что значит полумесяц на крыше мечети?
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/" target="_blank
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/" target="_blank
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время
что значит полумесяц на крыше мечети?
Большое спасибо! Скажите пожалуйста что тогда значит полумесяц на крыше мечети? И могут мои дети ( мы приглашали муллу и он шептал имя) носить молитву на шее? У нас многие мусульмане носят полумесяц значит это не правильно?
kbz
Re: что значит полумесяц на крыше мечети?
Непрочитанное сообщение Abu Daud »
Ассаламу алейкум.
Про полумесяц:
Про амулеты и т.п.:
Про полумесяц:
► Показать
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
Долгое время я задавался вопросом – действительно ли полумесяц и звезда являются символами ислама? Я начал искать в интернете информацию, связанную с этим вопросом. Пока каких – то конкретных доказательств из сунны Пророка (а.с.в) я не нашёл. Единственное, что связывает этот символ с сунной, так это то, что некоторые утверждают, мол полумесяц связан с хиджрой Пророка Мухаммада (а.с.в), когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По их словам, в эту ночь на небе был полумесяц. По другим версиям, полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда – пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв. Но если и так, то можно взять не только пятиконечную звезду, но и восьмиконечную, семиконечную и даже шестиконечную, которые также используются в качестве символов среди мусульман.
Символы полумесяца и звезды были известны человечеству за несколько тысяч лет до Пророка Мухаммада (а.с.в). Эти древние символы небесных светил почитались еще древними народами Центральной Азии и Сибири, поклонявшимися солнцу, луне и небу. Если учесть, что первые в исламе начали этот символ использовать турки, родиной которых является именно Сибирь, то многое становится понятно. Существуют исторические свидетельства относительно того, что полумесяц и звезду использовали в античности для обозначения карфагенской “богини” Танит или греческой “богини” охоты Артемиды (в римском варианте – Дианы). Кроме того, еще до появления Христианства, полумесяц своим символом принял древний Византий.
Этот город впоследствии получил название Константинополя, а после овладения им мусульманами – Стамбул. По некоторым сообщениям, полумесяц был выбран римлянами для Византии в честь богини Дианы. По другим данным, этот символ восходит к битве, в которой римляне победили готов в первый день лунного месяца. Кстати, полумесяц (Цата), расположенный в нижней части креста, не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). В Византии тех времён цату связывали с царской властью. Возможно, отсюда следует появление её, как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава. Вся Киевская Русь приняла христианство именно из Византии.
В мусульманской общине не было никакого общепринятого символа для обозначения Ислама или мусульманского государства. Во время Пророка Мухаммада (а.с.в), над мусульманскими караванами и армиями развевались простые флаги однотонных расцветок – черные, зеленые или белые. Ни в одном достоверном мусульманском источнике не говорится ничего о том, что является символом Ислама, поэтому идея какого-то отдельного символа Исламу в определенном смысле чужда.
К использованию простых полотен черного, белого или зеленого цвета, прибегали поздние правители исламского государства, до тех пор, пока власть в Халифате не перехватили турки, которые заняли Константинополь в 1453 году. После этого, они переняли у византийцев прежний флаг и символ, на котором как раз и была изображена эмблема города – полумесяц. За сотни лет существования Империи в сознании мусульман и не мусульман полумесяц начал устойчиво ассоциироваться с самим Исламом и его приверженцами. Хотя он был всего лишь символом османской династии, а никак не самой религии Единобожия.
Также, полумесяц был символом религии лунного бога, как в Аравии, так и всюду на Ближнем Востоке в доисламские времена. Археологи обнаружили многочисленные статуи и иероглифические надписи, в которых полумесяц был помещен на вершине головы божества, чтобы отобразить в символической форме культ лунного бога. Интересно то, что в то время как на всём Древнем Ближнем Востоке Луне поклонялись, как женскому божеству, арабы рассматривали её, как мужское божество.
Всюду на Ближнем Востоке археологи обнаружили храмы лунного бога. От гор Турции до плёсов Нила, самой широко распространенной религией древнего мира был культ лунного бога. Древние шумеры (первая грамотная цивилизация) поклонялись лунному богу, который имел много различных имён. Самыми популярными были: Нана, Суен, и Асимбаббар. Их общим символом был полумесяц.
В 1950г. главный храм лунному богу был раскопан в Хацоре в Палестине. Были найдены два идола лунного бога. Каждый был статуей человека, сидящего на троне с полумесяцем, вырезанным в его груди. Сопровождающие надписи поясняют, что они были идолами лунного бога.
Помимо перечисленных примеров лунной символики, нельзя не сказать и о мире исламского искусства, где полумесяц — неотъемлемая часть символики изображений, в том числе религиозных. Многочисленные исторические сведения о полумесяце в Исламе говорят о том, что это был не столько религиозный символ, сколько династический, а средневековые авторы чаще говорят о полумесяце на знамёнах, чем на мечетях.
Мусульмане, знакомые с историей появления полумесяца в исламской культуре, полностью отвергают его, как древний языческий знак. Звезды и полумесяц не являются частью религии Ислам. В недавнем прошлом они являлись символом лишь османской династии, но никак не самого Ислама. В Исламе запрещено создавать культ кого-либо и чего-либо, будь то люди, животные, деревья, небесные светила, превращение определенного символа в нечто священное также недозволенно.
Мусульмане могут использовать любые символы, которые не противоречат Исламу, использование пальмы и скрещенных сабель в качестве символа Саудовской Аравии, или например, нефтяной вышки – в качестве символа Азербайджана, и т.д. Но использование полумесяца в качестве символа современной Турции, после всего вышесказанного, становится сомнительным, так как анализ показывает, что полумесяц как символ, во многом имеет глубокие языческие корни.
Это же относится и к сегодняшним мечетям, где присутствует полумесяц. Мы приходим молиться Аллаху (с.в.т) под знаменем полумесяца. Очень сомнительно получается. Ведь христиане так же оправдывают наличие в церкви икон, говоря, что верующие поклоняются не им, а Богу. Для многих, иконы являются лишь символами христианской веры.
Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь. (41:37)
Аллаху известно лучше.
И в конце воздадим Хвалу Аллаху, Господу Миров, Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду (а.с.в), его семье, сподвижникам и всем, кто последовал по его пути в плоть до судного дня.
Долгое время я задавался вопросом – действительно ли полумесяц и звезда являются символами ислама? Я начал искать в интернете информацию, связанную с этим вопросом. Пока каких – то конкретных доказательств из сунны Пророка (а.с.в) я не нашёл. Единственное, что связывает этот символ с сунной, так это то, что некоторые утверждают, мол полумесяц связан с хиджрой Пророка Мухаммада (а.с.в), когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По их словам, в эту ночь на небе был полумесяц. По другим версиям, полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда – пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв. Но если и так, то можно взять не только пятиконечную звезду, но и восьмиконечную, семиконечную и даже шестиконечную, которые также используются в качестве символов среди мусульман.
Символы полумесяца и звезды были известны человечеству за несколько тысяч лет до Пророка Мухаммада (а.с.в). Эти древние символы небесных светил почитались еще древними народами Центральной Азии и Сибири, поклонявшимися солнцу, луне и небу. Если учесть, что первые в исламе начали этот символ использовать турки, родиной которых является именно Сибирь, то многое становится понятно. Существуют исторические свидетельства относительно того, что полумесяц и звезду использовали в античности для обозначения карфагенской “богини” Танит или греческой “богини” охоты Артемиды (в римском варианте – Дианы). Кроме того, еще до появления Христианства, полумесяц своим символом принял древний Византий.
Этот город впоследствии получил название Константинополя, а после овладения им мусульманами – Стамбул. По некоторым сообщениям, полумесяц был выбран римлянами для Византии в честь богини Дианы. По другим данным, этот символ восходит к битве, в которой римляне победили готов в первый день лунного месяца. Кстати, полумесяц (Цата), расположенный в нижней части креста, не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами (хотя эта версия и встречается в литературе). В Византии тех времён цату связывали с царской властью. Возможно, отсюда следует появление её, как символа великокняжеского достоинства на портрете киевского князя Ярослава. Вся Киевская Русь приняла христианство именно из Византии.
В мусульманской общине не было никакого общепринятого символа для обозначения Ислама или мусульманского государства. Во время Пророка Мухаммада (а.с.в), над мусульманскими караванами и армиями развевались простые флаги однотонных расцветок – черные, зеленые или белые. Ни в одном достоверном мусульманском источнике не говорится ничего о том, что является символом Ислама, поэтому идея какого-то отдельного символа Исламу в определенном смысле чужда.
К использованию простых полотен черного, белого или зеленого цвета, прибегали поздние правители исламского государства, до тех пор, пока власть в Халифате не перехватили турки, которые заняли Константинополь в 1453 году. После этого, они переняли у византийцев прежний флаг и символ, на котором как раз и была изображена эмблема города – полумесяц. За сотни лет существования Империи в сознании мусульман и не мусульман полумесяц начал устойчиво ассоциироваться с самим Исламом и его приверженцами. Хотя он был всего лишь символом османской династии, а никак не самой религии Единобожия.
Также, полумесяц был символом религии лунного бога, как в Аравии, так и всюду на Ближнем Востоке в доисламские времена. Археологи обнаружили многочисленные статуи и иероглифические надписи, в которых полумесяц был помещен на вершине головы божества, чтобы отобразить в символической форме культ лунного бога. Интересно то, что в то время как на всём Древнем Ближнем Востоке Луне поклонялись, как женскому божеству, арабы рассматривали её, как мужское божество.
Всюду на Ближнем Востоке археологи обнаружили храмы лунного бога. От гор Турции до плёсов Нила, самой широко распространенной религией древнего мира был культ лунного бога. Древние шумеры (первая грамотная цивилизация) поклонялись лунному богу, который имел много различных имён. Самыми популярными были: Нана, Суен, и Асимбаббар. Их общим символом был полумесяц.
В 1950г. главный храм лунному богу был раскопан в Хацоре в Палестине. Были найдены два идола лунного бога. Каждый был статуей человека, сидящего на троне с полумесяцем, вырезанным в его груди. Сопровождающие надписи поясняют, что они были идолами лунного бога.
Помимо перечисленных примеров лунной символики, нельзя не сказать и о мире исламского искусства, где полумесяц — неотъемлемая часть символики изображений, в том числе религиозных. Многочисленные исторические сведения о полумесяце в Исламе говорят о том, что это был не столько религиозный символ, сколько династический, а средневековые авторы чаще говорят о полумесяце на знамёнах, чем на мечетях.
Мусульмане, знакомые с историей появления полумесяца в исламской культуре, полностью отвергают его, как древний языческий знак. Звезды и полумесяц не являются частью религии Ислам. В недавнем прошлом они являлись символом лишь османской династии, но никак не самого Ислама. В Исламе запрещено создавать культ кого-либо и чего-либо, будь то люди, животные, деревья, небесные светила, превращение определенного символа в нечто священное также недозволенно.
Мусульмане могут использовать любые символы, которые не противоречат Исламу, использование пальмы и скрещенных сабель в качестве символа Саудовской Аравии, или например, нефтяной вышки – в качестве символа Азербайджана, и т.д. Но использование полумесяца в качестве символа современной Турции, после всего вышесказанного, становится сомнительным, так как анализ показывает, что полумесяц как символ, во многом имеет глубокие языческие корни.
Это же относится и к сегодняшним мечетям, где присутствует полумесяц. Мы приходим молиться Аллаху (с.в.т) под знаменем полумесяца. Очень сомнительно получается. Ведь христиане так же оправдывают наличие в церкви икон, говоря, что верующие поклоняются не им, а Богу. Для многих, иконы являются лишь символами христианской веры.
Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь. (41:37)
Аллаху известно лучше.
И в конце воздадим Хвалу Аллаху, Господу Миров, Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду (а.с.в), его семье, сподвижникам и всем, кто последовал по его пути в плоть до судного дня.
► Показать
Глава 7
НОШЕНИЕ КОЛЬЦА, ШНУРКА ИЛИ
БЕЗДЕЛУШКИ ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ
БЕДЫ ИЛИ ЕЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Недопустимость ношения колец, шнурков и других амулетов, так как это считается ширком.
2. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что сподвижник, о котором
говорится в хадисе, не достиг бы счастья, если бы умер с кольцом на руке. Это подтверждает
высказывание сподвижников о том, что даже малый ширк хуже смертных грехов.
3. Невежество не может служить этому оправданием.
4. Амулет не только не приносит пользы в этом мире, но и вредит, поскольку Пророк, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал: ...ибо оно лишь увеличивает твою слабость.
5. Порицание тех, кто поступает подобным образом.
6. Разъяснение того, что каждый, кто носит что-либо подобное, уповает на этот предмет.
7. Провозглашение мушриком того, кто надел на себя амулет.
8. Подвязывание шнурка от лихорадки также является ширком.
9. Чтение Хузейфой аята свидетельствует о том, что сподвижники Пророка, да благословит его
Аллах и приветствует, использовали аяты Корана, относящиеся к великому ширку, в качестве
доказательства для выявления и осуждения малого ширка, как упомянул об этом Ибн Аббас в
отношении аята из суры «Корова».
10. Навешивание на себя раковины от сглаза также является ширком.
11. Проклинание того, кто повесил на себя амулет, с тем чтобы Аллах не дал ему благого конца, и
того, кто повесил на себя раковину, с тем чтобы Аллах не дал ему убежища, означает, что Аллах
отказался от таких людей.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: "Думали ли вы о тех, к которым взываете помимо Аллаха? Если пожелает Аллах
причинить мне вред, избавят ли они от Его вреда? Или если Он пожелает мне милость, удержат
ли они Его милость?" Скажи: "Довольно мне Аллаха, на Него уповают уповающие!"» (Толпы,
38).
Имран ибн Хусайн рассказывал:
Однажды Пророк увидел одного человека с желтым кольцом на руке и спросил его: "Что это
такое?" Человек ответил: "Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость". Пророк сказал: Немедленно
сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке,
то никогда не достигнешь счастья. Этот хадис передал Ахмад с неплохим иснадом. (Ахмад 4/445,
Ибн Маджа (3531), Ибн Хиббан (1410), (1411), аль-Хаким; достоверный хадис).
Он же приводит хадис Укбы ибн Амира о том, что Пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал:
Тому, кто повесил на себя амулет*, Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на
себя раковину, Аллах не даст убежища. (Ахмад 4/154, Ибн Хиббан (1443), Аль-Хаким 4/417 назвал
его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
*Абу ас-Саадат сказал, что амулеты — это «бусины, которые арабы надевали на детей, чтобы,
как они предполагали, уберечь их от сглаза. Ислам раскрыл ложность этого».
Данная глава показывает, что люди, сердца которых привязываются к чему-либо помимо Аллаха
в надежде на обретение благополучия и избавление от вреда, совершают великий ширк. Всевышний
сказал: «О люди! Приводится притча — прислушайтесь же к ней! Поистине, те, к кому вы
взываете помимо Аллаха, не сотворят и одной мухи, даже если они соберутся все вместе для
этого. А если муха похитит у них что-нибудь, они не смогут отнять это у нее. Слаб и просящий,
и просимый!» (Хадж,73).
Что же заставляет людей сегодня отвернуться от Аллаха и вверять собственных детей бусинкам и
веревкам?! Ведь Всевышний сказал: «Те, которые взяли себе покровителей помимо Аллаха,
39
подобны пауку, который устроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно же, дом паука,
если бы они знали!» (Паук, 41).
В другой ривайе говорится:
Кто повесил на себя амулет, тот совершил ширк. (Ахмад 4/156, Аль-Хаким 4/417;
достоверный хадис).
Ибн Абу Хатим передал, что «Хузейфа, увидев на руке одного | человека шнурок от лихорадки,
сорвал его и прочитал следующий аят: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы
не приобщать к Нему сотоварищей!» (Йусуф, 106).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СЕДЬМОЙ
Понимание этой главы зависит от знания характера причин. Говоря конкретно, раб Аллаха при
оценке характера причин должен учитывать три обстоятельства:
— во-первых, считать что-то причиной только в том случае, если эта причина является причиной
по Шариату или по предопределению Аллаха;
— во-вторых, раб Аллаха обязан полагаться не на сами причины, как таковые, а на
Первопричину и Предопределяющего, действуя в рамках Шариата и стремясь к полезному;
— в-третьих, необходимо знать, что как бы велики и сильны ни были причины, они неотвратимо
связаны с Предопределением Аллаха. В этом Всевышний Аллах поступает, как Ему угодно. Если Ему
угодно, то Он оставляет их причинность действующей, как они есть в соответствии с Его мудростью,
чтобы рабы Аллаха действовали согласно им, познавая тем самым совершенство мудрости Его,
увязавшего обстоятельства и следствия со своими причинами. В ряде же случаев Аллах изменяет
причины, как Ему угодно, чтобы рабы Его не полагались на них и познавали совершенство Его
могущества. Абсолютное же действие и абсолютная воля принадлежит только Аллаху. Именно таким
должен быть теоретический и практический подход каждого раба Аллаха ко всем причинам.
Исходя из вышеизложенного, ношение кольца, шнурка или тому подобного с целью избавления
от случившейся беды или ее предотвращения является ширком, так как если носящий их убежден в
том, что это избавляет от беды или предотвращает ее, то он впадает в великий ширк.
Это является ширком в отношении господства Аллаха, Единственного Творца и Управителя,
поскольку Ему приписывается сотоварищ в сотворении и управлении всеми делами.
Одновременно это является и ширком в поклонении, поскольку имеет место обожествление не
Аллаха, упование на этот объект обожествления всем сердцем и надежда на то, что он принесет поль-
3У, что является ширком, даже если человек и считает, что Аллах является Единственным
Избавителем и Отвратителем. Быть же убежденным, что это является причиной избавления от беды,
означает установление не соответствующей Шариату и не предопределенной причины. А такой
подход является запрещенным и противоречащим Шариату и Предопределению.
Шариат строжайшим образом запрещает это, а то, что запрещено Шариатом, не может являться
полезной причиной.
С точки зрения же Предопределения, это не является ни известным, ни неизвестным средством
обретения желаемого и не относится к разряду разрешенных и полезных средств. Подобные действия
(ношение кольца, шнурка и т.п.) обязательно ведут к ширку, поскольку они неизбежно влекут за
собой упование на эти предметы от чистого сердца, что является разновидностью ширка и
обстоятельством, ведущим к нему.
Если все указанное выше не является законным средством для изыскания благосклонности
Аллаха и Его награды, которое Он установил устами Своего пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, а также не является предопределенным известным или проверенным средством, типа
разрешенных лекарств, однако вместе с тем в сердце человека проникла убежденность в их пользе и
надежда на них, то верующий обязан отбросить их во имя усовершенствования собственной веры и
обретения таухида. Когда же человек обретает таухид, то в его сердце уже нет места для того, что
несовместимо с этим убеждением.
Искреннее же упование на то, от чего ничто не зависит и что не приносит никакой пользы, а
только чистый вред, можно считать не-достаточным умственным развитием.
40
Шариат подразумевает совершенствование религии людей путем искоренения поклонения
идолам и живым творениям, достижение совершенства ума путем отказа от всяких мифов и небылиц,
серьезность в полезных и развивающих сознание делах, очищающих душу, улучшающих духовные и
материальные стороны жизни. Хотя Аллаху это ведомо лучше.
Глава 8
О ЗАКЛИНАНИЯХ И АМУЛЕТАХ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл понятий «заклинание» и «амулет».
2. Смысл понятия «привораживание».
3. Все эти три понятия относятся к ширку.
4. Исключением является только заклинание из Слов Истины от дурного глаза и укуса змеи или
скорпиона.
5. Если амулет представляет собой аяты Корана, то мнения ученых по поводу того, является ли
это ширком или нет, разделились.
6. Навешивание ожерелий из обветшалой тетивы на верховых животных является ширком.
7. Грозное предупреждение тому, кто повесил на себя ожерелье из обветшалой тетивы.
8. Благословенная награда тому, кто сорвет с человека амулет.
9. Слова Ибрахима, мир над ним, не противоречат сказанному выше, поскольку он имел в виду
последователей Абдуллы ибн Масуда.
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Башира аль-Ансари о том, что «он
неоднократно сопровождал посланника Аллаха в его поездках. Пророк посылал гонца с приказом
снять с шей верблюдов все ожерелья из обветшалой тетивы, и чтобы не осталось ни одного
ожерелья, которое не было бы сорвано». (Аль-Бухари 6/98, Муслим (2115), Абу Дауд (2552), Ахмад
5/216, Малик 2/937).
Ибн Масуд рассказывал:
«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Заклинания, амулеты и привораживание являются
ширком». Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд. (Абу Дауд (3883), Ибн Маджа (3530), Ахмад
1/381. Аль-Хаким 4/418 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
Абдулла ибн Укейм передал следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует:
Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому. Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи.
(Ахмад 4/211, ат-Тирмизи (2073); хороший хадис).
Амулеты — это то, что вешают на детей, чтобы уберечь их от сглаза. Если они представляют
собой аяты из Корана, то некоторые из салафов позволяли носить их, а некоторые не разрешали этого,
считая запретным*. Одним из тех, кто запрещал носить подобное, был Ибн Масуд.
По поводу заклинаний имеется свидетельство того, что они не относятся к ширку, поскольку
посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил пользоваться заклинаниями
против дурного глаза и укуса змеи или скорпиона**.
Что касается привораживания, то говорят, что оно, якобы, заставляет женщину полюбить мужа, а
мужчину — полюбить жену***.
Ахмад передал следующие слова Рувайфи:
«Посланник Аллаха сказал мне: О Рувайфи, возможно, ты дол-го проживешь. Поэтому
передай всем, что если кто будет перевязывать бороду, носить ожерелье из обветшалой
тетивы либо очищаться от экскрементов навозом животных или костями, то Мухаммад
отрекся от этого человека». (Абу Дауд (36), ан-Насаи 8/135, Ахмад 4/108, 109; достоверный хадис).
Саид ибн Джубейр сказал:
Тот, кто сорвал с человека амулет, подобен тому, кто освободил одного раба, Этот хадис
рассказал Вакиа.
41
По этому же поводу Ибрахим ан-Нахаи сказал: «Они (салафы. — Ред.) запрещали любой амулет,
будь то аяты Корана или нет».
*Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их последователи
и ученые последующих поколений разошлись во мнении относительно амулетов, текст которых
содержит Слово Аллаха. Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас, Аиша и другие разрешали это, основываясь на
том, что хадис, запрещающий амулеты, относится только к тем из них, которые являются ширком. В
одной из ривай от имама Ахмада говорится, что он также разрешал это, однако большинство из его
учеников передавали, что он это запрещал. Запрещали это также Ибн Масуд, Ибн Аббас, Хузейфа,
Укба ибн Амир и Ибн Укейм. Они основывались на хадисе Ибн Масуда, и у этого мнения несколько
положительных сторон:
а) общий запрет, из которого не выделено частное;
б) закрытие дверей для прегрешения, потому что ношение амулетов со Словом Аллаха ведет к
ношению и иных амулетов;
в) неизбежно неуважительное отношение к нему того, кто надел амулет, поскольку он может
зайти с ним в грязное место, уборную и т. п.
**Заклинания представляют собой чтение молитв из Корана или Сунны, когда человека укусила
змея или скорпион, когда его околдовали или сглазили, либо когда он заболел, для отведения
постигшего его несчастья.
Имам ас-Суйути по поводу заклинаний сказал: «Уч6ные пришли к единому мнению, что
заклинания разрешены, если выполняются три условия:
а) они должны представлять собой Слово Аллаха, Его имена или эпитеты;
б) должны быть на арабском языке и быть понятными;
в) должна иметься полная убежденность в том, что заклинания оказывают влияние не сами по
себе, а по предопределению Всевышнего Аллаха».
***Это — чистый ширк, так как в его основе лежит убеждение, что что-то, помимо Аллаха,
может отводить вред или приносить пользу.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ВОСЬМОЙ
Что касается амулетов, то это то, с чем устанавливается сердечная связь тех, кто их носит. В
отношении амулетов можно сказать то же самое, что и о кольцах или шнурках, о чем речь шла выше.
В данном аспекте также существует проявление великого ширка, наподобие того, когда помощь
испрашивается у шайтанов или иных творений. Если человек испрашивает помощь не от Аллаха в
том, на что способен исключительно Он, то это является абсолютным ширком, о чем, если будет
угодно Аллаху, пойдет речь далее.
Амулеты с бессмысленными, непонятными словами запрещены, поскольку открывают путь к
ширку. Что же касается амулетов с аятами Корана, хадисами Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, или добрыми молитвами, то от этого лучше воздерживаться, потому что Шариат
ничего не говорит по этому поводу. К тому же, носящий амулет часто неуважительно относится к
нему, входя с ним в различные неподобающие места.
Что же касается заклинаний, то по этому поводу есть более подробные разъяснения:
Если заклинание представляет собой отрывок из Корана, Сунны или же составлено в
благородных выражениях, то это является похвальным действием для заклинающего, поскольку в
этом есть благочестие, добрая цель и польза. В отношении же заклинаемого это является
разрешенным только в том случае, если он сам не является инициатором этого. Одним из признаков
совершенства упования раба Аллаха и силы его убежденности является то, что он сам никогда не
обращается с просьбой о заклинании или молитве ни к одному из творений Аллаха, прежде чем не
убедится, что это не в ущерб интересам того, кто будет читать для него молитву и будет для него
благочестием, принося пользу обоим. В этом заключается один из секретов обретения таухида и
одного из его изумительных значений. Осознать это и действовать в соответствии с этим могут
только совершенные рабы Аллаха.
Если же заклинание обращено не к Аллаху, и человек ждет исцеления не от Него, то это является
великим ширком.
Уясни же себе хорошенько, о мой брат в Исламе, данное разъяснение и остерегайся однозначного
отношения к заклинаниям, поскольку они могут иметь разные причины и цели. (Книга Единобожия)
НОШЕНИЕ КОЛЬЦА, ШНУРКА ИЛИ
БЕЗДЕЛУШКИ ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ
БЕДЫ ИЛИ ЕЕ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Недопустимость ношения колец, шнурков и других амулетов, так как это считается ширком.
2. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что сподвижник, о котором
говорится в хадисе, не достиг бы счастья, если бы умер с кольцом на руке. Это подтверждает
высказывание сподвижников о том, что даже малый ширк хуже смертных грехов.
3. Невежество не может служить этому оправданием.
4. Амулет не только не приносит пользы в этом мире, но и вредит, поскольку Пророк, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал: ...ибо оно лишь увеличивает твою слабость.
5. Порицание тех, кто поступает подобным образом.
6. Разъяснение того, что каждый, кто носит что-либо подобное, уповает на этот предмет.
7. Провозглашение мушриком того, кто надел на себя амулет.
8. Подвязывание шнурка от лихорадки также является ширком.
9. Чтение Хузейфой аята свидетельствует о том, что сподвижники Пророка, да благословит его
Аллах и приветствует, использовали аяты Корана, относящиеся к великому ширку, в качестве
доказательства для выявления и осуждения малого ширка, как упомянул об этом Ибн Аббас в
отношении аята из суры «Корова».
10. Навешивание на себя раковины от сглаза также является ширком.
11. Проклинание того, кто повесил на себя амулет, с тем чтобы Аллах не дал ему благого конца, и
того, кто повесил на себя раковину, с тем чтобы Аллах не дал ему убежища, означает, что Аллах
отказался от таких людей.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: "Думали ли вы о тех, к которым взываете помимо Аллаха? Если пожелает Аллах
причинить мне вред, избавят ли они от Его вреда? Или если Он пожелает мне милость, удержат
ли они Его милость?" Скажи: "Довольно мне Аллаха, на Него уповают уповающие!"» (Толпы,
38).
Имран ибн Хусайн рассказывал:
Однажды Пророк увидел одного человека с желтым кольцом на руке и спросил его: "Что это
такое?" Человек ответил: "Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость". Пророк сказал: Немедленно
сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке,
то никогда не достигнешь счастья. Этот хадис передал Ахмад с неплохим иснадом. (Ахмад 4/445,
Ибн Маджа (3531), Ибн Хиббан (1410), (1411), аль-Хаким; достоверный хадис).
Он же приводит хадис Укбы ибн Амира о том, что Пророк, да благословит его Аллах и
приветствует, сказал:
Тому, кто повесил на себя амулет*, Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на
себя раковину, Аллах не даст убежища. (Ахмад 4/154, Ибн Хиббан (1443), Аль-Хаким 4/417 назвал
его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
*Абу ас-Саадат сказал, что амулеты — это «бусины, которые арабы надевали на детей, чтобы,
как они предполагали, уберечь их от сглаза. Ислам раскрыл ложность этого».
Данная глава показывает, что люди, сердца которых привязываются к чему-либо помимо Аллаха
в надежде на обретение благополучия и избавление от вреда, совершают великий ширк. Всевышний
сказал: «О люди! Приводится притча — прислушайтесь же к ней! Поистине, те, к кому вы
взываете помимо Аллаха, не сотворят и одной мухи, даже если они соберутся все вместе для
этого. А если муха похитит у них что-нибудь, они не смогут отнять это у нее. Слаб и просящий,
и просимый!» (Хадж,73).
Что же заставляет людей сегодня отвернуться от Аллаха и вверять собственных детей бусинкам и
веревкам?! Ведь Всевышний сказал: «Те, которые взяли себе покровителей помимо Аллаха,
39
подобны пауку, который устроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно же, дом паука,
если бы они знали!» (Паук, 41).
В другой ривайе говорится:
Кто повесил на себя амулет, тот совершил ширк. (Ахмад 4/156, Аль-Хаким 4/417;
достоверный хадис).
Ибн Абу Хатим передал, что «Хузейфа, увидев на руке одного | человека шнурок от лихорадки,
сорвал его и прочитал следующий аят: «Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы
не приобщать к Нему сотоварищей!» (Йусуф, 106).
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ СЕДЬМОЙ
Понимание этой главы зависит от знания характера причин. Говоря конкретно, раб Аллаха при
оценке характера причин должен учитывать три обстоятельства:
— во-первых, считать что-то причиной только в том случае, если эта причина является причиной
по Шариату или по предопределению Аллаха;
— во-вторых, раб Аллаха обязан полагаться не на сами причины, как таковые, а на
Первопричину и Предопределяющего, действуя в рамках Шариата и стремясь к полезному;
— в-третьих, необходимо знать, что как бы велики и сильны ни были причины, они неотвратимо
связаны с Предопределением Аллаха. В этом Всевышний Аллах поступает, как Ему угодно. Если Ему
угодно, то Он оставляет их причинность действующей, как они есть в соответствии с Его мудростью,
чтобы рабы Аллаха действовали согласно им, познавая тем самым совершенство мудрости Его,
увязавшего обстоятельства и следствия со своими причинами. В ряде же случаев Аллах изменяет
причины, как Ему угодно, чтобы рабы Его не полагались на них и познавали совершенство Его
могущества. Абсолютное же действие и абсолютная воля принадлежит только Аллаху. Именно таким
должен быть теоретический и практический подход каждого раба Аллаха ко всем причинам.
Исходя из вышеизложенного, ношение кольца, шнурка или тому подобного с целью избавления
от случившейся беды или ее предотвращения является ширком, так как если носящий их убежден в
том, что это избавляет от беды или предотвращает ее, то он впадает в великий ширк.
Это является ширком в отношении господства Аллаха, Единственного Творца и Управителя,
поскольку Ему приписывается сотоварищ в сотворении и управлении всеми делами.
Одновременно это является и ширком в поклонении, поскольку имеет место обожествление не
Аллаха, упование на этот объект обожествления всем сердцем и надежда на то, что он принесет поль-
3У, что является ширком, даже если человек и считает, что Аллах является Единственным
Избавителем и Отвратителем. Быть же убежденным, что это является причиной избавления от беды,
означает установление не соответствующей Шариату и не предопределенной причины. А такой
подход является запрещенным и противоречащим Шариату и Предопределению.
Шариат строжайшим образом запрещает это, а то, что запрещено Шариатом, не может являться
полезной причиной.
С точки зрения же Предопределения, это не является ни известным, ни неизвестным средством
обретения желаемого и не относится к разряду разрешенных и полезных средств. Подобные действия
(ношение кольца, шнурка и т.п.) обязательно ведут к ширку, поскольку они неизбежно влекут за
собой упование на эти предметы от чистого сердца, что является разновидностью ширка и
обстоятельством, ведущим к нему.
Если все указанное выше не является законным средством для изыскания благосклонности
Аллаха и Его награды, которое Он установил устами Своего пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, а также не является предопределенным известным или проверенным средством, типа
разрешенных лекарств, однако вместе с тем в сердце человека проникла убежденность в их пользе и
надежда на них, то верующий обязан отбросить их во имя усовершенствования собственной веры и
обретения таухида. Когда же человек обретает таухид, то в его сердце уже нет места для того, что
несовместимо с этим убеждением.
Искреннее же упование на то, от чего ничто не зависит и что не приносит никакой пользы, а
только чистый вред, можно считать не-достаточным умственным развитием.
40
Шариат подразумевает совершенствование религии людей путем искоренения поклонения
идолам и живым творениям, достижение совершенства ума путем отказа от всяких мифов и небылиц,
серьезность в полезных и развивающих сознание делах, очищающих душу, улучшающих духовные и
материальные стороны жизни. Хотя Аллаху это ведомо лучше.
Глава 8
О ЗАКЛИНАНИЯХ И АМУЛЕТАХ
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл понятий «заклинание» и «амулет».
2. Смысл понятия «привораживание».
3. Все эти три понятия относятся к ширку.
4. Исключением является только заклинание из Слов Истины от дурного глаза и укуса змеи или
скорпиона.
5. Если амулет представляет собой аяты Корана, то мнения ученых по поводу того, является ли
это ширком или нет, разделились.
6. Навешивание ожерелий из обветшалой тетивы на верховых животных является ширком.
7. Грозное предупреждение тому, кто повесил на себя ожерелье из обветшалой тетивы.
8. Благословенная награда тому, кто сорвет с человека амулет.
9. Слова Ибрахима, мир над ним, не противоречат сказанному выше, поскольку он имел в виду
последователей Абдуллы ибн Масуда.
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Башира аль-Ансари о том, что «он
неоднократно сопровождал посланника Аллаха в его поездках. Пророк посылал гонца с приказом
снять с шей верблюдов все ожерелья из обветшалой тетивы, и чтобы не осталось ни одного
ожерелья, которое не было бы сорвано». (Аль-Бухари 6/98, Муслим (2115), Абу Дауд (2552), Ахмад
5/216, Малик 2/937).
Ибн Масуд рассказывал:
«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Заклинания, амулеты и привораживание являются
ширком». Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд. (Абу Дауд (3883), Ибн Маджа (3530), Ахмад
1/381. Аль-Хаким 4/418 назвал его достоверным, с чем согласился и аз-Захаби).
Абдулла ибн Укейм передал следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует:
Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому. Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи.
(Ахмад 4/211, ат-Тирмизи (2073); хороший хадис).
