Является ли чтение суры Аль-Фатиха в молитве обязательным?

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

В этом вопросе имеются разногласия у ученых:

— некоторые говорят, что это является обязательным;

— другие считают, что это не является обязательным, если молитва читается за имамом;

— иные полагают, что если молитва читается за имамом и чтение имама было вслух, то не обязательно; если же чтение имама было «про себя», то является обязательным, и это более сильное мнение, потому что оно объединяет в себе все доводы.

Ведь Пророк ﷺ сказал:

«لَا صَلَاةَ لِمَنْ لَمْ يَقْرَأْ بِفَاتِحَةِ الْكِتَاب»[1],
и в другой версии:

«من لم يقرأ بفاتحة الكتاب فصلاته خداج»[2],
то есть молитва того, кто не читал суру Аль-Фатиха, является неполноценной, неправильной. Это приводят многие мухаддисы, и хадис является достоверным.

 

И, с другой стороны, мы знаем Аят, где Аллах, Свят Он и Велик, говорит:

وَإِذَاقُرِئَ الْقُرْآنُ فَاسْتَمِعُوا لَهُ وَأَنْصِتُوا لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ

«Если читают Коран, то молчите и слушайте. Быть может, вы будете помилованы»[3].

Поэтому, если имам читает вслух, то человек молчит и слушает, если же имам читает «про себя», тогда человек поступает так же. Если же он читает один, то, понятно, он читает суру Аль-Фатиха.

Для тех же, кто только начал изучать суру Аль-Фатиха и молится за имамом, нет ничего страшного, пока они ее не выучили; один-два дня, пока учат суру, они читают за имамом в то время, когда имам ее читает «про себя». Однако когда они читают одни, без имама, делают это хотя бы с листочка и учат суру Аль-Фатиха, потому что чтение ее является обязательным.

А Аллаху ведомо лучше.

 

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
23 Мухаррам 1440 г. (03.10.2018)

 

[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 756; Сахих Муслима, хадис № 394; Сунан Ат-Тирмизи, хадисы № 247, 311; Сунан Абу Дауда, хадисы № 822, 823; Сунан Ан-Насаи, хадисы № 910, 911; Сунан ибн Маджа, хадис № 837.

[2] Сахих Муслима, хадис № 395; Сунан Абу Дауда, хадис № 821; Сунан Ат-Тирмизи, хадисы № 312, 2953; Сунан Ан-Насаи, хадис № 909; Сунан ибн Маджа, хадисы № 838; 840; 841; Муатта Малика, хадис № 224; Муснад Ахмада, хадисы № 6903 7016; 7291; 7406; 7836; 7901; 9898; 9932; 10198.

[3] Сура «Аль-А’раф», Аят №204.

Еще

Как совершать зикр после обязательной молитвы?

Нужно ли после обязательных намазов говорить зикры вслух, опираясь на хадис ибн Аббаса, что он узнавал об окончании молитвы по такбирам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *