Заупокойная молитва
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Заупокойная молитва
Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух! Ответьте, пожалуйста, братья и сестры, каков порядок чтения заупокойной молитвы на похоронах и кто должен ее читать? и при посещении места захоронения родственника какую дуа нужно читать, может ли сказать дуа женщина тихо, про себя, так что не будут слышать ее мужчины?
ДжазакаЛлаху хейр!
ДжазакаЛлаху хейр!
Re: Заупокойная молитва
Ваалейкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатух.
Молитва джаназа такая же полноценная молитва, как и все другие, но не имеющая поясных и земных поклонов.
Существует множество достоверных хадисов, указывающих на то, что Сунной является произнесение в молитве джаназа четырёх, пяти, шести, семи и девяти такбиров (т. е. слова "Аллаху Акбар"). Однако, если браться за одно мнение и следовать ему, то лучше - это молитва с 4 такбирами, так как хадисов указывающих на это количество больше всего. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 141.
1-й Такбир:
При произнесении первого такбира следует поднять руки до уровня плеч или ушей, как это делал пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Затем следует положить свою правую руку на тыльную сторону левой ладони, запястья и предплечья. Абу Дауд, Ибн Хузайма, шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Сыфату-Ссаля” 88. Складывать руки следует на груди. От Тауса передаётся, что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы, клал правую руку на левую, и сжимал их на груди". Абу Дауд 1/121. Иснад хороший.
Шейх аль-Альбани писал, что складывание рук на груди достоверно установлено в Сунне, а всё, что противоречит этому, является либо слабым, либо вообще не имеет никакой основы.
См. этот вопрос подробней в книге “Ируауль-Гъалиль” 353.
Подымать руки в молитве джаназа следует только при первом такбире. Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Поистине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы джаназа подымал руки только на первом такбире, и после он этого уже не делал". ад-Дарукъутни 2/73, аль-Байхакъи 4/37. Иснад достоверный. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также рассказывал: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал такбир во время молитвы джаназа, поднял руки в первом такбире и положил правую руку на левую". ат-Тирмизи 1077. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. Имам ан-Науауи в своей книге «аль-Маджму'» говорил, что Ибн аль-Мунзири в своих книгах «аль-Ишраф» и «аль-Иджма'» сказал: “Все единодушны в том, что в первом такбире руки подымаются, а что касается остальных, то относительно этого, мнения разделились”. Предание, в котором сообщается, что Ибн 'Умар во время молитвы джаназа подымал руки в каждом такбире является слабым, о чём сказал хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 3/237. Шейх аль-Альбани сказал: “Мы не нашли в Сунне того, что указывало бы на законность поднятия рук в молитве джаназа, кроме первого такбира”.
См. “Ахкамуль-Джанаиз” 148.
После произнесения первого такбира следует читать суру "аль-Фатиха" (Открывающая). Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллаха) рассказывал, что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы джаназа читал суру «аль-Фатиха»". Ибн Маджа1495, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “Мишкатуль-Масабих” 1673.
После "аль-Фатихи" можно также прочитать ещё какую-либо суру из Къурана. На это указывает сообщение от Тальхи ибн 'Абдуллаха, который рассказывал: "Однажды я совершил позади Ибн 'Аббаса молитву джаназа, и он прочитал "аль-Фатиху" и ещё какую-то суру". И когда Тальха спросил об этом Ибн 'Аббаса, он сказал: "Это Сунна и истина". ан-Насаий 4/75, предание достоверное.
Что же касается чтения "Субханака" в первом такбире, то в Сунне никаких указаний на это нет, и некоторые из учёных назвали это нововведением. Имам Абу Дауд сказал: "Я слышал, как имам Ахмад на вопрос о человеке, который начинает молитву джаназа “Субханакой”, ответил “Я такого не слышал". См. "аль-Масаиль" 153.
2-й Такбир:
Во втором такбире следует произнести молитву за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), такую же, как и во время ташаххуда обычной молитвы. От одного из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передаётся: “Сунной является в молитве джаназа произнести такбир и прочитать суру "аль-Фатиха" про себя, затем (после 2 такбира) произнести молитву за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), после чего в третьем такбире произнести мольбу за умершего, и не читать ничего в этом такбире, а затем (после 4 такбира) тихо произнести приветствие”.
аш-Шафи'и 1/270, аль-Байхакъи 4/39, сообщение достоверное.
3-й Такбир:
После третьего такбира следует обратиться к Аллаху с мольбой за умершего. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда вы совершаете молитву над умершим, то пусть мольба ваша за него будет искренней». Абу Дауд 3199, Ибн Маджа 1498. Хадис хороший.
Слова мольбы за умершего, произносимые во время заупокойной молитвы:
Сообщается, что Абу 'Абдур-Рахман 'Ауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: "Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня!» - Абу 'Абдур-Рахман сказал: "И я даже сам захотел оказаться на месте покойного". Муслим 2/663.
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ، وَعَافِهِ، وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلاً خَيْراً مِنْ أَهْلِهِ، وَزَوْجاً خَيْرا ًمِنْ زَوَجِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ، وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَعَذَابِ النَّارِ
/Аллахумма-гъфир ляху, уархам-ху, уа-‘афихи, уа-‘фу ‘ан-ху, уа акрим нузуля-ху, уа уасси’ мудхъаля-ху уагъсил-ху бильма’и, уассальджи уальбаради, уа нак-къи-хи миналь-хатайа кя-ма наккъайта-с-сауба-ль-абйада минад-данаси, уа аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахлихи, уа зауджан хайран мин зауджихи, уа адхыль-ху-ль-джанната уа а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри уа ‘азабин-нари/.
4-й Такбир:
После четвёртого такбира следует произнести слова приветствия, но можно также и после чет-вёртого такбира обратиться с мольбой за умершего перед приветствием. Сообщается, что когда Абдуллах ибн Абу ‘Ауф совершал молитву джаназа над своей дочерью, он четырежды произнёс слова такбира. Произнеся же их в четвёртый раз, он простоял ещё столько времени, сколько проходило между двумя такбирами, моля Аллаха о прощении для своей дочери и обращаясь с мольбами за неё, после чего сказал: "Так поступал и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)".
аль-Хаким 1/512, сказавший: хадис достоверный.
Приветствие после молитвы можно делать как в одну сторону, так и в обе. Сообщается, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) со-вершая молитву джаназа, сделал 4 такбира и одно приветствие (таслим)". аль-Хаким 1/360, ад-Даракутни 191, иснад хадиса хороший.
То, что во время джаназа приветствие было только одно, подкрепляется преданиями от 'Али ибн Абу Талиба, Абдуллаха ибн 'Умара, Ибн 'Аббаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако, есть также Сунна в молитве джаназа совершать приветствие и в обе стороны, и пренебрегать этим не следует. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "одним из деяний, которое совершал пророк (да благословит его Аллах и приветствует), но которое оставили люди, является два приветствия в молитве джаназа, такие же как и в обычной молитве". аль-Байхакъи 4/43. Хафиз аль-Хайсами, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совершая молитву джаназа, делал и одно, и два приветствия, но одно приветствие он делал чаще.
Слова приветствия следует в молитве джаназа произносить тихо, как имаму, так и остальным, поскольку это соответствует Сунне. Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах), совершая молитву джаназа, произносил слова приветствия тихо. аль-Байхакъи 4/43. Иснад хороший. Так же с достоверным иснадом передается от Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах), что когда он совершал молитву джаназа и произносил слова приветствия, его слышали те, кто стояли за ним. См. "Ахкамуль-Джанаиз" 165.
На вопрос имама Малика, о человеке, который пропустил несколько такбиров в молитве джаназа, Ибн Шихаб сказал: "Он восполняет сам то, что пропустил". См. "аль-Мууатта" 1/198.
Если умер мусульманин, то совершить над ним молитву джаназа имеет больше права имам, амир или его наиб, чем его родственник. Абу Хазим рассказывал: "Я присутствовал в день смерти Хасана ибн 'Али, и я слышал как Хусейн Ибн 'Али (брат Хасана) сказал Са'иду ибн аль-'Асу3: "Становись вперёд, если бы это не было Сунной, то я не поставил бы тебя вперёд". Абу Хазим сказал: "А между ними в то время что-то было". аль-Хаким 3/171, аль-Баззар 814, предание хорошее.
3 Са'ид ибн аль-Ас в то время был амиром Медины.
А если нету амира или наиба, то должен совершить молитву над умершим тот, кто грамотней и лучше знает Книгу Аллаха, как сказал об этот посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Имамом для людей становится тот, кто лучше и грамотней читает Книгу Аллаха, а если в этом они равны, то тот, кто лучше знает Сунну». Муслим 2/133.
Посещение кладбищ женщинами, нежелательно.
каков порядок чтения заупокойной молитвы на похоронах
Молитва джаназа такая же полноценная молитва, как и все другие, но не имеющая поясных и земных поклонов.
Существует множество достоверных хадисов, указывающих на то, что Сунной является произнесение в молитве джаназа четырёх, пяти, шести, семи и девяти такбиров (т. е. слова "Аллаху Акбар"). Однако, если браться за одно мнение и следовать ему, то лучше - это молитва с 4 такбирами, так как хадисов указывающих на это количество больше всего. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 141.
1-й Такбир:
При произнесении первого такбира следует поднять руки до уровня плеч или ушей, как это делал пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Затем следует положить свою правую руку на тыльную сторону левой ладони, запястья и предплечья. Абу Дауд, Ибн Хузайма, шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Сыфату-Ссаля” 88. Складывать руки следует на груди. От Тауса передаётся, что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы, клал правую руку на левую, и сжимал их на груди". Абу Дауд 1/121. Иснад хороший.
Шейх аль-Альбани писал, что складывание рук на груди достоверно установлено в Сунне, а всё, что противоречит этому, является либо слабым, либо вообще не имеет никакой основы.
См. этот вопрос подробней в книге “Ируауль-Гъалиль” 353.
Подымать руки в молитве джаназа следует только при первом такбире. Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Поистине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы джаназа подымал руки только на первом такбире, и после он этого уже не делал". ад-Дарукъутни 2/73, аль-Байхакъи 4/37. Иснад достоверный. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также рассказывал: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал такбир во время молитвы джаназа, поднял руки в первом такбире и положил правую руку на левую". ат-Тирмизи 1077. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. Имам ан-Науауи в своей книге «аль-Маджму'» говорил, что Ибн аль-Мунзири в своих книгах «аль-Ишраф» и «аль-Иджма'» сказал: “Все единодушны в том, что в первом такбире руки подымаются, а что касается остальных, то относительно этого, мнения разделились”. Предание, в котором сообщается, что Ибн 'Умар во время молитвы джаназа подымал руки в каждом такбире является слабым, о чём сказал хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 3/237. Шейх аль-Альбани сказал: “Мы не нашли в Сунне того, что указывало бы на законность поднятия рук в молитве джаназа, кроме первого такбира”.
См. “Ахкамуль-Джанаиз” 148.
После произнесения первого такбира следует читать суру "аль-Фатиха" (Открывающая). Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллаха) рассказывал, что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы джаназа читал суру «аль-Фатиха»". Ибн Маджа1495, шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “Мишкатуль-Масабих” 1673.
После "аль-Фатихи" можно также прочитать ещё какую-либо суру из Къурана. На это указывает сообщение от Тальхи ибн 'Абдуллаха, который рассказывал: "Однажды я совершил позади Ибн 'Аббаса молитву джаназа, и он прочитал "аль-Фатиху" и ещё какую-то суру". И когда Тальха спросил об этом Ибн 'Аббаса, он сказал: "Это Сунна и истина". ан-Насаий 4/75, предание достоверное.
Что же касается чтения "Субханака" в первом такбире, то в Сунне никаких указаний на это нет, и некоторые из учёных назвали это нововведением. Имам Абу Дауд сказал: "Я слышал, как имам Ахмад на вопрос о человеке, который начинает молитву джаназа “Субханакой”, ответил “Я такого не слышал". См. "аль-Масаиль" 153.
2-й Такбир:
Во втором такбире следует произнести молитву за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), такую же, как и во время ташаххуда обычной молитвы. От одного из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передаётся: “Сунной является в молитве джаназа произнести такбир и прочитать суру "аль-Фатиха" про себя, затем (после 2 такбира) произнести молитву за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), после чего в третьем такбире произнести мольбу за умершего, и не читать ничего в этом такбире, а затем (после 4 такбира) тихо произнести приветствие”.
аш-Шафи'и 1/270, аль-Байхакъи 4/39, сообщение достоверное.
3-й Такбир:
После третьего такбира следует обратиться к Аллаху с мольбой за умершего. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда вы совершаете молитву над умершим, то пусть мольба ваша за него будет искренней». Абу Дауд 3199, Ибн Маджа 1498. Хадис хороший.
Слова мольбы за умершего, произносимые во время заупокойной молитвы:
Сообщается, что Абу 'Абдур-Рахман 'Ауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: "Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня!» - Абу 'Абдур-Рахман сказал: "И я даже сам захотел оказаться на месте покойного". Муслим 2/663.
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ، وَعَافِهِ، وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلاً خَيْراً مِنْ أَهْلِهِ، وَزَوْجاً خَيْرا ًمِنْ زَوَجِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ، وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَعَذَابِ النَّارِ
/Аллахумма-гъфир ляху, уархам-ху, уа-‘афихи, уа-‘фу ‘ан-ху, уа акрим нузуля-ху, уа уасси’ мудхъаля-ху уагъсил-ху бильма’и, уассальджи уальбаради, уа нак-къи-хи миналь-хатайа кя-ма наккъайта-с-сауба-ль-абйада минад-данаси, уа аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахлихи, уа зауджан хайран мин зауджихи, уа адхыль-ху-ль-джанната уа а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри уа ‘азабин-нари/.
4-й Такбир:
После четвёртого такбира следует произнести слова приветствия, но можно также и после чет-вёртого такбира обратиться с мольбой за умершего перед приветствием. Сообщается, что когда Абдуллах ибн Абу ‘Ауф совершал молитву джаназа над своей дочерью, он четырежды произнёс слова такбира. Произнеся же их в четвёртый раз, он простоял ещё столько времени, сколько проходило между двумя такбирами, моля Аллаха о прощении для своей дочери и обращаясь с мольбами за неё, после чего сказал: "Так поступал и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)".
аль-Хаким 1/512, сказавший: хадис достоверный.
Приветствие после молитвы можно делать как в одну сторону, так и в обе. Сообщается, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что "пророк (да благословит его Аллах и приветствует) со-вершая молитву джаназа, сделал 4 такбира и одно приветствие (таслим)". аль-Хаким 1/360, ад-Даракутни 191, иснад хадиса хороший.
То, что во время джаназа приветствие было только одно, подкрепляется преданиями от 'Али ибн Абу Талиба, Абдуллаха ибн 'Умара, Ибн 'Аббаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако, есть также Сунна в молитве джаназа совершать приветствие и в обе стороны, и пренебрегать этим не следует. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что "одним из деяний, которое совершал пророк (да благословит его Аллах и приветствует), но которое оставили люди, является два приветствия в молитве джаназа, такие же как и в обычной молитве". аль-Байхакъи 4/43. Хафиз аль-Хайсами, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), совершая молитву джаназа, делал и одно, и два приветствия, но одно приветствие он делал чаще.
Слова приветствия следует в молитве джаназа произносить тихо, как имаму, так и остальным, поскольку это соответствует Сунне. Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах), совершая молитву джаназа, произносил слова приветствия тихо. аль-Байхакъи 4/43. Иснад хороший. Так же с достоверным иснадом передается от Ибн 'Умара (да будет доволен им Аллах), что когда он совершал молитву джаназа и произносил слова приветствия, его слышали те, кто стояли за ним. См. "Ахкамуль-Джанаиз" 165.
На вопрос имама Малика, о человеке, который пропустил несколько такбиров в молитве джаназа, Ибн Шихаб сказал: "Он восполняет сам то, что пропустил". См. "аль-Мууатта" 1/198.
кто должен ее читать?
Если умер мусульманин, то совершить над ним молитву джаназа имеет больше права имам, амир или его наиб, чем его родственник. Абу Хазим рассказывал: "Я присутствовал в день смерти Хасана ибн 'Али, и я слышал как Хусейн Ибн 'Али (брат Хасана) сказал Са'иду ибн аль-'Асу3: "Становись вперёд, если бы это не было Сунной, то я не поставил бы тебя вперёд". Абу Хазим сказал: "А между ними в то время что-то было". аль-Хаким 3/171, аль-Баззар 814, предание хорошее.
3 Са'ид ибн аль-Ас в то время был амиром Медины.
А если нету амира или наиба, то должен совершить молитву над умершим тот, кто грамотней и лучше знает Книгу Аллаха, как сказал об этот посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Имамом для людей становится тот, кто лучше и грамотней читает Книгу Аллаха, а если в этом они равны, то тот, кто лучше знает Сунну». Муслим 2/133.
Посещение кладбищ женщинами, нежелательно.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя