Ассаляму алейкум.
Посланник Аллаха учил нас, что хорошие сны не стоит рассказывать всем подряд людям, что бы не возбудить злобу завистников, хорошие сны рассказываются только близким людям, которые не желают для вас не чего кроме благого,
► Показать
СНОВИДЕНИЯ
بسم الله الرحمن الرحيم
و به أستعين
Хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.
А затем:
Сегодня наш разговор о сновидениях, и речь зайдет о них по следующим пунктам:
Достоинство сновидения, его место в исламском шариате.
Виды сновидений.
Толкование сновидений и некоторые пользы связанные с этим.
Некоторые ошибки, которые совершают люди относительно сновидений.
Примеры хороших сновидений.
То, что касается достоинств сновидений и их места, то Всевышний Аллах говорит в суре Юсуф, мир ему:
«Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью тебя и род Якуба, подобно тому, как еще раньше Он одарил совершенной милостью твоих отцов Ибрагима и Исхака. Воистину, твой Господь — Знающий, Мудрый». Сура Юсуф 6 аят.
Слова Аллаха «научит тебя толковать сны», т.е. научит тебя истолковывать их.
Приводится от Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, откинул занавес, когда люди, стоя рядами, (молились) за Абу Бакром, и сказал: «Люди! Из всех благих вестей пророчества не останется ничего, кроме благих сновидений, которые видит мусульманин, или же они будут показаны ему»[1].
В сборнике хадисов Имама Малика «аль-Муватта» с достоверным иснадом приводится от Урвы бин аз-Зубейра, что он сказал насчет аята:
«Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни». Сура Юнус 64 аят.
Урва сказал: «Это благое сновидение, которое видит благочестивый человек, или ему будет показано».[2]
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С приближением этого времени сновидения верующего почти всегда будут осуществляться, ибо сновидения верующего являются одной из сорока шести частей пророчества”, а всё, что относится к пророчеству, не может быть ложным. Самый правдивый из вас в сновидениях – самый правдивый в речах».[3]
Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «с приближением этого времени» означают время перед концом света, когда увеличатся искушения и смуты, религия станет чуждой, люди будут особенно нуждаться в добрых предзнаменованиях, которые успокаивают сердца верующих. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «сновидения верующего почти всегда будут осуществляться», и это касается именно верующих.
Про слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «часть из сорока шести частей пророчества», некоторые ученые сказали, что продолжительность пророчества длилась 23 года, из них были полгода, когда откровение приходило через сновидения, которые Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел в сне. Это часть из 46 частей пророчества.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Начало откровений у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было в виде правдивых видений во сне. Каждое его сновидение сбывалось (так же неизбежно) как (неизбежно) наступает утренняя заря»[4].
Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в предыдущем хадисе «Самый правдивый из вас в сновидениях – самый правдивый в речах» – указание на важность правдивости, и что человек, который правдиво говорит, имеет самые правдивые сновидения.
Что касается частей сновидений, то их три.
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Сновидения бывают трех видов: сновидения истинные, сновидения, про то, что человек думал про себя[5], и сновидения, приносящие печаль, от шайтана».[6]
Этот хадис от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, объясняет, что не все, что человек видит во сне, является благим сновидением. Кошмары и ужасы, которые человек видит во время сна – от шайтана, которые хочет опечалить верующего таким сном. То, что человек видит из того, что у него было днем или ночью – это просто сны, в которых он видит то что явилось ему во время бодрствования, о чем он думал про себя.
От Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит сон, который испугает его, пусть сплюнет налево три раза, скажет истиазу[7] трижды и повернется с того бока, на котором он лежал».[8]
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит сон, который ему не понравится, пусть встанет, сделает намаз и не рассказывает о нем людям».[9]
Что касается толкования сновидений, то это благородное знание, которым Аллах наделил некоторых из своих Пророков и любимцев, как Мухаммада и Юсуфа, мир им, и среди тех, кто был известен этим знанием среди сподвижников, — Абу Бакр. Среди табиинов это был Мухаммад бин Сирин, кроме них есть и другие благочестивые люди везде и всегда.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что кто увидит плохой сон, пусть не рассказывает его всем.
От Абу Разина аль-Акъили, да будет доволен им Аллах, приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «… и пусть не рассказывает сновидение никому, кроме того, кто его любит или человеку с правильным мнением».[10]
Польза этого хадиса в том, чтобы не толковать сновидение неправильно и тем, что расстроит человека.
Что касается ошибок, которые совершаются некоторыми людьми в том, что связано со сновидениями, то мы упомянем 3 важные ошибки.
Во-первых: Ложь в сновидениях, т.е. когда человек утверждает, что видел то-то и то-то, чего на самом деле не видел. Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, передает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(В мире ином) на того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сможет».[11]
Во-вторых: Опора некоторых невежд, из числа суфиев и других, на сновидения в шариатских постановлениях, когда они делают дозволенным запретное, или наоборот. К этому не относится, когда раб делает благие дела и видит сновидение, которое оповещает его о том, что его дела были приняты.
В-третьих: Не каждый, кто видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во сне, действительно видел именно его. Надо, чтобы человек увидел его в том виде, как был описан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Сирин, да помилует его Аллах, говорил человеку, который рассказывал о то, что видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Опиши мне того, кого видел», и если тот описывал его истинным описанием, он говорил ему: «Ты действительно видел его».
Среди примеров благих сновидений можно упомянуть видение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и это радостная весть тому, кто его видел.
Он Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Увидевший меня во сне увидит истину, ибо шайтан не (может) представать в моём образе».[12]
Это относится к тому случаю, как уже говорилось, когда человек видит Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в его истинном облике.
К благим сновидениям относится сновидение Юсуфа, мир ему:
Вот Юсуф сказал своему отцу: «О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они поклонились мне». Сура Юсуф 4 аят.
Аллах сказал, толкуя этот сон:
«Он поднял своих родителей на трон, и они пали ниц перед ним. Он сказал: «Отец мой! Это есть толкование моего давнего сна. Господь мой сделал его явью. Он облагодетельствовал меня, освободив из темницы, и привел вас из пустыни после того, как сатана посеял вражду между мною и моими братьями. Воистину, мой Господь добр, к кому пожелает. Воистину, Он — Знающий, Мудрый». Сура Юсуф 100 аят.
К благим сновидениям также относится то, что передал Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я видел в одну из ночей во сне, что мы в доме Укъбы бин Рафеъа, и мы пришли с финиками Ибн Таба, и я истолковал это как поднятие нас в мире этом и воздаяние для нас в мире будущем, и что наша религия усовершенствовалась и ее правила утвердились»[13].
И хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророк Мухаммада, его семью и всех сподвижников.
[1] «Сахих» Муслима, 1\348, № 479.
[2] «Муваттаъ» Имама Малика, 3\131.
[3] «Сахих» аль-Бухари, 4\303, № 7017, «Сахих» Муслима, 4\1773, № 2263.
[4] Аль-Бухари, 4\295, № 6982, Муслим, 1\639, № 160.
[5] Т.е. о том, что заботило его во время бодрствования, о чем он думал в своих мыслях. От редактора.
[6] «Сунан» ат-Тирмизи, 4\537, № 2280, его асль есть в двух «Сахихах».
[7] Слова «Аузу биллягьи миннаш-шайтанир-раджим».
[8] «Сахих» аль-Бухари, 4\309, № 7044, «Сахих» Муслима, 4\1773, № 2262.
[9] Часть хадиса в «Сахихе» аль-Бухари, 4\303, № 7017, и «Сахихе» Муслима, 4\1773, № 2263.
[10] «Сунан» Абу Дауда, 4\305, № 5020.
[11] «Сахих» аль-Бухари, 4\309, № 7042.
[12] «Сахих» аль-Бухари, № 6997.
[13] «Сахих» Муслима, 4\1779, № 2270.