кто дозволяют шахматы, дозволяют из с 2-мя условиями:
1) чтобы не было запретного, азарта, непристойного, чрезмерного, лжи, причинения несправедливости
2) чтобы не было оставление обязательного, предписанного, откладывание этого, оставление благих дел
Такой вод вывод сделал шейх аш-Шисри, об этом же говорил и шейх Альбаний, рахимаху Ллах.
Уа Ллаху а'Лям.
Более правильным тут упомянуть оба мнения и разобрать доводы сторон.
Ни в Куране ни в Сунне нет прямого запрета на игру в шахматы, так же как нет его и в словах сахабов.
Что касается этого:
Абумарьям писал(а):3- Однажды Али ибн Абиталиб, да будет доволен им Аллах, проходил мимо людей, играющих в шахматы. Увидев это он сказал: (Что это за изваяния, которым вы предаетесь?!).
То этот асар не является достоверным.
Хафиз ас-Сахави назвал это сообщение слабым, а шейх аль-Албани очень слабым так как хадисы, которые передавали передатчик Са'д и его шейх относятся к категории “матрук” и они были рафидитами. см. "аль-Ируа" 8/288-289/2672.
Абумарьям писал(а):4 -Нафи рассказал: Спросили Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, об игре в шахматы, на что он ответил: (Это хуже чем игра в нарды).
Я не нашел о достоверности этих слов ничего, кроме как то что они передаются от имама Малика.
Абумарьям писал(а):(стоит заметить, что посланник Аллаха категорически запретил игру в нарды. см.: Муслим, (2260), Ибн Маджа (3762), Ибн Абишаиба (6152) ).
А это касается запрета нард непосредственно.
Так же что касается аята, то в нем нет запрета прямого, и из него только мнения ученых выходят, а они не являются доводом.
Хотел привести исследование шейха аш-Шисри в этом вопросе, которое есть в его книге:
المسابقات وأحكامها في الشريعة الإسلامية
Вот тут можно скачать: http://waqfeya.com/book.php?bid=2904.
Там шейх аш-Шисри приводит вкратце обе стороны, то что имам Ша'би, рахимаху Ллах играл в шахматы, о чем приводят 'абдуРразак и аль-Бейхаки, так же то что указывает на дозволенность этого и то что это более правильное мнение:
- основа это дозволенность
- нет достоверного хадиса в этой главе
- асар от Али, да будет доволен им Аллах, не может быть доводом по 2-м причинам:
1) он не порицал шахматы, а просто спросил о игре о которой не знал
2) порицание Али было по причине траты времени за этой игрой, т.к. он сказал أنتم عليه عاكفون - "вы предались", т.е. занимаетесь этим, тратите свое время оставляя обязательное
Более того, нам не известна достоверность этого сообщения, напротив известно обратное.
- сравнение шахмат с нардами не уместно по 2-м причинам:
1) в шахматах обучение тактике войны (сражения), воспитание находчивости, мысли, сообразительности и т.д.
2) а нарды в них случайность, полагание на эту случайность, на то что выпадет "зариками" (костями)
И это никак не может быть сравнимо.
Так же те кто дозволяют шахматы, дозволяют из с 2-мя условиями:
1) чтобы не было запретного, азарта, непристойного, чрезмерного, лжи, причинения несправедливости
2) чтобы не было оставление обязательного, предписанного, откладывание этого, оставление благих дел
Такой вод вывод сделал шейх аш-Шисри, об этом же говорил и шейх Альбаний, рахимаху Ллах.
Уа Ллаху а'Лям.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость