О положении отставания от имама в молитве

Все, что связано с молитвой
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
sultan
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 07:21
Контактная информация:

О положении отставания от имама в молитве

Непрочитанное сообщение sultan »

О ПОЛОЖЕНИИ ОТСТАВАНИЯ ОТ ИМАМА В МОЛИТВЕ СО СТОРОНЫ МАЪМУМА

И как следует вести себя молящемуся за имамом в том случае, когда он отстал от него в молитве?

Прежде всего следует отметить, что отставание от имама в молитве может быть двух видов:

1. по уважительной причине;

2. без уважительной причины.


Первый вид – это когда есть уважительная причина или оправдание для молящегося за имамом.

В соответствии с этим, если человек отвлёкся, потерял концентрацию в молитве или не смог услышать имама по какой-либо причине, а за этот период времени имам стал опережать его на один или два рукна в молитве, то в таком случае маъмум (совершающий намаз позади имама) должен восполнить то, что он упустил в ракаате и догнав имама, продолжить совершение молитвы за ним. Однако это положение не относится к тому случаю, когда имам уже достиг того места в цикле молитвы, где от него отстал маъмум. В этом случае молящийся позади имама должен только следовать за имамом, а после завершения молитвы имамом (после приветствия) он должен восполнить недостающий ракаат. Потому что у маъмума будет только один ракаат, тогда как для имама это будет уже второй ракаат. Например: во время пятничной молитвы маъмум слышит, как имам читает «аль-Фатиху», однако впоследствии отключилось электропитание, маъмум, не зная об этом продолжил находится в положении стояния, при том что имам за это время уже совершил поясной и земные поклоны в первом ракаате. Когда же электропитание восстановилось, маъмум услышал голос имама, который к тому моменту читал суру «аль-Гашийа» во втором ракаате. В этом случае маъмум обязан следовать за имамом, и это будет для него продолжением первого ракаата, а когда имам произнесёт приветствие в конце молитвы, маъмум должен восполнить то, что он упустил, т.е. совершить ещё один ракаат.

Но если маъмум узнал о том, что он отстал от имама ещё до того момента, когда имам уже достиг этого же места во втором ракаате, тогда маъмуму нужно наверстать упущенное и следовать за имамом.

Пример этого: человек молится за имамом, имам совершает поясной поклон, в то время как маъмум не услышал этого. Однако маъмум слышит голос имама, когда тот произнёс: “Сами’а-Ллаху лиман хамидах” – поднимаясь с поясного поклона. Тогда маъмуму следует совершить поясной поклон и подняться, и далее догнав имама продолжить молитву за ним. Так следует поступать по причине того, что в данном случае есть оправдание и уважительная причина.

Второй вид – отставание от имама без уважительной на то причины:

1. Отставание от имама в рукне (столпе) молитвы.

Это может быть в том случае, когда, к примеру, имам прочитав суру после «аль-Фатихи» уже стал совершать поясной поклон, а молящийся позади него ещё остаётся стоять и дочитывает какую-либо суру или аят. Только после того, как маъмум закончит своё чтение он догоняет имама в положении руку’. В данном случае ракаат совершённый маъмумом является действительным, однако такое действие противоречит Сунне пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что молящимся позади имама было предписано начать совершение поясного поклона тогда, когда имам достиг положения руку’ и не отставать от него, даже если вы не дочитали какие-либо аяты. Как сказал об этом пророк, мир ему и благословение Аллаха: “Когда он (имам) совершит поясной поклон, то и вы совершайте его”. (См. аль-Бухари, 722; Муслим, 414).

2. Отставание от имама на рукн(ы).

Это означает, что имам будет опережать вас на целый рукн или более во время молитвы. Примером этого может быть случай, когда имам уже поднялся после поясного поклона, в то время как вы ещё не начали его совершать. Учёные фикха сказали, что как и в случае, если бы вы опередили имама в поясном поклоне, также и отставание от него в поясном поклоне делает вашу молитву недействительной. Однако, если вы отстали только на один рукн молитвы в другом её столпе, помимо поясного поклона, например в земном поклоне, то по мнению некоторых факихов, ваша молитва не становится недействительной. По мнению же шейха ибн 'Усаймина более правильное мнение заключается в том, что если маъмум отстал от имама на один рукн, будь это в поясном поклоне или в любом другом столпе молитвы без уважительной на то причины, то его молитва становится недействительной. Он сказал, что если имам уже поднялся после первого земного поклона, а человек, который молится за ним, будет делать ду'а в земном поклоне и продолжит делать ду'а до тех пор, пока имам не совершит второй земной поклон, то в этом случае молитва этого человека будет недействительной (См. "Шарх аль-Мумти’", 4/275) [1]. Наряду с этим шейх ибн 'Усаймин также сказал, что если человек преднамеренно, т.е. зная что так поступать недозволительно и без уважительной причины, к которой можно отнести: забывчивость, сонливость и т.д., задержится с совершением земного поклона до того момента как имам уже станет подниматься с него, то молитва такого человека будет недействительна [2]. И это является мнением в ханбалитском масхабе, которое гласит, что отставание от имама даже на один полный столп в молитве без уважительной на то причины делает её недействительной [3].

Однако имам ан-Науауи в "аль-Маджму’" указывает на то, что отставание от имама без уважительной на то причины может быть только на один рукн, и такое отставание не делает молитву недействительной (и это мнение в шафиитском масхабе), в отличии от отставания на два рукна [3]. При этом он не выделяет положение поясного поклона среди других столпов, как об этом упоминалось выше со слов некоторых факихов. Пример это: вы совершаете молитву за имамом, он совершил земной поклон и вы за ним совершили земной поклон, после этого имам поднялся с земного поклона, а вы задержались в земном поклоне, имам же за это время уже начал совершать второй земной поклон. В этом случае, если вы успели застать имама на втором земном поклоне, то ваша молитва действительна (хотя это противоречит Сунне), т.к. отставание было только на один рукн, а это – сидение между двумя земными поклонами, однако если имам уже начал подниматься со второго земного поклона, то тогда ваша молитва – недействительна!

Источники:

1. https://islamqa.info/ar/answers/33790/% ... 8%A7%D8%A9

2. https://binothaimeen.net/content/6841

3. https://www.islamweb.net/ar/fatwa/11256 ... 8%AF%D9%8F


sultan
Сообщения: 346
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 07:21
Контактная информация:

О положении отставания от имама в молитве

Непрочитанное сообщение sultan »

Примечание: Под выражением “молитва такого человека будет недействительна” - имеется в виду именно тот ракаат или ракааты в которых произошло что-либо из вышеописанного. В этом случае, после завершения молитвы имамом (после приветствия) он должен восполнить недостающий ракаат(ы).
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость