вопрос о закяте

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
mariam_1966
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 27 июн 2014, 20:32
Контактная информация:

вопрос о закяте

Непрочитанное сообщение mariam_1966 »

Ассаляму Аллейкум!

У меня такой вопрос!
1. Я занимаюсь продажей золотых изделий и других товаров. Например: У меня товара (золотых изделий) на сумму один миллион рублей. В течении года я что то продавала, часть денег тратила, часть денег вкладывала обратно в золото. На данный момент сбережений нет никаких. Также у меня есть и другой товар на сумму 500 тыс рублей. Также у меня есть долг на 500 тыс рублей. Скажите пожалуйста какое количество денег я должна заплатить? Могу ли я отдать это родственникам (дети остались без отца).? И как мне самостоятельно считать?

2. Государство выделило мне квартиру. Должна ли я заплатить закят с квартиры?

3. Если я буду сдавать эту квартиру и снимать другую, как считать закаят?

Большое спасибо!
С наступающим праздником!


Абу Ахмад
Сообщения: 926
Зарегистрирован: 17 ноя 2009, 13:31
Контактная информация:

Re: вопрос о закяте

Непрочитанное сообщение Абу Ахмад »

Ассаляму алейкум уа рахматулЛахи уа баракятух!
У каждого вида имущества существуют свои условия и положения. Рассмотрим то, что связано с вашим вопрос, а именно двумя видами имущества (золото, серебро и деньги, а также предметы торговли).
Для выплаты закята с этих двух видов имущества необходимо осуществление двух условий:
1). Имущество должно достичь нисаба (необходимого минимума).
2). Нахождение этого имущества (золото, серебро, деньги, товар, достигшее необходимого минимума) у владельца в течение целого года по лунному календарю. При этом при обращении денег в товар, или товара в деньги начатый год не обрывается, потому, что и деньги, и товар представляют собой одну и ту же категорию: ведь у предпринимателя либо наличные деньги, либо деньги в товаре, т.е. в конечном счёте, всё это деньги.
Нисаб золота: 20 мискалей, что в современном исчислении равняется 85-ти граммам золота 24 карата (999 пробы). Если человек в течение целого года по лунному календарю обладал 85 граммами золота и выше, то он должен выплатить 2,5 % закят от имеющейся массы золота на момент выплаты. Если у него было 85 грамм золота, то он выплачивает: 2,125 грамма.
Нисаб серебра: 200 дирхамов, в граммах это равняется 595-ти граммам чистого серебра. Если человек в течение целого года по лунному календарю обладал 595 граммами серебра и выше, то он должен выплатить 2,5 % закят от имеющейся массы серебра на момент выплаты. Если у него было 595 грамм серебра, то он выплачивает: 14,875 грамма.
Тот, чьи накопления в виде золота или серебра достигли нисаба (облагаемого закятом минимума), и он решил выплатить с них закят деньгами, должен выполнить следующее:
1- Уточнить стоимость грамма чистого золота и грамма чистого серебра именно на тот момент, когда выплата закята с них становится обязательной.
2- Умножить стоимость грамма золота и грамма серебра на имеющееся количество золота и серебра (достигших нисаба). Стоимость 85 грамм золота 999 пробы составляло на 10/07/2014 примерно: (1463,46 * 85) = Нисаб по золоту: 125 тысяч рублей.
Стоимость 595 грамм чистого серебра составляло на 10/07/2014 примерно: (23,54 * 595) = Нисаб по серебру 14 тысяч рублей.
3- Затем из полученной суммы стоимости золота и серебра выплатить одну сороковую часть (2,5%).
1. Закят с имеющихся денег:
Делая аналогию на золото и серебро, каждый, чья сумма денег достигла цены 85 граммов золота или 595 граммов серебра, должен выплатить закят, равный 2,5% от имеющихся у него денег. Однако, здесь может возникнуть вопрос, нисаб (необходимый минимум) должен достичь в эквиваленте с золотом или серебром? Тем более, как мы уже упомянули выше, между нисабами по золоту (125 тысяч рублей) и по серебру (14 тысяч рублей) огромная разница. Основой в разногласии по этому вопросу является давнее разногласие между учёными по вопросу исчисления нисаба предметов торговли. Джумхур (большинство учёных) сказали, что необходимо смотреть на то, что полезнее и выгоднее для бедных (или по тому, что более дешевле). (Этого мнения придерживается Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам, КСА). Естественно, полезнее и выгоднее для бедных будет, если мы будем исчислять нисаб по серебру, потому, что оно намного дешевле, чем золото (людей, у которых есть 14 тысяч рублей в течение года по лунному календарю намного больше, чем тех, у кого есть 125 тысяч рублей). В соответствие с этим мнением если у человека было 14 тысяч рублей и выше в течение года по лунному календарю, то он обязан выплачивать закят.