Амулеты — это то, что вешают на детей, чтобы уберечь их от сглаза. Если они представляют
собой аяты из Корана, то некоторые из салафов позволяли носить их, а некоторые не разрешали этого,
считая запретным*. Одним из тех, кто запрещал носить подобное, был Ибн Масуд.
По поводу заклинаний имеется свидетельство того, что они не относятся к ширку, поскольку
посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил пользоваться заклинаниями
против дурного глаза и укуса змеи или скорпиона**.
Что касается привораживания, то говорят, что оно, якобы, заставляет женщину полюбить мужа, а
мужчину — полюбить жену***.
Ахмад передал следующие слова Рувайфи:
«Посланник Аллаха сказал мне: О Рувайфи, возможно, ты дол-го проживешь. Поэтому
передай всем, что если кто будет перевязывать бороду, носить ожерелье из обветшалой
тетивы либо очищаться от экскрементов навозом животных или костями, то Мухаммад
отрекся от этого человека». (Абу Дауд (36), ан-Насаи 8/135, Ахмад 4/108, 109; достоверный хадис).
Саид ибн Джубейр сказал:
Тот, кто сорвал с человека амулет, подобен тому, кто освободил одного раба, Этот хадис
рассказал Вакиа.
41
По этому же поводу Ибрахим ан-Нахаи сказал: «Они (салафы. — Ред.) запрещали любой амулет,
будь то аяты Корана или нет».
*Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их последователи
и ученые последующих поколений разошлись во мнении относительно амулетов, текст которых
содержит Слово Аллаха. Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас, Аиша и другие разрешали это, основываясь на
том, что хадис, запрещающий амулеты, относится только к тем из них, которые являются ширком. В
одной из ривай от имама Ахмада говорится, что он также разрешал это, однако большинство из его
учеников передавали, что он это запрещал. Запрещали это также Ибн Масуд, Ибн Аббас, Хузейфа,
Укба ибн Амир и Ибн Укейм. Они основывались на хадисе Ибн Масуда, и у этого мнения несколько
положительных сторон:
а) общий запрет, из которого не выделено частное;
б) закрытие дверей для прегрешения, потому что ношение амулетов со Словом Аллаха ведет к
ношению и иных амулетов;
в) неизбежно неуважительное отношение к нему того, кто надел амулет, поскольку он может
зайти с ним в грязное место, уборную и т. п.
**Заклинания представляют собой чтение молитв из Корана или Сунны, когда человека укусила
змея или скорпион, когда его околдовали или сглазили, либо когда он заболел, для отведения
постигшего его несчастья.
Имам ас-Суйути по поводу заклинаний сказал: «Уч6ные пришли к единому мнению, что
заклинания разрешены, если выполняются три условия:
а) они должны представлять собой Слово Аллаха, Его имена или эпитеты;
б) должны быть на арабском языке и быть понятными;
в) должна иметься полная убежденность в том, что заклинания оказывают влияние не сами по
себе, а по предопределению Всевышнего Аллаха».
***Это — чистый ширк, так как в его основе лежит убеждение, что что-то, помимо Аллаха,
может отводить вред или приносить пользу.
ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ВОСЬМОЙ
Что касается амулетов, то это то, с чем устанавливается сердечная связь тех, кто их носит. В
отношении амулетов можно сказать то же самое, что и о кольцах или шнурках, о чем речь шла выше.
В данном аспекте также существует проявление великого ширка, наподобие того, когда помощь
испрашивается у шайтанов или иных творений. Если человек испрашивает помощь не от Аллаха в
том, на что способен исключительно Он, то это является абсолютным ширком, о чем, если будет
угодно Аллаху, пойдет речь далее.
Амулеты с бессмысленными, непонятными словами запрещены, поскольку открывают путь к
ширку. Что же касается амулетов с аятами Корана, хадисами Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, или добрыми молитвами, то от этого лучше воздерживаться, потому что Шариат
ничего не говорит по этому поводу. К тому же, носящий амулет часто неуважительно относится к
нему, входя с ним в различные неподобающие места.
Что же касается заклинаний, то по этому поводу есть более подробные разъяснения:
Если заклинание представляет собой отрывок из Корана, Сунны или же составлено в
благородных выражениях, то это является похвальным действием для заклинающего, поскольку в
этом есть благочестие, добрая цель и польза. В отношении же заклинаемого это является
разрешенным только в том случае, если он сам не является инициатором этого. Одним из признаков
совершенства упования раба Аллаха и силы его убежденности является то, что он сам никогда не
обращается с просьбой о заклинании или молитве ни к одному из творений Аллаха, прежде чем не
убедится, что это не в ущерб интересам того, кто будет читать для него молитву и будет для него
благочестием, принося пользу обоим. В этом заключается один из секретов обретения таухида и
одного из его изумительных значений. Осознать это и действовать в соответствии с этим могут
только совершенные рабы Аллаха.
Если же заклинание обращено не к Аллаху, и человек ждет исцеления не от Него, то это является
великим ширком.
Уясни же себе хорошенько, о мой брат в Исламе, данное разъяснение и остерегайся однозначного
отношения к заклинаниям, поскольку они могут иметь разные причины и цели. (Книга Единобожия)
Abu Daud
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: AhrefsBot, BingBot и 3 гостя