Всевышний и Мудрый Аллах сказал: «Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное» (аль-А’раф 7: 157).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в комментарии к этому аяту писал, что это касается еды, питья, брачных отношений, деяний и слов. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 178.
Опираясь на этот аят, толкователи Корана говорили, что дозволенное Аллахом несет в себе благо, как для души, так и для тела, так же как и все запрещенное Аллахом приносит вред и для души и для тела. Поэтому каждый мусульманин обязан знать, что любая вещь, которую запретил Всевышний Аллах, не может содержать в себе пользу как для мира этого, так и для мира вечного!
Некоторые мусульмане, последовав в этом неверным, считают, что слушание музыки и песен дает сердцу успокоение и пользу. Они глубоко заблуждаются, поскольку музыка и песни причиняют душе человека огромный вред и зло, приводя к болезни сердца. Имам аш-Ша’би говорил: “Поистине, пение взращивает в душе лицемерие подобно тому, как вода взращивает посевы, и поистине, поминание Аллаха взращивает в душе веру, подобно тому, как вода взращивает посевы!” Ибн Наср 2/152. Иснад хороший.
Радость же и спокойствие, доставляемые музыкой и песнями, о которых заявляют их любители, являются не больше, чем наущениями и ложью шайтана. Если бы в музыке и песнях была бы хоть какая-та польза как для жизни этой, так и для следующей, то сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и их последователи опередили бы нас в этом. Прекрасно описал вред музыки и песен также и шейхуль-Ислам Ибн Таймия, сказав: “Пение – это талисман прелюбодеяния. Оно является причиной непристойных поступков. Попадая под влияние пения и музыки, души даже самых целомудренных юношей и девушек разлагаются, что облегчает для них развращение, как это происходит с пьяницами”. Он также сказал: “Песни не приносят душе никакой пользы, а наоборот, причиняют ей огромный вред. Песни для души подобны вину для разума, и по этой причине они гораздо сильнее одурманивают их любителя, чем вино!” См. “Маджму’уль-фатауа” 11/570-576.
Также прекрасно сказал шейх Ибн аль-Къайим: “Если кто-то привыкает к пению, то непременно в его сердце незаметно проникает лицемерие. И если бы человек знал сущность лицемерия, он замечал бы его в своем сердце. Когда совмещаются вместе в одном сердце любовь к пению и любовь к Корану, то непременно одна любовь вытесняет другую. Мы видели, как трудно (заучивать) Коран любителю пения, как не получают они удовлетворения от него (Корана), и как не получают пользу от его чтения. Их сердца при этом остаются безучастными. Однако, услышав пение, оно настолько завораживает их, что они с радостью готовы слушать его до поздней ночи. Поэтому они предпочитают слушание песен и музыки слушанию Корана. Редко можно встретить большого любителя музыки и песен, который не был бы самым нерадивым среди людей в том, что касается молитвы, а особенно коллективной молитвы, совершаемой в мечети”. См. «Игъасату-лляхфан», «Масаля ас-сама’» 244.
Воистину, это прекрасные слова.
И наконец, истинному мусульманину достаточно того, что Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) запретили какую-либо вещь, даже если он и не знает объяснение и истинную причину этого повеления, ибо не всегда запрет связан с причиной! А Всевышний Аллах сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в явное заблуждение» (аль-Ахзаб 33: 36).
Что же касается лечения от зависимости к музыке и песням, то оно содержится в многократном чтении Корана и его слушании, как на это указывал Ибн аль-Къайим, а также частом поминании Аллаха.
Cлова праведных предшественников (саляфов) и великих имамов нашей общины относительно музыки и песен.
Ибн ‘Аббас говорил: “Бубен запрещен, барабан запрещен, все струнные инструменты запрещены, и духовые инструменты запрещены”. аль-Байхакъи 10/223. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Ибн Мас’уд говорил: “Пение зарождает в сердце лицемерие”. Ибн Абу ад-Дунья в “Замм аль-маляхи” 2/4, аль-Байхакъи 10/223. Достоверность подтвердили Ибн аль-Къайим, Ибн Раджаб.
Это предание также передается в виде слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако достоверно известно, что эти слова принадлежат Ибн Мас’уду, а не пророку (мир ему и благословение Аллаха). Что же касается Ибн Мас’уда, то он, как и все сподвижники, мог говорить о запретности чего-либо только опираясь на пророка (мир ему и благословение Аллаха). Имам аль-Алуси говорил: “Несмотря на то, что эти слова принадлежат Ибн Мас’уду, он мог передать такое только от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо такие заявления от себя не делаются!” См. “Рух аль-ма’ани” 11/68.
Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Я ненавижу песни, но я люблю стихи”. ‘Абдур-Раззакъ 19743. Иснад достоверный.
Каким образом один из самых знающих последователей (таби’ун) мог дозволять и слушать песни в сопровождении духовых инструментов, как заявляют об этом сторонники дозволенности музыки, если от него достоверно сообщается, что он ненавидел даже простые песни?!
Хасан аль-Басри говорил: “Если на праздничном угощении будет музыка, то не принимайте приглашения”. См. «аль-Джами’» 263.
Имам аль-Ауза’и рассказывал: “Халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз однажды написал письмо ‘Умару ибн Уалиду: “Появление среди вас музыкальных инструментов и свирелей является нововведением в Исламе. И я желаю направить к тебе того, кто побьет тебя!” ан-Насаи 2/178, Абу Ну’айм 5/270. Иснад достоверный.
Сообщается, что сам имам аль-Ауза’и не принимал свадебные приглашения, на которых присутствовали музыкальные инструменты. См. “аль-Фауаидуль-Мунтакъа” 4/3/1.
Имам Абу Саур, Абу Ханифа и два его ученика Я’къуб и Мухаммад говорили: “Не дозволено давать плату за пение и причитание”, и они говорили: “Музыка – вино для души”. См. “ Маджму’ аль-фатауа” 10/417.
Абу Тайиб ат-Табари сказал: “Что касается Абу Ханифы, то он порицал пение, и считал, что слушать это является грехом!” См. “Тальбису Иблис” 245.
Ибн аль-Къайим писал: “Мазхаб Абу Ханифы в отношении этого (музыки и песен) является наиболее строгим, а его комментарии являются самыми жесткими. Его сторонники ясно говорили, что запретно (харам) слушать все музыкальные инструменты, флейту, барабан, и даже постукивание палкой. Абу Юсуф сказал о доме, откуда слышится звук музыкальных инструментов: «Заходите в него без разрешения хозяев, поскольку устранение порицаемого является обязательным! И если бы не было дозволено входить без разрешения, то люди не смогли бы выполнить свою обязанность (устранить порицаемое)»”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/425.
Также известный ханафитский ученый имам ас-Сарахуси говорил: “Не дозволено платить за обучение пению и причитание, поскольку это является грехом”. См. “аль-Мабсут” 16/41.
То же самое говорил и известный ханафитский имам Ибн ‘Абидин: “Пение – запрещено (харам)!” См. “Хашия Ибн Абидин” 4/322.
Что же касается заявления о том, что имам Малик якобы считал музыку и песни дозволенными, то это ложь, возводимая на этого ученого. Исхакъа ибн ‘Иса ат-Таба’а, которого имам Муслим назвал надежным и достойным доверия, рассказывал: “Я спросил имама Малика относительно того, что жители Медины позволяют себе пение, и он ответил: «Этим занимаются наши нечестивцы». аль-Халляль в “аль-Амр билль-ма’руф” 32, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 244. Иснад достоверный.
Это сообщение от Малика также передает и имам аль-Къуртуби в своем тафсире. См. “Тафсир аль-Куртуби” 14/55.
Спросили имама Малика о том, что делать человеку, который, проходя мимо или сидя, услышит звуки игры на флейте или барабане, и ему начнет нравиться это. Он ответил: “Если ему начнет нравиться это, то ему следует встать, если только он не сидит по необходимости либо вообще не может встать. Если он идет по дороге, то ему следует либо пойти назад, либо поспешно двинуться вперед”. См. «аль-Джами’» 262.
Маликитский имам аль-Къасим ибн Мухаммад говорил: “Когда в Судный День будут собраны истина и ложь, пение окажется среди лжи, а ложь будет в Огне!” См. “Мауахибу аль-джалиль” 4/9.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “К тем видам заработков, которые согласно единодушному мнению ученых являются запретным, относятся ростовщичество, заработанное проституцией, все запретное, взятки, плата за причитание по покойному и пение, плата гадалкам, а также тем, кто претендует на знание сокровенного и астрологам, плата за игру на флейте, а также все виды азартных игр”. См. “аль-Кафи”.
То же самое касается имама аш-Шафи’и и шафиитов. Ибн аль-Каййим, разъясняя мнение имама аш-Шафи’и по этому вопросу, пишет: “Сторонники аш-Шафи’и, сведущие о его мазхабе, заявили, что это запрещено! И они осудили тех, кто заявлял, что он считал это дозволенным”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/425.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Тот, кто принимает участие или связан с этим (пением и музыкой), тот, по сути, занимается ерундой, потому что время, потраченное на это, есть пустота и бессмысленность, а значит, такой человек подобен слабоумному, и мы отвергаем его свидетельство (на суде)”. Также известный шафиитский имам Абу Исхакъ аш-Ширази сказал: “Является запретным использование инструментов как гитара, арфа, барабан свирель, и доказательство этому слова Всевышнего: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха» (Лукъман 6). Ибн ‘Аббас сказал: «Поистине, это музыкальные инструменты». ‘Абдуллах ибн ‘Амр передал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине Аллах запретил моей общине вино, азартные игры, барабан и барбат (лютню)[13]»” См. “аль-Мухаззаб” 2/327.
То же самое передается и от имама Ахмада. Сын имама Ахмада ‘Абдуллах рассказывал: “Я спросил своего отца о пении, и он ответил: «Пение взращивает в сердце лицемерие. Мне оно не нравится»”. См. “Масаиль Абу Дауд” 279.
Что же касается так называемых исламских песен именуемых нашидами, которые широко распространены в наши дни, то они являются запретными не только по причине хорового и мелодичного исполнения, а также по причине того, что это деяние неоправданно приписали к религии. По этой причине оно стало вдвойне запретным, ибо эти нашиды не имеют никакого отношения к Исламу, более того являются нововведением и уподоблением заблудшим суфиям, которые сделали их для себя частью религии, а также и неверным христианам, которые распевают песни у себя в церквях, таким образом, считая, что они поклоняются Всевышнему.
О том, что нашиды являются нововведением в Исламе и что они недозволенны, говорили многие большие ученые, среди которых аль-Альбани, Ибн ‘Усаймин, ‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх, Салих аль-Фаузан, Ахмад ан-Наджми, ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, Хамуд ат-Тууайджири, Салих ас-Сухайми, Бакр Абу Зайд, Ибн Джибрин, ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи, ‘Абдур-Рахман аль-Баррак, Салих Али Шейх и др. Слушайте и читайте подробно фатауа этих ученых по поводу нашидов на кассете «Акъуалюль-‘уляма филь-анашид уа-ттамсиль», а также в книгах «аль-Къаулюль-муфид фи хукми анашид» Усамы ‘Абдуль-Мун’има, и «аль-Адилляту-шшар’ия фи хукмиль-анашид аль-ислямия» ‘Абдуль-‘Азиза ар-Райса, а также фатауа «Хукму ма юсамма билль-анашид аль-ислямия».