Учёные шафиитского мазхаба сказали, что при расчёте нисаба необходимо ориентироваться на золото. Потому, что стоимость двухсот серебряных дирхамов во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) равнялась стоимости двадцати золотых динаров. Этого мнения придерживаются некоторые современные исследователи по фикху, а также Кувейтский дом закята, стандарты Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов (AAIOFI, Бахрейн). В соответствие с этим мнением, если у человека было 125 тысяч рублей и выше в течение года по лунному календарю, то он обязан выплачивать закят.
2. Предметы пользования:
Все те предметы, которые использует человек, как например: мебель, посуда, жильё, в котором живёт, машины, самолёт и верховые животные, которые использует в качестве средств передвижения; помещения, полки, оборудования, запчасти для оборудования, которые используются человеком или фирмой для ведения производства или торговли, т.е. если все эти вещи не были приготовлены для продажи, то с них закят не выплачивается. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин не обязан платить закят ни со своего коня, ни со своего раба». (Сахих Аль-Бухари, 1464; Сахих Муслим, 982).
3. Закят с предметов, которые приобретают для извлечения с них дохода, как например земля с целью аренды:
Существует закреплённая за человеком основа (например: земля, или квартира, или машина, или оборудование), которую человек сдаёт в аренду и зарабатывает с арендной платы. С чего он должен платить закят, с основы и полученной арендной платы, или только с арендной платы, которую он получает? Предпочтительное мнение: он должен выплачивать закят (2,5 %) только с полученной арендной платы, которая достигла нисаба, и в отношение которого прошёл год по лунному календарю с момента получения денег на руки (Решение № 2 «Маджма’ аль-фикх аль-ислями», это фетва Постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 9/332 (первое издание)).
Поэтому, сдавая свою квартиру в аренду, вы должны выплатить закят только с арендной платы, которую выплатят вам, при условии, что та сумма достигнет нисаба (необходимого минимума) и пройдёт год.
4. Закят с долгов:
Случаи с долгами:
1) Первый случай: если закятоплательщик должен (должник). Например: Человек обязан выплатить закят в размере 100 тысяч рублей, однако, он должен 60 тысяч рублей, нужно ли вычитать 60 тысяч рублей со 100 тысяч, и выплатить закят в размере 40 тысяч рублей или он не должен обращать внимания на свой долг, и должен выплатить закят в размере 100 тысяч рублей?
Существует два мнения:
1. Джумхур (большинство ученых) считает, что долг человека вычитывается с закята, т.е. в вышеприведённом примере выплачивает только 40 тысяч рублей вместо 100 тысяч рублей, т.к. он вычел долг 60 тысяч рублей.
2. Учёные шафиитского мазхаба считают, что долг не влияет на выплату закята, поэтому он в вышеприведённом примере должен выплатить закят в размере 100 тысяч рублей, и не смотрит при этом на свой долг и не вычитывает его. Такого же мнения придерживались шейхи Ибн Баз и Ибн Усеймин (да одарит их Аллах Своей милостью).
Однако, не должно быть разногласия в том, что если человек сейчас возьмёт с имущества, в отношение которого прошёл год, сумму (60 тысяч рублей) для погашения долга, то эта сумма (60 тысяч рублей) не будет включена в расчёт закята, т.к. эта сумма вышла с общей суммы для погашения долга. Указывает на это положение предание, которое сообщается от Усмана (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Это месяц выплаты вашего закята. И у кого есть долг, то пусть рассчитается с долгом, чтоб выплатить закят со своего имущества». (Привёл Имам Малик).
Предпочтительным мнением является мнение большинства учёных, которые сказали, что необходимо вычитывать долг при расчёте закята, потому, что закятоплательщик, за которым есть долг, более заслуживает того, чтоб учитывать его финансовое положение. Однако, это мнение обусловлено тем, что этот долг вычитывается с имущества, облагаемого закятом, только тогда, когда он расплачивается со своим долгом именно с этих денег, а не с других источников. Например: Если человек взял в банке кредит и расплачивается с этим долгом не с этих же денег, а рассчитывается, например, с зарплаты, то в таком случае его долг не влияет при расчёте закята.
Кроме того, говоря о вычете долга с имущества, облагаемого закятом, имеется в виду та часть долга, которую необходимо будет погасить в течение текущего года, в течение которого имущество находилось в руках закятоплательщика. Что касается части долга, которую нужно будет погасить на следующий год, то он будет вычитываться с имущества следующего года. С подобным смыслом вышла фетва первого форума по современным вопросам закята: «Вычитывается с имущества, облагаемого закятом, только та часть долга, которую необходимо будет погасить в текущем году, если при этом нет других источников финансовых средств для погашения этого долга».
Кроме того, стоит также заметить, что если платежеспособный должник будет умышленно затягивать с выплатой долга, то он должен либо рассчитаться с долгом, либо должен выплачивать закят. Долг такого человека не будет вычитываться при расчёте закята.
Таким образом, если закятоплательщик имеет долг, для погашения которого у него нет иного источника, и время погашения долга уже наступило, или наступит до истечения текущего года, в течение которого имелись средства, облагаемые закятом, и при этом он умышленно не затягивал с погашением своего долга, то в таком случае его долг вычитывается с закята в соответствие с мнением большинства учёных.
2) Второй случай: долги перед закятоплательщиком (он кредитор, т.е. ему должны). Например: у человека есть средства (200 тысяч рублей), достигшие нисаба, с которых он будет выплачивать закят. А также ему должны дать 200 тысяч рублей. Нужно ли ему учитывать 200 тысяч долгов, которые ему должны дать, и прибавлять к имеющимся средствам (200 тысячам рублям) при расчёте закята? И с какого момента он должен учитывать эти долги?
Учёные в области фикха подразделяют долги, которые перед человеком, на два вида:
1) Долг, в отношении которого нет надежды, что вообще будет погашен, или долг на неплатёжеспособном человеке. Также можно назвать этот вид долгов, как «долги, в отношение которых есть сомнения в том, что будет ли они погашены или нет». В отношении расчёта этого вида долгов существует разногласие:
Первое мнение: (ханафитский мазхаб и мнение Ибн Таймии, решение № 1 «Маджма’ аль-фикх аль-ислями»): Закятоплательщик должен выплачивать закят с такого вида долга только после того, как этот долг будет погашен перед ним (т.е после того, как получит на руки свои деньги), и после того, как пройдёт год по лунному календарю с момента получения денег на руки. Потому, что владение этими деньгами неполноценное в тот момент, когда они находятся в руках неплатёжеспособного лица или в руках ненадёжного человека, который не возвращает долг (и неизвестно вообще вернёт его или нет).
Второе мнение: (маликитский мазхаб, мнение многих современных исследователей в области фикха, а также этого мнения придерживаются Кувейтский дом закята, а также стандарты Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов (AAIOFI, Бахрейн)). Закятоплательщик должен выплатить закят с такого вида долга сразу после того, как получит деньги на руки только за один год, если даже долг находился в руках должника несколько лет. Таким образом, он не должен выжидать целый год с момента погашения долга, как об этом говорит первое мнение.
Третье мнение: (шафиитскийи ханбалитский мазхабы). Закятоплательщик должен выплатить закят с этого долга за все годы нахождения в руках должника после того, как получит их на руки.
Предпочтительное мнение: первое мнение - закятоплательщик должен выплачивать закят с такого вида долга только после того, как этот долг будет погашен перед ним (т.е после того, как получит на руки свои деньги), и после того, как пройдёт год по лунному календарю с момента получения денег на руки. Однако, если закятоплательщик сразу выплатит закят за один год в соответствии со вторым мнением, то это будет ещё лучше.
2) Долги, которые в отношение которых есть надежда, что они будут погашены. В этом вопросе также есть разногласие:
Первое мнение: (шафиитский мазхаб, этого мнения придерживаются многие современные исследователи, а также Кувейтский дом закята, а также стандарты Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов (AAIOFI, Бахрейн)): если пришло время погашения этого вида долга в текущем году, то закят выплачивается с этого долга, если даже закятоплательщик не получил деньги на руки. Если закятоплательщик дал долгосрочный долг, то он должен выплатить закят за все годы нахождения этого долга в руках должника, после того, как получит деньги на руки.
Второе мнение: (ханафитский и ханбалитский): закятоплательщик должен выплатить закят за все годы нахождения этого вида долгов в руках должников, после того, как он получит свои деньги на руки. При этом они не видят разницы между долгосрочными долгами и долгами, время погашения которых уже настало.
Ибн Таймия (да одарит его Аллах Своей милостью) считает, что долгосрочный долг имеет такой же статус, как и долг на неплатёжеспособном человеке, а именно, что с такого долга не выплачивается закят, потому, что владение закятоплательщика этими средствами неполноценное. Однако, если в течение текущего года наступит время выплаты долгосрочного долга, то такой долг будет расцениваться, как обычный долг, время погашения которого наступило, и поэтому с него будет выплачиваться закят.
Что касается долга, время погашения которого наступило, и должник платёжеспособен и признаёт за собой свой долг, то закятоплательщик может выплачивать с него закят, не дожидаясь получения денег на руки. Если закятоплательщик решить отсрочить закят с этих долгов до тех пор, пока не получит их на руки, опасаясь за их погашение, то он может это сделать, и после получения денег на руки, он должен будет выплатить закят за все годы нахождения долга в руках должника.
7. Закят с предметов торговли.
Предметы торговли – это все те вещи, которые были приобретены с целью прибыли, полученной в результате разницы между закупочной ценой и ценой продажи. Таким образом, эти предметы представляют собой имущество, приобретённые для извлечения прибыли. Поэтому можно представить схему, по которой строится торговля: Деньги – предметы торговли – деньги. Или наличные деньги – деньги в товаре – наличные деньги с прибылью после продажи. Этот вид имущества облагается закятом: 2,5 % , если он достигает нисаба (стоимость товара на 125 тысяч рублей, если считать нисаб по золоту, или 14 тысяч рублей, если считать по серебру), а также по истечении года по лунному календарю. Поэтому закятоплательщик при выплате закята должен учитывать следующие моменты: 1) если человек покупает за деньги или по бартеру другой товар, то исчисление года продолжается с момента появления нисаба (в виде денег или товара, за которые был приобретён товар). Т.е. покупка товара не расценивается, как начало нового исчисления года для этого товара. Таким образом, товар привязан к основе (исходным деньгам или товару, за которые был он приобретён). 2) Закятоплательщик должен оценить приобретённый товар, если даже он ещё не получил его на руки (например: товар находится в пути). 3) Закятоплательщик прибавляет подсчитанную стоимость приобретённого товара к тем деньгам, золоту и серебру, в отношение которого прошёл год. А также прибавляет средства, полученные от продаж товаров, в отношение которых также прошёл год. 4) Закятоплательщик прибавляет к этой сумме также долги, которые должны дать ему платёжеспособные должники, в отношение которых есть надежда их погашения. 5) После чего, закятоплательщик вычитывает свои долги, которые он должен людям (с учётом вышеупомянутых условий). После всего этого он должен выплатить 2,5 % закят с полученной суммы.
При этом при оценке товара учитывается их рыночная цена. Если товар будет продаваться оптом, то учитывается оптовая рыночная цена на товар, если будет продаваться в розницу, то учитывается розничная рыночная цена на товар. А если продажа будет и оптом и в розницу, то берётся во внимание то, какая форма продаж имеет большее распространение. Этого мнения придерживается Кувейтский дом закята, а также стандарты Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых институтов (AAIOFI, Бахрейн).
Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам считает, что товар оценивается по оптовой рыночной цене. («Фетвы постоянного комитета», 9/323, (первое издание), фетва № 8499). И это мнение предпочтительнее. При этом стоит отметить, что тот, кто продаёт оптом, оценивает свой товар по текущей оптовой закупочной цене. А тот, кто продаёт в розницу, оценивает по текущей оптовой продажной цене. Причина: для того, чтобы в оценку товара не была включена предполагаемая прибыль, которая возможно будет, а возможно нет.
Кроме того, при оценке стоимости товара, также входит тот товар, который предприниматель отдал другим лицам на реализацию (товар под реализацию) за определённый процент от продаж. Учитывается здесь рыночная стоимость товара в зависимости от местности.
И Аллах более Сведущ!
muslim1991
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19 сен 2014, 12:09
Контактная информация:

