Ва алейкуму саляму ва рахматуллахи ва баракатух.
Брат мой, выше речь шла не о дуа после ташаххуда, а шла речь там о
дуа сразу после обязательных намазов с поднятием рук, на которые нету доводов, или сразу после зикров, делая это постоянно, считая это время благоприятным для принятия дуа. Я выделил именно этот вид дуа, потому что сегодня много невежественных мусульман практикуют это. Но есть дуа после намазов, о которых сообщил нам посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и их произносить желательно:
Саубан рассказывал:
"Закончив молиться, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: «О Аллах, Ты - Мир и от Тебя - мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости!»” (Муслим 591).
Аль-Мугъира ибн Шу’ба рассказывал:
"Закончив молиться и произнеся слова таслима, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обычно говорил: «Нет божества, достойного поклонения кроме Одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему хвала и Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством»". (аль-Бухари 844, Муслим 593).
Аль-Бара ибн Азиб рассказывал:
“Когда мы совершали молитву позади посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то предпочитали находиться справа от него, чтобы после молитвы он поворачивался сначала к нам. И я слышал, как он говорил: «Господь мой, упаси меня от наказания Твоего в тот День, когда Ты воскресишь (или: соберешь) рабов Своих!»” (Муслим 709).
/Рабби, къини ‘азабакя яума таб’асу (таджма’у) ‘ибадак/.
Умм Саляма рассказывала, что после завершения утренней молитвы, пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя о полезном знании, благом уделе и деянии, которое примется!» (Ахмад 6/305, Ибн Маджах 925, Ибн ас-Сунни 54. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса).
Аиша рассказывала:
“Не было такого, чтобы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находясь в собрании, читая Коран или совершая молитву, не произносил после этого слова: «Свят Ты, о Аллах и хвала Тебе. Нет божества достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние»”. (Ахмад 6/77, ан-Насаи в «‘Амалюль-яуми уа лляйля» 273. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. "ан-Нукт аля Ибн ас-Салях" 2/733, "ас-Сильсиля ас-сахиха" 3164).
/Субханака-Ллахумма уа бихамдика. Ля иляха илля Анта. Астагъфирука уа атубу илейк/.
От Али ибн Аби Талиба сообщается:
“Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отдавал салам после молитвы, он говорил: «О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и что еще не совершил, что делал тайно и явно, то, в чем я преступил границы, и то, о чем Ты знаешь лучше меня! Ты - Выдвигающий вперёд и Ты - Отодвигающий!»” (ат-Тирмизи 3421, Абу Дауд 760. Имам ат-Трмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным).
/Аллахумма-гъфирли ма къаддамту, уа ма аххарту, уа ма асрарту, уа ма а’лянту, уа ма асрафту уа ма Анта а’ляму бихи минни. Анталь-Мукъаддим уа Анталь-Му’аххыр/
И др. хадисы указывающие на это.
А что касается ташаххуда, то в его конце установлено сунной делать дуа: как установленное сунной, так и любое другое дуа, но лучше сначало то, что установлено сунной:
От Ибн Мас'уда сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Когда кто-либо из вас усаживается после каждых двух рак‘атов, то пусть произносит "ат-тахийят", а затем может выбрать ту мольбу, которая ему нравится больше!» (Ахмад 1/437, ан-Насаи 1/174. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" № 878).
Теперь нужно бы сразу поговорить об одном хадисе, чтобы потом его не приводили в довод в поддержку любого дуа после намаза. А это:
Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили:
"На какую мольбу есть больше всего надежды получить ответ?" На что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«На ту, с которой к Аллаху обращаются посреди ночи, в конце обязательных молитв». (ат-Тирмизи 3499. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Тирмизи» № 2782).
Некоторые понимают и переводят хадис так:
«На ту, с которой к Аллаху обращаются посреди ночи, и после обязательных молитв»". Но такое понимание является ошибочным, потому что выражение "دبر الصلوات" (дубура ас-Соляваат) здесь означает "в конце каждой молитвы", а не "после каждой молитвы". Вообще выражение "دبر" (дубура), как в ар. яз., так и в шариатских текстах приходит в обоих значениях: в значении "внутри какого-то дела, т.е. в его конце"" и в значении "после какого-то дела". Но как узнать какое из значений имеется ввиду здесь? А узнать это можно по косвенным указаниям. Как говорит шейх ибн Усеимин, что правило в этом вопросе таково, что основа место для дуа - это в конце ташаххуда, а место для зикров - это после намаза, поэтому если в шариатских текстах говорится о дуа, то это имеется ввиду в конце ташаххуда, а если в текстах говорится о зикре, то это после намаза. И на это правило указывают некоторые доводы: на то, что до саляма время для дуа, это хадис: что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Когда кто-либо из вас усаживается после каждых двух рак‘атов, то пусть произносит "ат-тахийят", а затем может выбрать ту мольбу, которая ему нравится больше!» (Ахмад 1/437, ан-Насаи 1/174. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" № 878), а на то, что после саляма зикры, это аят:
"Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках." (ан-Ниса 4:103), в нём говорится поминайте, а не взывайте. (
http://ar.islamway.net/fatwa/34391" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank).
А вот довод на то, что слово "дубура" в хадисах где речь идёт о дуа, понимается "в конце", а не после намаза:
Передают со слов Му'аза, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял его за руку и сказал:
«О Му'аз, клянусь Аллахом, поистине, тебя!», - а потом он сказал:
«Наказываю тебе, о Му'аз, ни в коем случае не забывай в конце каждой молитвы говорить: "О Аллах, помоги мне поминать Тебя, и благодарить Тебя, и должным образом поклоняться Тебе"».(Этот хадис с достоверным иснадом приводит абу Дауд 1422).
Здесь есть выражение "فِي دُبُرِ كُلِّ صَلَاةٍ" (фи дубури кулли солятин), что означает "в конце каждой молитвы", потому что в другой достоверной версии этого хадиса говорится: "فِي كُلِّ صَلَاةٍ" (фи кулли солятин), т.е. без слова "دُبُرِ", что означает "
в каждой молитве".
А это довод на то, что слово "дубура" в хадисах о зикре, означает "после", а не в конце намаза:
От Ка’ба ибн ‘Уджры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не разочаруется тот, кто после (дубура) каждой обязательной молитвы будет произносить завершающие слова, говоря «Субхана-Ллах» и «Альхамду ли-Ллях» по тридцать , а слова «Аллаху Акбар» по тридцать четыре». (Муслим 596).
Здесь понимается "после каждой обязательной молитвы", потому что есть много указаний в доводах на то, что эти зикры делаются после намаза, и после того как имам поворачивается к людям, и в этом мусульмане единогласны.
Ва Аллаху а'лям.