В добавление к предыдущему посту:
- Всевышний Аллах говорит: «
وإذا الوحوش حشرت» - когда дикие звери будут собраны. (сура ат-Таквир, 5)
- Также ибн Аббас поясняя слова Всевышнего:
وَمَا مِنْ دَابَّةٍ فِي الأَرْضِ وَلا طَائِرٍ يَطِيرُ بِجَنَاحَيْهِ إِلا أُمَمٌ أَمْثَالُكُمْ مَا فَرَّطْنَا فِي الْكِتَابِ مِنْ شَيْءٍ ثُمَّ إِلَى رَبِّهِمْ يُحْشَرُونَ
«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу.» (сура аль-Ан'ам, 38) сказал: будет собрано всё живое, даже мухи.
- Животные в День Воскрешения возместят свои права между собой, от Абу Хурайры, доволен им Аллах, приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир, сказал:
لَتُؤَدُّنَّ الْحُقُوق إِلَى أَهْلِهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى يُقَادَ لِلشَّاةِ الْجَلْحَاءِ مِنْ الشَّاةِ الْقَرْنَاءِ
«Все права будут возвращены их владельцам в Судный День, даже безрогой овце за причинённое от рогатой.» (Хадис приводится у Муслима, аль-Бирр ва ас-Сыля ва аль-Адаб/4679). ). Однако суть возмещения и расплаты для животных - это только лишь реализация полной справедливости, в отличие от людей для которых это спрос за возложенное на них и вменённое в обязанность подчинение и следование законам Творца.
- В другом хадисе говорится:
يقضي الله بين خلقه الجن والإنس والبهائم، وإنه ليقيد يومئذ الجماء من القرناء، حتى إذا لم يبق تبعة عند واحدة لأخرى قال الله: كونوا ترابا، فعند ذلك يقول الكافر: يا ليتني كنت تراباً
«Аллах рассудит между Его творениями – джины, люди, животные; и даже безрогие взыскают в Тот День с рогатых, а когда не останется ни у кого ничего причитаемого другому, скажет Аллах: «Станьте землёй (прахом), и воскликнет тогда неверующий: «Лучше бы мне быть прахом!».» Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным, № 1966 (ас-сильсиля ас-сахиха, 4/966)
Что же касается душ животных, то иногда встречаются рассуждения, о том присутствует ли у них душа или нет, если да то что с ней будет и куда она попадёт. Однако из Корана и множества хадисов из достоверной Сунны очевидно, что душа есть. К примеру:
- Всевышний Аллах говорит: وَإِذْ تَخْلُقُ مِنَ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ بِإِذْنِي فَتَنْفُخُ فِيهَا فَتَكُونُ طَيْرًا بِإِذْنِي - «По Моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизвелению они становились птицами.» (сура аль-Маида, 110)
- Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир, не раз упоминал о наличии души у животных. Так от сына Аббаса, доволен ими Аллах, передаётся что Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир, сказал: لاَ تَتَّخِذُوا شَيْئاً فِيهِ الرُّوحُ غَرَضاً
«Не берите своей целью то, в чём есть душа» (Приводится у Муслима). Здесь речь идёт о запрете на причинение мук и страданий животным живьём, например с целью снятия с них кожи.
- В другом хадисе от сына Аббаса, доволен ими Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир, сказал: مَنْ صَوَّرَ صُورَةً فَإِنَّ اللَّهَ مُعَذِّبُهُ حَتَّى يَنْفُخَ فِيهَا الرُّوحَ ، وَلَيْسَ بِنَافِخٍ فِيهَا أَبَدًا
«Поистине, Аллах подвергнет мучениям изобразившего какой-либо образ, до тех пор пока он не вдует в него душу, но он никогда не сделает этого». Ибн Аббас, объясняя это положение одному из художников, и увидев как он взбучился и пожелтел сказал:
ويحك إن أَبَيْتَ إلا أن تصنع فعليك بهذا الشجر ، كل شيء ليس فيه روح
«Горе тебе, если уж тебе так необходимо промышлять этим - пусть то будут деревья, и всё что не имеет души.» (хадис приводят аль-Бухари, под №2225 и Муслим под №2110)
Таким образом вы видим, что душа у животных есть, но о её сущности и дальнейшей её участи, рассуждать не следует, поскольку того что сообщил нам Всевышний - достаточно, а в остальном мы не нуждаемся. Таким образом животные будут воскрешены – на это имеется достоверные источники, а об остальном рассуждать не следует.