Re: вопрос о закяте

Непрочитанное сообщение muslim1991 »

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух. Джазак Аллаху хайран за столь подробное разъяснение, но у меня есть несколько вопросов.
1. Я платил закят в сентябре, но ошибся, т.к. плохо разобрался со всеми положениями и я не обладал необходимым минимумом имущества, с которого взымается закят. Отсюда первый вопрос: можно ли платить закят если деньги не дошли до необходимого минимума ради награды Аллаха или же это нововведение?
2. У меня была машина на личное испольнозвание, но сломавшись я продал ее, а деньги в ближайшие дни после этого потратил на необходимые нужды, считать ли мне закят с этих денег (допустим 145 000)? Покупал я ее не для торговли, а для личного пользования, но сломавшись я продал ее.
3. Я периодически беру в долг у людей (когда возникает необходимость), но возвращаю, спустя пару недель-месяц. Взымается ли закят с той суммы, которую я взял в долг, но которую вернул через месяц, а не год?

Очень надеюсь на скорый ответ!
Абу Ахмад
Сообщения: 926
Зарегистрирован: 17 ноя 2009, 13:31
Контактная информация:

Re: вопрос о закяте

Непрочитанное сообщение Абу Ахмад »

Уа алейкум ас-салям уа рахматулЛахи уа баракятух!
muslim1991 писал(а):1. Я платил закят в сентябре, но ошибся, т.к. плохо разобрался со всеми положениями и я не обладал необходимым минимумом имущества, с которого взымается закят. Отсюда первый вопрос: можно ли платить закят если деньги не дошли до необходимого минимума ради награды Аллаха или же это нововведение?
Во-первых, необходимо при выплате закята, а также совершения других поклонений исходить из мусульманского лунного календаря (Хиджри), а не опираться на григорианский календарь.
Во-вторых, достижение нисаба (необходимого минимума) - это условие, когда закят становится обязательным, так, что если обладающим таким имуществом мусульманин не заплатит с него закят, то он окажется в грехе. Если же необходимого минимума нет, то человек может выплачивать милостыню, но она будет иметь статус добровольной милостыни. Если выплатит добровольную садака, то получит награду Всевышнего, если не выплатит, то греха не будет.
muslim1991 писал(а):2. У меня была машина на личное испольнозвание, но сломавшись я продал ее, а деньги в ближайшие дни после этого потратил на необходимые нужды, считать ли мне закят с этих денег (допустим 145 000)? Покупал я ее не для торговли, а для личного пользования, но сломавшись я продал ее.
С машины вы не должны выплачивать закят однозначно. А что касается денег, то смотрите, если деньги полученные от продажи автомобиля в совокупности с другими деньгами достигли нисаба и в отношение всех этих денег прошёл год (по лунному календарю), то тогда вы должны будете платить закят.
muslim1991 писал(а):3. Я периодически беру в долг у людей (когда возникает необходимость), но возвращаю, спустя пару недель-месяц. Взымается ли закят с той суммы, которую я взял в долг, но которую вернул через месяц, а не год?
Нет, если вы вернули долг, то закят с них вы уже не выплачиваете.
И Аллах лучше знает!
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей