Ассаляму уаллейкум уарахматуЛлахи уабаракятух!
Khawashka писал(а):Я слышала,что нельзя рисовать людей и животных
Да,действительно приходят страшные хадисы на эту тему:
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В День воскресения самая жестокая кара ждет тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении».[126]
Создание изображений ради подражания Аллаху является проявлением великого неверия в двух случаях. Во-первых, если человек создает идола, заведомо зная, что ему будут поклоняться. Несомненно, такой поступок является неверием в Великого и Могучего Аллаха. Во-вторых, если человек создает изображение и полагает, что оно выглядет лучше, чем творение Самого Аллаха. Именно по этой причине скульптуры и изображения имеют отношения к данной книге, хотя упомянутый нами запрет распространяется на всех, кто подражает Аллаху, создавая рисунки или скульптуры. И даже если совершаемый ими поступок не выводит их из лона религии, они все равно совершают тяжкий грех, обрекают себя на проклятие и мучения в Адском огне.
Они же передали хадис Ибн ‘Аббаса, который рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый, кто создает изображения, будет в Огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучения в Аду».[127]
Они же передали другой хадис Ибн ‘Аббаса о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто при жизни создал какое-нибудь изображение, заставят вдохнуть в него дух, а он будет не в состоянии сделать это».[128]
Из упоминания о душе следует, что речь идет об изображении творений, обладающих душой, т.е. животных и людей. Именно эти изображения запрещены шариатом. Художникам и скульпторам будет приказано вдохнуть душу в созданные ими запрещенные изображения, однако они не смогут сделать этого, потому что души находятся только во власти Великого и Могучего Аллаха.
Это общие запреты
Что же касается фетв ученых,то приведу те,которые нашел на Салаф форуме.
слова шейха аль-Албани, да помилует его Аллах, из книги "Адаб аз-Зифаф" :
"Хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на нашу абсолютную уверенность в том, что оба способа изготовления изображений (написанные от руки или же произведенные фотографическим путем) являются запретными, мы отнюдь не считаем, что всякое изображение, которое несет в себе практическую пользу, непременно подлежит запрету, при условии, что это не ведет к каким-либо пагубным последствиям и не достижимо каким-либо другим дозвленным способом. Я имею в виду те случаи, когда существует потребность в изображениях в медицине, географии, во время поиска преступников, когда о них необходимо предостеречь население и т.п. В подобных случаях использование изображений считается дозволенным, а иногда даже обязательным. В пользу этого свидетельствуют два хадиса.
Первый хадис:
"Аиша рассказывала о том, что часто играла с куклами, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приводил к ней подруг, чтобы они играли вместе с ней". Этот хадис передали аль-Бухари (10/433), Мус-лим (7/135), Ахмад (6/166, 233 и 234) согласно версии которого приводится данный хадис, и Ибн Са’д (8/66).
Согласно другой версии хадиса, Аиша рассказывала о том, что когда она играла с куклами, и к ней входил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, он прятался от нее под одеждой. Абу Авана сказал: «Он поступал так, для того, чтобы, увидев его, она не прекратила играть». Этот хадис с достоверной це-почкой рассказчиков передал Ибн Са’д (8/65).
Далее в книге мы приведем еще один хадис, в котором го-ворится о том, что Аиша играла с «конем, у которого были крылья, сделанные из кусков ткани».
Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис приводится в качестве аргумента теми, кто считает дозволенным использо-вать куклы и игрушки в играх девочек. Это – частный случай, представляющий собой исключение из за-прета на использование изображений. С этим полностью согласился кадий Ийад. Он сообщил, что с та-ким исключением согласно большинство ученых, которые считают дозволенным продавать игрушки для девочек в воспитательных целях, чтобы обучать их с детства ведению домашнего хазяйства и уходу за детьми».
Второй хадис:
Рубеййи бинт Муаввиз рассказывала: «Утром в день Ашура Пророк, мир ему и благословение Алла-ха, отправил гонцов в селения, [расположенные вокруг Медины], чтобы они сообщили о том, что те, кто с утра не постились, должны поститься оставшуюся часть дня, а те, которые постились, должны продол-жить пост. После этого повеления мы стали поститься сами и заставляли поститься своих детей, [тех из них, кто был еще совсем мал, если на то была воля Аллаха. Когда мы шли в мечеть, то] делали для них игрушку из шерсти [и брали ее с собой]. Если какой-нибудь малыш начинал плакать от голода, мы дава-ли ему эту игрушку, и так продолжалось до самого разговения». (Согласно другой версии хадиса: «А ес-ли они просили у нас поесть, мы давали им игрушку, которая их забавляла до тех пор, пока не закончил-ся пост»). Этот хадис передали аль-Бухари (4/163), согласно версии которого приведен данный хадис, и Муслим (3/152), которому принадлежат дополнения в квадратных скобках, а также другая версия хадиса.
Оба хадиса свидетельствуют о том, что изготавливать и использовать изображения можно в тех случаях, когда это целесообразно в воспитательных, просветительских и образовательных целях. Это также позволено в тех случаях, когда польза от процесса изготовления изображений и самих изо-бражений для Ислама и всех мусульман очевидна. Однако в остальном запрет остается в силе – это каса-ется портретов шайхов, выдающихся людей, друзей и пр. – словом, всего, что не несет в себе пользу, но лишь уподобляет мусульман неверным в их преклонении перед идолами. Аллах лучше знает. См. "Адаб аз-зифаф".
Этот ответ приводился на вопрос о рисунках в детских книгах.
Основным принципом создания изображений любого живого существа, будь то человек или любое животное, является то, что это - харам [haraam], являются ли картины трёхмерными или нарисованы на бумаге, ткани или стенах, и т.д., или это - фотографии (снятые камерой), из-за сообщений в сахих хадисах [saheeh ahaadeeth], которые констатируют, что это непозволительно, и угрожают болезненным мучением тому, кто делает это, и потому, что они могут привести к ширку в форме стояния перед ними с уважением, унижения перед ними, приближаясь к ним близко и их уважению в манере, которая приличествует только для Аллаха. Они также запрещены, потому что это - своего рода попытка соответствовать созданию Аллаха, и из-за искушения, свойственного некоторым из них, как изображения актрис и обнажённых женщин, и так называемых королев красоты.
Среди хадисов, утверждающих, что это - харам, и что это является большим грехом - хадис Ибн ‘Аббаса (пусть Аллах будет доволен им), который сказал: "Я слышал, что Посланник Аллаха (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) говорил: "Любому, кто создаёт изображение в этом мире, будет сказано вдохнуть душу в него в День Воскрешения, и он никогда не будет способен сделать это."” (Рассказано Аль Бухари и Муслимом). Он [Ибн ‘Аббас (пусть Аллах будет доволен им)] также рассказывал,что Пророк (Салл Аллаху Алейхи уа Саллам) сказал: “Каждый создатель изображений будет в Огне, и каждое изображение, которое он сделал, будет создано, чтобы явиться к нему, и будет мучить его в Аду.” Ибн ‘Аббас сказал: “Если Вы должны делать это, то создавайте деревья и вещи, которые не имеют никакой души.” (Рассказано Аль Бухари и Муслимом). Общее значение хадисов таково, что абсолютно запрещено создавать изображения всего, что имеет душу.
Фатауа аль-Лажна аль-Даа’има [Fataawa al-Lajnah al-Daa’imah], 1/456-457
Дальше вы писали
Khawashka писал(а):И допустимо ли изображать отдельные части тела?Например,руки,глаза?
Например,если нарисованы руки,держащие букет цветов - это плохо?
Поясните,пожалуйста.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Изображение – это голова; если убрана голова, то нет изображения» Передал аль Исамили в Маджам из хадиса ибн Аббаса и оценен как сахих шейхом албании в al-Silsilah al-Saheehah no. 1921 и в Saheeh al-Jaami’ no. 3864.
2. Большинство факихов считают, что если у изображения будет убрана часть, без которой она перестает быть живой, то подобные изображения не являются харамом. Для более детального ответа и получения мнения мазхабов обратитесь к Ahkaam al-Tasweer fi’l-Fiqh al-Islami, pp. 224-240.
А Аллаху известно лучше!